Исследование эмоционального интеллекта у медиков
Идея единства эмоционального и рационального начала в человеке вызывала большой интерес еще со времен великих философов. С развитием психологической науки изменения в представлениях ученых-психологов о соотношении эмоциональных и познавательных процессов привели, среди прочего, к появлению понятия эмоционального интеллекта.
Термин «эмоциональный интеллект» получил наибольшее распространение в психологии в 1990-х годах, когда в научной литературе стали появляться сведения о результатах теоретических и практических исследований в этой области, однако вплоть до настоящего времени сущность понятия «эмоциональный интеллект» не определена в науке однозначно.
Первая концепция эмоционального интеллекта создавалась американскими учеными Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо. Ими же был введён в науку и термин «эмоциональный интеллект». Они определили изучаемый феномен как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, в частности, определять значение эмоций и их связи друг с другом, а также как способность использовать эмоциональную информацию как основу мышления и принятия решений. В структуре эмоционального интеллекта были выделены следующие компоненты, касающиеся как собственных, так и чужих эмоций: идентификация эмоций (способность к восприятию, а также к распознаванию подлинных эмоций и их имитации); использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (способность вызывать необходимые эмоции, использовать их для направления внимания на важные события); понимание эмоций (способность понимать связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой); управление эмоциями (способность к контролю эмоций, к осознанию своих эмоций) [1,2,3,5].
Позднее на основе этой концепции американским психологом Д. Гоулменом была предложена модель эмоционального интеллекта, дополненная, помимо выделенных когнитивных характеристик, рядом личностных, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Именно эта концепция впоследствии приобрела наибольшую популярность среди психологов.
В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. На современном этапе результаты исследования эмоционального интеллекта отражены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и других [2,3].
Наибольший интерес вызывает модель, предложенная Д.В. Люсиным, в которой эмоциональный интеллект определяется как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций (способность установить факт наличия эмоции, идентифицировать ее, а также способность к пониманию причин, вызвавших эмоцию и последствий ее проявления) и управления эмоциями (способность контролировать интенсивность эмоций, их внешнее выражение, способность произвольно вызвать ту или иную эмоцию). Д.В. Люсин указывает на двойственную природу эмоционального интеллекта, а именно на его связь, как с когнитивными способностями, так и с личностными характеристиками. Формирование эмоционального интеллекта происходит в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, обуславливающих его уровень и индивидуальные особенности. Такими факторами являются когнитивные способности, представления об эмоциях (как о важном источнике информации), особенности эмоциональности. Таким образом, принципиальное отличие модели Д.В. Люсина состоит в том, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, являющиеся коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Возможно введение только таких личностных характеристик, которые оказывают прямое влияние на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [2,3].
Итак, даже краткий обзор психологических теорий эмоционального интеллекта позволяет сделать вывод об отсутствии единства взглядов на природу этого феномена, однако всеми авторами признается такая характеристика эмоционального интеллекта как совокупность способностей к пониманию и управлению, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей.
В рамках проведенного нами исследования, изучался уровень эмоционального интеллекта студентов – будущих врачей. На наш взгляд, способность понимать эмоции других людей и способность контролировать собственные эмоциональные состояния и, формирующиеся на их основе способность к сопереживанию, к установлению эмоционального контакта, умение слушать и слышать собеседника и в целом располагать к себе людей, являются профессионально важными качествами в работе специалиста сферы «человек-человек».
Для диагностики эмоционального интеллекта нами использовалась методика Н. Холла, предназначенная для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Опросник содержит 5 шкал [6]:
— управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
— самомотивация (скорее произвольное управление своими эмоциями);
— распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
В ходе работы с методикой испытуемым предлагается оценить 30 утверждений в соответствие со степенью согласия (несогласия) с ними.
По результатам исследования определяется интегративный уровень эмоционального интеллекта (70 и более баллов – высокий, 40-69 – средний, 39 и менее – низкий), а также уровни парциального эмоционального интеллекта (14 и более баллов – высокий, 8-13 – средний, 7 и менее – низкий) [6].
В исследовании, проведенном на базе Ивановской государственной медицинской академии, приняли участие 85 человек (58 девушек и 27 юношей) в возрасте от 20 до 22 лет.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для большинства испытуемых (56,5 %) свойственен низкий уровень эмоционального интеллекта. Средний уровень выявлен у 37,6 % респондентов, высокий – лишь у 5,9 % студентов.
Полученные данные позволяют предположить, что большинство студентов недооценивают значение эмоциональной сферы, возможно, они испытывают трудности в области контроля собственных эмоций, установления их причин, а также затруднения в процессе идентификации эмоциональных состояний других людей. Часто таким людям свойственны низкая самооценка, а также склонность испытывать безосновательное чувство вины. В медицинской профессии это может привести к трудностям в установлении эмоционального контакта с коллегами, пациентами и их родственниками, а также способствовать быстрому эмоциональному выгоранию специалиста [2].
Респонденты со средним уровнем эмоционального интеллекта, как правило, не испытывают сложностей с распознаванием чужих эмоций, они способны управлять собственными эмоциональными состояниями, анализировать их причины и последствия, что в совокупности оказывает положительное влияние на деятельность врача, так как помогает предотвратить возникновение негативных эмоций пациента, способствует развитию доверительных отношений, и в итоге — повышению эффективности лечебных мероприятий.
Высокий уровень эмоционального интеллекта может свидетельствовать о хорошо развитой способности контролировать собственные эмоции и управлять ими, в частности демонстрировать нужные эмоции в различных ситуациях. Контроль над эмоциональной сферой – чрезвычайно важное качество медицинских работников, чья профессиональная деятельность сопряжена с эмоциональными перегрузками. Способность чувствовать, понимать и принимать во внимание эмоции и чувства партнеров по взаимодействию также достигает высокого уровня развития. Как правило, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта склонны придавать большое значение собственной эмоциональной сфере, они ощущают психологическое благополучие, находятся в гармонии с самими собой и окружающим миром, стремятся к развитию собственных способностей.
Далее обратимся к результатам, полученным по отдельным шкалам опросника.
Наиболее развитой составляющей эмоционального интеллекта является эмпатия (9,2 балла по группе, что соответствует среднему уровню развития характеристики). Респонденты со средним уровнем эмпатии способны к сопереживанию, умеют слушать и слышать собеседника, способны быть внимательными и чувствительными к эмоциональным состояниям партнеров по взаимодействию; собственные эмоциональные проявления чаще поддаются высокому уровню самоконтроля.
Менее всего у студентов выражена способность к управлению эмоциями (среднее значение по группе составляет 1,8 баллов). Низкий уровень развития этой характеристики свидетельствует о сложностях в процессе регуляции собственными эмоциональными состояниями, о слабо выраженном самоконтроле эмоциональной сферы, об эмоциональной неустойчивости, что негативно сказывается на процессах межличностного взаимодействия.
Характеристики «эмоциональная осведомленность» и «распознавание эмоции других людей» имеют средний уровень развития (9,0 и 8,6 баллов соответственно). На наш взгляд, студенты обладают некими знаниями, которые позволяют им анализировать особенности собственных эмоциональных состояний, а также постигать эмоции других людей (понимать и распознавать их). Однако невысокий уровень развития данных характеристик позволяет предположить, что респондентам не всегда удается точно идентифицировать эмоции других людей и воздействовать на чужие эмоциональные состояния, или проанализировать причины их возникновения и изменения, возможно студентами также не всегда учитываются возможные последствия проявления собственных эмоций.
Результаты, полученные по шкале «самомотивация» (7,7 баллов) свидетельствуют о недостаточности внутренней мотивации к управлению собственными эмоциями. Респонденты не придают большого значения развитию эмоциональной сферы личности в целом, и, возможно, не ощущают потребности в совершенствовании навыков самоконтроля.
Итак, проанализировав результаты, полученные по методике Н. Холла, мы отмечаем, что для большинства студентов-медиков, принимавших участие в нашем исследовании, характерен средний уровень эмоционального интеллекта, при этом наиболее развиты такие его составляющие, как способность к эмпатии, эмоциональная осведомленность и распознавание эмоций других людей. Показатели самомотивации и способности управления эмоциями выражены в меньшей степени.
Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, что студентам медицинского ВУЗа необходимо повышать уровень развития эмоциональных способностей, в частности, способности управлять собственными эмоциями, а также идентифицировать эмоциональные состояния других людей. Здоровье эмоциональной сферы медицинских работников напрямую сказывается на успешности их профессиональной деятельности, предполагающей высокие эмоциональные нагрузки и постоянное взаимодействие с другими людьми, в том числе препятствует возникновению профессиональных деформаций личности.
Источник
Исследование эмоционального интеллекта у медиков
Организация труда специалистов сферы помогающих профессий, связанной с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится и к медицинским работникам, которые, в силу специфики своей повседневной практики, наиболее предрасположены к воздействию различных стрессоров. Поэтому особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема синдрома эмоционального выгорания.
В целях профилактики и снижения эмоционального выгорания работников системы здравоохранения представляется актуальным исследование связи данного синдрома с эмоциональным интеллектом, как фактором, с одной стороны обеспечивающим продуктивное взаимодействие врача с пациентами, и, с другой стороны, позволяющим найти внутренние ресурсы для повышения эмоциональной устойчивости, управлять своим эмоциональным состоянием.
В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания определяется как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1].
В.В Бойко полагает, что эмоциональное выгорание является особым механизмом психологической защиты личности, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 8].
Согласно теории К. Маслач синдром выгорания имеет три стадии:
- Эмоциональное истощение. В данной стадии следует подчеркнуть недостаток энергии, несоответствия степени испытываемых человеком эмоций реальной ситуации, её контексту. Также для этой стадии типично снижение общего эмоционального фона.
- Деперсонализация характеризуется нарушением межличностных отношений, поскольку специалист становится либо зависимым от других, либо склонным к негативизму, равнодушию, цинизму по отношению к коллегам и пациентам.
- Редукция профессиональных достижений может проявляться через тенденцию к негативной самооценке своих возможностей, профессионального успеха, ограничение своих обязательств перед другими. Соответственно, специалист воспринимает себя как некомпетентного, неспособного к достижению профессиональных целей [3, с. 79].
Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо [4, с. 3]. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями.
Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными характеристиками [5, с. 276]. Способность понимать и управлять эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта.
Рассматривая межличностный аспект, следует отметить, что успешность врачебной деятельности определяется во многом эффективной коммуникацией с пациентами. Именно эмоциональный интеллект в существенной мере влияет на формирование коммуникативной компетентности врача. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает адекватное взаимодействие, правильное понимание больного и соответствующее эмоциональное реагирование на его поведение.
При этом стоит обратить внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку восстанавливать утраченные ресурсы за сравнительно короткое время. Так, ряд исследователей полагает, что высокий эмоциональный интеллект является способностью, защищающей специалистов от развития синдрома выгорания [6, с. 8]. Данный процесс включает в себя, первоначально, выявление профессионального стресса и связанных с ним негативных эмоций через способность к их распознаванию, а затем и управлению ими. С этой точки зрения необходимо также указать на прогностическую роль эмоционального интеллекта.
Таким образом, рассматривая перспективу изучения связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об эмоциональном интеллекте как предикторе выгорания, что в конечном счёте сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления данного явления за счет развития компонентов эмоционального интеллекта.
Соответственно, гипотеза предполагаемого исследования исходит из предположения о том, что существует связь между стадиями профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и компонентами эмоционального интеллекта (осознание и понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других) у работников здравоохранения.
Источник