Исследование эмоционального интеллекта у медиков

Исследование эмоционального интеллекта у медиков

Идея единства эмоционального и рационального начала в человеке вызывала большой интерес еще со времен великих философов. С развитием психологической науки изменения в представлениях ученых-психологов о соотношении эмоциональных и познавательных процессов привели, среди прочего, к появлению понятия эмоционального интеллекта.

Термин «эмоциональный интеллект» получил наибольшее распространение в психологии в 1990-х годах, когда в научной литературе стали появляться сведения о результатах теоретических и практических исследований в этой области, однако вплоть до настоящего времени сущность понятия «эмоциональный интеллект» не определена в науке однозначно.

Первая концепция эмоционального интеллекта создавалась американскими учеными Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо. Ими же был введён в науку и термин «эмоциональный интеллект». Они определили изучаемый феномен как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, в частности, определять значение эмоций и их связи друг с другом, а также как способность использовать эмоциональную информацию как основу мышления и принятия решений. В структуре эмоционального интеллекта были выделены следующие компоненты, касающиеся как собственных, так и чужих эмоций: идентификация эмоций (способность к восприятию, а также к распознаванию подлинных эмоций и их имитации); использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (способность вызывать необходимые эмоции, использовать их для направления внимания на важные события); понимание эмоций (способность понимать связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой); управление эмоциями (способность к контролю эмоций, к осознанию своих эмоций) [1,2,3,5].

Позднее на основе этой концепции американским психологом Д. Гоулменом была предложена модель эмоционального интеллекта, дополненная, помимо выделенных когнитивных характеристик, рядом личностных, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Именно эта концепция впоследствии приобрела наибольшую популярность среди психологов.

В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. На современном этапе результаты исследования эмоционального интеллекта отражены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и других [2,3].

Наибольший интерес вызывает модель, предложенная Д.В. Люсиным, в которой эмоциональный интеллект определяется как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций (способность установить факт наличия эмоции, идентифицировать ее, а также способность к пониманию причин, вызвавших эмоцию и последствий ее проявления) и управления эмоциями (способность контролировать интенсивность эмоций, их внешнее выражение, способность произвольно вызвать ту или иную эмоцию). Д.В. Люсин указывает на двойственную природу эмоционального интеллекта, а именно на его связь, как с когнитивными способностями, так и с личностными характеристиками. Формирование эмоционального интеллекта происходит в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, обуславливающих его уровень и индивидуальные особенности. Такими факторами являются когнитивные способности, представления об эмоциях (как о важном источнике информации), особенности эмоциональности. Таким образом, принципиальное отличие модели Д.В. Люсина состоит в том, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, являющиеся коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Возможно введение только таких личностных характеристик, которые оказывают прямое влияние на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [2,3].

Итак, даже краткий обзор психологических теорий эмоционального интеллекта позволяет сделать вывод об отсутствии единства взглядов на природу этого феномена, однако всеми авторами признается такая характеристика эмоционального интеллекта как совокупность способностей к пониманию и управлению, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей.

Читайте также:  Задачи эмоционально волевого развития

В рамках проведенного нами исследования, изучался уровень эмоционального интеллекта студентов – будущих врачей. На наш взгляд, способность понимать эмоции других людей и способность контролировать собственные эмоциональные состояния и, формирующиеся на их основе способность к сопереживанию, к установлению эмоционального контакта, умение слушать и слышать собеседника и в целом располагать к себе людей, являются профессионально важными качествами в работе специалиста сферы «человек-человек».

Для диагностики эмоционального интеллекта нами использовалась методика Н. Холла, предназначенная для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Опросник содержит 5 шкал [6]:

— управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

— самомотивация (скорее произвольное управление своими эмоциями);

— распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

В ходе работы с методикой испытуемым предлагается оценить 30 утверждений в соответствие со степенью согласия (несогласия) с ними.

По результатам исследования определяется интегративный уровень эмоционального интеллекта (70 и более баллов – высокий, 40-69 – средний, 39 и менее – низкий), а также уровни парциального эмоционального интеллекта (14 и более баллов – высокий, 8-13 – средний, 7 и менее – низкий) [6].

В исследовании, проведенном на базе Ивановской государственной медицинской академии, приняли участие 85 человек (58 девушек и 27 юношей) в возрасте от 20 до 22 лет.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для большинства испытуемых (56,5 %) свойственен низкий уровень эмоционального интеллекта. Средний уровень выявлен у 37,6 % респондентов, высокий – лишь у 5,9 % студентов.

Полученные данные позволяют предположить, что большинство студентов недооценивают значение эмоциональной сферы, возможно, они испытывают трудности в области контроля собственных эмоций, установления их причин, а также затруднения в процессе идентификации эмоциональных состояний других людей. Часто таким людям свойственны низкая самооценка, а также склонность испытывать безосновательное чувство вины. В медицинской профессии это может привести к трудностям в установлении эмоционального контакта с коллегами, пациентами и их родственниками, а также способствовать быстрому эмоциональному выгоранию специалиста [2].

Респонденты со средним уровнем эмоционального интеллекта, как правило, не испытывают сложностей с распознаванием чужих эмоций, они способны управлять собственными эмоциональными состояниями, анализировать их причины и последствия, что в совокупности оказывает положительное влияние на деятельность врача, так как помогает предотвратить возникновение негативных эмоций пациента, способствует развитию доверительных отношений, и в итоге — повышению эффективности лечебных мероприятий.

Высокий уровень эмоционального интеллекта может свидетельствовать о хорошо развитой способности контролировать собственные эмоции и управлять ими, в частности демонстрировать нужные эмоции в различных ситуациях. Контроль над эмоциональной сферой – чрезвычайно важное качество медицинских работников, чья профессиональная деятельность сопряжена с эмоциональными перегрузками. Способность чувствовать, понимать и принимать во внимание эмоции и чувства партнеров по взаимодействию также достигает высокого уровня развития. Как правило, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта склонны придавать большое значение собственной эмоциональной сфере, они ощущают психологическое благополучие, находятся в гармонии с самими собой и окружающим миром, стремятся к развитию собственных способностей.

Читайте также:  Анализаторы органы чувств разница

Далее обратимся к результатам, полученным по отдельным шкалам опросника.

Наиболее развитой составляющей эмоционального интеллекта является эмпатия (9,2 балла по группе, что соответствует среднему уровню развития характеристики). Респонденты со средним уровнем эмпатии способны к сопереживанию, умеют слушать и слышать собеседника, способны быть внимательными и чувствительными к эмоциональным состояниям партнеров по взаимодействию; собственные эмоциональные проявления чаще поддаются высокому уровню самоконтроля.

Менее всего у студентов выражена способность к управлению эмоциями (среднее значение по группе составляет 1,8 баллов). Низкий уровень развития этой характеристики свидетельствует о сложностях в процессе регуляции собственными эмоциональными состояниями, о слабо выраженном самоконтроле эмоциональной сферы, об эмоциональной неустойчивости, что негативно сказывается на процессах межличностного взаимодействия.

Характеристики «эмоциональная осведомленность» и «распознавание эмоции других людей» имеют средний уровень развития (9,0 и 8,6 баллов соответственно). На наш взгляд, студенты обладают некими знаниями, которые позволяют им анализировать особенности собственных эмоциональных состояний, а также постигать эмоции других людей (понимать и распознавать их). Однако невысокий уровень развития данных характеристик позволяет предположить, что респондентам не всегда удается точно идентифицировать эмоции других людей и воздействовать на чужие эмоциональные состояния, или проанализировать причины их возникновения и изменения, возможно студентами также не всегда учитываются возможные последствия проявления собственных эмоций.

Результаты, полученные по шкале «самомотивация» (7,7 баллов) свидетельствуют о недостаточности внутренней мотивации к управлению собственными эмоциями. Респонденты не придают большого значения развитию эмоциональной сферы личности в целом, и, возможно, не ощущают потребности в совершенствовании навыков самоконтроля.

Итак, проанализировав результаты, полученные по методике Н. Холла, мы отмечаем, что для большинства студентов-медиков, принимавших участие в нашем исследовании, характерен средний уровень эмоционального интеллекта, при этом наиболее развиты такие его составляющие, как способность к эмпатии, эмоциональная осведомленность и распознавание эмоций других людей. Показатели самомотивации и способности управления эмоциями выражены в меньшей степени.

Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, что студентам медицинского ВУЗа необходимо повышать уровень развития эмоциональных способностей, в частности, способности управлять собственными эмоциями, а также идентифицировать эмоциональные состояния других людей. Здоровье эмоциональной сферы медицинских работников напрямую сказывается на успешности их профессиональной деятельности, предполагающей высокие эмоциональные нагрузки и постоянное взаимодействие с другими людьми, в том числе препятствует возникновению профессиональных деформаций личности.

Источник

Исследование эмоционального интеллекта у медиков

Организация труда специалистов сферы помогающих профессий, связанной с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится и к медицинским работникам, которые, в силу специфики своей повседневной практики, наиболее предрасположены к воздействию различных стрессоров. Поэтому особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема синдрома эмоционального выгорания.

В целях профилактики и снижения эмоционального выгорания работников системы здравоохранения представляется актуальным исследование связи данного синдрома с эмоциональным интеллектом, как фактором, с одной стороны обеспечивающим продуктивное взаимодействие врача с пациентами, и, с другой стороны, позволяющим найти внутренние ресурсы для повышения эмоциональной устойчивости, управлять своим эмоциональным состоянием.

В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания определяется как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1].

Читайте также:  Система эмоциональной регуляции лебединского

В.В Бойко полагает, что эмоциональное выгорание является особым механизмом психологической защиты личности, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2, с. 8].

Согласно теории К. Маслач синдром выгорания имеет три стадии:

  1. Эмоциональное истощение. В данной стадии следует подчеркнуть недостаток энергии, несоответствия степени испытываемых человеком эмоций реальной ситуации, её контексту. Также для этой стадии типично снижение общего эмоционального фона.
  2. Деперсонализация характеризуется нарушением межличностных отношений, поскольку специалист становится либо зависимым от других, либо склонным к негативизму, равнодушию, цинизму по отношению к коллегам и пациентам.
  3. Редукция профессиональных достижений может проявляться через тенденцию к негативной самооценке своих возможностей, профессионального успеха, ограничение своих обязательств перед другими. Соответственно, специалист воспринимает себя как некомпетентного, неспособного к достижению профессиональных целей [3, с. 79].

Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо [4, с. 3]. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями.

Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой – с личностными характеристиками [5, с. 276]. Способность понимать и управлять эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта.

Рассматривая межличностный аспект, следует отметить, что успешность врачебной деятельности определяется во многом эффективной коммуникацией с пациентами. Именно эмоциональный интеллект в существенной мере влияет на формирование коммуникативной компетентности врача. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает адекватное взаимодействие, правильное понимание больного и соответствующее эмоциональное реагирование на его поведение.

При этом стоит обратить внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку восстанавливать утраченные ресурсы за сравнительно короткое время. Так, ряд исследователей полагает, что высокий эмоциональный интеллект является способностью, защищающей специалистов от развития синдрома выгорания [6, с. 8]. Данный процесс включает в себя, первоначально, выявление профессионального стресса и связанных с ним негативных эмоций через способность к их распознаванию, а затем и управлению ими. С этой точки зрения необходимо также указать на прогностическую роль эмоционального интеллекта.

Таким образом, рассматривая перспективу изучения связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об эмоциональном интеллекте как предикторе выгорания, что в конечном счёте сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления данного явления за счет развития компонентов эмоционального интеллекта.

Соответственно, гипотеза предполагаемого исследования исходит из предположения о том, что существует связь между стадиями профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и компонентами эмоционального интеллекта (осознание и понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, распознавание эмоций других) у работников здравоохранения.

Источник

Оцените статью