Исследование особенностей эмоциональных состояний

Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание определенного чувства. В соответствии с удовлетворением потребностей состояния, которые переживает человек, могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Особенности и виды эмоциональных состояний

Если учитывать характер воздействия на деятельность человека, то эмоции можно классифицировать на:

  1. стенические (побуждающие к активной деятельности, мобилизующие силы, например, вдохновение),
  2. астенические (расслабляющие человека, парализующие его силы, например, грусть).

Есть эмоциональные состояния, которые могут быть и стеническими, и астеническими в одно время. Разное воздействие одного и того же чувства на действия разных лиц обусловлено их личными особенностями и волевыми качествами. Так, чувство страха способно дезорганизовать трусливого человека, при этом мобилизует смелых людей.

В соответствии с динамикой протекания эмоциональные состояния делятся на длительные и кратковременные, в зависимости от интенсивности они могут быть интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости — устойчивыми и изменчивыми. Если рассматривать форму протекания, то эмоциональные состояния делят на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшая форма эмоционального переживания представлена эмоциональным тоном, то есть эмоциональной окраской в виде своеобразного качественного оттенка психического процесса, который побуждает людей сохранять или устранять их. Эмоциональный тон способен накапливать в себе отражение самых общих и часто встречающихся признаков, присущих для полезных и вредных факторов окружающей действительности, позволяя принять быстрые решения о роли нового раздражителя (например, красивые пейзажи, неприятный собеседник).

В рамках эмоциональных состояний эмоциональный тон объясняется личностными особенностями человека или процессами осуществления его деятельности. Целенаправленное использование эмоционального тона дает возможность влиять на настрой коллектива, включая продуктивность его деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы исследования эмоциональных состояний

Методы исследования эмоциональных состояний весьма разнообразны. В состав самых достоверных и надежных критериев определения эмоциональных состояний сегодня можно включить соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и др.).

Ученые занимались исследованием эмоциональных состояний с помощью метода сверхмедленных колебаний потенциалов. Изменения эмоциональных состояний связаны в динамике со сверхмедленной биоэлектрической активностью, при этом не вполне известно, каким образом отразиться качественная сторона эмоциональных состояний в параметрах сверхмедленной биоэлектрической активности.

Исследователями были обнаружены различия в изменениях сверхмедленных колебаний постоянного потенциала при эмоциональных состояниях, которые возникают в ситуации решения задач, при рассмотрении фотографий или возникновении эмоциональных состояний разного знака. Они отражают связь между индивидуальными особенностями изменения сверхмедленных колебаний постоянного потенциала и аспектами эмоциональной личностной сферы и самоконтроля.

Для данных методов присущи существенные недостатки. Во-первых, они весьма трудоемки в исполнении, так как для них необходима дорогая техника и работа высококвалифицированных экспертов. Эти факторы значительно затрудняют использование методик для некоторых целей (например, как экспресс-диагностические методики).

Много лет назад начались и по сегодняшний день ведутся исследования, предназначенные для создания адекватных, простых и надежных методов диагностики эмоциональных состояний. Еще Е. А. Зинченко разрабатывал методики экспертного визуального выявления эмоциональных состояний персонала на производственных предприятиях.

В ходе сложнейшей многоэтапной работы этот ученый выявил показатели, для которых характерны максимальные коэффициенты весомости:

На их основе была выстроена таблица экспертной оценки, где внешние эмоциональные показатели обобщили с помощью интегративной оценки в целостную картину, учитывая индивидуальные особенности субъекта оценки.

Еще одну методику самооценки базисных эмоциональных состояний предложил К. Изард. Она представляет собой шкалу дифференцированных эмоций и включает перечень эмоциональных состояний. Последние подвергнуты стандартизации и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в некоторые категории эмоций.

Читайте также:  Эмоциональный кавер а4 кидс

Ряд исследователей изучали динамику эмоций с помощью метода хронологической регистрации Для того чтобы получить некоторые количественные характеристики эмоциональной динамики, испытуемым было предложено вести своего рода эмоциональный дневник. Они должны были отметить там длительность, знак и интенсивность (от — 5 до + 5) испытываемых эмоциональных переживаний, включая вид деятельности, где они проявляются.

Н. В. Витт и Л. Б. Ермолаева-Томина вели разработку методики выявления эмоциональности в рамках мнемических процессов. Они брали за основу анализ актуализации по памяти пережитых ранее эмоций четырех модальностей (страха, радости, гнева и неприятных переживаний). Были получены существенные отличия в зависимости от скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций, частоты репродуцирования эмоциональных ситуаций некоторой модальности, степени интенсивности повторных переживаний эмоций.

Э. Л. Носенко исследовал возможности провести оценку эмоциональной напряженности человека, являющегося оператором, по характеристикам его речи. Данная методика имеет в основе положение о возникновении существенных затруднений в речи говорящего в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей в состоянии эмоциональной напряженности. Они способствуют росту числа и продолжительности поисковых пауз в высказываниях, что, естественно, отражается на темпоральных характеристиках речи.

Источник

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

Дата публикации: 21.04.2014 2014-04-21

Статья просмотрена: 3691 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, Т. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Т. А. Фирсова, Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10459/ (дата обращения: 11.10.2021).

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников и студентов на предмет выявления различных эмоциональных состояний.

Ключевые слова: эмоциональные состояния; чувства; эмоциональная возбудимость; импульсивность; немотивированная тревожность; уровень тревожности; учебная деятельность

Проблема изучения эмоциональных состояний представляется достаточно актуальной в связи с тем, что все люди без исключения в любых ситуациях испытывают определенные эмоции и чувства, которые в свою очередь оказывают влияние на эффективность деятельности и поведения.

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность. Они включены в сферу психических процессов и состояний человека [Леонтьев В. О., 2002: 5]. Учение об эмоциях, или чувствах, представляет собой самую неразработанную главу в психологии [Выготский Л. С., 2000: 154]. Проблемой эмоциональных состояний личности занимались такие ученые как П. К. Анохин, П. В. Симонов, А. Н. Леонтьев.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души. Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия [Улыбина Ю. Н., 2008: 1]. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

В рамках изучения особенностей эмоциональных состояний наиболее интересными для нас оказались возрастные категории старшеклассников и студентов, которые, с одной стороны, объединяются единой ведущей учебно-профессиональной деятельностью, с другой стороны, различаются уровнем социальной и эмоциональной зрелости.

Целью исследования явилось изучение эмоциональных состояний старшеклассников и студентов.

Выборку исследования составили 30 старшеклассников (учащихся 10-х классов) и 25 студентов II курса ПГСГА.

Гипотеза исследования заключается в предположении о существовании различий в эмоциональных проявлениях школьников и студентов.

Читайте также:  Давление 140 чувствую нормально

С целью проверки гипотезы и определения степени выраженности отдельных эмоциональных проявлений у школьников и студентов мы провели эмпирическое исследование, включающее в себя три этапа.

На первом этапе исследования с целью определения степени импульсивности испытуемых мы провели Методику выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко).

Результаты исследования отражены на Рис. 1.

Рис. 1. Проявления склонности школьников и студентов демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость

Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников в определенной степени проявляют признаки импульсивности (70 %), лишь 30 % из них не импульсивны. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в подростковом возрасте. Студенты в меньшей степени подвержены импульсивности: не склонны к импульсивности 53 % испытуемых, у 47 % респондентов имеются отдельные признаки импульсивности. Полученные данные объясняются изменением социального статуса студентов, их социальной ситуации, что в большей степени «заставляет» их контролировать эмоции.

На втором этапе исследования с целью выявления уровня тревожности испытуемых мы использовали Методику выявления склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко).

Результаты исследования отражены на Рис. 2.

Рис. 2. Проявления склонности школьников и студентов к немотивированной тревожности

Результаты исследования выявили, что 3 % школьников проявляют ярко выраженную тревожность, а у 60 % старшеклассников присутствует некоторая склонность к тревожности, что может объясняться предстоящими экзаменами, выбором ВУЗа и будущей профессии. Студенты в меньшей степени проявляют признаки тревожности (47 %), что связано с более определенной, стабильной ситуацией, складывающейся на данном возрастном этапе. Это подтверждается еще и тем, что у студентов не наблюдаются показатели высокого уровня тревожности, а отсутствие тревожности вообще отмечается у 60 % студентов по сравнению с 37 % школьников.

На третьем этапе исследования с целью выявления основных причин выявленных эмоциональных состояний школьников и студентов мы применили метод опроса (анкетирование). Было определено, что для большинства школьников наиболее значимыми причиной проявления эмоциональных состояний (80 %) являются проблемы в отношениях со сверстниками, в частности, с противоположным полом. Для студентов же наиболее тревожными оказались проблемы, связанные с учебной деятельностью, что отметили 90 % респондентов.

Подводя итоги и обобщая результаты проведенной работы, следует отметить, что гипотеза исследования подтверждена, и нами выявлены определенные различия между эмоциональными состояниями школьников и студентов. Вышеизложенное исследование показало, что

— старшеклассники более импульсивны и эмоционально неустойчивы по сравнению со студентами, что связано с их возрастными, психофизиологическими особенностями и профессиональной неопределенностью;

— студенты в отличие от старшеклассников в меньшей степени проявляют склонность к тревожному состоянию, что объясняется более стабильной социальной ситуацией и изменившимся социальным статусом;

— эмоциональные проявления старшеклассников связаны в первую очередь с взаимоотношениями со сверстниками, для студентов же наиболее проблемными являются ситуации, связанные с учебной деятельностью.

1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 108 с.

2. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций / В. О. Леонтьев. — Одесса: Изд-во Инновационного ипотечного центра, 2002. — 150 с.

3. Улыбина, Ю. Н. Как контролировать свои эмоции / Ю. Н. Улыбина. — М.: Изд-во «Весь год», 2008. — 232 с.

Источник

Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Читайте также:  Искренними чувствами как пишется

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

ранимая неустойчивая психика;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Источник

Оцените статью