Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Ольга Елисеева
Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Из опыта работы по ознакомлению с эмоциями детей с задержкой психического развития
«Учитесь властвовать собою…»
Развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Дефектологи, воспитатели и родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие и коррекцию интеллекта ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях. Л. С. Выготский и А. В. Запорожец указывали на то, что только согласованное функционирование двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение различных форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, и в конечном итоге определяют всю жизнь человека, его место в обществе. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. В дошкольном возрасте необходимо знакомиться с собственными эмоциями. Это дает возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. Однако дети в дошкольном возрасте не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Поэтому важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию. Детям с задержкой психического развития еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Это связано с их особенностями. У детей с ЗПР слабее развит познавательный интерес, бедный словарный запас, узкий кругозор. Они менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей. Слабость волевых усилий часто приводит к проявлению негативных эмоций. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы в ее единстве с интеллектуальной сферой, с учетом индивидуальных особенностей детей. Считаю, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными направлениями в работе психолога с детьми с задержкой психического развития.
Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Основываясь на изучении работ психологов, обобщив свой опыт, пришла к выводу, что в дошкольном возрасте необходимо работать над следующими эмоциями: радость, грусть, страх, обида, гнев, вина, удивление. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и выражению эмоций в интонации, тембре голоса. Для изучения эмоциональнойсферы ребенка использую следующие задания:
• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной, с вопросом «Какое это лицо?», «Какое у маски настроение?»
• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).
Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую метод наблюдения за детьми в различных видах деятельности. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет собеседника. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети точнее определяют радость, веселье, злость. Затрудняются в определении грусти и страха. Возникают сложности в дифференциации эмоций страха и удивления. При направляющей роли взрослого, обращая внимание на положение рук, всего тела, дети начинают сопоставлять указанные эмоции. Из этого следует, что дети при определении эмоционального состояния людей, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).
Цель проводимой работы – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.
• Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях — радости, грусти, удивления, обиды, вины, страха, злости, используя разные каналы восприятия.
• Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать.
• Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние.
• Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
• Обучить детей навыкам релаксации, саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
• Повышать эмоциональную устойчивость ребенка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства.
• Развивать коммуникативные умения.
Для решения поставленных задач использую следующие методы и приемы:
• Ритуал приветствия и прощания.
• Слушание песни или отрывка музыкального произведения соответствующего характера.
• Чтение отрывка из литературного произведения.
• Изображение эмоций различными изобразительными способами (нарисовать, дорисовать, вылепить, выложить из деталей).
• Игры и упражнения с использованием интонации, тембра.
• Рассматривание фотографий, пиктограмм, сюжетных картинок с непрорисованным лицом.
• Выкладывание эмоций из кубиков и плоскостных деталей.
• Анализ заданных ситуаций.
• Рассказы психолога и рассказы детей.
• Упражнения подражательного и творческого характера на мышечную релаксацию.
Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия по ознакомлению эмоциями строятся по определенному алгоритму. В процессе занятий задействованы зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный каналы восприятия, что облегчает усвоение предложенного материала. Приемы и количество упражнений, заданий можно варьировать в зависимости от состава подгруппы, возраста и индивидуальных особенностей детей.
Алгоритм занятий на примере знакомства с чувством радости.
Занятие №1 Радость.
• Ритуал приветствия. Дети здороваются друг с другом разными, знакомыми им способами.
• Чтение рассказа «А просто так». Обсуждение настроения песика и лисенка.
• Слушание песни «Вместе весело шагать». Какое настроение было у вас, когда слушали песню? Что хочется делать под эту музыку?
• Рассматривание веселой картинки (нелепицы). Что вас развеселило? Почему стало весело?
• Игра «Солнечный зайчик». Снятие напряжения мышц лица.
• Рассматривание фотографий, на которых изображено чувство радости.
• Игра «Фотограф». Дети на «фотографии» изображают радостное настроение.
Занятие №2 Радость
• Слушание песни «Чунга-Чанга». О чем вы думали, когда слушали песню? Что чувствовали? Что хочется делать под эту песню?
• Рассматривание пиктограммы «радость». Каждому ребенку раздается пиктограмма.
• Упражнение «Зеркало». Детям предлагается посмотреть в зеркало и порадоваться.
• Определение что такое радость? Это веселое чувство, когда хочется смеяться, хлопать в ладоши, танцевать.
•Закончи предложение: «Я радуюсь, когда…», «Мама (папа) радуется, когда…», «Кошка (собака) радуется, когда…».
• Нарисуем (вылепим) веселое лицо.
Занятие №3 Радость
• Рассматривание картинки «Веселый клоун». Какие у клоуна глаза, ротик, брови? Почему он такой веселый?
• Складывание лица веселого человечка из кубиков. Почему твой человечек веселый, чему он радуется?
• Игра «Море волнуется раз…» Изобразить фигуру радости.
• «Мне подарили игрушку». Учимся интонационно передавать чувство радости.
• «Что забыл нарисовать художник?» Определить настроение дорисовать (вылепить) лицо.
• Игра «Обезьянки». Копирование мимики, пантомимики чувства радости.
Занятие №4 Радость
• Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено чувство радости. Чему радуются люди?
• Этюд «Радостная встреча» (с мамой, бабушкой, другом).
• Рассматривание картинок из лото «Азбука настроения». Обсуждение чему радуются кошка, рыбка, мышка, птичка. Покажи, как они радуются.
• Игра «Четвертый лишний». Выбрать картинку, которая не подходит к заданной пиктограмме.
• «Превращение в волшебников». Пожелания, чтобы все люди были веселыми и радостными.
• Создание галереи детских рисунков «Как мне было весело».
Тема занятия Количество занятий
Закрепление знаний об эмоциях 4
Педагог-психолог ГБДОУ №58 Елисеева О. А.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.
Источник
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Дарья Фомина
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
Когнитивный компонент
— представления детей о эмоциональных состояниях человека;
1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)
— понимание ребенком собственных эмоций
2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Поведенческий компонент
— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;
3)Методика «Что – почему – как».
— умение определять и называть свои эмоции;
4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (
— способности к прогнозированию эмоциональных
5)Методика «Ситуация без лица»
Методики исследования:
1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).
Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)
Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».
Обработка и интерпретация:Правильные ответы:
1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,
6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.
Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:
1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);
2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);
3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);
4 балла — ответ правильный (точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции»).
Уровень адекватности определения эмоционального состояния:
Низкий уровень – 12 – 18 баллов;
Средний уровень – 19 – 30 баллов;
Высокий уровень – 31– 48 баллов.
2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Цель: изучение понимания собственных эмоций.
Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.
Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.
Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.
Уровень понимания собственных эмоций:
Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;
Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;
Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.
Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.
3. Методика «Что – почему – как»
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек:
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения:
— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
•Низкий: 0 – 2 балла;
•Средний: 3 – 4 балла;
•Высокий: 5 – 6 баллов.
4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Цель: умение определять и называть эмоций.
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».
Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)
Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)
Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.
5. Методика «Ситуации без лица».
Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).
Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».
— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;
— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.
Уровень эмпатии:
Низкий уровень – 0-10 баллов;
Средний уровень – 11-20 баллов;
Высокий уровень – 21-30 баллов
«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок — родитель По числу участников.
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.
Источник