Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования
Мы живем во время политических и социально-экономических перемен, которые коснулись каждого человека в большей или меньшей степени. Ситуация стресса на данный момент становится нормой и наша задача научиться управлять собственным эмоциональным состоянием ради сохранения личного психического и физического здоровья, а так же здоровья окружающих нас людей.
Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования является исключительно актуальной проблемой ученых. Представляемое в этой статье обощение проведено с опорой на проведенные под нашим руководством коллективные исследования последнего (2016) года по проблемам преодоления эмоционального выгорания и деформации личности педагогов (Долгова В.И., Гольева Г.Г., Кунилова А.А., [1]; по проблемам психолого-педагогической коррекции социальных стрессов и дезаптации личности (Долгова В.И., Василенко Е.А., [2]; по проблемам безопасность личности субъектов психолого-педагогического образования (Долгова В.И., Кондратьева О.А., [3]); по результатам выявления факторов мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., [4]).
Данное исследование мы разделили на два основных этапа:
- Сбор первичных данных.
- Проведение психолого-педагогической программы по управлению эмоциональным состоянием педагогов; констатирующий эксперимент; анализ и описание полученных результатов.
Цель второго этапа исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность психолого-педагогической программы по управлению эмоциональной устойчивостью педагогов инклюзивного образования.
Для диагностики были выбраны следующие методики:
1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога:
методика предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости; позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а так же оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Представляет собой перечень из 84 утверждений, с которыми испытуемые должны согласиться или не согласиться. Показатели положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом» (приложение 1) суммируется. После этого можно измерить уровень нервно-психической устойчивости и сделать прогноз.
2. Диагностика «эмоционального выгорания» В.В.Бойко:
методика позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе (фаза напряжения(симптомы «переживания психотравмирующих обстоятельств», неудовлетворённости собой, «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»), фаза резистенции (симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»), фаза истощения(симптомы «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстранённости», деперсонализации, «психосоматических и психовегетативных» нарушений).
Методика так же состоит из 84 утверждений, на которые испытуемые должны ответить положительно или отрицательно. Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоциональное выгорание». Она позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
3. Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина:
предназначен для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений. Состоит из 30 вопросов, на которые нужно выбрать один из трёх вариантов ответа (более подходящий вариант ответа для отвечающего). После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. Каждый вариант ответа имеет свою балловую ценность (1,2 и 3 баллов).
В нашем исследовании принимали участие 10 педагогов инклюзивного образования преподающие в старшем и среднем звеньях. Все испытуемые являются представителями женского пола разной возрастной категории (28-57 лет).
На первом этапе исследования в педагогическом коллективе видимых конфликтов не наблюдалось. Большая часть с увлечённостью проходили предлагаемые испытания. В команде испытуемых был выявлен один лидер, который в первые дни исследования высказывал недовольства по поводу «пустой страты времени».
40% испытуемых с сильной заинтересованностью принимали участие в исследовании, интересовались результатами, уточняли инструкции и т.п.
20% испытуемых дольше адаптировались к условиям исследования. Примерно к середине исследования они включились в процесс и были со всеми на уровне.
Оставшаяся группа учителей (40%) относились к исследованию нейтрально.
Результаты первого этапа исследования:
- По методике оценки нервно-психической устойчивости.
Рисунок 1. — Результаты диагностики оценки нервно-психической устойчивости.
По методике оценки нервно-психической устойчивости мы можем наблюдать преобладание среднего (70% испытуемых) и высокого (30%) уровней нервно-психической устойчивости, в то время, как низкий уровень устойчивости не зафиксирован ни у одного человека в группе.
По полученным данным можно сделать вывод, что группа педагогов участвовавшая в исследовании эмоционально устойчива, нервные срывы маловероятны. Однако, стоит заметить, что у 40% испытуемых результат диагностики показал допустимый предел (приложение 2, таблица 1). Это значит, что конкретным испытуемым стоит научиться следить за своим состоянием, ради сохранения здоровья.
- По методике диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Рисунок 2. — Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания.
На рисунке 2 мы видим результаты диагностики уровня эмоционального выгорания. У 90% испытуемых из-за эмоционального выгорания не сформирована и только у 10 % (1 человек) в стадии формирования. Исходя из того, что ни один участник исследования не показал высокий уровень эмоционального выгорания мы можем сделать вывод о высоком уровне контроля педагогами над своим эмоциональным состоянием. Это подтверждается личной беседой с педагогами. У каждого имеется хобби, с помощью которых они переключаются, релаксируют.
Однако, стоит отметить человека с средним показателем. Если взглянуть с математической точки зрения, то до высокого показателя не хватило всего 6 баллов. Возможно причина в небольшом опыте работы (среди испытуемых, она самая младшая) или в других факторах. Для более достоверного ответа потребуется повторная диагностика и беседа с участницей (повторная диагностика будет проводиться в магистерской работе).
- По результатам опросника нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Всего 20% испытуемых показали умеренный уровень напряжения и 80% низкий уровень напряжения. Для подобной тяжёлой эмоционально профессии очень хорошие показатели. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. — Результаты диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На втором этапе мы провели программу по управлению эмоциональной устойчивости педагогов, разработанную Долговой В.И., Гольевой Г.Ю. [5].
Программу разделена на 3 блока:
Первый блок включает в себя просветительскую деятельность. Здесь мы знакомим педагогов с такими понятиями как эмоциональная устойчивость, эмоциональная напряжённость, профессиональная дезадаптация, самоконтроль и т.д., разбираем их суть.
Второй — практическую. В данном блоке на практических примерах разбирается несколько техник и методов по управлению личным эмоциональным состоянием и выявлению причины возникновения неблагоприятных эмоций, а также для избегания ситуаций развития эмоционального напряжения. Проигрывается несколько ситуаций с целью поиска группой наиболее подходящей модели поведения.
Третий блок включает в себя консультативную деятельность в которой группа делится своими наблюдениями и достижениями в работе по контролю над своим эмоциональным состоянием, разбирает интересующие вопросы для более эффективного управления личным эмоциональным состоянием и регуляции неблагоприятных ситуаций.
Повторная диагностика показала следующие результаты:
- По результатам методики оценки нервно-психической устойчивости
Рисунок 4. – Результаты повторной диагностики оценки нервно-психической устойчивости
Как показано на рисунке 4, процентное изменение уровня нервно-психической устойчивости остался неизменным. Но стоит заметить, что программа способствовала сдвигам в лучшую сторону, хоть и не таким явным.
- По результатам диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
По рисунку 5 так же не видно изменений в процентном соотношении.
Рисунок 5. — Результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания.
По опроснику нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Рисунок 6. — Результаты повторной диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На рисунке 6 мы можем наблюдать процентные изменения. Вместо 20% испытуемых со средним уровнем нервно-психического напряжения осталось всего 10% (1 человек), а низкий уровень нервно-психического напряжения теперь имеют 90% испытуемых вместо 80%.
Рассмотрим сводную таблицу по всем полученным результатам, для более конкретного выявления изменений у испытуемых.
Таблица 1 – сводные результаты по трём методикам с учётом первичной и вторичной диагностик
Источник
Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе
Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22
Статья просмотрена: 1006 раз
Библиографическое описание:
Лещенко, Ю. П. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе / Ю. П. Лещенко, О. Н. Кажарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49671/ (дата обращения: 11.10.2021).
В статье обсуждается проблема исследования эмоциональной устойчивости у будущих педагогов. Она весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане и является объектом междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых.
Эмоциональная устойчивость является важным качеством представителя любой профессии типа «человек-человек», в том числе и педагога. Это качество, которое позволяет сохранить и укрепить психическое здоровье человека, является необходимым условием формирования гармонично развитой личности.
В обязанности педагога входит обеспечение безопасного развития личности в условиях образовательной среды. Таким образом, формирование эмоциональной устойчивости будущих педагогов в период обучения в вузе является их гарантией личного и профессионального благополучия в будущем.
Согласно исследованиям отечественных авторов, педагоги чаще всего имеют недостаточный уровень сформированности эмоциональной устойчивости в различных трудных ситуациях. Безусловно, данный факт негативно отражается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей.
Исследование проблемы эмоциональной устойчивости в настоящее время получило достаточно широкое распространение.
Из отечественных психологов исследованием эмоциональной устойчивости занимались Л. М. Аболин, А. А. Баранов, П. Б. Зильберман, Н. Д. Левитов, В. Л. Марищук, А. К. Маркова, Л. М. Митина, С. М. Петрова, О. А. Прохоров, А. А. Реан и другие. Зарубежные исследователи это Я. Рейковский, Г. Айзенк Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл, П. Фресс и др.
Анализ научной литературы позволил выделить четыре основных подхода исследования эмоциональной устойчивости в отечественной психологии.
Согласно первому подходу (К. К. Платонов, Е. А. Петницкий, В. Л. Марищук, Е. А. Милерян, Л. М. Шварц и др.) эмоциональную устойчивость следует рассматривать как проявление волевых качеств личности, как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности, способность сохранять профессионализм при осуществлении педагогической деятельности несмотря на эмоциональные воздействия.
Е. А. Петницкий относит к эмоциональной устойчивости проявление волевых качеств личности, способность осознанно управлять возникающими эмоциями. Эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как эмоциональная устойчивость — это устойчивость определенного эмоционального состояния.
К. К. Платонов и Л. М. Шварц считают, что немаловажным фактором формирования эмоциональной устойчивости являются волевые качества личности. К. К. Платонов классифицирует эмоциональную устойчивость на следующие типы: эмоционально-волевая (уровень волевого владения личностью своими эмоциями); эмоционально-моторная (устойчивость психомоторики); эмоционально-сенсорная (устойчивость сенсорных действий) [6, с. 4857].
Среди сторонников данного подхода следует отметить В. Л. Марищук, Е. А. Милерян. Согласно исследованиям В. Л. Марищука, под эмоциональной устойчивостью следует понимать способность личности преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Е. А. Милерян считает, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции) [5, с. 117].
Второй подход (Б. X. Варданян, В. М. Смирнов, О. А. Сиротин, А. И. Трохачев и др.) определяет прямую зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей темперамента личности, силы нервной системы, процессов возбуждения и торможения.
Б. X. Варданян считает, что эмоциональная устойчивость — это свойство личности, которое обеспечивает гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и содействует успешному выполнению деятельности.
В. М. Смирнов и А. И. Трохачев определяют эмоциональную устойчивость как постоянство психических и двигательных функций в эмоциональной ситуации [2, c.44].
О. А. Сиротин определяет эмоциональную устойчивость как способность личности успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциональной ситуации. Он определяет взаимосвязь эмоциональной устойчивости с силой и подвижностью нервной системы.
Третий подход (Н. Д. Левитов, В. М. Писаренко, О. А. Черников) сконцентрирован на специфических особенностях эмоциональных реакций, эмоциональных характеристик.
Н. Д. Левитов рассматривает эмоциональную устойчивость как характеристику эмоциональных особенностей личности, устойчивости эмоций, эмоциональной стабильности, отсутствие склонности к частой смене эмоций. Он связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций.
В. М. Писаренко характеризует эмоциональную устойчивость как преобладание положительных эмоций. Он считает, что эмоциональную устойчивость как свойство личности, обеспечивающее постоянство стенических эмоций (переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности) и эмоционального возбуждения при возникновении различных стрессовых ситуаций. Необходимо заметить, что в то же время автор определяет эмоциональную устойчивость как самообладание, выдержку и хладнокровие.
О. А. Черникова рассматривает эмоциональную устойчивость как степень эмоционального возбуждения, с определенными границами — не превышает пороговой величины и не нарушает поведение личности, оказывает положительное влияние на результативность деятельность. При этом автор выделяет эмоциональные характеристики — это «оптимальная степень интенсивности эмоциональных реакций, их стабильность; качественные особенности эмоциональных переживаний, их направленность» [3, c.259].
Сторонники четвертого подхода (Л. М. Аболин, Г. Ю. Гольева, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко) рассматривают эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, которое способствует успешной реализации деятельности в стрессовых ситуациях. Основными критериями интегративного свойства личности являются успешность, результативность, сохранность, стабильность и др.
Согласно исследованиям Л. М. Аболина, эмоциональная устойчивость — это свойство, которое характеризует индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». То есть это функциональная система эмоционального регулирования деятельности [1, c.134].
М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко определяют эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое способно обеспечить целесообразное поведение в эмоциональных ситуациях. Данное определение, позволяет обозначить предпосылки эмоциональной устойчивости, обусловленные психикой, содержанием эмоций, чувств, переживаний, и установить взаимосвязь эмоциональной устойчивости и потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности, готовности личности к выполнению определенных задач. Авторы отмечают, что необходимо соотносить результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, так как выполнение определенных действий в сложной ситуации происходит часто в виду личных качеств и опыта личности.
На наш взгляд, именно данный подход наиболее полно отражает сущность понятия «эмоциональная устойчивость».
Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности характеризуется взаимодействием когнитивного, эмоционального, мотивационного, волевого и поведенческого компонентов психической деятельности личности, обеспечивающих успешное достижение цели деятельности и наиболее эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмоциональной ситуации.
Когнитивный компонент определяется степенью выраженности познавательной активности личности по самоорганизации и саморегуляции его поведения, проявлением интеллектуальных эмоций, а именно — познавательного интереса.
Эмоциональный компонент характеризуется степенью чувствительности субъекта жизнедеятельности к критическим ситуациям и актуальным уровнем его возбудимости, тревожности.
Мотивационный компонент включает в себя совокупность мотивов, которые направлены на преодоление психологических барьеров, возникающих в ситуациях повышенной напряженности
Волевой компонент характеризуется способностью личности принимать ответственность за свои действия на себя.
Поведенческий компонент определяется проявлением направленности личности на себя, свое дело и общение с другими людьми.
Степень эмоциональной устойчивости педагога зависит от объективных или внешних факторов и субъективных особенностей личности.
К объективным или внешним факторам относят: социальные факторы (изменения в системе общественных ценностей, эмоциональные стрессовые нагрузки и др.); материально-бытовые факторы (материально-техническое обеспечение деятельности, низкая или несвоевременная заработная плата и др.); фактор ответственности (ответственность за жизнь и здоровье детей); фактор взаимодействия — неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликты в отношениях с администрацией, учащимися, родителями, другими педагогами; организационно-административный фактор (открытые уроки, мероприятия, нечеткая организация деятельности и др.).
Объективные факторы способны вызывать негативное эмоциональное состояние, с последующей дезорганизацией деятельности личности.
К субъективным особенностям личности педагога, характеризующих эмоциональную устойчивость, относят: профессиональное самосознание (мотивация к педагогической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию); эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие); волевая саморегуляция (умения саморегуляции эмоционального состояния, волевые качества личности); поведенческая гибкость (легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно).
Педагогическая деятельность характеризуется изобилием нестандартных и стрессовых ситуаций. В связи с этим актуальным является подготовка будущего педагога к профессии, а именно, изучение и развитие эмоциональной устойчивости будущего педагога в процессе обучения в вузе.
Процесс совершенствования данного личностного новообразования будущего педагога во время обучения в вузе обусловлен особенностями педагогической деятельности и представляет собой последовательную работу, включающую несколько этапов: ориентировочный; информационный; ситуативно-практический; коррекционный [4, c. 50].
Ориентировочный этап позволяет определить уровень развития психолого-педагогических особенностей будущих педагогов и в связи с этим обозначить методы и формы обучения и организации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов, с учетом индивидуальных психологических особенностей личности.
Информационный этап сосредоточен на формировании положительной мотивации для развития эмоциональной устойчивости, освоение природы, структуры, стратегии развития эмоциональной устойчивости.
Ситуативно-практический этап предполагает усвоение знаний по развитию эмоциональной устойчивости будущих педагогов и применение полученных знаний в определенных педагогических ситуациях личности.
Коррекционный этап включает в себя подведение итогов и результатов развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Проводится мониторинг деятельности по определению уровня развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов и по результатам мониторинга происходит корректировка полученных знаний, умений, навыков.
Анализ основных теоретических и экспериментальных исследований эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе позволяет выделить психологическую структуру эмоциональной устойчивости, состоящую из пяти взаимосвязанных компонентов.
Степень эмоциональной устойчивости педагога во многом зависит от субъективных особенностей личности. Развитие эмоциональной устойчивости будущего педагога в процессе обучения в вузе обусловлен особенностями педагогической деятельности и представляет собой последовательную работу, включающую несколько этапов: ориентировочный; информационный; ситуативно-практический; коррекционный.
Источник