- Как изгнать печаль и не поддаваться унынию
- Как справиться с апатией? Практические рекомендации
- С точки зрения религии:
- С точки зрения психологии:
- Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации, как вылечить депрессию?
- Отчаяние и Ислам
- Коран об отчаянии
- Бесплодие, старость, отчаяние и. вера
- Нужно не только испрашивать, но и суметь воспитать себя
Как изгнать печаль и не поддаваться унынию
Жизнь человека протекает по-разному: то хорошо, то плохо. В зависимости от ситуации, в которую попадает человек, у него, как правило, происходят перепады настроения. Он может пребывать в отличном настроении, если дела у него идут хорошо, и в подавленном, если дела приходят в упадок.
Вместе с подавленностью приходят печаль и депрессия, человек поддаётся унынию и ему кажется, что хорошей жизни пришёл конец и уже ничего положительного от неё ждать не приходится.
Но почему он не ждёт помощи от Аллаха? Почему не помогает себе выйти из сложной ситуации? Ведь во всём этом нет ничего трудного или невозможного, потому что Аллах не возлагает на человека больше того, что он в состоянии пережить и выдержать, а после любой тягости всегда наступает облегчение.
Каждому из нас нужно просто понять, что все выпавшие трудности – это те земные испытания, которыми испытывает человека Всевышний Создатель для ответа перед Ним и определения своей собственной судьбы в зависимости от прохождения невзгод и затруднений.
Вознесите же хвалу Аллаху за всё, что помогает вам стать лучше и сильнее, ведь помощь Всевышнего Аллаха начинается с того, что человек начинает осознавать потребность в изменении самого себя. Люди начинают понимать, что хандра и тоска – путь в никуда, когда человек разрушает самого себя собственным унынием. Он начинает болеть и становится обузой не только для родных и близких, но и для общества в целом. Его характер изменяется в отрицательную сторону, и он начинает ненавидеть счастливых и здоровых людей, его раздражает всё хорошее и светлое. Зато когда человек преодолевает уныние и вспоминает о вере, он начинает радоваться, когда кому-то всё удаётся и он здоров и силён.
Сила мусульманина в его вере, она помогает ему преодолевать все трудности. Его крепость – в терпении, когда он стойко преодолеваетвсе трудности. Его успокоение в Коране, чтение которого в спокойной обстановке не только приносит награду Всевышнего, но и оказывает на человека лечебное воздействие, наполняя его сердце умиротворением и радостью. В Священном Коране сказано: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство имилость для верующих» (смысл)(10:57).
Очень часто слёзы, тоска и уныние приходят из-за того, что человека могут безвинно оклеветать, обвинить в тех поступках и деяниях, которые он не совершал. Но и в эти минуты нельзя предаваться отчаянию, нужно возлагать надежды на лучшее только с помощью Всевышнего Аллаха и уметь прощать своих обидчиков.
Не плачьте, не печальтесь, не грустите.
Чему бывать, того в судьбе не миновать.
Подумав, отпустите и простите
Всех, кто сумел обидчиком вам стать.
Гоните прочь печаль, гоните и обиду.
Они приносят людям горе и беду.
С обидой можно недругом стать другу,
Не поняв то, что он имел в виду.
И не спешите с выводами сразу.
Проверьте вести, что дошли до вас.
Пусть на проверку довод вас обяжет
Не верить сплетне и остыть тотчас.
Не осуждайте, лучше их простите.
Всевышний призывает нас прощать.
Их не ругайте, гневно не кляните.
Желайте с верой жить и всё понять.
Для того чтобы жизнь человека проходила в благонравии, нужно совсем немногое: умение прощать, сдерживать свой гнев, размышлять, не делая скоропалительных выводов, не проклинать и стать выше тех, кто клевещет и возводит напраслину на честных людей. Именно эти превосходные качества помогают человеку достойно выйти из любых ситуаций, и они же являются ключами к счастью, которое приходит вслед за тягостью, печалью и слезами.
О Аллах, даруй нам Свою милость, довольство, прощение и счастье в обоих мирах!
Источник
Как справиться с апатией? Практические рекомендации
Я занимаюсь научной работой. И вот уже как полгода меня одолела дикая лень. Нет мотивации, нет былого интереса. Хотя тема перспективная, и из всех тем я бы всё равно выбрала именно её. Не могу ничего с собой поделать.
Сажусь за записи, а заканчивается всё тем, что читаю твиттер или фейсбук. Если отключаю Интернет, то всё равно время куда-то уходит, куда угодно, только не на работу. В голове какой-то хаос. Каждый день даю себе обещание взяться за ум, и всё без толку.
Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать, как настроиться на работу и преодолеть апатию…
С точки зрения религии:
К большому сожалению, многие люди поддаются такой плохой черте, как леность. Лень в Исламе порицается, как и во многих других конфессиях или культурах. Говорят, труд облагораживает человека, и это на самом деле так, и, если заглянуть в учение Ислама, то мы обнаружим, что это выражение есть суть многих изречений Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Этот порок – бич современного общества, и от него, естественно, нужно избавляться.
Прежде всего мы не должны забывать, что являемся верующими людьми, которые убеждены в существовании Творца, нашего Господа. Как нам известно, Аллах Всемогущий, всё в Его власти, и кого, как не Его, нам просить о помощи в трудной ситуации, поэтому чаще обращайтесь ко Всевышнему со следующим словами, поскольку сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень часто употреблял их в своей мольбе:
«Аллахумма инни а’узубика миналь-хамми валь-хузни валь-аджзи валь-касали валь-бухли валь-джубни вазаль’и-ддайни вагалябати-рриджали».
اللّهُـمَّ إِنِّي أَعْوذُ بِكَ مِنَ الهَـمِّ وَ الْحُـزْنِ، والعًجْـزِ والكَسَلِ والبُخْـلِ والجُـبْنِ، وضَلْـعِ الـدَّيْنِ وغَلَبَـةِ الرِّجال
Перевод: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушия, бремени долга и от притеснения людей».
Нужно найти в себе хоть немного силы и начать что-то делать, постарайтесь поработать весь день или добиться заранее поставленной перед собой задачи, какой-то нормы. Если Вам удастся сделать это один день, то на следующий проделать аналогичный объём будет уже легче. Чем больше Вы будете вкладывать сил и прилагать усилий для достижения поставленной цели, тем легче Вам будет с каждым разом. Практически в любой работе для её успешного выполнения нужен стимул, мотив. Поэтому подумайте над тем, что Вам даст Ваш успешно выполненный научный труд, какие горизонты перед Вами откроются после этого.
Периодически встречайтесь или связывайтесь со своим научным руководителем, попросите его контролировать Вас. Осознание того, что он вот-вот вызовет Вас или позвонит, чтобы справиться о выполненной задаче, поможет Вам взяться за ум, одолеть порок лени.
С точки зрения психологии:
Доподлинно известно, что любой человек может проявлять высокую активность и стремление к достижению чего-либо, если для него в этом видится серьёзный личный стимул. В остальных же случаях человек может заставить себя делать то, что ему не хочется, либо под внешним принуждением, либо вследствие того, что скучная деятельность, в итоге, приведёт к должному результату. В данном случае речь идёт о волевой саморегуляции.
Вам не стоит сейчас думать, что у Вас нет сил на преодоление собственной апатии, что нет смысла что-либо менять и что ситуация безысходна. Уверен, что если бы нашёлся серьёзный внешний стимул, то Вы с лёгкостью бы преодолели собственную лень. Вот давайте представим дверь, за которой находится всё, о чём Вы только можете мечтать, всё, что манит Вас и делает Вашу жизнь насыщенной. Но проблема в том, что ключ от этой двери зашифрован в самых что ни на есть скучных научных трудах. Вам нужно проанализировать, переписать и перечитать тысячи страниц, сделать трёхэтажные математические вычисления. Как Вы тогда проявите активность? Будете так же сидеть и тратить время впустую? Если же Ваш ответ будет отрицательным, то подумайте над тем, как бы Вы проявили активность в своей сфере деятельности, если за невыполнение работы Вы были бы серьёзно наказаны. Как бы изменилась тогда Ваша позиция?
Проблема в том, что Вам нужно чётко знать, какой мотивацией Вы ориентируетесь в своей жизни: стремитесь ли Вы достичь желаемого или пытаетесь убежать от наказаний. Доподлинно известно, что человек достигает намного большего, если руководствуется стремлением добиться какой-либо конкретной цели. Самое главное, это увидеть свою цель. Вот в этом и может быть ваша проблема. Вы либо до конца не понимаете личную значимость достигаемой посредством научной работы цели, либо это вообще не Ваша цель, а, скорее, навязанное окружающими.
Выход из этой ситуации есть, и он очень прост: нужно делать свою работу хорошо, потому как это всегда проходной этап для более высоких целей. Как бы там ни было, занимаясь научной работой, Вы развиваете себя, свои аналитические способности, которые обязательно помогут Вам в будущем. Пусть Вы даже и не станете учёным, это не суть, важно то, что это будет Ваш личный опыт, достояние, которого Вы не сможете лишиться.
Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации, как вылечить депрессию?
Вопрос:
Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации по поводу того, как можно вылечить депрессию?
Ответ:
На сегодняшний день депрессия считается одной из самых распространенных болезней современности. Печали, проблемы, сниженное настроение, утрата способности радоваться и улыбаться, нарушение мышления, негативные суждения, стресс, мышечная заторможенность, пессимистический взгляд на происходящее, очень заниженная самооценка, абсолютное равнодушие к тому, что раньше приносило радость, являются главными причинами не только депрессии, но и многих других заболеваний, в том числе тяжелых.
Для мусульманина, который убеждён, что все хорошее и плохое, которое с ним случается, происходит только по Воле Всевышнего Аллаха, в деле избавления от печалей и тревог повседневной жизни, которые и являются причиной депрессии, очень важными являются дуа и упование на Аллаха (таваккуль).
Искренне верующий человек, который постоянно обращается к Аллаху с мольбами, осознает – все, что происходит с ним, является испытанием от Всевышнего Аллаха и, соответственно, искуплением его грехов. Праведный мусульманин может быстрее справиться с трудностями и проблемами и за всю свою жизнь не узнать о том, что существует такое понятие, как депрессия…
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما يصيب المسلم من نصب ولا وصب ولا هم ولا حزن ولا أذى ولا غم حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«То, что постигает мусульманина, будь это усталость, болезнь, озабоченность, печаль, вред или горечь, даже укол колючки, является искуплением его грехов перед Аллахом» (Бухари, Муслим).
Не постигнет мусульманин сути имана, пока не будет видеть во всем предопределение Всевышнего Аллаха. Что постигло нас, то не должно было миновать, а что миновало, то не должно было постигнуть. Поистине, Всевышний Аллах воздаст нам наилучшим, если мы проявим терпение.
От Сухайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عجبا لأمر المؤمن. إن أمره كله خير. وليس ذاك لأحد إلا للمؤمن. إن أصابته سراء شكر. فكان خيرا له. وإن أصابته ضراء صبر. فكان خيرا له
«Удивительно положение верующего! Ведь всё происходящее с ним — это благо. Такого не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит Всевышнего Аллаха, и это становится благом для него. И даже если его постигнет несчастье, он проявляет терпение, и это также становится благом для него». (Муслим — 2999)
Здесь можно привести рассказ о жизни якобы успешного бизнесмена и простого праведного мусульманина, который я прочитал однажды:
«У одного вполне успешного европейского бизнесмена постоянно бывали проблемы дома, на работе, с партнёрами по бизнесу и т.д., вследствие чего у него часто ухудшалось здоровье и настроение. Каждый раз он возвращался с работы хмурым, не испытывая особой радости. Одним словом, его жизнь была полна печали и неприятностей, несмотря на то, что он имел большой дом, дорогой автомобиль, успешный бизнес, который приносил стабильный доход, и многое другое.
А рядом с ним по соседству жил скромный работяга-мусульманин, который не имел стабильного дохода, разными путями выходил из сложных ситуаций и с трудом обеспечивал свой семью. Однако, как заметил бизнесмен, его сосед всегда ходил с улыбкой на лице, с работы возвращался радостный, жена и дети встречали его, как супергероя… Судя по таким наблюдениям, стоило считать успешным человеком мусульманина, а не его, бизнесмена, владельца компании, которая приносит стабильный доход.
Удивленный поведением своего небогатого соседа, бизнесмен решил узнать у него секрет такого счастья. Мусульманин не был удивлен вопросу соседа и спокойно ответил ему:
«Всё, что происходит с мусульманином – это благо для него. Если Всевышний Аллах одаривает меня, то я воздаю хвалу Ему, получаю за это вознаграждение, и Он увеличивает мне благодать. Если же Всевышний Аллах испытывает меня трудностями, я проявляю терпение, соответственно, за это я тоже получаю большое вознаграждение от Аллаха. Все просто – в Исламе нет места для сожаления и печали, если только мусульманин сам не совершил плохой поступок«».
Каждому мусульманину известно, что этот мир бренен и жизнь утекает, словно песок, сквозь пальцы, и поэтому не стоит тратить ни одну секунду впустую. Поистине, Всевышний Аллах не пошлёт нам трудности и испытания, которые мы не сумеем преодолеть, всё, что ни делается – к лучшему. И к испытаниям в нашей жизни тоже стоит относиться, как к благодати, потому что тем самым Всевышний очищает нас от грехов. В любой жизненной ситуации, какой бы она плачевной ни была, следует помнить, что Всевышний Аллах любит своих рабов больше, чем мать любит своё дитя!
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник
Отчаяние и Ислам
Отчаяние – состояние крайней безнадежности, безвыходности. Это одно из тех состояний души, которые мешают человеку жить и созидать, тормозят процесс роста и всестороннего развития.
Коран об отчаянии
«Он [Господь миров] низводит обильный дождь (ливень) [неожиданно и в изобилии одаривает Своей благодатью в самых разных формах успеха, благополучия, душевной умиротворенности, телесного оздоровления или материального достатка] после того, как люди уже потеряли надежду (отчаялись). [Они вложились всем и вся в осуществление своих намерений, планов, надежд, но продолжительность ожидания результата начала было лишать их уверенности в благополучном исходе и подвела к отчаянию, безнадежности]. [Подведя их к критической черте ощущений пред Ним, когда слабый в вере своей сетует: «О Господи, за что?», а живой в вере своей тихо молвит: «Милость Твоя безгранична, я же сделал все, что мог и знал», низводит Он обильный дождь, ливень и щедростью, которая может быть присуща лишь Творцу] распространяет милость Свою. Он — Покровитель [всего и вся], бесконечно восхваляем» (Св. Коран, 42:28).
Когда человек, сделав все от него зависящее, ожидает результата, но затруднениям, проблемам, проволочкам конца-края не видно, преодолевая и их, он еще хранит надежду, но на каком-то этапе общее утомление заставляет его притормозить, замедлить ход, хотя он чувствует, что результат на расстоянии вытянутой руки… здесь очень важно суметь подняться выше нетерпеливого «ну когда же?!», стать независимым от сделанного, пусть даже очень трудоемкого, высокого и благого, но все же мирского, совершив это во имя Всевышнего, пред Которым даже пылинка заметна. Все вложенные усилия и затраты перенести на свой духовный счет в вечности, мысленно (душой) дистанцироваться, но телом, делами сделать еще несколько импульсивных рывков с учетом мирских закономерностей и правил, и вот он — результат, обильный дождь жизненного счастья, ливень успеха, победы, после того как многие все-таки потеряли надежду, отчаялись.
Безусловно, суть аята отнюдь не в том, что Бог низводит милость, сначала доведя человека до отчаяния, а в том, что в критических, пограничных ситуациях, находясь на пределе духовных и физических сил, человеку предоставляется возможность поглядеть со стороны на «себя любимого», увидеть себя реальным и в чем-то поработать над собою. Но способны ли мы в минуты перипетий на такой взгляд со стороны или, точнее, изнутри. Полезно помнить, что когда человек очертя голову бежит за мирским благом, оно убегает от него. Когда же он независим от него в душе и настроен на успех, оно устремляется за ним.
«Скажи [обращается через Своего посланника Господь миров]: «О рабы Мои [о люди; о близкие ко Мне своими устремлениями и делами], бывшие расточительными по отношению к себе [ко времени, возможностям, в том числе возможности уверовать, и иным Божественным благам, которые в огромном количестве даровались и даруются вам]! Не теряйте надежды на милость Аллаха (Бога, Господа) (не отчаивайтесь в Его милости). [Если вы искренне возвращаетесь к Нему своими благими помыслами и поступками, раскаиваетесь, Он не отвергнет вас!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) может простить все грехи. Он, воистину, — Всепрощающ и Всемилостив». Вернитесь к Господу вашему (молите Его о помощи) [покаянием, легкой и возвышающей искренностью, благодеяниями; переосмысливая прошлое, раскаиваясь в прежних промахах, не теряя надежды и настраиваясь на земной, а также вечный успех], станьте покорны Ему [прислушайтесь к Его повелениям и запретам], прежде чем постигнет вас [заслуженное] наказание. После вам уже никто и ничто не поможет» (Св. Коран, 39:53, 54).
«Когда Мы [говорит Господь миров] даем людям почувствовать вкус милости (попробовать ее) [окружая их различными формами благ и достатка, укрепляя здоровье и наделяя ощущением земного счастья, великолепия], они рады этому [надменно ликуют, полагая, что это само собой разумеющееся и навсегда]. Когда же их постигает зло, пришедшее к ним как результат того, что сделали ранее их же руки [заслуженное беспечностью к вечным ценностям, необязательностью в необходимом, преднамеренно совершенными проступками и грехами], они впадают в отчаяние [в состояние безысходности, будто бы на этом жизнь и закончилась, начиная вспоминать о прежних успехах и без умолку говоря о теперешних проблемах и тяготах]. Разве они не видят [и не понимают], что Аллах (Бог, Господь) дает [нежданно-негаданно, не говоря уже о том, что человек получает в результате целенаправленных усилий и стараний] обильный удел тем, кому пожелает [в том числе экзаменуя этим], а кого-то — ограничивает [может лишить благоприятных условий, возможностей; поменять обстоятельства вокруг; умертвить опекуна, покровителя, попечителя, например и т. д. Здесь также проверка на прочность, испытание]. Поистине, в этом — [многочисленные] знамения [и назидания] для тех, кто верует [другим же сложно проницательно смотреть сквозь внешние проявления жизни и события в ней, увидеть в затруднениях и проблемах новые появляющиеся возможности и открывающиеся горизонты]. [Что делать, когда человек лишается того или иного дорогого, очень для него ценного? Его, слабого духом и не имеющего духовного стержня, охватывает серое и тяжелое душевное отчаяние, безысходность. Все вокруг становится безвкусным и неинтересным…] Удели должное внимание родным (помоги тем из них, кто нуждается в твоей помощи), а также нищему [не паразиту-попрошайке, а именно нищему] и путнику [оказавшемуся в затруднительном положении, к примеру, передав им часть закятных средств[1]]. Это — лучшее для тех, кто стремится к Богу [довольству Творца ими. Упомянутые добрые поступки помогут преобразить унылое душевное состояние, повысят самооценку, придадут надежды на лучшее в завтрашнем дне]. Эти люди [именно не падающие духом и воодушевленно преодолевающие жизненные затруднения] достигнут успеха [в мирском и вечном. Им не страшны ни взлеты, ни падения в материальном мире, ведь у них есть еще и богатый духовный мир, орошаемый их благими делами и поступками]» (Св. Коран, 30:36–38).
Для человека, устремленного и усердного в благом, многого не нужно[2]: пусть это будет незначительный благонравный поступок в адрес близкого или незнакомца, а также стремление быть всегда на безопасном расстоянии от явного греха. Творец в хадисе-кудси говорит: «Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим! Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или [если человек раскаялся и исправился] прощу его. Чем ближе будет человек ко Мне, тем в большей степени Я буду близок к нему. [Знайте же!] Если уверовавший в Единого и Вечного и поклонявшийся лишь Ему одному и из жизни уйдет в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков, а главное — покаяния, раскаяния]»[3].
Бесплодие, старость, отчаяние и. вера
Когда ангелы известили пророка Авраама о том, что его жена наконец родит ребенка, а Авраам был в то время уже преклонных лет старцем, он так этому удивился, что сказал:
«Вы решили обрадовать меня этой вестью, тогда как я достиг уже преклонного возраста?! [В мои годы отцами не становятся.] Чем же вы хотите меня порадовать?» — «То, о чем мы говорим тебе, — правда. Не будь из числа отчаявшихся (потерявших надежду)!» — уверили они. «Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие [только они могут погрязнуть в болоте безнадежности и безысходности, не понимая совершенства мощи Творца и бесконечности Его милости, а я, с Его благословения, таковым (заблудшим) не являюсь]», — ответил он (Авраам)» (Св. Коран, 15:53–56).
«Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие». Человек в закоулках и лабиринтах своей жизни не застрахован от потери верного пути, в том числе и на уровне состояния души. Он может долго блуждать, но важно помнить, что дорогу в подобных случаях помогает найти и благой поступок, и доброе слово в адрес того, кто нуждается в данную минуту в нем.
Заблудиться может каждый, весь вопрос в том, как быстро он поймет это и насколько скоро сможет изменить обстоятельства, переломить ситуацию (в том числе и мысленно), главное — не терять надежды, делая все от тебя зависящее.
Нужно не только испрашивать, но и суметь воспитать себя
«Не надоедает человеку просить [Бога] о хорошем [для себя или других. Не устает он от этого и не перестает просить о земном достатке, благополучии, здоровье и т. п.]. Но когда постигает его зло [в самых разных формах и проявлениях], он сразу теряет все надежды и впадает в ступор отчаяния (глубокую депрессию). Когда же Мы [продолжает Господь миров] даем ему возможность попробовать [ту или иную форму проявления] милости Нашей [например, победу на соревнованиях, признание, заключение выгодной сделки, чувство радости от семейного благополучия и успехов детей, повышение зарплаты, карьерный рост, исцеление от тяжелого заболевания, осуществление долгожданной мечты и т. п.] после того, как его постигла беда [был у него период трудностей, неудач, лишений; он постоянно падал, не успевал встать и выпрямиться — опять падал, старался изо всех сил встать и идти дальше несмотря ни на что… И в итоге проявилась Божья милость в неожиданной форме], и он сразу [оправившись и «отряхнувшись»] уверенно заявляет: «Это мое (моя собственность) [мой личный успех, мое достижение как результат бессонных ночей и работы в поте лица]!» [Благополучие и успешное преодоление тяжелого периода придают ему излишней уверенности, и он начинает рассуждать:] «Не думаю, что наступит Конец Света [а за ним и Судный День, я до конца не уверен в этом]. Даже если и вернусь я к Господу [предположим], то уверен, что меня, воистину, ожидает лишь хороший итог…» (см. Св. Коран, 41:49, 50).
Духовное состояние верующего не должно зависеть от взлетов или падений в материальном мире. Высокие качества души нематериальны, они имеют особое развитие в сути человека и требуют соответствующего внимания, позитивного настроя. Их наличие и развитость помогают ему комфортно и счастливо преодолевать временные успехи и крушения, ведь человек верующий (для которого вера это не только земные поклоны пред Творцом и арабская лексика вперемешку с родной, но и состояния души) — делами в мирском с головой, а душой — выше всего этого.
Работа над собой, познание жизни и воспитание в себе этического подхода к обстоятельствам, а также правильный анализ событий — сложный и трудоемкий процесс. Но он крайне важен. Ведь он раскрывает глаза на бытие и дает возможность жить на этой земле в гармонии со всем тем, что нас окружает, а в первую очередь — с самим собой.
Отчаяние и гложущая печаль[4] — мрачные чувства, но ведь у верующего человека рядом всегда есть луч света — надежда, которая никогда его не оставляет, а если и умирает, то только с ним самим, покидающим сей бренный мир с верой в милость Творца и благоговением, обращенным к Господу Богу, Повелителю сердец, жизни и смерти, счастья и невзгод…
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее о закяте см., например: Св. Коран, 9:60.
[2] То есть нет необходимости заявлять, что «когда у меня будет это, я стану таким!»
[3] Смысл достоверного хадиса-кудси, сообщенного пророком Мухаммадом и переданного Абу Зарром. Приведен в своде хадисов имама Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1079, хадис № 22–(2687); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 12, хадис № 22–(2687).
[4] Не стоит путать с такими чувствами, как «светлая грусть», «высокая печаль».
Источник