Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Шлокина Ольга Сергеевна
Магистрант 1 курса ХГУ им. Н. ф. Катанова, РФ, г. Абакан, Djoy.91@yandex.ru
Научный руководитель Калягина Е.А.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Аннотация: В статье приведены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ, в частности с интеллектуальной недостаточностью. Анализ литературы позволил выявить особенности эмоциональной сферы обозначенной категории младших школьников, а провяленное авторами эмпирическое исследование подтвердило сделанные вывод о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью в эмоциональной сфере имеют место повышенная тревожность, агрессия и наличие различных видов страхов.
Ключевые слова: эмоциональные особенности, дети с ОВЗ, младший школьный возраст, агрессия, агрессивность, тревожность, страхи
Features of the emotional sphere in primary school children with disabilities
Shlokina Olga Sergeevna
Master of the 1st year of KSU named after N. f. Katanova, Russian Federation, Abakan
Scientific adviser Kalyagina E.A.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, INPO KHSU named after N.F. Katanova, Russian Federation, Abakan
Abstract: The article presents the results of a study of the characteristics of the emotional sphere of primary school children with disabilities, in particular with intellectual disability. An analysis of the literature revealed the peculiarities of the emotional sphere of the designated category of primary schoolchildren, and the empirical study conducted by the authors confirmed the conclusion that children with intellectual disability in the emotional sphere have increased anxiety, aggression and the presence of various types of fears.
Keywords: emotional deviations, children with disabilities, primary school age, aggression, aggressiveness, anxiety, fears
Шлокина О.С. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-emotsionalnoj-sfery-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (Дата обращения: 30.06.2020)
В жизни любого человека существует большое количество всевозможных эмоций, которые они испытывают и переживают ежедневно. Данные эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными, насыщенными, а в некоторых случаях непонятными, даже для самого близкого окружения.
Ни для кого не секрет, что эмоции играют не последнюю роль в становлении личности. Эмоции являются основным звеном психической жизни человека и в первую очередь ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них часто зависит наше расположение к людям, анализ собственных действий и поступков. Они могут оказывать абсолютно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, увеличивать продуктивность, а с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать [5,8].
Младший школьный возраст, занимая в школьной жизни от семи до одиннадцати лет, вносит внушительный вклад в формировании психического здоровья ребёнка. За это время в процессе нового вида деятельности, ребёнок приобретает и перерабатывает большие объёмы информации, память становится произвольной, происходит смена преобладающего вида мышления с наглядно-действенного на абстрактно-логическое. Продолжает совершенствоваться зрительный анализ и синтез, исследование каждой из частей мысленно расчленённого образа в отдельности. В младшем школьном возрасте отмечается повышение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний [7].
За последнее время итоги обследования детей психологами, медицинскими и прочими специалистами резюмируют направленность повышения числа детей раннего и дошкольного возраста с многообразными проблемами и отклонениями в развитии, повышается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из актуальных проблем становится получение доступного и достойного образования ребенком. Все чаще дети с ограниченными возможностями здоровья проходят инклюзивное (включенное) образование, которое предполагает, посещение общеобразовательной школы совместно с здоровыми детьми, что в свою очередь предоставляет детям возможность игры и общения со сверстниками, способствует социальной адаптации [6].
При всех несомненных плюсах, инклюзия, а точнее, ее организация, сопряжена с рядом трудностей, касающихся вопросов обучения детей обоих категорий, готовности педагогов к подобной деятельности, материальной базы образовательной организации [10].
Одним из важных аспектов в контексте рассматриваемой проблемы становится создание специализированных условий, среды, в которой оказывается «особенный» ребёнок. Не менее важными при этом являются профессионализм, индивидуальные качества, знания и умения педагогов и специалистов, которые будут взаимодействовать с ребенком [10].
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с ОВЗ нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, в особенности эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Именно эмоционально — волевое развитие заслуживает особенного внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [6].
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ.
Достаточно часто дети с ОВЗ характеризуются отставанием в развитии эмоций и эмоциональной сферы в целом, что находит свое проявление в неустойчивости, лабильности, недостаточности, слабости волевых усилий. Описываемая категория детей склонна к повышенному беспокойству, тревожности, неустойчивости эмоциональной сферы и, как следствие, поведения – чередованию радости и спокойствия вспышками гнева и тревожности. Кроме того, дети с ОВЗ повышено чувствительны к фрустрациям, что часто сопровождается аффективными реакциями, агрессией, имеющей направленности на личность, а не на действие, вызвавшее подобный негатив [1,2,3,4,7,9].
В работах Л.С. Выготского вопрос исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимым, так как дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме. Осведомленность о законах психического развития ребенка и умение использовать их на практике важны для высокоэффективного оказания помощи детям с ОВЗ. Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает аффективно-волевая сфера, что обозначает психоэмоциональный потенциал личности, который обеспечивает силу, сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний. В норме для младшего школьного возраста отличительно повышение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, увеличение устойчивости эмоциональных состояний [2,3].
Г. В. Фадина в своих исследованиях, говоря о типичных особенностях эмоциональной сферы детей с ОВЗ, в качестве таковых выделяет страх, тревожность, склонность к аффективным действиям. Наравне с этим, дети склонны повышенной утомляемости, что находит свой эмоциональный отклик в раздражительности, плаксивости, эмоциональном дискомфорте. [9, с. 23].
Не вполне корректными, но в тоже время заслуживающими внимания являются исследования Е. В. Ивановой, изучавшей особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. Этичность исследования связана с возможностью сравнения нормально развивающихся сверстников и их ровесников с ОВЗ, между тем, приведённая автором диагностика позволяет говорить об отличиях, проявляющихся в повышенной тревожности именно к школе и различным аспектам школьной жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Неблагоприятные варианты развития эмоциональной сферы младшего школьника (эмоциональная незрелость, фиксация на отрицательных эмоциях, эмоционально-двигательная расторможенность или заторможенность, агрессивность, школьные неврозы и так далее) могут являться психофизиологичекими предпосылками, и неблагоприятными социально-психологическими условиями (например, неправильными (и/или несогласованными) воспитательными стратегиями). К примеру, частым проявлением эмоционально-волевой сферы является детская агрессивность. Враждебные, агрессивные реакции становятся доминирующими в поведении ребенка, длительными и устойчивыми, а причины, вызвавшие данное эмоциональное состояние, неявными, слабодифференцированными для окружающих. Младшие школьники могут проявлять как прямую физическую агрессию (чаще мальчики), так и косвенную вербальную агрессию (чаще девочки) [1,2,3,4,7,9].
Тревожность и школьная тревожность (или «школьный невроз») – гипертрофированный перфекционизм – «синдром отличницы» – рвение оправдать высокие надежды родителей, учителей и страх оказаться плохим учеником. Гипервозбудимость и близкое проявление эмоционально-двигательной расторможенности часто являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Младшие школьники с СДВГ демонстрируют нередкие бурные эмоциональные реакции разной модальности (от восторга до обиды и гнева) даже на эмоционально нейтральные события. Гипервозбудимость не позволяет младшему школьнику переключиться с той деятельности, которая вызвала сильные эмоции и двигательную расторможенность на другой вид деятельности. Дети с диагнозом СДВГ, как правило, имеют психофизиологические предпосылки для возникновения синдрома. СДВГ является одной из наиболее часто встречающихся первопричин академической неуспешности младшего школьника [1,4,9].
На основе анализа литературы, а также собственного опыта работы с обозначенной категорией детей мы предположили, что существуют особенности эмоциональных отклонений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что находит свое проявление в повышенной тревожности, агрессивности, проявлении страхов различных видов и этиологии. Для подтверждения выдвинутого предположения нами использовался следующий комплект психодиагностических методик: Проективная диагностика на выявление уровня тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»; Методика выявления детских страхов А.И. Захаров и М. Панфилова «Страхи в домиках»; Проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное».
В исследовании приняли участие дети с интеллектуальной недостаточностью в количество 20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек.
Полученные результаты по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики по методике «Выбери нужное лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В работах Л. С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме [2].
Как показала в своих работах Н. Г. Морозова, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально- познавательную направленность [7].
Рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на примере трех разных категорий: с задержкой психического развития, с интеллектуальным нарушением, с нарушением слуха.
При задержке психического развития детей отмечается незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.
В. И. Лубовский отмечает нетолерантность дошкольников с задержкой психического развития к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [3].
Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, по наблюдениям Е. С. Слепович, проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании чужих и собственных эмоций [9]. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.
Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха [10].
Как отмечает О. А. Лашманова, многие проблемы высокой тревожности этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения [6]. В качестве типичных для детей с задержкой психического развития особенностей в эмоциональном развитии Г.В.Фадина называет «появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям» [11, с. 23].
Е. В. Иванова и Г. В. Мищенко особо отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья это чувство является одним из основных и практически постоянных. Известно, что существует немало разновидностей страха. При диагностике ребенка выделяется одна из превалирующих разновидностей, и дальнейшая работа сосредотачивается на этом виде страха. Как правило, дети не осознают его и не умеют видеть у других. Для адаптации в социальной среде, а также для нормализации внутрисемейных отношений очень важно научить детей понимать и принимать собственные страхи [4].
Можно отметить работу Л.Н. Костиной, которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с задержкой психического развития проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данный исследователь полагает, что дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность [5].
А. А. Абашкина отмечает, что дети с задержкой психического развития проявляют тревожность по отношению к школе и учению, в основном, так же как и их нормально развивающиеся сверстники. Дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций. Этим можно объяснить более низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, которая определена в нашем исследовании [1]. При этом, школьники с задержкой психического развития в меньшей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники испытывают страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями, фрустрацию потребности в достижении успеха и переживают социальный стресс.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств [8]. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
У многих детей, особенно у перенесших травму, страдающих эпилепсией, наблюдаются дисфории — эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий [8].
Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения (эйфории). В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению.
Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально- экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.
Таким образом, у детей с нарушением слуха наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, причин, обусловливающих эмоциональные состояния; у детей с нарушением слуха меньше объем пассивного и активного словаря, характеризующего эмоционально-оценочную лексику; меньшее проявление эмоций у детей с нарушениями слуха является результатом неполноценного общения их с окружающими; доминирование отрицательных эмоций над положительными; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.
Список литературы
1. Абашкина А.А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. / А.А. Абашкина // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 2012. – С. 13 – 18.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 656с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с.
4. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
5. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием). Автореферат дисс.канд. психол. наук. / Л.Н. Костина. – М., 1999. — 32с.
6. Лашманова О.А. Некоторые подходы к диагностике эмоциональных особенностей дошкольников с задержкой психического развития. / О.А. Лашманова. URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=166
7. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста / Н. Г. Морозова // Дефектология. — 1985. — № 3. — 14 с.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1986.
9. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Просвещение, 1990. – 198 с.
10. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. / З. Тржесоглава. — М.: Медицина, 1996. – 324с.
11. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2013. — 68 с.
Источник