Исследование депрессии у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник
Изучение депрессии у детей-подростков
Исследование ученицы по психологии в рамках участия в научном обществе учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chanova_anastasiya10a.zip | 183.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №13»
Слет научных обществ обучающихся
образовательных организаций общего и дополнительного
образования города Нижневартовска в 2016-2017 учебном году
Секция 7. Психология
«Исследование депрессии у детей-подростков»
Автор: Чанова Анастасия Владимировна,
ученица 10А класса
Руководитель: Шахматова Полина Викторовна,
педагог-психолог МБОУ «СШ№13»
«Исследование депрессии у детей-подростков»
Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» Аннотация
Данная исследовательская работа была выполнена обучающейся Чановой Анастасией Владимировной (10А класс МБОУ «СШ № 13» г. Нижневартовска) в текущем 2016-2017 учебном году под руководством педагога-психолога, Шахматовой Полины Викторовны.
Известно, что подростковый возраст является критическим в психологическом развитии. На данном возрастном этапе происходит открытие своего внутреннего мира подростком, появляется потребность разобраться в нем, склонность к самоанализу. В результате к концу подросткового возраста происходит становление Я-концепции, как целостной системы представления о себе, являющейся центральным новообразованием данного возрастного развития. В наблюдениях и исследованиях отечественных психологов отмечается и дисгармоничное развитие самооценки, Я-концепции, эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Данные изменения приводят к снижению настроения, а в дальнейшем к депрессии в подростковом возрасте. Актуальность данной проблемы видим также в том, что подростки с высоким уровнем депрессии, не зная эффективных способов ее преодоления, могут замыкаться в себе, совершать противоправные действия, вступать в различные группы в социальных сетях, наивно полагая, что им там окажут помощь и поддержку.
Исследование ставит целью провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности. Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.
1. Изучить особенности подросткового возраста в психологической литературе.
2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков.
3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические особенности депрессии детей-подростков 8 классов школы №13 г. Нижневартовска.
В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач. Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии в исследуемой группе, а также выявить депрессию по следующим шкалам: Шкала А («негативное настроение»), Шкала В («межличностные проблемы»), Шкала С («неэффективность»), Шкала Д («ангедония»), Шкала Е («негативная самооценка»).
В качестве испытуемых нами были выбраны школьники в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов. В исследовании принимали участие 84 обучающихся. Полученные данные исследования и выводы представлены в научной статье.
Полученные результаты исследования позволяют более качественно проводить информационную работу и психологическую поддержку подростков с высоким уровнем депрессии.
«Исследование депрессии у детей-подростков»
Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» План исследований
В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о нарушении поведения, правонарушениях и преступности. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают обвинять и рассуждать лишь о поверхностных проявлениях подросткового возраста, при этом часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Статистика показывает, что большинство правонарушений и первичные случаи потребления алкогольных и психоактивных веществ происходит именно в подростковом возрасте. Почему так происходит? Я думаю, ответы кроются именно в том, что большинство подростков глубоко переживают изменения и метаморфозы, которые происходят в их личностном развитии. Это приводит к снижению настроения, и даже к депрессии. Так ли это? – попробуем разобраться.
Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда находилась под пристальным вниманием: у школьных психологов, учителей, родителей. У депрессивных подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса, они очень эмоциональны, и склонны воспринимать все близко к сердцу, что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Подросток в депрессивном состоянии в связи со своей эмоциональной разбитостью может искать разные способы преодоления депрессии, причем некоторые из них неблагополучно сказываются на их здоровье, не всегда правильны по отношению правилам и нормам общества. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее частой проблемой является проблема депрессивных расстройств. А особенно это касается детей в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой подросток из десяти страдает подростковой депрессией.
Таким образом, выдвигается гипотеза , что изучение особенностей депрессии у современных подростков позволит оказать своевременную и качественную помощь для подростков и их родителей.
Научная работа ставит целью провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности. Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.
1. Изучить особенности подросткового возраста в психологической литературе.
2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические особенности депрессии детей-подростков 8 классов школы №13 г. Нижневартовска.
План мероприятий исследования состоял из трех этапов . На каждом из которых решались конкретные задачи исследования и проводились специальные мероприятия изучения депрессии в подростковом возрасте.
1. Теоретический анализ литературы
- подборка литературы по теме исследования;
- рассмотрение теоретических постулатов особенностей подросткового возраста и депрессии в современной психологической литературе;
- описание особенностей депрессии у детей-подростков в теоретической части исследования.
На данном этапе исследования были рассмотрены работы отечественных психологов по вопросам исследования подросткового возраста таких авторов как: Р.М. Громов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин.
В данной части работы дано определение «подросткового возраста», как периода онтогенеза, переходным между детством и юностью. Рассмотрены психологические особенности ведущей деятельности, социальной ситуации развития и кризиса в подростковом возрасте. Хотим отметить, что теоретические исследования подросткового возраста имеют обширную географию и разносторонние взгляды научных деятелей. Тем самым теоретическое содержание в нашей исследовательской работе не является абсолютно однозначным, так как мы ограничены в количестве материала. Таким образом, одним из направлений в перспективе развития исследования может считаться и теоретическое, показ других подходов к особенностям подросткового возраста.
В теоретической части исследования отражены основные определения понимания «депрессии», также представлены основные причины и особенности депрессивных состояний в подростковом возрасте. В своем исследовании мы опираемся на следующее определение «Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психологическое расстройство, которое характеризуется пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами». [13] В работе рассмотрены теоретические исследования таких авторов как: Л.И. Божович, А.В. Захаров, Н.М. Иовчук, А. Подольский, А.А. Северный.
Следует отметить, что последние исследования депрессивных состояний у детей-подростков дотированы до 2010 года. А дальнейшие исследования в литературе не встречаются, лишь только отдельные исследования малоизвестных авторов. Отсюда следует, что наше исследование может стать началом для более детального исследования депрессии у современных детей-подростков, выявление ее особенностей, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе Югре.
2. Практический этап
- подборка методов и методик исследования, определение выборки для проведения практической части работы;
- проведение диагностики.
В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.
Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, так как выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.
Предъявление. Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии у подростков, а также выявить депрессию по следующим шкалам:
Шкала А («негативное настроение») – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В («межличностные проблемы») – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.
Шкала С («неэффективность») – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.
Шкала Д («ангедония») – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества.
Шкала Е («негативная самооценка») – негативная оценка собственной неэффетивности.
Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.
По каждой шкале теста также подсчитывается балл. Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т–показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка.
Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник. Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам.
Подростковый возраст является особенным психологическим периодом развития личности, на данном возрастном этапе решаются вопросы самоопределения учащихся. Динамика развития в данном возрасте зависит от ряда условий. Прежде всего, это общее эмоциональное состояние, существенно влияющее на процесс личностного развития. В связи с этим в качестве испытуемых нами были выбраны школьники одной из общеобразовательных школ города Нижневартовска в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов. В исследовании приняли участие 84 обучающихся.
3. Аналитический этап
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- написание заключения по исследовательской работе;
- внесение предложений и определение перспектив развития исследования.
В содержании научной статьи представлены результаты исследований, в заключение работы отражены выявленные особенности депрессии современных подростков. Хотим отметить, что 37% опрошенных детей-подростков имеют высокий уровень депрессии.
Дальнейшую перспективу развития исследования видим в том, чтобы увеличить охват исследования, провести сравнительный анализ на различных возрастных этапах, можно выделить исследование по гендерному (половому) признаку.
Для психологической поддержки и информационного сопровождения детей-подростков с высокими показателями депрессии предлагаем проект «Научи хорошему». Данный проект позволит научить участников техникам быстрого снятия эмоционального напряжения и поднятия настроения. Содержание проекта читайте в Приложении 3 исследовательской работы. Думаем, наша идея позволит в будущем реализовать проект «Научи хорошему» на уровне нашей школы, а возможно и города, возможно участие в конкурсе позволит нам отыскать единомышленников, чтобы данный проект не ограничивался стенами школы, а был доступен всем жителям города Нижневартовска.
«Исследование депрессии у детей-подростков»
Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13»
1. 1. Психологические особенности подросткового возраста. …………………………………8
1.2. Депрессивные проявления в подростковом возрасте. …………………………………….11
2. Обоснование выбора методов исследования………………………………………………….14
3. Результаты психологического исследования………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………………………..19
В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о нарушении поведения, правонарушениях и преступности. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают обвинять и рассуждать лишь о поверхностных проявлениях подросткового возраста, произнося при этом: «Ну это же подростковый возраст!», «Чего с них взять они же подростки!». При этом часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их решения.
Статистика показывает, что большинство правонарушений и первичные случаи потребления алкогольных и психоактивных веществ происходит именно в подростковом возрасте. Почему так происходит? Вы думаете, подросток хочет быть плохим? А может причина кроется глубже, может современному подростку нелегко рассмотреть свой внутренний мир, понять «Кто он?», «Для чего он живет?». Часто подростки думают о том, как жить в столь сложном, противоречивом мире. Все эти вопросы и поиск ответов накладывают отпечаток на психологическом здоровье подростка, на его настроении. Я думаю, ответы кроются именно в том, что большинство подростков глубоко переживают себя, что приводит к снижению настроения. И даже к депрессии. Так ли это? – попробуем разобраться.
В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями, что в свою очередь приводит к снижению настроения и депрессии.
Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда находилась под пристальным вниманием: у школьных психологов, учителей, родителей. У депрессивных подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса, они очень эмоциональны, и склонны воспринимать все близко к сердцу, что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Подросток в депрессивном состоянии в связи со своей эмоциональной разбитостью может искать разные способы преодоления депрессии, причем некоторые из них неблагополучно сказываются на их здоровье.
Депрессия — распространенное в наше время психическое расстройство. Сейчас депрессивные расстройства занимают одно из первых мест по изучению, и решению этой проблемы. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования, исследования депрессий у подростков стали проводиться примерно с первой половины XX века. Возникновение депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление распознать очень тяжело, пока не наступит её крайняя точка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее частой проблемой является проблема депрессивных расстройств. А особенно это касается детей в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой подросток из десяти страдает подростковой депрессией.
Таким образом, выдвигается гипотеза , что изучение особенностей депрессии у современных подростков позволит оказать своевременную и качественную помощь для подростков и их родителей. Цель провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности. Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.
1. Изучить особенности подросткового возраста и депрессии в психологической литературе.
2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические особенности депрессии детей-подростков 8 классов г. Нижневартовска.
1. 1. Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – период от 11-12 до 14-15 лет – зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними. В данной части исследования мы рассмотрим теоретические постулаты подросткового возраста в психологической отечественной литературе.
Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в туже школу, он окружен теми же сверстниками, то есть внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обуславливает новую социальную ситуацию.
Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. В теоретических исследованиях И.В. Дубровиной отмечается, что в данном возрасте часто встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии и периодов повышенной утомляемости. Бурные изменения в организме подростков резко повышают интерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, принять новый Я-образ. В исследованиях И.С. Кона указано, что принятие или неприятие собственного образа подростками приводит к повышению тревожности, снижению самооценки, что в конечном итоге может являться причиной нарушения поведения подростков, вплоть до невротических реакций. Источником конфликтов с представителями старшего поколения может стать отсутствие в этом возрасте устойчивой системы координат – системы жизненных ценностей, которая позволила бы реально оценивать события.
Анализ многочисленных исследований по теме «Подросток» (Носкова, 1999) показал, что в большинстве из них данный возраст изучается через характеристику феноменов самосознания. В культурно-исторической психологии развития Л.С. Выготского непосредственно указано, что самосознание есть новообразование подросткового возраста. Самосознание при этом понимается и связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. В самосознании подростка происходит слияние аффективного и когнитивного в «берега» волевого.
Главной формой самосознания является «чувство взрослости». По определению Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой «чувство взрослости» – это стремление быть, казаться и действовать как взрослый. В исследовании О.В. Курышевой изучалось представление подростков о собственной взрослости. Анализировались детские сочинения на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Было установлено, что развитие образа взрослости происходит по сложно организованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного героического поступка к внешнему, но реальному поступку; к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости, к общему представлению о взрослости как единстве ответственности и самостоятельности.
В концепции развития личности и самосознания В.С. Мухиной отмечается, что все звенья самосознания уже включены в самосознание подростка. Но содержательное их наполнение имеет свою возрастную специфику. Физический облик, внешний вид становится предметом исследования, подражания и особой заботы подростка. Отроку в сфере развития его самосознания предстоит приспособиться к новым телесным ощущениям, изменениям внешности. «Подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, – ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться» (Мухина, 1997, с. 405).
Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны). По мнению автора, он показывает высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора. Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента культуры, когда он сам ответственно его делает.
К.Н. Поливанова, рассматривая проблему психологического содержания подросткового возраста, отмечает в качестве дискуссионного вопрос о ведущем виде деятельности данного периода. Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В.Давыдов).
Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности подростковый период С. Холл называет «периодом бури и натиска». Трудности социализации современного подростка отечественные авторы Авдуевская Е.П., Баклушинская С.А. связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться. Когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.
Грановская Р.М. описывает проблемы, возникающие в процессе общения ребенка-подростка и взрослого. По каждому году периода подростничества Грановская Р.М. отмечает виды зависимостей, в которые может попасть ребенок. Так, в возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание, поэтому кражи и нечестность часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Ему приходится делать выбор: либо путь реальных достижений, либо уход в мир фантазий. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным. Он задумывается над значением жизни, и из-за отсутствия ясной перспективы часто происходят нервные срывы в связи с утратой душевного равновесия. В этом же возрасте наиболее часты дисморфобии – навязчивый страх телесного уродства или дефекта. В западной литературе болезненные варианты пубертатной дисморфобии называют «синдром Квазимодо», а неболезненные варианты таких переживаний – «синдром гадкого утенка». Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика выдают ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться как все в референтной группе («социальная мимикрия»).
15 лет – возраст максимальной самостоятельности. Подросток стремится во всем обнаружить свою волю, часто идет на провоцирование ситуации. Главный мотив, который движет подростком, – желание утвердиться в коллективе сверстников. Неадекватно завышенные притязания способствуют вступлению в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка отрока предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества. Суть конфликта взрослого и ребенка Грановская Р.М. видит в разной ориентации психологического времени: если взрослый концентрирует свое внимание на дальних результатах, то подросток – на ближайших. Таким образом, это может приводить к дисгармоничным путям развития подростка.
1.2. Депрессивные проявления в подростковом возрасте.
Депрессия — распространенное в наше время психическое расстройство. Сейчас депрессивные расстройства занимают одно из первых мест по изучению, и решению этой проблемы. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования, но исследования депрессий у подростков стали проводиться примерно с первой половины XX века. Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Депрессия в этом возрасте очень сложное явление, которое имеет много причин и непредсказуемых последствий. Возникновение депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление распознать очень тяжело, пока не наступит её крайняя точка. Многие знаменитые ученые и философы еще до нашей эры давали людям разные рекомендации по избавлению этого, так называемого депрессивного состояния.
Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психологическое расстройство, которое характеризуется пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматическими и неврологическими расстройствами. [13]
Эмоциональные проявления депрессии : тоска, подавленное, угнетенное настроение, отчаяние, страдание, раздражительность, тревога, утрата способности испытывать удовольствие от раннее приятных занятий, потеря интереса ко всему окружающему.
Физиологические проявления депрессии : нарушения сна (бессонница, сонливость), нарушение функции кишечника (запоры), изменения аппетита (его утрата или переедание), снижение сексуальных потребностей, боли в сердце, желудке, в мышцах, снижение энергии.
Поведенческие проявления : избегание общения (нежелание общаться с другими людьми, склонность к одиночеству), отказ от развлечений, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дающие временное расслабление.
Мыслительные проявления : трудность принятия решения, трудности сосредоточения, преобладание негативных, мрачных мыслей о себе, заниженная самооценка, мысли о самоубийстве (в случае тяжелой депрессии), мысли о ненужности, не значимости себя в этом обществе, замедленность мышления.[10]
По мнению Дробинской А.О., понятием «депрессия» можно охарактеризовать множество состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. Но о депрессии говорят уже как о наличии острой стадии нервного расстройства, не нужно путать ее с обычной грустью, временными переживаниями, вызванными разными причинами. Грусть — весьма человечная эмоция, которая передает нашу реакцию на потери и разочарования. Она необходима нам для того что бы вполне ощущать счастье, радость, восторг. Только сравнивая с грустью можно по-настоящему оценить полноту радости.[2]
Термин «депрессия», также используют для определения болезни, значительно отличающейся от проходящей грусти. Эта болезнь, так называемая клиническая депрессия. Она имеет следующие признаки:
- депрессия длиться дольше и ощущается интенсивнее обычного;
- ей свойственны проблемы часто связанные с человеческими взаимоотношениями, мышления, поведения, и биологического функционирования людей;
- депрессия, связанная с повседневной жизни, как на работе, так и дома;
Северный А.А. утверждал, что депрессивное расстройство — это серьезная болезнь, которая снижает трудоспособность, приносит страдания, как самому больному, так и его близким. Людям малоизвестно о типичных признаках депрессии, и ее последствии, поэтому им оказывают помощь, когда уже депрессивное расстройство оказывает затяжной и более тяжелый характер, а во многих случаях вообще не оказывается.
Проявления депрессии в подростковом возрасте
В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а, также, не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.[13]
Симптомы депрессивных подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников.[17] Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.
Н.М. Иовчук считает, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:
• Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).
• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).
• Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).
• Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).
• Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).
• Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).[10]
Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.[15]
Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
2. Обоснование выбора методик.
В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.
Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, так как выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.
Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии у подростков, а также выявить депрессию по следующим шкалам:
Шкала А («негативное настроение») – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В («межличностные проблемы») – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.
Шкала С («неэффективность») – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.
Шкала Д («ангедония») – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества
Шкала Е («негативная самооценка») – негативная оценка собственной неэффетивности.
Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник. Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам.
В качестве испытуемых нами были выбраны школьники одной из общеобразовательных школ города Нижневартовска в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов. В исследовании приняли участие 84 обучающихся. Для более точных результатов, мы просили подростков не подписывать бланки с ответами, а зашифровали их.
3. Результаты психологического исследования
Таблица №1. Результаты исследования депрессии у детей-подростков.
Источник