- Словари
- Технология общения
- Значение слова мимика
- Словарь Ушакова
- Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
- Педагогический терминологический словарь
- Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
- Толковый словарь русского языка (Алабугина)
- Античность от А до Я. Словарь-справочник
- Энциклопедический словарь
- Словарь Ожегова
- Словарь Ефремовой
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Словари
1. Движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
2. Выражение чувств и мыслей посредством движения лицевых мышц (в актёрском искусстве).
МИ́МИКА, мимики, мн. нет, жен. (от греч. mimikos). Движения мышц лица, как выражение внутренних психических состояний. Мимика лица. Показать что-нибудь мимикой. «Он говорил с чрезвычайной живостью, с резкой мимикой.» Герцен.
|| Уменье, способность произвольно пользоваться такими движениями мышц с художественными, театральными целями. Хорошая мимика — необходимое качество актера.
МИ́МИКА, -и, жен. Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная м.
МИМИКА — жен. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мимический, к искусству сему относящийся. Мимик муж. искусный в мимике.
1) Движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
[Андрей] вскакивал с места, мимикой, жестами, интонациями изображая тех, о ком говорил (Николаева).
2) Искусство выражать чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица.
Театр мимики и жеста.
Мимика профессиональных актеров.
мим (выступление мима), ми́мик устар., мими́ст (выступление мимиста), мими́стка, мими́ческий, мими́ровать
От немецкого Mimik (← фр. mimique ← греч. mimikos ‘подражательный’).
Мимика актера состоит в его умении через выражения глаз, лица передавать различные душевные состояния персонажа. Мимика тесно связана с гримом, наиболее ярко выражающим типические черты сценического образа. Продуманная, технически совершенная мимика усиливает значение сценического слова, помогает глубже раскрыть его смысл. На мимике построено искусство исполнителей пантомим.
Выражение эмоций, внутреннего душевного состояния в движениях мышц лица, его органов: глаз, губ и т.п.
Кузенков иногда посматривал в зеркальце заднего вида и морщился. Он и не старался скрыть эту мимику от Лучникова, скорее даже подчеркивал, подсознательно, как бы показывая другу, что ему лично это все глубоко противно… (В. Акс.).
МИ́МИКА -и; ж. [от греч. mimikos — подражательный]
1. Движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние. Рассказ сопровождался выразительной мимикой. Говорить без всякой мимики.
2. Искусство выражать свои чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица. Обучать мимике. Обладать замечательной мимикой.
◁ Мими́ческий, -ая, -ое. М-ое движение. М-ое искусство. М-ая сцена.
ми́мика (от греч. mimikós — подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актёрского искусства.
МИМИКА — МИ́МИКА (от греч. mimikos — подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актерского искусства.
МИМИКА (от греч. mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актерского искусства.
1. Движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние.
[Таня] много говорит, любит поспорить, и при этом всякую даже незначительную фразу сопровождает выразительною мимикой и жестикуляцией. Чехов, Черный монах.
[Андрей] вскакивал с места, мимикой, жестами, интонациями изображая тех, о ком говорил. Николаева, Жатва.
2. Искусство выражать чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица.
[Артист Уралов] обладал замечательной мимикой, ярко отражавшей все переживания изображаемого лица. Корчагина-Александровская, Страницы жизни.
Жесты, мимику, все внешние черты образа мы старались разработать во всех подробностях. А. Борисов, Из творческого опыта.
[От греч. μιμικός — подражательный]
мимика — искусство выражать мысли не словами, а движениями лица и тела вообще
Мимик — владеющий мимикой
Ср. Не довольствуясь своим ораторским даром и прыткостью речи, которая неслась как из лопнувшего насоса, он находил еще нужным дополнять ее выразительною мимикой.
Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 1.
Ср. Последняя сцена — немая картина. здесь оканчивается драма, и сменяет ее онемевшая мимика.
Гоголь. Отрывок письма после первого представления Ревизора.
Ср. Mimos — немой актер (у древних — комик).
Ср. Μίμος (μιμέομαι, подражаю) — подражатель, актер.
Ср. μιμώ — обезьяна (подражающая).
ми́мика, ми́мики, ми́мик, ми́мике, ми́микам, ми́мику, ми́микой, ми́микою, ми́миками, ми́миках
сущ., кол-во синонимов: 2
Мимика (от греч. mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.
О некоторых чувствах (радость, печаль и т. п.) М. может свидетельствовать с достаточной очевидностью. Однако для более тонких оттенков чувств трудно установить какие-либо единые для всех людей способы выражения. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно. М. широко используется в актерском искусстве, иногда ею пользуются также ораторы, лекторы, педагоги (в этих случаях требуется очень большой такт и чувство меры — чрезмерная М. вызывает неодобрительную реакцию слушателей, учащихся).
М. тесно связана с характером звучания устной речи и влияет на фонетическое качество речевых звуков и тембр голоса. С помощью М. иногда удается найти верную (наиболее рациональную) манеру голосообразования. Например, для людей с глухими, «тяжелыми» голосами полезно говорить на улыбке, которая как бы высветляет тембр, делает голос более звонким, а дикцию более ясной. Напротив, голоса резкие, крикливые нуждаются в мимических приспособлениях обратного характера — нужно округлять губы и расслаблять щеки.
Лит.: Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. — М., 1988.
МИ́МИКА (от греч. mimikos — подражательный).
Движения мышц лица, являющиеся непроизвольным или намеренным выражением чувств (смех, улыбка и др.). М. является одним из средств общения между людьми, формой выражения их эмоционального состояния. См. также неречевые средства общения.
МИМИКА и, ж. mimique f., нем. Mimik <гр. mimikos подражательный. Движение мышц, лица как выражение внутренних переживаний. БАС-1. Подражание, действие того, кто кому или чему подражает; слово относится до искусства Актеров. Ян. 1804 2 801. Принцесса имела детей на возрасте и всякую зиму забавлялась их мимикой <в театре>. 1818. Долгорукий Капище 69. Синхронизировать свою мимику с фонограммой. ИК 1998 1 107. || Искусство выражать свои чувства и мысли посредством движением лицевых мышц и телодвижений. БАС-1.Излишне старался он <актер Сен-Фаль> выразить в голосе своем — сперва тишину ночи, а по том шум битвы. стук мечей и проч. Французы хлопали; но те, которые размышляли о правилах истинной Мимики, не могут любить такого неестественного подражания. Карамзин ПРП 5 45. // Сл. 18. Мимика г-жи Жорж <актрисы>. Аглая 1 60. Какая у комика мимика! Валерий Креско. // ЛГ 15. 4. 1998. — Лекс. Ян. 1804; САН 1847: ми/мика; Сл. 18: мимика 1790.
МИМИКА (греч., от mimiomai — подражаю). Искусство выражать мысли и чувства не словами, а лицом и телодвижениями; существенная часть театрального искусства.
Источник
Технология общения
Мимика— искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики — брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые — сосредоточенность, неподвижные — спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза.
Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
Свадебные поздравления
Мы старались выбрать из многочисленных вариантов наиболее подходящие тексты традиционных и современных свадебных поздравлений. Сегодня Вы семья одна, законом муж вы и жена. Теперь не будет половины, все стало общим, все едино, Мы Вас с .
Зарубежные психологи.
Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, пр .
Стресс – стиль жизни?
Стрессовый стиль жизни Человек при этом испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье .
Источник
Значение слова мимика
Словарь Ушакова
м и мика, мимики, мн. нет, жен. (от греч. mimikos). Движения мышц лица, как выражение внутренних психических состояний. Мимика лица. Показать что-нибудь мимикой. «Он говорил с чрезвычайной живостью, с резкой мимикой.» Герцен .
| Уменье, способность произвольно пользоваться такими движениями мышц с художественными, театральными целями. Хорошая мимика — необходимое качество актера.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(от греч. mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.
О некоторых чувствах (радость, печаль и т. п.) М. может свидетельствовать с достаточной очевидностью. Однако для более тонких оттенков чувств трудно установить какие-либо единые для всех людей способы выражения. Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно. М. широко используется в актерском искусстве, иногда ею пользуются также ораторы, лекторы, педагоги (в этих случаях требуется очень большой такт и чувство меры — чрезмерная М. вызывает неодобрительную реакцию слушателей, учащихся).
М. тесно связана с характером звучания устной речи и влияет на фонетическое качество речевых звуков и тембр голоса. С помощью М. иногда удается найти верную (наиболее рациональную) манеру голосообразования. Например, для людей с глухими, «тяжелыми» голосами полезно говорить на улыбке, которая как бы высветляет тембр, делает голос более звонким, а дикцию более ясной. Напротив, голоса резкие, крикливые нуждаются в мимических приспособлениях обратного характера — нужно округлять губы и расслаблять щеки.
Лит.: Бодалев А.А. Личность и общение.— М., 1983; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. — М., 1988.
Педагогический терминологический словарь
(от греч. mimikos — подражательный)
выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 86)
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
* Мысли наши написаны у нас на лбу и бросаются в глаза другим (О. Бальзак, Евгения Гранде). *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Движение мышц лица, отражающее переживаемые чувства и настроение.
* Сопровождать речь мимикой. *
|| прил. мимический, -ая, -ое.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
греческое понятие, обозначающее использование выражения лица или глаз (в переводе с греческого языка — «подражание») с целью передачи физического или душевного состояния актером (только мимом); маски античного театра не давали возможности актерам передавать физическое и душевное состояние героя выражением глаз или лица.
Энциклопедический словарь
(от греч. mimikos — подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актерского искусства.
Словарь Ожегова
МИМИКА, и, ж. Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная м.
| прил. мимический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
- ж.
- Движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
- Выражение чувств и мыслей посредством движения лицевых мышц (в актерском искусстве).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(греч.) — искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы. Мимические движения проявляются и в мышцах лицевых, и в мускулах туловища и конечностей; преимущественно последними явлениями интересовался Дарвин, из наблюдений которого явствует, что мимические движения лицевых мускулов у всех народов схожи, тогда как движения туловища и конечностей, как выражения известных душевных настроений, у различных народов весьма различны, в зависимости от привычек, занятий и понятий. Так как всякое внутреннее ощущение выражается посредством мускулов, двигающих те или другие органы, то они и являются теми рычагами, которые и приводят нашу душу в прикосновение с внешним миром. Каждому внутреннему состоянию соответствует определенное направление одних и тех же мускулов; часто повторяясь, они получают иногда особенное развитие, что и обнаруживается во внешности наиболее резкими, определенными чертами, совокупность которых у каждого человека составляет так называемую физиогномику — термин, в общежитии чаще применяемый к лицевым чертам, как наиболее выразительным, но в сущности долженствующий иметь более широкое значение, применяясь к характерной М. всего тела. М. физиономии, жестов и движений, однако, отражает у большинства людей лишь общий тон переживаемых ими чувствований, эмоций, аффектов. Тонкие и быстрые переливы чувств, вариации в смене волнений и особенно сложные процессы мысли М. не способна выразить. Вот почему толкование игры величайших актеров, при всей ее тонкости и совершенстве, все же бывает весьма разнообразно и противоречиво в подробностях. Слово — наиболее сильное и богатое ресурсами орудие выражения душевной жизни. М. лица и жестов не заключают в себе ничего абсолютного и непосредственно закономерного. Как остроумно доказал Дарвин («О выражении чувствований у человека и животных», 1872), даже некоторые самые привычные и общие способы выражения душевных состояний у людей суть не что иное, как наследственные привычки и глубокие переживания из иных эпох развития человеческого существа. Ряд талантливых писателей пытался создать полную науку о выражениях — писателей, среди которых достаточно упомянуть Лафатера (см.), Чарльза Белля («Essays on the anatomy of expression in painting», 1806; «The anatomy and philosophy of expression etc.», 1844), Лемуана, Грасиоле («De la physion o mie et des mouvements d’expression», П., 1865), Дюшена де Булоня («M é canisme de la phisionomie humaine», 1862), Пидерита («Grunds ä tze der Mimik und Physiognomik», 1858; 2 изд.: «Mimik und Physiognomik», 1886; из него перевод в «Артисте», см. ниже), Монтегацца («La physionomie et l’expression des sentiments», в «Biblioth è que scientifique international», П., 1885), Бирш-Гиршфельда («Ueber den Ursprung der menschlichen Meinesprache», 1888,), Вундта («Grundz ü ge der physiologischen Psychologie», 2-е изд., Лейпциг, 1887). Попытки эти пока не увенчались успехом. Опыты Дюшена де Булоня, предпринятые с целью определить путем искусственного раздражения (электричеством) отдельных мышц лица и их групп однообразные для всех людей системы мышечных сокращений, соответствующие определенным эмоциям, чрезвычайно интересны, но едва ли возможно от них ожидать научно-ценных результатов, так как способы мимического выражения все же в значительной степени останутся индивидуальными. Это доказывается уже различием у разных народов и в разных классах общества способов взаимного приветствия, манеры держать себя в обществе и выражать друг другу симпатию, антипатию, уважение, презрение, ненависть и т. д. У одного и того же народа, в одном и том же обществе, даже в одной и той же семье способы индивидуального выражения чувств и волнений, передачи мыслей и проч. — весьма разнообразны: одни бурно и ярко выражают ничтожные чувства и слабые эмоции, другие слабо выражают глубокие чувства и сильные аффекты, третьи совсем их скрывают и даже умеют выражать противоположное тому, что чувствуют. Оттого даже великие актеры часто выражают одни и те же драматические положения, порывы, страсти и иные душевные движения различными способами.
Мимические движения проявляются, главным образом, в многочисленных и подвижных мускулах лица, особенно в тех, которые по их связи с органами чувств легче всех возбудимы, чаще всего в мускулах глаза, реже в мускулах рта и еще реже в мускулах носа. Важнейшая часть мимики взгляда — результата изменения положения глазного яблока: по ленивому взгляду узнается телесное истощение и умственное отупение; по живому взгляду — возбужденность; по более или менее твердому, определенному взгляду — разные степени напряженной внимательности; по кроткому — участие, без страстности; по блуждающему — рассеянность; по беспокойному — страх и т. д. Подробности лицевой М. см. Пидерит, «М. и физиогномика» («Артист», 1891, февраль; 1892, март; 1893, декабрь). М. имеет практическое значение, являясь вспомогательным средством для актера и художника. В своих трудах по искусству о вопросах движения лицевых мускулов говорит Лебрен (см.). Леонардо да Винчи (см.) также касается этого вопроса в своем «Трактате о живописи», советуя художникам заносить в записную книжку наброски наблюденных душевных движений (плач, смех, боязнь, ощущение страдания и проч.), для того чтобы при надобности уметь живо выразить те аффекты, которые занимают воображение художника. Различные тонкие оттенки игры физиономии превосходно изображал Гогарт (см.). Актеру также необходимо изучать мимику, а не довольствоваться бессознательным выполнением той жестикуляции, которую вырабатывает обыденная жизнь. Изучение М. дает актеру средства сделать свое лицо и тело понятным, верным и красивым орудием для передачи внутренних ощущений и страстей. У древних греков пантомимное искусство (оркестика) было хорошо развито, но в нем отсутствовали естественность и разнообразие — основные требования новейшей мимики. Все мимические знаки (жесты и физиогномика) по природе своего происхождения разделяются на естественные и привитые или искусственные. По характеру своего проявления натуральные жесты резко отличаются от искусственных: бестолковое смешение их в сценической игре производит неприятное впечатление. Балетная М. именно оттого и кажется нам смешной, что наперекор природе она пользуется в большинстве случаев для выражения страсти жестами символическими или описательными, не употребляемыми ни в жизни, ни на драматической сцене. Балетный любовник, например, подбегая к красавице и делая сладкое лицо, вертит около него правой рукой — намек на красоту; прикладывание руки к сердцу, эмблематическому органу любви, — намек на влюбленность (см. Пантомима). О лицевой мимике при нервных и душевных страданиях см. Нервные болезни и Физиогномика.
Ум .
Источник