- Эмоции в разговоре: как ими управлять?
- Что такое «эмоциональные навыки и компетенции от Пола Экмана»
- Про рефракторный период
- Как трансформировать эмоции
- Как работать с триггерами и скриптами эмоций
- Управление эмоциями в разговоре
- Дополнительно почитать
- Тренинги по методикам Пола Экмана
- Урок 3. Управление негативными эмоциями
- Реакционные мысли
- Самые разрушительные эмоции
- Гнев и ярость
- Беспокойство
- Чувство обиды и жалость к себе
- Болезненная робость
- Гордость/гордыня
- Зависть
- Конфликтность и склонность к критике
- Проверьте свои знания
Эмоции в разговоре: как ими управлять?
Сегодня я предлагаю вашему вниманию финальную часть нашей беседы с Михаилом Крапивиным, управляющим партнером компании Krapivin Group. Мы говорим про методики управления эмоциями, основанные на моделях Пола Экмана.
Что такое «эмоциональные навыки и компетенции от Пола Экмана»
Благодаря сериалу «Обмани меня», всем стали хорошо известны методики доктора Пола Экмана, связанные с точным распознанием эмоций у другого человека. Но, насколько я знаю, доктор Экман предложил так же и методики управления своими собственными эмоциями. Расскажите об этом, пожалуйста.
Скорее, он предложил методику распознания эмоциональных состояний. И методику управления своими действиями в таких состояниях.
Ранее мы уже говорили про часть методик Пола Экмана. Они позволяют на основе наблюдения за микровыражениями лица человека точно определять эмоциональные состояние вашего собеседника и, в частности, выявлять признаки лжи. Но значительное количество практик связано с умением управлять собственными эмоциями. Кстати, отчасти это показано в недавно вышедшем мультфильме «Головоломка», научным консультантом которого был доктор Экман.
Это и есть «эмоциональные навыки и компетенции»?
Абсолютно верно. Мы перемещаемся внутри матрицы: «осознание – управление – собственные эмоции – эмоции собеседника«. Невозможно научиться управлять собственным действиями в эмоциональном состоянии, если ты даже не знаешь, что ты находишься в эмоциональном состоянии. Не научившись работать со своими эмоциональными состояниями, не сможешь распознать и использовать эмоции собеседника.
Давай разберем механизм возникновения, например, злости. У каждого в «голове» (я говорю «в голове» очень условно!) есть некая «штука», которая по-английски называется automatic appraisal system (автоматическая система распознания). Если человек видит, например, паука, то запускается определенная программа. Она (программа) может быть эволюционной или приобретенной в процессе социализации или обучения. В случае с пауком мы, скорее всего, говорим об эволюционной программе. Именно она через сложную психофизиологическую реакцию запускает механизм возникновения страха. Наблюдая снаружи, мы видим различные проявления страха – расширение зрачков, смещение тела назад, учащение дыхание. Тело автоматически готовится к определенному поведению – бегству, мимикрии и т.д.
Когда эмоция уже «запустилась», ты попадаешь в так называемый рефрактерный период. Это период, в течение которого ты не можешь оценивать входящую информацию за пределами той гипотезы, которая у тебя есть. Грубо говоря, ты просто боишься. Если в этот момент поступят какие-то сигналы, которые говорят тебе о том, что бояться не надо, то ты их автоматически проигнорируешь или придашь им минимальную значимость.
Про рефракторный период
Как долго длится рефрактерный период?
Рефрактерный период бывает разной продолжительности. Его длительность может составлять от пары секунд до нескольких часов. Она зависит от ситуации, особенностей физиологии и психики конкретного человека, от триггера, запустившего механизм эмоции.
Как со всем этим работать? Что предлагает методика?
В пределах рефрактерного периода ты ничего не можешь сделать с самой эмоцией. Но ты можешь натренироваться четко ее отслеживать и сознательно выбирать ту или иную стратегию поведения в каждый момент времени. Например, в случае с гневом, как минимум, взять паузу, выйти из взаимодействия. Часто это позволяет сохранить хорошие отношения, не сделать что-то сгоряча.
Экман и дает методику, следуя которой можно несколько сокращать рефрактерный период и четко отслеживать собственные эмоциональные состояния. Иным словами, ты отдаешь себе отчет в том, что ты сердишься, вытаскиваешь эту эмоцию в сознание, а, значит, можешь анализировать триггер и лучше контролировать свои действия.
Как трансформировать эмоции
Можно ли трансформировать одну эмоцию в другую? Скажем, перевести гнев в радость?
В реальной ситуации, «на лету» это сложно. Рефрактерный период – очень мощная штука. Просто вспомни свое состояние, когда у твоей подруги семь часов был выключен мобильный. Представь первое, что ты ей скажешь, когда получишь заветную смску «абонент в сети». Но есть другой механизм, который подробно разбирается Полом Экманом и отрабатывается на тренинге. Он называется «реконструкцией» и позволяет существенно сократить рефрактерный период.
Например, есть очень интересное упражнение, в рамках которого ты «собираешь» свое лицо в нужную тебе эмоцию. Что при этом происходит? «Слепок лица» запускает соответствующую эмоцию. Да, это работает в обе стороны – как от эмоции к микровыражениям, так и от мышц лица к эмоциям. Конечно, она не включится мгновенно. Но начнет тебя постепенно вытягивать из рефракторного периода.
Например, человека что-то пугает, а он начинает улыбаться?
Да, но улыбаться особым образом. На том же тренинге мы учим распознавать искреннюю улыбку, отличать ее от улыбки искусственной. Только искренняя улыбка способна инициировать психофизиологические процессы, обуславливающие радость. Для этого нужно знать определенную последовательность движений мышц лица и уметь ими пользоваться.
Есть ли еще какие-то механизмы управления эмоциями?
Конечно. Например, метод запуска воспоминаний (memory recall). Ее суть состоит в умении в нужный момент вспомнить свои ощущения, которые ты испытывал когда-то раньше, находясь внутри сильной эмоции. Например, детально вспомнить ощущение радости. Это также позволяет сократить рефракторный период негативной эмоции. Но для этого нужна серьезная подготовительная работа. Все секреты раскрывать не буду (улыбается).
В вопросе управления эмоциями есть еще один интересный аспект. Учась точно определять эмоции своего собеседника, ты постепенно приходишь к умению так выстроить коммуникацию, что она никогда не будет вызывать в тебе самом негативные эмоции. Мы даем модель такой коммуникации, обучаем умению управлять рефрактерным периодом твоего собеседника. Грубо говоря, обучаем тому, как не позволять себя, например, раздражать.
Есть ли какое-то эмоциональное состояние, которое считается оптимальным для нахождения в нем?
Нет, конечно. Каждая эмоция решает свои эволюционные задачи. Гнев, как правило, вызывается каким-то препятствием. У тебя есть определенная цель, ты хочешь этой цели достигнуть, что-то мешает достигнуть цели – ты испытываешь гнев. На уровне физиологии злость – это подготовка тела к бою.
Страх – диаметрально противоположное явление. Ты убираешь себя из зоны досягаемости непосредственной опасности и оцениваешь ситуацию. В предельном случае физиология готовит организм к бегству.
Доктор Экман всегда говорит о том, что эмоции могут спасти жизнь и могут обогатить жизнь. Они же могут ее разрушить. Соответственно, тренинг направлен не на то, чтобы выхолостить эмоции (например, сделать так, чтобы человек постоянно улыбался). Нет, конечно! Цель тренинга дать инструментарий, позволяющий распознать свои эмоции и эмоции собеседника, использовать это для более эффективной коммуникации.
Как работать с триггерами и скриптами эмоций
Ты упомянул про триггеры, запускающие эмоции. Что это такое?
Да, у каждой эмоции есть триггер. Он может находиться во внешнем окружении, а может «внутри психики» (например, вы вдруг что-то вспоминаете и реагируете на это).
Триггеры можно научиться выявлять. Мы даем для этого специальную методику.
Что происходит после того, как триггер сработал?
Триггер запускает определённый скрипт или сценарий. Вернемся к примеру с телефоном. Допустим, молодой человек общается с девушкой. У них любовь. Он ей звонит, и обнаруживает, что абонент не отвечает или временно недоступен. Через некоторое время выясняется, что в это время она была с другим… Какой скрипт пропишется в психике этого парня? Очень вероятно, что он бессознательно соединит эти два события – выключенный телефон и измену. И каждый раз, сталкиваясь с «недоступностью абонента», он будет автоматически впадать в крайне опасное состояние. Причем, даже не задумываясь о том, что причин у того, что телефон выключен, могут быть десятки, если не сотни.
Мы учим выявлять такие скрипты и вычищать их.
Получается, мы еще говорим о некоей разумности и о выборе своей собственной эмоции?
Да, абсолютно точно. Скорее даже не о выборе эмоции, а об умении в нужный момент подключить способность анализировать. Речь про осознанность, как ты понимаешь.
Еще раз повторю центральную мысль. Важно признать, что тебе очень сложно контролировать психофизиологический процесс, связанный с эмоциями, и, в особенности с уже стартовавшим скриптом. Но осознав свое эмоциональное состояние, ты можешь решить, что тебе делать или не делать в этой ситуации.
Скрипт можно скорректировать?
Да, скрипт можно изменить или совсем вычистить. Не факт, что у тебя когда-то получится обнаружить и проработать все «негативные скрипты». Но то, что можно снизить силу триггеров — это так.
Например, я уже в течение долгого времени веду так называемый Дневник гнева. Благодаря ему, я научился распознавать по определенным психофизиологическим признакам то, что я нахожусь в состоянии гнева. Этот факт я фиксирую. И так же фиксирую то, что (с моей точки зрения) послужило триггером. Подробно описываю ситуацию и свои реакции на нее. Анализирую ее.
Управление эмоциями в разговоре
Напоследок давай вернемся к роли эмоций в разговоре. Что про управление эмоциями других?
На тренинге мы даем определенную модель коммуникации – PEER (англ. Planning, engagement, Exploration, Resolution — Подготовка – Контакт – Исследование – Решение). Мы уже с тобой не раз беседовали на тему древнекитайского трактата Гуй Гу-Цзы – закрытого наставления для адептов так называемой дипломатической школы стратегии. По сути, еще до нашей эры китайцы придавали сакральное значение разговору, как основному средству достижения целей. Парадокс, но в трактате описана примерно такая же модель.
Фундаментальная роль в общении отводится оценке эмоций (в русском переводе – оценке чувств) собеседника. Для этого необходимо открываться и раскрываться. Вслушиваться (активное слушание) и созерцать деятельность (поведенческий анализ). «Несходство и сходство» состоит в том, что если собеседник не дает поведенческих реакций для анализа чувств и намерений, их нужно спровоцировать вопросами. Эмоции собеседника в трактате называют «зацепка изнутри». Понимание эмоционального состояние собеседника можно использовать в разговоре множеством способов для достижения своей цели. В трактате многое сказано о важности и способах подстройки под собеседника с учетом собранной поведенческой информации. И, разумеется, уже там сказано о том, что чувства (эмоции) человека скрыты у него на лице. Автор трактата, по легенде, владел тайным искусством чтения лица (чем тебе не китайский вариант доктор Экмана до нашей эры?). «Оселок разговора» — это искусство вопроса, призванное раскрыть эмоции и намерения.
И, разумеется, как и в знаменитом «Искусстве войны», в трактате сказано, что все начинается с познания себя и взращивания в себе покоя (осознание собственных эмоций и управление ими, включая их стратегическое использование этого эффекта в разговоре).
По сути, я сейчас передал тебе программу тренинга, просто эта структура теперь наполнена последними достижениям науки о поведении, 50-ю годами труда Пола Экмана и его коллег.
Что ты можешь пожелать нашим читателям?
Проживайте богатую эмоциональную жизнь. Ведь ваши эмоции во многом и есть ваша жизнь. Позволяйте своим эмоциям уберечь вас в сложные моменты. Не давайте им разрушить ваше жизнь. Будьте счастливы! Живите интересно!
Дополнительно почитать
- Михаил Крапивин: Мы привезли тренинги Пола Экмана в Россию (интервью, часть I)
- Солги мне — правда и вымысел (интервью, часть II)
- 10 цитат из Гуй Гу-цзы
- Кто живет у меня в голове? Мультфильм «Головоломка»
- 8 лучших цитат Пола Экмана
- Мастерская дисциплины ума с Михаилом Крапивиным (серия онлайн-уроков)
- Максим Поташев: Быть равноправным партнером незаурядных людей (интервью)
- Максим Поташев: Мы не деградируем, мы умнеем (интервью)
Тренинги по методикам Пола Экмана
Для читателей моего блога предоставляется дополнительная скидка 5% .
Промо-код: sukhov
Источник
Урок 3. Управление негативными эмоциями
Практически каждый человек на Земле мечтает о том, чтобы научиться влиять на эмоции других людей и находить самые разные подходы в общении. Однако прежде чем добиться этого, нужно обучиться управлять собственными эмоциями, так как именно это умение позволит вам влиять на других людей. Познайте сначала себя и только потом начинайте изучать других людей.
Человек испытывает эмоции каждую секунду своего существования, поэтому тот, кто умеет ими управлять, достигает многого. Их условно можно разделить на три типа: благотворные, нейтральные, разрушительные.
Благотворные и нейтральные эмоции мы рассмотрим в дальнейших уроках, в этом же целиком сосредоточимся на разрушительных, потому что именно ими и нужно научиться управлять в первую очередь.
Почему разрушительные эмоции имеют такое определение? Вот лишь небольшой список того, как негативные эмоции могут повлиять на вашу жизнь:
✔ | Они подрывают ваше физическое здоровье: сердечные заболевания, диабет, язвы желудка и даже кариес. По мере развития технологий, ученые и медики дополняют этот список. Есть вероятность того, что негативные эмоции становятся одной из причин подавляющего количества болезней или, по крайней мере, препятствуют скорому выздоровлению. |
✔ | Они подрывают ваше психологическое здоровье: депрессии, хронический стресс, неуверенность в себе. |
✔ | Они влияют на ваше общение с другими людьми: окружающие, близкие люди и сотрудники страдают от негативного поведения. Причем, по иронии, именно на близких людей мы срываемся чаще всего. |
✔ | Они препятствуют достижению успеха: разрушительные эмоции полностью атрофируют нашу способность мыслить. И если гнев может пройти в течении нескольких часов, то беспокойство и депрессия мешают ясно мыслить на протяжении недель и месяцев. |
✔ | Они сужают фокус: в подавленном или аффективном состоянии человек неспособен видеть общую картину и не может принимать правильных решений, так как слишком ограничен в количестве вариантов. |
Существует популярная точка зрения: негативные эмоции не нужно подавлять. Это очень спорный вопрос и полноценного ответа на него до сих пор не найдено. Кто-то говорит, что сдерживание подобных эмоций приводит к тому, что они проникают в подсознание и печальным образом влияют на организм. Другие люди утверждают, что неумение их сдерживать расшатывает нервную систему. Если представить наши эмоции в образе маятника, то таким образом мы его раскачиваем сильнее.
В связи с этим, в нашем курсе мы крайне осторожно подойдем к этому вопросу и по большей части будем говорить о том, как предупредить наступление разрушительной эмоции. Такой подход во многом более эффективен и позволит вам не допустить в свою жизнь негативные состояния.
Содержание:
Прежде чем познакомиться с самыми разрушительными эмоциями, нельзя обойти внимание так называемые реакционные мысли.
Реакционные мысли
Большинство эмоций, которые мы переживаем, появляются в следствие появления какого-нибудь раздражителя. Это может быть определенный человек, ситуация, образ, поведение других людей, собственное психологическое состояние. Все это может быть для вас раздражителем, то есть тем, что вторгается в ваш личный комфорт и заставляет испытывать неудобство. Чтобы избавиться от этого состояния, мы реагируем (обычно негативным образом) на него в надежде, что он исчезнет. Однако такая стратегия практически никогда не работает.
Дело в том, что любое раздражение раскачивает маятник ваших эмоций и эмоций другого человека. Ваш раздраженный ответ приводит к раздражению собеседника, что в свою очередь заставляет его «повышать ставки». В этой ситуации кто-то должен проявить мудрость и погасить страсти, иначе все выйдет из-под контроля.
Кстати, к образу маятника мы не раз будем возвращаться в наших уроках, потому что это отличная метафора для обозначения того, что эмоции имеют особенность повышать свою интенсивность.
Когда мы испытываем действие раздражителя, то в голове проносятся реакционные мысли, осознаем мы их или нет. Именно эти мысли побуждают нас пойти на обострения конфликта и выйти из себя. Чтобы приучить себя не реагировать инстинктивно, выучите одно простое правило: между действием раздражителя и реакцией на него существует маленький промежуток, во время которого можно настроиться на правильное восприятие ситуации. Практикуйте это упражнение каждый день. Всякий раз, когда вы чувствуете, что вас зацепило слово или ситуация, вспомните о том, что именно вы можете выбрать, как на это отреагировать. Это требует дисциплины, самоконтроля и осознанности. Если вы приучите себя не поддаваться на реакционные мысли (как правило это обобщения или чувство обиды), то заметите, какие преимущества это за собой несет.
Самые разрушительные эмоции
Существуют эмоции, которые наносят непоправимый вред здоровью и репутации человека, они способны разрушить все, что он выстраивал годами и сделать его жизнь сущим адом.
Сразу договоримся с вами о том, что иногда черта характера может быть эмоцией, поэтому эти случаи мы тоже будем рассматривать. Например, конфликтность — черта характера, но также это особое эмоциональное состояние, при котором человек испытывает тягу к получению эмоций высокой интенсивности. Это зависимость от столкновения двух эмоциональных миров.
Или, к примеру, желание критиковать других. Это тоже черта характера, однако с чисто эмоциональной точки зрения это стремление поднимать свою самооценку путем указания на ошибки других, что говорит о потребности сменить негативную валентность своих эмоций на позитивную. Поэтому если хотите, называйте этот список «Самыми разрушительными эмоциями, чувствами и состояниями».
Гнев и ярость
Гнев — это отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости и сопровождающийся желанием устранить ее.
Ярость — крайняя форма гнева, при которой у человека повышается уровень адреналина, сопровождающаяся желанием причинить физическую боль обидчику.
Несмотря на то, что гнев и ярость имеют отличия в интенсивности и длительности проявления, мы будем рассматривать эти эмоции как одну. Полностью цепочка выглядит так:
Длительная, ноющая раздраженность — злость — гнев — ярость.
Почему в этой цепочке нет ненависти, которая делает свой вклад в появлении ярости? Дело в том, что она уже включена в гнев и ярость, наряду с антипатией, отвращением, ощущением несправедливости, поэтому мы используем ее в комплексе.
Человек не может моментально испытать гнев или ярость, к этому он себя должен подвести. Сначала возникают радражители разной интенсивности и человек становится раздраженным и нервным. Через какое-то время возникает злость. Длительное состояние злости вызывает гнев, что в свою очередь может закончиться проявлением ярости.
Если говорить об эволюционной теории, то источник гнева является ответной реакцией по типу «сражайся или спасайся», поэтому спусковой крючок гнева — чувство опасности, пусть даже мнимое. Опасным разгневанный человек может посчитать не только физическую угрозу, но и даже удар по самоуважению или чувству собственного достоинства.
Один из самых мощных способов сделать это: разрушить те убеждения, которые его питают. Чем дольше мы будем обдумывать то, что нас возмутило, тем больше «достаточных оснований» сможем придумать. Размышления в этом случае (какими бы сверхэмоциональными они ни были) только подливают масла в огонь. Чтобы погасить пламя гнева, следует еще раз описать себе ситуацию с позитивной точки зрения.
Следующий способ обуздания гнева: ухватить те разрушительные мысли и усомниться в их правильности, так как именно первоначальная оценка ситуации и поддерживает первую вспышку гнева. Эту реакцию можно остановить, если успокаивающая информация поступит раньше, чем человек начнет действовать, руководствуясь гневом.
Некоторые психологи советуют выпустить пар и не сдерживать гнев, переживая так называемый катарсис. Однако практика показывает, что такая стратегия не приводит ни к чему хорошему и гнев с завидной регулярностью вспыхивает снова и снова, причиняя непоправимый вред здоровью и репутации человека.
Для охлаждения страстей в физиологическом смысле выброс адреналина пережидают в обстановке, где вероятнее всего не появятся дополнительные механизмы разжигания гнева. В этом могут помочь прогулка или развлечение, если такая возможность есть. Этот способ приостановит нарастание враждебности, поскольку чисто физически невозможно злиться и гневаться, когда приятно проводишь время. Фокус в том, чтобы остудить гнев до такого уровня, когда человек окажется способным развеселиться.
При этом важно быть осознанным, вовремя замечать нарастающее раздражение и деструктивные мысли. Выпишите их на лист бумаги и проанализируйте. Возможно одно из двух: либо вы найдете позитивное решение, либо перестанете хотя бы прокручивать одни и те же мысли по кругу. Оценивайте свои мысли с позиции логики и здравого смысла.
Помните о том, что ни один метод не сработает, если вы не сможете прервать поток раздражающих мыслей. Буквально прикажите себе не думать об этом и переключите свое внимание. Именно вы направляете свое внимание, что является признаком осознанного человека, способного контролировать свою психику.
Беспокойство
Беспокойство бывает двух видов:
- Раздувание из мухи слона. Человек цепляется за одну мысль и развивает ее до вселенских масштабов.
- Повтор одной и той же мысли по кругу. В этом случае человек не предпринимает никаких действий для решения проблемы и вместо этого повторяет мысль снова и снова.
Проблемы не существует, если вы тщательно обдумываете проблему со всех сторон, генерируете несколько вариантов решения, после чего выбираете лучшую. С эмоциональной точки зрения это называется озабоченностью. Однако когда вы ловите себя на том, что возвращаетесь к мысли снова и снова, это не приближает вас к решению проблемы. Вы становитесь обеспокоенными и ничего не делаете для того, чтобы выйти из этого состояния и убрать тревоги.
Удивительна природа беспокойства: оно появляется вроде бы из ниоткуда, создает постоянный шум в голове, не поддается контролю и мучает человека длительное время. Такое хроническое беспокойство не может длиться вечно, поэтому оно мутирует и принимает другие формы — приступы страха, стресс, неврозы, депрессия и панические атаки. Навязчивых мыслей в голове становится так много, что это приводит к бессоннице.
Беспокойство по своей природе направляет мысли человека в прошлое (ошибки и неудачи) и будущее (неопределенность и катастрофичные картины). При этом человек проявляет творческие способности только для создания ужасающих картин, а не поисков решений возможных проблем.
Самый лучший способ для борьбы с беспокойством — оставаться в текущем моменте. Возвращаться к прошлому стоит конструктивно, выясняя причины ошибок и осознавая, как избежать их в дальнейшем. О будущем стоит думать лишь в моменты, когда вы сознательно выделяете на это время: прояснить цели и приоритеты, наметить план и порядок действий. Вам нужно прожить лишь один день самым эффективным образом и не думать больше ни о чем.
Практикуя медитацию и становясь все более осознанным, вы научитесь улавливать первые признаки навязчивых мыслей и искоренять их. Вы также сможете замечать, какие образы, предметы и ощущения запускают механизм беспокойства. Чем раньше вы заметите беспокойство, тем легче вам будет пресечь его. Давать отпор мыслям нужно решительно, а не вяло, как это делает большинство людей.
Задайте себе несколько вопросов:
✔ | Какая вероятность того, что пугающее вас событие действительно произойдет? |
✔ | Есть только один вариант развития событий? |
✔ | Существует ли альтернатива? |
✔ | Есть ли возможность предпринять конструктивные шаги? |
✔ | Есть ли смысл снова и снова пережевывать одни и те же мысли? |
Это правильные вопросы, которые позволят вам задуматься о том, что происходит в данный момент и обратить сознательное внимание на свои мысли.
Расслабляйтесь как можно дольше и чаще. Невозможно одновременно беспокоиться и расслабляться, побеждает либо одно, либо другое. Изучайте техники релаксации и через какое-то время с удивлением заметите, что вот уже несколько дней не ощущаете тревожных мыслей.
Великий психолог Дэйл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться» приводит множество методик, которые позволяют справиться с этой неприятной привычкой. Мы приведем вам лучшие десять и советуем прочесть эту книгу полностью:
- Иногда беспокойство не рождается на ровном месте, а имеет под собой логическую основу. Если с вами случилась (или может случиться) неприятность, используйте трехступенчатую структуру, а именно: спросите себя: «Что самое худшее из того, что со мной может произойти?», примиритесь с самым худшим и спокойно подумайте о том, как можно улучшить ситуацию. В этом случае хуже быть не может, а значит психологически вы приобретаете возможность получить больше, чем изначально рассчитывали.
- Помните о том, что люди, не умеющие справляться с беспокойством, умирают молодыми. Беспокойство наносит сильнейший удар по организму и может привести к появлению психосоматических болезней.
- Практикуйте трудотерапию. Самое опасное время для человека — часы после работы, когда, казалось бы, самое время расслабиться и начать получать удовольствие от жизни. Загрузите себя деятельностью, найдите хобби, убирайтесь дома, почините сарай.
- Помните о Законе больших чисел. Какова вероятность того, что произойдет событие, о котором вы беспокоитесь? Согласно Закону больших чисел, эта вероятность ничтожно мала.
- Проявляйте интерес к другим людям. Когда человек искренне интересуется другими, он перестает концентрироваться на своих мыслях. Пытайтесь каждый день совершать бескорыстный поступок.
- Не ждите благодарности. Делайте то, что должны и что велит сердце и не ожидайте, что ваши старания будут вознаграждены. Это убережет вас от массы неприятных эмоций и сетования на других людей.
- Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад. Карнеги цитирует Уильяма Булито: «Самое важное в жизни состоит не в том, чтобы максимально использовать свои успехи. Каждый дурак способен на это. Действительно важным является умение извлекать пользу из потерь. Это требует ума; в этом и состоит разница между умным человеком и дураком».
- Не позволяйте пустякам сокрушать вас. Многие люди переживают тяжелые невзгоды с гордо поднятой головой, а затем доводят себя до безумия, сокрушаясь из-за пустяков.
- Отдыхайте днем. Поспите, если есть такая возможность. Если нет, просто посидите или полежите с закрытыми глазами. Усталость постепенно и незаметно накапливается на протяжении дня и если ее не снять, это может привести к нервному срыву.
- Не пилите опилки. Прошлое осталось в прошлом и вы ничего не сможете с этим поделать. Вы можете исправить ситуацию в настоящем или будущем, но нет смысла переживать из-за того, что уже случилось.
Чувство обиды и жалость к себе
Эти две эмоции ведут к синдрому жертвы, что приводит ко многим разрушительным последствиям. Человек перестает развиваться, потому что в его бедах виноваты другие люди и ощущает себя никчемным, жалея себя.
Обидчивость является индикатором того, что у человека слишком много болевых точек, на которые давят другие люди. Сложность в том, что признать данную проблему бывает достаточно сложно, особенно если обидчивость перешла в хроническую стадию.
Чувство обиды возникает:
- когда знакомый нам человек повел себя совершенно не так, как мы того ожидали. Зачастую это ненамеренное действие или поведение, которое мы считаем намеренным;
- когда знакомый нам человек сознательно оскорбил нас путем брани или унижения (обычно на публике);
- когда нас оскорбляет незнакомый человек
Как бы то ни было, мы обижаемся, только когда считаем, что нас обидели. Другими словами, все целиком и полностью зависит от нашего восприятия. Существуют люди, которые не обижаются, когда их даже оскорбляют на публике. Какие преимущества от такого умонастроения:
1 | Они не позволяют своим эмоциям выйти из-под контроля и потерять лицо. |
2 | Обидчик настолько удивлен тому, что на его оскорбление не отреагировали, что пребывает в фрустрации и растерянности. |
3 | Фокус внимания аудитории моментально смещается от него к человеку, который попытался его обидеть. |
4 | Аудитория, вместо того, чтобы злорадствовать или жалеть «обиженного», окончательно принимает его сторону, потому что все люди подсознательно уважают тех, кто не теряет лицо в стрессовой ситуации. |
Словом, когда вы не реагируете на слова, которые были брошенными ради того, чтобы обидеть, то получаете огромное преимущество. Это вызывает уважение не только среди аудитории, но даже со стороны обидчика. Такой подход является проактивным, сохраняет ваше здоровье и позволяет вам контролировать свои эмоции.
Мы рассмотрели ситуацию оскорбления на публике, тогда как быть в том случае, когда близкий человек повел себя не так, как мы того ожидали? Вам помогут следующие мысли:
- «Возможно, он не хотел себя так вести или не подозревал, что своими действиями или словами мог сделать мне больно».
- «Он понимает, что подвел меня, но чувство гордости не позволяет ему признать свою ошибку. Поступлю мудрее и дам ему сохранить свое лицо. Со временем он извинится».
- «Я слишком много жду от него. Если он так поступил, значит я недостаточно грамотно ему объяснил, что мои чувства могут быть задеты таким поведением».
Стоит также отделять конкретную ситуацию с обидой и хронической обидчивостью. Во втором случае все намного сложнее, однако при должной работе над собой и от нее можно избавиться.
Второй шаг: думать о том, зачем человек хочет вас обидеть. Заметьте, не обидел, а хотел обидеть. Эта ключевая разница в мышлении позволит вам не зацикливаться на внутренних переживаниях, а направлять свое восприятие на размышления о мотивах другого человека.
Помните, что вас могут обидеть лишь когда вы сами думаете, что вас обидели. Это не значит быть индифферентным по отношению к человеку или ситуации. Это значит проанализировать с холодной головой ситуацию и выяснить, почему человек повел себя именно так. И если вы придете к выводу, что не желаете больше присутствия человека в вашей жизни, это ваше право. Но до этого момента попытайтесь узнать, что именно повлияло на его поведение и слова. Любопытство в этой ситуации является сильнейшим способом отвлечения себя.
Болезненная робость
Многие люди любят робких людей, считая их скромными, сдержанными и уравновешенными. В литературе мы также можем встретить хвалебные оды, посвященные таким личностям. Но так ли все просто на самом деле?
Застенчивость (робость, стеснительность) — это состоянии психики, главными чертами которого являются боязливость, нерешительность, скованность, напряженность и неловкость в обществе из-за отсутствия социальных навыков или неуверенности в себе.
В связи с этим можно сделать вывод, что такие люди являются достаточно комфортными для любой компании, потому что все остальные люди на их фоне выглядят уверенными в себе. Поэтому их любят: они придают чувства значимости всем вокруг.
Каким же образом можно искоренить застенчивость? Ответ, скорее всего, кроется в уверенности в себе. Если вы уверены в своих способностях, тогда ваши движения точны, слова четки, а мысли ясны. В психологии существует так называемая «петля уверенности/компетентности». Вы становитесь компетентными в каком-то виде деятельности, замечаете, что можете справляться с поставленной задачей и благодаря этому повышаете уверенность в себе. А так как ваша уверенность в себе повышается, вы повышаете свою компетентность.
Одним из спутников робости является страх ближайшего будущего. Поэтому лучшим способом преодоления робости будет выход из зоны комфорта. Если вы несколько десятков раз в день делаете то, чего боитесь, то спустя всего неделю (а то и практически сразу) начинаете чувствовать уверенность в себе и невероятный прилив сил. Страх уходит в свете знания. Оказывается, никто вас не съел, когда вы высказали непопулярное мнение и вы до сих пор живы, попросив о помощи.
Бездеятельность превращается в деятельность. Вы наверняка знаете, что инерции действуют и в психологии, поэтому как только вы начнете преодолевать психологический и физический порог, ваш страх начнет уходить. Цепочка «мысль — намерение — планирование — действие» спустя какое-то время становится практически автоматической и вы даже не задумываетесь о страхе или возможном поражении. Так как отказы и поражения непременно вас ждут, вам необходимо приучить себя к этому. Заранее обдумайте, как будете вести в случае неудачи, чтобы не пребывать в состоянии обескураженности. Через какое-то время вы будете действовать экспромтом, но на первых этапах лучше готовить себя психологически.
Гордость/гордыня
Мы объединили две эти противоположные эмоции по одной причине: в большинстве случаев люди, испытывающие гордыню, считают что это гордость. Гордыня — это кривая гордость.
Тогда как гордость — это проявление внутреннего достоинства человека и способность защищать то, что ему дорого, гордыня — это проявление неуважения к другим, несправедливое возвеличивание себя, эгоизм. Человек, преисполненный гордыни, будет параллельно испытывать следующие эмоции и чувства: обиду, злость, неуважение, сарказм, высокомерие и непринятие. Все это сопровождается завышенной самооценкой и нежеланием признавать собственные ошибки.
Гордыня формируется под воздействием неправильного воспитания. Родители воспитывают ребенка таким образом, что хвалят его притом, что он ничего хорошего не сделал. Когда ребенок растет, он попадает в социум и начинает приписывать себе все заслуги, к которым не имеет отношения. Если он становится лидером, то критикует свою команду за неудачи и принимает успехи за свои собственные.
Гордыня порождает:
- Жадность.
- Тщеславие.
- Присвоение чужого.
- Обидчивость.
- Эгоцентризм.
- Нежелание развиваться (ведь ты и так самый лучший).
Как же избавиться от гордыни? Сложность в том, что ее обладатель будет до последнего не признавать наличие проблемы. В этой связи проще признать в себе наличие робости, раздражительности, беспокойства и других черт, которые мешают человеку жить. В то время как человек, преисполненный гордыни, будет отрицать наличие этого качества.
Признайте, что порой это свойственно и вам тоже. Признавайте свои достоинства и недостатки, цените первые и избавляйтесь от последних. Уважайте себя и других людей, отмечайте их успехи и научитесь хвалить. Умейте быть благодарными.
Наилучший способ избавиться от гордыни — развитие ассертивности, эмпатии и умения слушать. Все эти три навыка мы рассмотрим в следующем уроке.
Зависть
Зависть возникает по отношению к человеку, который обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Главная трудность в избавлении от зависти в том, что завидующий находит для себя оправдания, когда переживает это чувство. Он абсолютно уверен в том, что объект его зависти добился славы, успеха или материальных благ нечестным путем или попросту не заслужил этого.
Когда человек испытывает зависть, он не задумывается о том, как достичь такого же успеха, потому что по своей сути его мышление является деструктивным и пассивным. Это желание не поставить цель и добиться ее, а просто отобрать благо у другого человека. Пожалуй, именно от этого качества избавиться тяжелее всего, потому что переживающий это чувство человек давится от злобы и ненависти. Он тратит колоссальную энергию на постоянное отслеживание чужих успехов и удач.
Что насчет белой зависти? С чисто психологической точки зрения «белой зависти» не существует. Это скорее просто умение радоваться чужим успехам и желанием достичь подобных высот, что является поведением адекватного человека. Это восхищение чужими достижениям и мотивация стать лучше.
Чтобы побороть зависть или хотя бы начать с ней бороться, прежде всего нужно осознать наличие проблемы. Затем ответьте на несколько вопросов:
- «Какая разница, чего и как именно достиг этот человек, если мне все равно нужно работать и учиться для того, чтобы добиться своих целей?»
- «Разве успех этого человека влияет негативным образом на мои будущие успехи?»
- «Да, этому человеку повезло. В мире везет многим людям, это нормально. Причем везет именно тем, кто не воспитывает в своей душе чувство зависти. Может мне стоит порадоваться за него?».
- «Разве я хочу, чтобы моя зависть портила мою внешность и привела к язве желудка?»
- «Разве больших успехов не достигают люди, которые искренне радуются чужим успехам и желают всем добра? Разве не существует большого количества лидеров, которые любили людей и лишь благодаря этому достигли таких высот?»
Конфликтность и склонность к критике
Удивительно, какие нерациональные создания люди. Мы на своем личном примере видим, что желание постоянно вступать в конфликты и критиковать других не приносит никаких преимуществ и тем не менее снова и снова ведем себя именно так.
Конфликтность губительна, потому что человек, вступающий в них, сознательно и подсознательно считает себя лучше других. Разве он станет спорить и конфликтовать с тем, чье мнение считает хотя бы равным его мнению? Такая манера поведения в голове этого человека обосновывается тем, что он не хочет лицемерить, угождать и произносить слащавые слова. Он считает, что говорить правду (его правду) — гораздо более честное поведение, чем вилять или молчать.
Давайте посмотрим на проблему под углом саморазвития. Разве говорить правду и не подбирать слова — это признак развитого и умного человека? Разве много ума нужно на то, чтобы сказать что думаешь по любому поводу? Конечно, лицемерить и льстить тоже плохо, однако это другая крайность.
Критика тоже не работает, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Карнеги справедливо утверждал, что критика ранит самолюбие человека и ставит его в положение обороняющегося. При критике мы словно вытаскиваем человека из зоны его комфорта и демонстрируем его недостатки.
Подавите в себе реакционные мысли и желание реагировать на раздражитель. Опять же — исходите как минимум из того, что критиковать может каждый и на это много ума не нужно. Обучитесь искусству косвенной критики и избавьтесь от обвиняющего тона. Это требует самоконтроля, мудрости, наблюдательности и творческого мышления. Такая критика дает человеку обратную связь, мотивирует и придает новых сил.
В этом уроке мы выяснили, что такое реакционные мысли и какое значение они имеют в управлении эмоциями. Мы также рассмотрели семь самых разрушительных эмоций, выяснили, почему их таковыми считают и нашли способы бороться с ними.
В следующем уроке мы обучимся трем главным навыкам для повышения эмоционального интеллекта — ассертивности, эмпатии и умению слушать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь давайте познакомимся с самыми важными навыками в процессе межличностного общения.
Источник