Словари
крыл. сл. Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н. э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана; самый Коран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.
Разг. Экспрес. Безгранично счастлив, глубоко удовлетворён.
Сам Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе (Достоевский. Идиот).
кто быть; чувствовать себя
Совершенно, безгранично счастлив; в состоянии блаженства.
Имеется в виду, что лицо, реже — группа лиц (Х) испытывает состояние глубокого эмоционального удовлетворения и гармонии. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х на седьмом небе.
В роли именной части сказ. или обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Стасик радовался, когда дядя Ваня прокатил его <. > по городу. А когда он однажды взял с собой мальчика в дальний рейс, в Буковину, тот был на седьмом небе. А. Авдеенко, Дунайские ночи.Через неделю он получил ответ. Юнкеру Владимиру Олексину предоставлялся годичный отпуск с назначением в Севастопольский полк. И юнкер был на седьмом небе <. >. Б. Васильев, Были и небыли.
— Мне показалось, что ты был на седьмом небе от счастья, а тебе, оказывается, не понравилось кататься на карусели. (Реч.)
Мы гуляли после собрания до поздней ночи, пили, опять целовались. Я была на седьмом небе и вела себя как эгоистка, совсем забыла о маме. И. Шамякин, Снежные зимы.
Там в комнате дурачились, потешались над каким-то счастливцем, который схватил пятёрку по алгебре и чувствовал себя на седьмом небе. Н. Атаров, Повесть о первой любви.
Когда мы через весь город везли их в детский дом, я чувствовал себя прямо-таки на седьмом небе от счастья. А. Чаковский, Это было в Ленинграде.
Малость бывает нужна человеку, чтобы почувствовать себя на седьмом небе. Эта окрошка, не московской выпечки хлеб <. >, кусты жасмина, — всё было радостью. Л. Карелин, Подснежник.
Когда закончишь работу, почувствуешь себя на седьмом небе от счастья, что больше не надо проверять расчёты, а пока — пересчитай-ка снова, что-то здесь не сходится. (Реч.)
— Когда наступит гармония и покой в душе, ты почувствуешь себя на седьмом небе. (Реч.)
Образ фразеол. соотносится с одним из древнейших представлений о мироустроении — с противопоставлением «земля — небо». Небо в традиционном религиозном мировосприятии — то «выспреннее пространство <. >, где пребывают вообще души умерших, тот свет, духовный мир», где души праведных окружают Господа и ангельские сонмища Его; рай, небесное царство. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1999. С. 502.) ср. в фольклоре: Небо — нетленная риза Господня; Небо — престол Бога, земля — подножие; Небеса поведают славу Господню; Небо — терем Божий, звёзды — окна, откуда ангелы смотрят.
Компонент фразеол. седьмой соотносится с пространственным и числовым кодами культуры, указывающими на древнейшее представление о членении пространства. Число семь в мифологиях многих народов — число совершенства. Согласно Корану, Аллах сотворил «семь небес рядами» (67: 3, 71: 14), и, по мусульманскому преданию, именно на седьмом небе находится рай. ср. также строки из стихотворения М.И. Цветаевой «Психея»: «Не самозванка — я пришла домой, / И не служанка — мне не надо хлеба. / Я — страсть твоя, воскресный отдых твой, / Твой день седьмой, твоё седьмое небо».
фразеол. образован пространственной метафорой, уподобляющей состояние блаженства пребыванию кого-л. на небе, в раю.
фразеол. в целом символизирует состояние предельного, полного счастья.
на седьмом небе (быть) — высшая степень радостного возбуждения
Ср. Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе.
Достоевский. Идиот. 1, 16.
Ср. На каком седьмом небе был теперь этот честолюбец (получив известие, что князь, сенатор, к нему приедет на вечер).
Писемский. Богатый жених. 1, 5.
Ср. Клянусь вечернею зарею
И блеском утра золотым:
Он семь небес своей рукою
Одно воздвигнул за другим.
Ф.И. Тютчев. Подражание арабскому. Ср. «Северные цветы». 1827 г.)
Ср. На семи поясах Бог поставил звездное течение.
Ср. Être aux anges.
Ср. In coelo sum:
Cic. ad Atticum. 2, 9, 1.
Ср. Videor in coelum ascendere.
Cic. de domo. 28, 75.
Ср. Ές ούρανόν ύμμιν άλεύμαι.
In coelum vobis saliam.
Ср. Человек. во Христе восхищен был до третьего неба.
Представление о семи небесах происходит от различных названий неба, встречаемых в Писании. Это представление перешло и в Коран, где о семи небесах упоминается в сурах, 2, 17, 40, 65, 67, 71. — В суре 23 (Верующие) говорится о семи небесах (буквально о семи путях): «Над вами мы сотворили семь небес». В суре 78 (Возвещение), где начинается о возвещении воскресения, говорится: разве мы не выстроили над вами семь твердей небесных? Сам коран принесен Ангелом Гавриилом из седьмого неба (в ночь Алкадара с 23-го на 24-е месяца Рамадана).
Неизм. Безгранично счастлив, очень доволен. Чаще с глаг. несов. и сов. вида: быть, почувствовать себя… как? на седьмом небе; на седьмом небе от чего? от радости, от счастья…
Райского окружили сверстники… заставили рисовать, рисовали сами, привели француза-учителя… «Да у вас талант. » — сказал тот, посмотрев его рисунок. Райский был на седьмом небе. (И. Гончаров.)
Рогожин оторваться не мог от Настасьи Филипповны… он был на седьмом небе. (Ф. Достоевский.)
Охотники улыбнулись все разом и захлопали от восторга в ладоши. Все почувствовали себя на седьмом небе. (А. Чехов.)
(?) Древние греки считали, что над Землей медленно вращаются семь хрустальных сфер-небес. На самом дальнем от Земли — седьмом — небе, согласно религии древних, помещался рай, поэтому быть на седьмом небе означало «быть в состоянии блаженства».
Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана; самый Коран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.
Источник
Справочник по фразеологии
Справочник составлен редакцией портала «Грамота.ру» по материалам следующих изданий:
На воре шапка горит – о человеке, совершившем что-либо дурное, который непременно себя выдаст. Оборот восходит к старинному анекдоту о том, как нашли на рынке вора. После тщетных попыток найти вора люди обратились за помощью к колдуну; тот громко крикнул в толпу: «Смотрите-ка! На воре шапка горит!» И вдруг все увидели, как какой-то человек схватился за шапку. Так вор был обнаружен и уличен.
Наговорить сорок бочек арестантов – очень много нарассказать о чем-л. неправдоподобном; наговорить с три короба. Ядром этого выражения является слово бочка – символ большого количества чего-либо. Числительное сорок еще более усиливает семантическую экспрессивность выражения. Словосочетание сорок бочек « большое количество чего-либо» встречается в русских былинах. Слово арестант в составе фразеологизма имеет особое значение – « мелкая сушеная рыба». Это слово записано Г. И. Куликовским в олонецких говорах. Наговорить сорок бочек арестантов , следовательно, – рыбацкая шутка, первоначально означавшая « нарассказать всяких небылиц о якобы огромном улове».
Наготовить, как на Маланьину свадьбу – очень много (о еде, угощении). Согласно наиболее распространенной версии, оборот восходит к старинному народному обычаю, связанному с празднованием кануна Нового года. В церковном календаре есть день Мелании Римляныни, именины которой приходятся как раз на 31 декабря. Вечер этого дня до сих пор во многих христианских странах называют «щедрым». А, например, на Украине разыгрывали шуточную свадьбу Васыля (Василия Кесарийского, день 1 января) и Меланки. Маланьина свадьба, таким образом, – это нечто вроде символической встречи старого и нового года; выражение наготовить, как на Маланьину свадьбу первоначально значило «заготовить столько еды, сколько готовит хорошая хозяйка в канун Нового года».
На кривой не объедешь кого-либо (прост.) – не обманешь, не проведешь, не перехитришь. Выражение собственно русское. Его исходной формой было сочетание на кривой лошади не объедешь, где слово кривая значило, по одной из версий, ‘слепая’ и ‘старая’, по другой версии – ‘хромая’. Есть и еще одна гипотеза: слово кривая в выражении характеризует кривые, гнутые оглобли, в которых лошади бежать легче, чем в прямых.
На кр у ги своя (вернуться, возвратиться) – к прежнему положению, состоянию. Выражение из Библии. Своя – устаревшая форма мн. числа – «свои», ударение кр у ги также устаревшее. В соответствующем месте Библии имеется в виду ветер, дующий сначала на юг, потом на север и затем вновь возвращающийся на то место («свои круги»), с которого он начинал дуть. Смысл выражения: все повторяется; все обычно когда-то вновь начинается с самого начала.
На мази – дело близко к благополучному осуществлению, к удачному завершению. Первоначально выражение применялось к повозкам и вообще к таким орудиям или средствам передвижения, которые смазывались перед поездкой. На мази означало в переносном смысле ‘скоро уедет, уже налажено к отправлению и к ходу, готово к движению, к поездке’. Ср. немецкое fertig ‘готов’, восходящее к глаголу fahren ‘ехать’.
Намотать себе на ус (шутл.) – запомнить, принять к сведению, имея в виду, что это может потом понадобиться, пригодиться. Оборот связан, с одной стороны, с символикой усов как атрибута мужской зрелости и опыта, с другой – с древней системой запоминания – завязыванием узелков на ниточке или веревочке «на память». Чем длиннее ус, тем больше можно на него «намотать» жизненного опыта – такова шутливая логика выражения. Не исключена и такая мотивировка оборота: от нервозной привычки крутить усы во время размышления.
На всю (полную) катушку делать что-либо (прост.) – до конца, предельно, полностью, вовсю делать что-либо. Есть несколько версий происхождения этого оборота. По одной из них, выражение вошло в современную речь из языка связистов во время Великой Отечественной войны. По другой версии, источник оборота – речь рыболовов (имеется в виду, что леска разматывается с катушки). Третья версия связывает это выражение с процессом регулирования громкости звучания радиоаппарата: регулятор громкости по форме напоминает катушку.
На попа (ставить) (прост.) — вертикально. Поп — в игре в городки: вертикально поставленный городок (рюха).
На русский байрам (прост. шутл.) — никогда. Байрам, или урза-байрам, — «праздник разговенья, окончания поста» в мусульманском календаре. Выражение — оксюморон, основанный на логической невозможности мусульманского религиозного праздника у христиан.
На седьмом небе (быть) — испытывать большую радость, счастье, блаженство. Оборот связан с древними представлениями об устройстве мира, описанными Аристотелем в сочинении « О небе » . Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых закреплены звезды и планеты. По другой версии: выражение связано с представлениями о небе как о семи вращающихся хрустальных сферах-небесах. На самой дальней от Земли верхней сфере находится рай.
Нас мало, но мы в тельняшках — выражение впервые появилось в Великую Отечественную войну в речи матросов, участвующих вместе с пехотой в боевых действиях на суше и славившихся бесстрашием и героизмом. Выражение означает: нас мало, но мы серьезные противники для врага и победить нас непросто.
Наставить рога кому-либо (разг. ирон.) – обмануть мужа (о жене, а также о любовнике жены). Выражение это известно во многих европейских языках, но происхождение его спорно. Вот некоторые версии: 1) заимствовано из немецкого. Жены древних германцев, провожая мужей на войну, надевали им на голову шлем с рогами. На языке женщин надеть мужу рога означало снарядить мужа в поход и остаться свободной; 2) из мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя; 3) в немецком императорском указе 1427 г. запрещается пребывание в армии с женой; преступивший этот запрет должен был носить рога; 4) византийский император Андроник Комнин (1183–1185) разрешал мужьям тех женщин, с которыми он имел любовные связи, охотиться в его зверинце. На воротах таких людей выставлялись оленьи рога; шутя о таком человеке говорили, что у него рога на лбу.
Наука умеет много гитик (ирон., шутл.) — о чем-то совершенно непонятном, мудреном. Фраза лежит в основе карточного фокуса, вот его описание. Зритель тасует колоду и выкладывает из нее 10 пар карт. Затем он запоминает любую пару. Пара возвращается на место. Фокусник раскладывает карты в четыре ряда. Завершив раскладку, он предлагает зрителю указать, в каких рядах находятся задуманные карты. Потом он эти карты угадывает. Секрет фокуса: надо запомнить фразу наука умеет много гитик. « Наука» — первая строка, « умеет» — вторая, « много» — третья, « гитик» — четвертая. 10 парам карт соответствуют 10 пар одинаковых букв. Пары карт ракладываются по парам букв: А-А, У-У, О-О и так далее. Когда зритель укажет на ряды, в которых лежат задуманные карты, их легко определить по одинаковым буквам в этих рядах. Слово гитик ничего не означает, оно искусственное: в части наука умеет много нет пар для букв г, т, к , а также не хватает еще одной пары букв для того, чтобы в сумме их было 20. Так, добавляются еще две и.
Начинать с азов (часто неодобр.) — начинать с самого начала. Идея начала заключена в слове аз — названии первой буквы русского алфавита. Словом азы называли буквы, всю грамоту вообще. Писать азы в старину означало « выписывать буквы » и « учиться грамоте » . Отсюда — переносное употребление слова азы « основы, начала чего-л. » , ставшее источником фразеологизма начинать с азов , т.е. « с самого начала, с самых основ, закладывая фундамент на пустом, голом месте » .
Источник
быть на седьмом небе
Словарь русских синонимов .
Смотреть что такое «быть на седьмом небе» в других словарях:
Быть на седьмом небе — Первоисточник сочинение «О небе» древнегреческого философа Аристотеля (384 322 до н. э.), который говорит в нем об устройстве небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых расположены звезды и… … Словарь крылатых слов и выражений
Быть на седьмом небе — Разг. Испытывать большую радость, счастье, блаженство. БМС 1998, 399; ЗС 1996, 170; Янин 2003, 46; ФСРЯ, 271 … Большой словарь русских поговорок
на седьмом небе — Неизм. Безгранично счастлив, очень доволен. Чаще с глаг. несов. и сов. вида: быть, почувствовать себя… как? на седьмом небе; на седьмом небе от чего? от радости, от счастья… Райского окружили сверстники… заставили рисовать, рисовали сами, привели … Учебный фразеологический словарь
На седьмом небе — см. Быть на седьмом небе. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. На седьмом небе … Словарь крылатых слов и выражений
на седьмом небе — (быть) высшая степень радостного возбуждения Ср. Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе. Достоевский. Идиот. 1, 16. Ср. На каком седьмом небе был теперь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
НА СЕДЬМОМ НЕБЕ — кто быть; чувствовать себя Совершенно, безгранично счастлив; в состоянии блаженства. Имеется в виду, что лицо, реже группа лиц (Х) испытывает состояние глубокого эмоционального удовлетворения и гармонии. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка
на седьмом небе быть — На седьмом не/бе быть (чувствовать себя) Испытывать наслаждение, большую радость и т.п … Словарь многих выражений
на седьмом небе быть — испытывать большую радость, счастье, блаженство. Оборот связан с древними представлениями об устройстве мира, описанными Аристотелем в сочинении “О небе”. Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых… … Справочник по фразеологии
На седьмом небе быть — чувствовать себя безмерно счастливым. ФСВЧиЭ … Термины психологии
быть на верху блаженства — получать удовольствие, обалдевать, благодушествовать, блаженствовать, кейфовать, тащиться, быть на седьмом небе, чувствовать себя на седьмом небе, испытывать удовольствие, вкушать блаженство, нежиться, плющиться, ловить кайф, отрываться,… … Словарь синонимов
Источник