Испытание чувств добрачный период

Специфика добрачного периода

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  • место и ситуация знакомства молодых людей;
  • первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  • социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  • продолжительность периода ухаживания;
  • инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  • время обдумывания брачного предложения;
  • ситуация оформления брака;
  • возраст будущей пары;
  • родители и отношение последних к браку своих детей;
  • динамические и характерологические особенности супругов;
  • отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения:

  • знакомство на работе или в учебном заведении;
  • взаимное положительное первое впечатление;
  • период ухаживания от одного до полутора лет;
  • инициатива брачного предложения со стороны мужчины;
  • принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель);
  • сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К. Антилла и Я. Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых – скорое рождение ребенка.

Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).

Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться.1 В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25-27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокулыпурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.

Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, к которым относится и супружеский союз, реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими), если, например, муж имел младшую сестру, а жена – старшего брата. Некомплементарные отношения – если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти – кому из них быть главным, старшим, а кому младшим), а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, которые не имели ни брата, ни сестры: у них в семье была только одна модель – родительский брак.)

Читайте также:  Умные горшки для цветов с эмоциями

Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

  1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.
  2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).
  3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т.д.

Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции:

Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней; Более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни; Проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

Источник

Глава III . Добрачные отношения

Тема 3.1. Любовь и влюбленность

Любовьединственный

Удовлетворительный ответ на вопрос

О проблеме существования человека.

Э. Фромм, зарубежный психолог

Начинается любой брак со встречи юноши и девушки, мужчины и женщины, которая зажигает искру любви. Эта встреча не случайна. В ней можно увидеть промыслительное событие в жизни двух людей. Это не обязательно момент знакомства, хотя иногда знакомство и встреча могут совпадать (например, любовь с первого взгляда).

Настоящая встреча – встреча «душа к душе», когда двое не только видят внешность друг друга, раскрывают для себя особенности характера другого человека, но и любуются красотой души, когда начинается искренний и бережный разговор «от сердца к сердцу». Она может состояться и спустя несколько лет после создания брака. Правда, бывает, что люди так и не «встречаются» личностно, даже прожив в браке много лет.

В природу человека вложено стремление к любви. Однако обрести настоящую любовь не так просто. Часто человек принимает за любовь то, что ею на самом деле не является. Это может происходить даже тогда, когда молодые люди вступают в брак. Прожив некоторое время, они вдруг понимают, что не любят друг друга. В чем же причина такого разочарования?

По всей видимости, происходит подмена понятия любви другими чувствами. Желаемое выдается за действительное.

В настоящее время в средствах массовой информации часто ставится знак равенства между понятиями «любовь» и «секс». Можно ли с этим согласиться?

Когда личность человека отождествляется с его физическим телом, происходит подмена любви к человеку любовью к телу, а это неизбежно ведет к разочарованию. Ведь человек – это не только его но и бессмертная душа. И состояние счастья от разделенной любви – это, в первую очередь, состояние души. Кто не обращает внимание на душу, тот лишает себя счастья.

Чувства к противоположному полу могут проходить несколько ступеней: вначале возникают симпатия, интерес, которые могут перерасти во влюбленность. Именно чувство влюбленности многие молодые люди принимают за любовь.

Так что же такое влюбленность?

В первую очередь это яркие эмоциональные переживания: пылкость, «половодье» чувств. Такие внешние проявления отношений мужчины и женщины не всегда соответствуют внутреннему состоянию души.

Бурность чувств еще не обязательно говорит об их глубине. Любовь, как правило, приходит тихо, скромно и неприметно. Избыточные эмоциональные переживания также быстро угасают, как и появляются. И в этом еще один признак влюбленности. Его можно обозначить как обратное развитие чувств. Огонь любви, который разгорается в душе постепенно, горит долго, согревая теплом и того, кто любит, и того, кого любят.

Читайте также:  Осень третий день льет дождь у мужа депрессия

Еще одним признаком влюбленности является эгоизм. Часто человек влюблен в другого для себя. В этой влюбленности он любит не другого, а самого себя. Мотивом такой «любви» может выступать какая-то эгоистическая потребность: желание обладать кем-то, желание чувственного наслаждения, желание повысить свой социальный статус («я уже взрослый», «моя девушка самая красивая» или «мой избранник очень обеспеченный человек») и др.

Для настоящего чувства нужно сделать большой шаг от «любви к себе» до «любви к другому». Когда эгоистические потребности, которые лежали в основе такой влюбленности, будут удовлетворены, возникнут сомнения: а что если можно найти «объект любви» и лучше, и привлекательнее, и обеспеченнее? И влюбленность исчезнет совсем.

Чем же влюбленность отличается от любви?

Влюбленность – это чувство Любовь – это чувство

а) эгоистичное а) не эгоистичное (люблю другого, а не себя),

б) временное, б) постоянное,

в) предметное (любят за что-либо), в) беспредметное (любят не за что-либо, а просто так),

г) пылкое. г) жертвенное.

Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» статью «Любовь и влюбленность».

Мудрые мысли

Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляются в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье: она, скорее, опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви.

И.А. Ильин, русский философ

Первая любовь

Автор книги «Гармония в семье и браке» Морозова Е.А. пишет, что первая любовь – это событие в жизни каждого человека, воспоминание о котором, как правило, остается на всю жизнь. Чаще всего первая любовь бывает в молодом возрасте, когда нежданно-негаданно открывается сокрытый до времени источник любви – любви нежной, огромной, как океан. Ребенок, подросток, юноша впервые ощущает в себе любовь не к маме или сестренке, но совсем иное – любовь к дальнему, незнакомому человеку. Душа впервые обретает великий опыт любви. Первая любовь лишена эгоизма, человек не ищет выгоды. В этом чувстве все драгоценно: абсолютная чистота и жертвенность, страдание от неразделенности и тревожная радость неожиданных встреч.

Драгоценно и само чувство! И вот в нем, в этом чувстве, и через него впервые возникает у человека переживание тайны, которую философ красиво назвал благоговением перед жизнью.

«Первая любовь часто бывает несбыточной, нереалистичной, идеализированной. Ей свойственны некоторые отличительные черты. Первой любви предшествует некоторая готовность, предчувствие любви, навеянное, возможно, рассказами старших, книгами, кинофильмами.

Поэтому первая любовь это, скорее, желание любви, желание испытать незнакомое романтическое чувство. В юношеской первой любви часто много фантазии, идеализации. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, обладающего набором желаемых качеств. Порой в любимом человеке больше всего притягивает его недосягаемость».[19] На первой любви лежит печать хрупкости. Но в любом случае первая любовь – это опыт безусловной любви.

Урок первой любви очень важен. Если он приносит с собой боль от предательства со стороны того человека, которому доверилось сердце, то эта рана в душе кровоточит очень долго. Но если вместе с первой любовью приходит опыт бережного отношения, то благодарность за него остается с человеком всю его жизнь.

Особенностью юношеской любви является то, что она обычно не связана с желанием создать семью. В ней сильно стремление к самоутверждению в этой сфере чувств, стремление любить и быть любимым. Радость от первой любви часто приводит к потребности изменить себя в лучшую сторону, заняться самосовершенствованием.

Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» статьи «Первая любовь», «Любовь с первого взгляда», «Признание в любви» и «Насколько серьезно можно относиться к «первой любви»?»

Мудрые мысли

Любовь одна, но подделок под неетысячи.

Ф. Ларошфуко, французский писатель, XVII в.

А что жетакое любовь?

Нет такого человека, который в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. И, вместе с тем, для них она по-прежнему остается загадкой.

В разные эпохи выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по смыслу и мере значимости. Для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины.

Словом «эрос» (еrоs) они обозначали любовь-страсть, которой соответствует сильное чувственное влечение, связанное с аффектной стороной, ревностью.

Слово «филиа» (рhilia) обычно переводится как любовь-дружба. Для нее характерны «душевный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, она выражает соединение подобных.

Словом «сторге» (storge) обозначалась любовь, которая связана с родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейными связями). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и отечеством. В такой любви человек находит покой и уверенность. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.

Читайте также:  Хорошие советы для настроения

Термин «агапе» (аgаре) у греков означал разумную любовь, которая основана на убеждении, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения.

В настоящее время наиболее разработанной является типология любви, предложенная Д.А. Ли. Автор, обобщив разработанные ранее классификации, выделил шесть видов любви. При этом он использовал некоторые термины, возникшие еще в Древней Греции, но наполнил их иным содержанием:

1) эрос – страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма – рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5) мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе – бескорыстная любовь-самоотдача.

Многие люди смотрят на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить». То есть как пользоваться любовью другого человека, а не как ее дарить самому. Наибольшую же радость от общения друг с другом люди испытывают именно тогда, когда они поднимаются до уровня взаимной бескорыстной любви-самоотдачи (в данной классификации – любви «агапе»).

Истинная любовь одна, и, когда она приходит, человек сразу чувствует ее всем своим существом. Епископ Александр Милеант пишет: «Когда в сердце человека разгорается любовь, он просветляется внутренним сиянием. Все постороннее отступает на задний план, и душа всецело погружается в созерцание любимого существа. Самые сухие и черствые люди меняются, когда в них вспыхивает любовь: их душа смягчается, веселеет и как бы обретает крылья. Человек, который любим кем-нибудь, хотя извне представляется ничуть не лучше и не красивее других, для любящего взора кажется единственным и незаменимым. Сквозь внешнюю оболочку мы, в свете любви, видим скрытую от других идеальную сторону любимого. Вся сила зрения любви в том и заключается, что через любовь мы как бы прикасаемся к внутренней красоте человека. Мы не можем оторваться от нее – хотели бы навсегда соединиться с любимым человеком. Душа, хотя бы раз пережившая эти чувства, навсегда сохранит воспоминание об их преображающей и творческой силе».[20]

Прочитайте в рубрике «Хрестоматия» статью «Любовь и ревнивый эгоизм».

Мудрые мысли

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы. забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.

Г. Гегель, немецкий философ, XVIII в.

В религиозной традиции любовь понимается как высшая добродетель, как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понимается некая внутренняя сила человека, которая беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию.

Любовь – это очень сильное переживание духовной и нравственной близости двух людей. Она рождается постепенно, по мере того, как душа одного открывается для другого. Любящий принимает в себя того, кого любит, а себя отдает любимому. Такое чувство всегда преображает человека.

Прочитайте в рубрике «Справочник» значения слов, выделенных синим цветом.

Вопросы и задания

1. Что такое любовь?

2. Чем влюбленность отличается от любви?

3. Каковы особенности «первой любви»?

4. Какой должна быть настоящая любовь?

Выполните тренировочные задания к данной теме.

Тема 3.2. Испытание чувств

В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный периоды. Добрачный период охватывает весь период развития человека от рождения до заключения брака. Об особенностях предбрачного периода речь пойдет в следующей теме.

Проблема выбора жениха и невесты

В настоящее время в России существует проблема одиночества. Около одной седьмой части жителей страны, находящихся в брачном возрасте, не состоят в браке. Основная причина, вторую называют люди, столкнувшиеся с этой проблемой, – трудность в выборе своей второй половины. Именно на этапе выбора супруга или супруги нередко совершаются ошибки, которые в дальнейшем самым негативным образом начинают сказываться на семейных отношениях.

Выбор человеком своего будущего супруга или супруги регулируется сформировавшимся в его сознании идеальным образом. Для каждого человека он свой. Образ идеального мужа или идеальной жены образуется под влиянием особенностей взаимоотношений в родительской семье, стереотипов мужественности и женственности, распространенных в обществе или пропагандируемых через СМИ, идеалов ближайшего окружения и др. Ошибочность данного образа может быть одним из источников неправильного выбора своей второй половины. Так, например, установка на внешнюю привлекательность, как наиболее значимую характеристику будущего супруга, при создании семьи может закончиться глубоким разочарованием и в дальнейшем привести к разводу.

На добрачной стадии могут допускаться и другие ошибки.

Пословицы и поговорки

Источник

Оцените статью