ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)
В статье рассматриваются современные подходы к изучению эмоционального интеллекта, а также связь эмоционально-волевой регуляции с эффективностью профессиональной деятельности. представлены результаты исследования «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_kak_komponent_professionalnoy_kompetenstnosti_prepodavatelya.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность.
Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.
Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].
С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.
Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях со и студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].
В рамках проведения конкурса «Лучший преподаватель вуза» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, сотрудниками Психологического центра ДВГУПС было проведено исследование «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, проходящих по конкурсу, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. В исследовании приняли участие 709 студентов и 23 преподавателя из различных филиалов вуза.
В ходе исследования был использован модифицированный сотрудниками Психологического центра ДВГУПС вариант метода семантического дифференциала. Этот метод разработан в середине 50-х гг. XX века американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Широко известный в психологии и социологии, метод СД является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие студентами преподавателей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними.
В процессе исследования, по полученной методике СД, студентам предлагалось оценить степень выраженности качеств по шкале от 7 (качество сильно выражено) до 1 (качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).
Перечень качеств, оцениваемых студентами, был составлен на основании результатов ранее проведенного в 2004 г., сотрудниками Психологического центра, ассоциативного эксперимента. В ходе данного эксперимента, студентам было предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «преподаватель», и какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель»? В результате обобщения полученных данных была сформирована методика, где в иерархическом порядке представлены наиболее часто встречающиеся качества, характеризующие: 1) профессиональный уровень, подходы к преподаванию педагогов; 2) личностные особенности, а так же их внешние проявления. Таким образом, в методике представлено 21 качество: 1. понимающий; 2. нестандартный подход к преподаванию; 3. всесторонняя образованность; 4. чувство юмора; 5. доброжелательный; 6. требовательный; 7. отзывчивый; 8. справедливый; 9. четкая, громкая речь; 10. коммуникабельный, общительный; 11. высокий теоретический уровень; 12. сдержанный, спокойный уравновешенный; 13. индивидуальный подход к студентам; 14. объективность, непредвзятость; 15. опрятность, аккуратность; 16. уважительный, внимательный; 17. уважаемый, авторитетный; 18. высокий практический уровень; 19. творческий; 20. современный; 21. высокий практический уровень.
Результаты исследования показывают следующее. В целом, степень выраженности качеств преподавателей, проходящих по конкурсу, оценивается студентами положительно, данные находятся в диапазоне от 5,5 до 6,7, при максимальной оценке в 7 баллов. Это позволяет говорить о достаточно высокой степени выраженности всех качеств. Межличностные отношения студентов и преподавателей отличаются благоприятностью. Отношение студентов к преподавателям достаточно позитивное, толерантное, присутствует установка на принятие преподавателей, их особенностей, как личностных, так и профессиональных.
Наиболее высоко студенты оценили следующие качества: высокий теоретический уровень; опрятность, аккуратность; уважительный, внимательный; высокий практический уровень; высокий профессионализм. Наиболее низкие оценки получили следующие качества: нестандартный подход к преподаванию; чувство юмора; отзывчивый; индивидуальный подход к студентам; творческий.
Исследование позволяет сделать вывод, что качества, характеризующие профессиональный уровень педагогов, оценены студентами более высоко, чем личностные качества преподавателей, входящие в состав эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, и позволяющие эффективно взаимодействовать со студентами. Можно говорить о том, что по мнению респондентов преподаватели плохо понимают эмоциональное состояние студентов (индивидуальный подход), мало способны управлять собственным эмоциональным состоянием (чувство юмора) и эмоциональным состоянием учащихся (отзывчивость, творчество). Общение и эмоции играют огромную роль в обучении. Современное обучение требует конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и студента. Без обратной связи с аудиторией работа педагога превращается в механическое действие. Эффективность такого занятия резко снижается. В дальнейшем, если ситуацию не исправить, такое поведение может стать «нормой» для преподавателя и своеобразной личностной защитой от студентов, что в конечном счете оказывает непосредственное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и качество подготовки выпускников.
Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на занятии, но и с удовлетворением собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния эмоционального интеллекта на различные стратегии поведения и оптимизацию профессиональной деятельности преподавателя.
- Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. – 480 с.
- Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
- Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. — 111с.
- Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
- Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
- Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.
Источник
ОПЫТ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЕЙ
В статье представлен метод психологической диагностики эмоционального интеллекта учителей. Обоснована необходимость проективной диагностики педагогов. Показана возможность использования фрустрирующих реплик. Приведены данные собственных исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_proektivnoy_diagnostiki.docx | 55.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЕЙ
Т.А.Бусыгина, к.псх.н., доцент кафедры психологии ПГСГА
С.Г.Ихсанова, к.псх.н., доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии ПГСГА
В статье представлен метод психологической диагностики эмоционального интеллекта учителей. Обоснована необходимость проективной диагностики педагогов. Показана возможность использования фрустрирующих реплик. Приведены данные собственных исследований.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, психодиагностика, фрустрирующие реплики.
EXPERIENCE PROJECTIVE DIAGNOSTICS
EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEACHERS
The paper presents a method of psychological diagnosis of emotional intelligence of teachers. The necessity of projective diagnostic teachers. The possibility of using replicas of frustrating. Data are given their own research.
Keywords: Emotional intelligence, psychodiagnostics, frustrating cues.
В работах, посвященных вопросам педагогического мастерства, педагогическая деятельность определяется как профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания (А.А. Деркач, А.А.Исаев, 1981, Н.В. Кузьмина, 1990, 2002, А.К. Маркова, 1990, В.А. Сонин, 1998, и др.). При этом практически всеми авторами подчеркивается ведущая роль личности учителя в педагогическом процессе: личность — стержневой фактор труда учителя, определяющий его профессиональную продуктивность в педагогической деятельности и, главное, в педагогическом общении. Для продуктивного педагога необходим высокий уровень мастерства и свободы общения, который во многом определяется качествами его эмоционального интеллекта [1] .
Следует отметить еще одну особенность деятельности педагога – ее высокую эмоциональную насыщенность. Психоэмоциональные перегрузки, эмоциональная
напряженность, эмоциональное выгорание могут приводить к ухудшению или полной дезорганизации профессиональной деятельности учителя и обучения учащихся [2] . А это значит, что продуктивная педагогическая деятельность зависит не только от профессионального и коммуникативного мастерства, но и от способности учителя осознавать и регулировать свои эмоциональные состояния, то есть от уровня развития эмоционального интеллекта.
Понятие «эмоциональный интеллект» определено в современной психологии недостаточно четко. Его многозначность объясняется различием в теоретических и исследовательских подходах и отражает как сложность изучаемого феномена, так и востребованность такого изучения. Сам термин был впервые введен в 1990 г. американскими психологами П. Саловеем и Дж. Майером для обозначения особого комплекса психических свойств, включающего в себя эмпатию, умение осознавать собственные чувства, способность регулировать их [3] .
Х. Вайсбах, У. Дакс (1998) рассматривают эмоциональный интеллект как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью. Проявляется эмоциональный интеллект в партнерских отношениях и упоминается в одном контексте с профессиональным и личным успехом. Д. Гоулмен (1998) в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умение выражать свои чувства, понимать и тонко реагировать на состояние других людей. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и профессиональную успешность людей [4] . По мнению отечественного исследователя Г.Г. Горсковой (1999), эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа [5] .
Анализ психологической литературы по проблемам эмоционально-волевой сферы, интеллекта, профессионально значимых качеств и самосознания позволил сформулировать более точное операциональное определение понятия «эмоциональный интеллект». Это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. Иначе говоря, эмоциональный интеллект — это совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных личностных свойств и способностей, обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию состояний и чувств других людей и себя самого, опосредующих уровень продуктивности деятельности, успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие человека [6] . Такое понимание эмоционального интеллекта позволяет считать этот феномен основным фактором, определяющим качество профессионального общения педагога.
Значение общения для продуктивности учебно-воспитательного процесса выделяли такие психологи и педагоги, как Б.Н. Ананьев (1968), А.В. Запорожец (1986), В.Н. Мясищев (1949) и многие другие. В современной педагогике, ориентированной, прежде всего, на развитие личности учащегося, акцентируется внимание на том, что педагогическое общение должно строиться на диалогической, субъект-субъектной основе (И.В. Баева, 2002, С.П. Иванова 2000). Чуткость, альтруизм, милосердие, искренность, доброта образуют коммуникативное ядро личности педагога [7] .
Особенностям эмоциональной и коммуникативной сферы личности учителя посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований. Так, Ф.Н. Гоноболин (1975) выделял десять значимых профессионально-личностных особенностей учителя: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность убеждать людей, организаторские способности, педагогический такт, способность к творческой работе, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и четко вести себя в них, способность к данному предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Д. Райнс считал, что успешные учителя отличаются от неуспешных по следующим характеристикам: стабильности, интересу к контактам и благожелательному отношению к ученикам, ориентации на детей в обучении, высокому вербальному пониманию, эмоциональной доброжелательности, ответственности и деловитости. Г. Миллер приводит данные, согласно которым учителя с высоким уровнем педагогического мастерства характеризуются большей уверенностью в себе, меньшей невротичностью или тревожностью (Н.А. Аминов, 2000). Руководствуясь положением о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин и Т.С. Сухобская (1990) выделили три группы качеств личности учителя, имеющих профессиональную значимость:
- группа личностных свойств, которые связаны с развитием у педагогов эмпатии — способности понимать внутренний мир другого человека, проникать в его чувства, откликаться на них и сопереживать ему;
- способность к активному воздействию на ученика — динамизм личности: богатство внутренней энергии, инициативность, гибкость, способность к разнообразию волевых педагогических воздействий и логическому убеждению, чувство юмора, изобретательность и организаторские способности педагога;
- способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, которая проявляется в сочетании терпимости и настойчивости при осуществлении педагогических целей, в умении проявлять выдержку и самообладание в неблагоприятных, стрессовых ситуациях [8] (13).
Многими авторами подчеркивается значимость таких качеств в педагогическом общении, как педагогический такт, эмпатия, коммуникативные навыки.
Аргументы в пользу решающей роли эмоционального интеллекта в профессиональной эффективности учителя можно найти и в экспериментальной педагогике. Результаты эмпирических исследований подтверждают идею эмоционально-когнитивного (а не просто информационного) воздействия педагога. Так, в известном исследовании М.А.Манойловой, направленном на выявление особенностей личности «идеального учителя», показано, что заведомо успешные («идеальные») обладают более высоким уровнем развития эмпатии, более выраженной способностью к ее развитию, а в коммуникативном поведении склонны проявлять уверенность в себе, уважение и терпимость к позиции собеседника. «Идеальные педагоги» обладают более высокой адекватной самооценкой, но более низким по сравнению с остальными педагогами уровнем притязаний, что свидетельствует об адекватности их притязаний и самооценки. Успешные педагоги обладают высокой эмоциональной устойчивостью, более низкой доминантностью, выраженной нормативностью поведения, доверием к людям, стремлением к новому, независимостью от мнения группы, хорошим самоконтролем. Вышеуказанные качества свидетельствуют о более высоком уровне развития их эмоционального интеллекта, что свидетельствует о способности к осознанию и регуляции собственных эмоций и чувств, тонкому пониманию состояния других людей, уважению к окружающим на основе самопринятия и уверенности в себе (Манойлова, 2004) [9] .
Результаты диагностических исследований подтверждаются данными социологических опросов. «Идеальный педагог» в представлениях различных субъектов школьной образовательной среды – это, помимо прочего, человек, хорошо осведомленный об эмоциональных свойствах личности, высоко оценивающий и реализующий данные качества в профессиональной деятельности. Таким образом, представления об «идеальном педагоге» у учащихся, родителей, педагогов и психологов содержат, прежде всего, указание на эмоциональные, коммуникативные и регуляторные качества личности учителя, относящиеся к основным структурным компонентам эмоционального интеллекта [10] .
Последствия недостаточного внимания к развитию эмоционального интеллекта учителя также представлены эмпирическими данными. Многочисленные исследования синдрома эмоционального выгорания показывают, что влияние эмоциональной напряжённости педагогической деятельности особенно сильно сказывается на молодых педагогах. Согласно результатам исследования И.Н.Андреевой, синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает складываться у будущих педагогов ещё в период обучения в вузе (Андреева, 2004) [11] .
В силу указанных обстоятельств задача диагностики эмоционального интеллекта (или его компонентов) нам представляется особенно актуальной в применении именно к педагогическому труду.
Метод диагностики эмоционального интеллекта
До настоящего момента попытки исследовать эмоциональный интеллект и диагностировать выраженность его компонентов ограничивалась разработкой опросников, которые, как известно, представляют собой не что иное, как субъективную оценку личностных качеств самим испытуемым. Когда речь идет о качествах, так или иначе связанных с эмоциональный сферой личности, диагностика сталкивается с серьезными трудностями, которые обусловлены как раз тем обстоятельством, что испытуемому крайне трудно осознать и актуализировать в виде формулировок свое эмоциональное состояние со всеми его нюансами. Представим результаты нашего собственного исследования эмоционального интеллекта, в котором использовался опросник Манойловой (Бусыгина, 2011). Целью исследования было выявление различий в выраженности компонентов эмоционального интеллекта педагогов с различной предметной специализацией, поэтому мы приведем здесь лишь таблицы расчета достоверности различий, иллюстрирующие положение о слабости субъективных методов диагностики эмоционального интеллекта.
Таблица 1. Достоверность различий в показателях эмоционального интеллекта педагогов технического и гуманитарного направления
Источник