- Искусство обобщенная техника чувства л с выготский
- Л.С.Выготский и его «психология искусства»
- Высказывания л.С.Выготского о содержании и методе своих работ
- Психология искусства
- Проверка формулы искусства
- КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО
- А.Н. Леонтьев о «Психологии искусства» Выготского
- Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования
- Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Белянин в.П
- Влияние воображения на жизнь и творчество человека
- Понятие о личности человека в психологии
- Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
Искусство обобщенная техника чувства л с выготский
Автор: Петрова Ирина Георгиевна
Организация: ГБУДО ДМШ им. Э.Г. Гилельса, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
Населенный пункт: г. Москва
Ключевые слова: психология, катарсис, форма, материал, содержание, исторический материализм
Key words: psychology, catharsis, form, material, content, historical materialism
В статье рассматриваются основные постулаты работы выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства». Автором рассмотрены ключевые понятия, обозначенные в его работе: форма, материал, содержание, катарсис, рассмотрены взгляд Выготского на взаимоотношения между ними, особенности восприятия психикой произведений искусств, а так же основной вопрос психологии искусства — что делает искусство достоянием культуры.
The article considers the main postulates of the work of the outstanding Soviet scientist L. S. Vygotsky «Psychology of art». The author considers the key concepts identified in his work: form, material, content, catharsis, considers Vygotsky’s view on mutual relations between them, the peculiarities of perception of works of art by the psyche, as well as the main question of art psychology — what makes art a cultural asset.
Вопросы влияния произведений искусства на психику человека интересовали мыслителей, начиная с Античности. Аристотель, Платон, Спиноза и другие мыслители заложили основы не только философии, но и основы психологии и искусствоведения. Взгляд на искусство, так же как и взгляд на человека, менялся в зависимости от эпохи, эстетической направленности, выявляя новые стороны в этих областях. В начале XX века фундаментальным трудом, раскрывающим тематику, стала «Психология искусства» выдающегося советского психолога и ученого Л. С. Выготского. В своей работе Выготский не только высказал свою теорию, но и пересмотрел опыт предыдущих лет, дал критическую оценку различным философским течениям. К сожалению, «Психология искусства» не получила дальнейшего развития и рассмотрения как со стороны Выготского, так и со стороны других ученых. Данный труд стал первым и последним научным исследованием Л. С. Выготского в области влияния произведений искусства на человека, его поведение и мышление.
«Психология искусства» вышла в 1925 году. К этому времени сформировались два противоположных философских течения: эмпирическая эстетика, утверждавшая, что чувство не поддается осознанию, и, следовательно, оно божественно (О. Кульпе 1862-1915, И. Фолькнельт 1848-1930) и рефлексология, основывающаяся на экспериментальной психологии и утверждающая, что там, где есть реакция, есть внимание и, следовательно, сознание (В. М. Бехтерев 1857-1927, В Вундт 1832-1920). По мнению Выготского, примирить эти направления может только психология. Основным посылом для рассмотрения темы влияния произведений искусства на человека Выготский называет кризис противоречий, назревший вследствие развития этих направлений, между, так называемыми, «эстетикой сверху» и «эстетикой снизу», между высокими умозаключениями и примитивными опытами для выявления реакций и рефлексов. Примирительным фактором, по мнению Выготского, может стать рассмотрение эстетики только в контексте исторического материализма, единственного передового на тот момент течения. Выготский ссылается на работы Плеханова, который утверждал: «все идеологии имеют один общий корень: психологию данной эпохи» [1, c .23]. Выготский делает важный вывод: «искусство в ближайшем отношении определяется и обуславливается психикой общественного человека» [1, c .11]. Исходя из этого, Выготский ставит важнейшей проблему: «создание объективного метода и системы психологии искусства»[1, c .16]. Другими словами, для того, что бы примирить «эстетику сверху» и «эстетику снизу» в контексте исторического материализма, необходимо найти объективный метод, и ключевое в этом методе – его объективность. Для этого Выготскому необходимо «обнулить», сделать модульными личности автора и зрителя.
В самом начале Выготский задает главный вопрос: что же делает искусство искусством? По каким критериям мы определяем, что данное художественное творение является произведением, а другое не соответствует этому определению? В рассуждениях Л. Н. Толстого об искусстве, приводится пример урока К. И. Брюллова, на котором художник поправил рисунок своего ученика, добавив несколько штрихов, и рисунок «ожил». «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» [1, с.25], говорит Брюллов, тем самым дает определение формы художественного произведения. Но для уравновешивания формы деталями, незначительными ее элементами, необходимо чувство, которым наделен художник, автор. Выготский поясняет мысль: уравновешивание формы материалом является необходимым условием. При этом происходит развоплощение формой материала. Это и является основным способом воздействия художественного произведения на зрителя. Противодействие материала и формы Выготский считает основным способом их взаимодействия друг с другом, в результате которого происходит катарсэстетическая реакция, благодаря которой материал меняет свое первоначальное назначение: исчезают вес, размер, длина, скорость и зритель видит образ, понимает смысл, чувствует состояние. Созерцая скульптуру Ники Самофракийской, мы не видим мрамор, не представляем тяжелую работу скульптора. Мы видим взлет, победу, ликование. Этот феномен психики – антропоморфизм (способность очеловечивать неодушевленные предметы), позволяет совершить такую подмену значений. Следовательно, человеку все равно, чему сопереживать: реальному событию, произошедшему в жизни, либо литературным героям, музыкальному произведению, живописному полотну. Выготский определяет искусство как синтез чувства и фантазии, тем самым примиряя эмпирическую психологию и рефлексологию, а именно – чувство сознательно или бессознательное. Через эту способность человеческой психики можно отследить воспитательную функцию искусства, то есть способность изменять поведение и тело.
Противопоставляя материал и форму, Выготский не делает различий между содержанием и формой, определяет их как единое целое, говоря о том, что содержание – это и есть форма. Основным методом движения художественного произведения Выготский определяет «противочувствование», то есть движение навстречу друг другу двух противоположных эстетических реакций. Это движение порождает конфликт, который неминуемо должен быть разрешен. Точкой разрешения Выготский определяет катарсис. Но в его понимании катарсис есть более возвышенное, нежели просто очищение через сопереживание. Это обезличивание и автора, и героев и зрителя в более возвышенной человеческой правде. Этим постулатом Выготский ставит очень важный акцент: в искусстве нет ничего личного, что не могло бы быть достоянием общественного. Выготский выводит мысль, которая не ограничивается рамками психологии искусства, а именно: личность – это сочетание черт общественного, своеобразный калейдоскоп, мозаика. В психологии индивидуума нет ничего уникального, отличного от того, что есть в коллективном. «Искусство есть социальное в нас, и если его действие совершается в отдельном индивидууме, то это не значит, что его нормы сугубо индивидуальны» [1,с.167]. Тем самым Выготский определяет назначение искусства: это обезличенная общественная техника, позволяющая найти ответы на все вопросы, волнующие человека, получить эмоциональный опыт без переживания личного опыта. И, как следствие, совершить метаморфоз души под влиянием произведения искусства. «Искусство есть важнейшее сосредоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и общественные минуты в жизни» [1, стр.175].
«Психология искусства», к сожалению, единственная работа Л. С. Выготского, объясняющая отношения человека и искусства. Работа была написана еще молодым ученым, поэтому изобилует цитатами, ссылками на других авторов, в основном, на работы Плеханова, и поэтому не имеет четко сформированных индивидуальных мыслей. На страницах книги автор много полемизирует или соглашается с другими течениями, мыслителями: Маркс, Плеханов, Луначарский, Фрейд, Бехтерев, Спиноза… Принимая или отвергая теории, Выготский в ходе своих рассуждений объясняет, делает выводы, задает вопросы. Не все вопросы имеют точный и внятный ответ, не всегда это мысли самого Выготского. Данный труд дает хорошую почву для дальнейшей работы психологов, философов, искусствоведов. Тема важная, нужная, актуальная в современном мире, поскольку искусство на данный переживает в данный момент не самый благоприятный период.
- Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский; Л.С. Выготский; Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. — 3 изд. — Москва: Искусство, 1986. — 573с.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выготский. — Москва: Смысл «ЭКСМО», 2003. — 1136с.
- Философский словарь /Фролов И.Т. — 7-е изд., перераб. и доп. — М: Республика, 2001. — 719с
Краткий словарь по эстетике /М.Ф.Овсянников. — 3 изд. — Москва: Просвещение, 1983. — 224с.
Источник
Л.С.Выготский и его «психология искусства»
Метод Выготского можно назвать формально-психологическим методом анализа и интерпретации текста.
Его сущность сводится к следующему:
1.Структуру литературного произведения Выготский рассматривает в полном соответствии с теорией формальной школы.
2. При этом выделенные на основе формального метода приемы и структурные элементы произведения он трактует в психологическом плане: обнаруживает за этими приемами глубокое психологическое содержание. Тем самым он нарушает один из основополагающих положений формального метола, а именно полное, абсолютное исключение из литературы какой бы то ни было психологии, будь то психология автора или психология героев.
Как оценивать эту особенность литературоведческого метода Выготского?
— Можно оценить ее как недопустимый эклектизм; совмещение двух несовместимых методологий и теорий. С точки зрения формалистов это так и выглядит, недаром формалисты полностью игнорировали литературоведческие труды Выготского.
— А можно рассматривать его метод как дерзкое расширение возможностей формального анализа, как демонстрацию ошибочности формалистского научного сектантства и как шаг вперед в развитии литературоведческой методологии.
Я СКЛОНЯЮСЬ К ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ, НЕДАРОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВЫГОТСКОГО ТАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ, ГЛУБОКИ, ИНТЕРЕСНЫ И ПРОДУКТИВНОСТИ.
Рекомендую для оценки ситуации ознакомиться хотя бы с блестящим анализом Выготским новеллы И.А. Бунина «Легкое дыхание», который всегда вызывал большой интерес у студентов. То же самое можно сказать о его работах о Шекспире.
Но только чтение «Психологии искусства» Выготского или хотя бы помещенных в ней его вышеназванных литературоведческих работ нужно после изучения теории формальной школы (как минимум по кн. С.И.Сухих «Технологическая» поэтика формальной школы»).
Высказывания л.С.Выготского о содержании и методе своих работ
«Задачей нашего исследования был пересмотр традиционной психологии искусства и попытка наметить новую область исследования для объективной психологии – поставить проблему, дать метод и основной психологический объяснительный принцип.
Книга «Психология искусства» — итог ряда мелких и более или менее крупных работ в области искусства и психологии. Три литературных исследования – о Крылове, о Гамлете и о композиции новеллы – легли в основу многих анализов, как и ряд журнальных статей и заметок.
Психология искусства
. которые влияют на факторы внутренние. Цель данной работы заключается во всестороннем изучении психологии искусства. 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Предметом психологии, таким образом, выступило отношение между двумя отношениями: . анализируя детские переживания человека. На этих посылках построены методы Фрейда, которые он реализует в работах «Леонардо да Винчи» и «Достоевский и отцеубийство». .
«Центральной идеейпсихологии искусства мы считаем признание преодоления материала художественной формой или, что то же, признание искусства общественной техникой чувства. Вместе с Геннекеном мы смотрим на художественное произведение как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции», и пытаемся на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. Но мы не интерпретируем эти знаки как проявление душевной организации автора или его читателей».
Таким образом, Выготский намеренно уходит от исследования психологии автора или читателя, выражая глубокий скепсис возможности использовать тексты как проективную технику(- С.С.).
«Мы не заключаем от искусства к психологии автора или его читателей, так как знаем, что этого сделать на основании толкования знаков нельзя».
«Психология искусства» — это безличная психология. В ней нет места индивидуальности. «Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства, безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства. Поясним: по одним басням Крылова мы никогда не восстановим его психологии; психология его читателей была разная – у людей XIX и XX столетия и даже у различных групп, классов, возрастов, лиц. Но мы можем, анализируя басню, вскрыть тот психологический закон, который положен в ее основу, тот механизм, через который она действует, – и это мы называем психологией басни «. Л.С. Выготский
«Задача настоящей работы существенно синтетическая. Мюллер‑Фрейенфельс очень верно говорил, что психолог искусства напоминает биолога, который умеет произвести полный анализ живой материи, разложить ее на составные части, но не умеет из этих частей воссоздать целое и открыть законы этого целого. Целый ряд работ занимается таким систематическим анализом психологии искусства, но я не знаю работы, которая бы объективно ставила и решала проблему психологического синтеза искусства. В этом смысле, думается мне, настоящая попытка делает новый шаг и отваживается ввести некоторые новые и никем еще не высказанные мысли в поле научного обсуждения. Это новое, что автор считает принадлежащим ему в книге, конечно, нуждается в проверке и критике, в испытании мыслью и фактами. Все же оно уже и сейчас представляется автору настолько достоверным и зрелым, что он осмеливается высказать это в настоящей книге».
Проверка формулы искусства
«Противоречие — есть самое основное свойство художественной формы и материала. Самой центральной и определяющей частью эстетической реакции является преобладание аффективного противоречия (катарсиса)».Выготский предпринимает попытку показать как катарсис осуществляется в разных искусствах, каковы ближайшие его черты, какие вспомогательные процессы и механизмы принимают в нем участие(-С.С.).
Проверяя формулу, Выготский остановливается на роли поэзии, драмы, особенностях комического и трагического, особенностях проявления найденной формулы в живописи, графике, скульптуре и архитектуре.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО
. гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО Ни для кого не новость, что исследовательские методы, методики, научные споры имеют . позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры — языком и искусством. С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики — работа с .
А.Н. Леонтьев о «Психологии искусства» Выготского
«Психология искусства» не издавалась при жизни автора. Можно ли видеть в этом только случайность, только результат неблагоприятного стечения обстоятельств? Это малоправдоподобно. Ведь за немногие годы после того, как была написана «Психология искусства», Выготский опубликовал около ста работ, в том числе ряд книг, начиная с «Педагогической психологии» (1926) и кончая последней, посмертно вышедшей книгой «Мышление и речь» (1934).
Скорее это объясняется внутренними мотивами, в силу которых Выготский почти не возвращался к теме об искусстве.
Причина этого, по‑видимому, двойственна. Когда Выготский заканчивал свою работу над рукописью «Психология искусства», перед ним уже внутренне открылся новый путь в психологии, науке, которой он придавал важнейшее, ключевое значение для понимания механизмов художественного творчества и для понимания специфической функции искусства. Нужно было пройти этот путь, чтобы завершить работу по психологии искусства, чтобы досказать то, что осталось еще недосказанным.
Л. С. Выготский ясно видел эту незавершенность, недосказанность. Начиная главу, посвященную изложению своих позитивных взглядов – теории катарсиса, он предупреждает: «Раскрытие содержания этой формулы искусства как катарсиса мы оставляем за пределами этой работы…» Для этого, пишет он, нужны дальнейшие исследования в области различных искусств. Но речь шла, конечно, не просто о распространении уже найденного на более широкую сферу явлений. В единственной позднейшей статье по психологии творчества актера (она была написана в 1932 г.), Л. С. Выготский подходит не только к новой области искусства, по подходит к ней и с новых позиций – с позиций общественно‑исторического понимания психики человека, которые только намечались в ранних трудах. Слишком краткая и к тому же посвященная специальному вопросу о сценических чувствах, эта статья ограничивается в отношении более широких проблем психологии искусства лишь некоторыми общими теоретическими положениями. Однако положения эти – большого значения. Они открывают ретроспективно то, что в «Психологии искусства» содержится в не явной еще форме.
Л. С. Выготский подходит к произведениям искусства как психолог, но как психолог, порвавший со старой субъективно‑эмпирической психологией. Поэтому в своей книге он выступает против традиционного психологизма в трактовке искусства. Избранный им метод является объективным, аналитическим. Его замысел состоял в том, чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает. В этом Выготский видел путь, позволяющий проникнуть в тайну непреходящего значения великих произведений искусства, найти то, в силу чего греческий эпос или трагедии Шекспира до сих пор продолжают, по словам Маркса, «доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».
Нужно было, прежде всего, произвести расчистку этого пути, отсеять многие неверные решения, которые предлагались в наиболее распространенной литературе того времени. Поэтому в книге Выготского немалое место занимает критика односторонних взглядов на специфику искусства, специфику его человеческой и вместе с тем социальной функции. . Обращение к образу, символу само по себе еще не создает художественного произведения. «Пиктографичность» произведения и его художественность – разные вещи. Сущность и функция искусства не заключается и в самой по себе форме, ибо форма не существует самостоятельно и не является самоценной. Ее действительное значение открывается, лишь когда мы рассматриваем ее по отношению к тому материалу, который она преобразует, «развоплощает», по выражению Выготского, и дает ему новую жизнь в содержании художественного произведения. С этих позиций автор и выступает против формализма в искусстве, критике которого он посвящает целую главу своей книги («Искусство как прием»).
Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования
. целей предлагаемому в процессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию и дискредитации психологии как науки. Рассмотрим содержание психологического образования, которое должно соответствовать . возможность сравнить сходные понятия между собой. К сожалению, сегодняшнее обучение психологии не включает обязательного рассмотрения сценариев и процедур получения или использования .
Но, может быть, специфика искусства заключается в выражении эмоциональных переживаний, в передаче чувств? Это решение тоже отвергается автором. Он выступает против и теории заражения чувствами и чисто гедонистического понимания функции искусства.
Конечно, искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются. Подобно тому, как художественный прием создает метаморфоз материала произведения, он создает и метаморфоз чувств. Смысл этого метаморфоза чувств состоит, по мысли Выготского, в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными. Так, смысл и функция стихотворения о грусти вовсе не в том, чтобы передать нам грусть автора, заразить нас ею (это было бы грустно для искусства, замечает Выготский), а в том, чтобы претворять эту грусть так, чтобы человеку что‑то открылось по‑новому – в более высокой, более человечной жизненной правде.
Только ценой великой работы художника может быть достигнут этот метаморфоз, это возвышение чувств. Но сама работа эта скрыта от исследователя, так же как она скрыта и от самонаблюдения художника. Перед исследователем не сама эта работа, а ее продукт – художественное произведение, в структуре которого она кристаллизовалась. Это очень точный тезис: человеческая деятельность не испаряется, не исчезает в своем продукте; она лишь переходит в нем из формы движения в форму бытия или предметности (Gegenstandlichkeit).
Анализ структуры художественного произведения и составляет главное содержание «Психологии искусства» Выготского. Обычно анализ структуры связывается в нашем сознании с представлением об анализе чисто формальном, отвлеченном от содержания произведения. Но у Выготского анализ структуры не отвлекается от содержания, а проникает в него. Ведь содержание художественного произведения – это не материал, не фабула; его действительное содержание есть действенное его содержание – то, что определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, подобно тому как, скажем, физиологическая функция откладывается в анатомии органа.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
. процесса с заданными свойствами. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. . и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в .
Одна из заслуг Л. С. Выготского – блестящий анализ преодоления «прозаизма» языкового материала, возвышения его функций в структуре творений художественной литературы. Но это только один план анализа, абстрагирующийся от главного, что несет в себе структура произведения. Главное – это движение, которое Выготский называет движением «противочувствования». Оно‑то и создает воздейственность искусства, порождает его специфическую функцию.
«Противочувствование» состоит в том, что эмоциональное, аффективное содержание произведения развивается в двух противоположных, но стремящихся к одной завершающей точке направлениях. В этой завершающей точке наступает как бы короткое замыкание, разрешающее аффект: происходит преобразование, просветление чувства.
Для обозначения этого главного внутреннего движения, кристаллизованного в структуре произведения, Выготский пользуется классическим термином катарсис. Значение этого термина у Выготского, однако, не совпадает с тем значением, которое оно имеет у Аристотеля; тем менее оно похоже на то плоское значение, которое оно получило во фрейдизме. Катарсис для Выготского не просто изживание подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи, открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений, ситуаций. Н.Л. Нагибина о «Психологии искусства» Л.С.Выготского
Революция 1917 года поставила перед интеллигенцией новые задачи — построить коммунистическую науку и культуру, отличную от буржуазной. Саму революцию и смену одного строя другим необходимо было объяснять объективными (надличностными) причинами. Перед психологами ставилась задача построения объективной психологии. И если В.М.Бехтерев строил новое научное направление, пытаясь соединить объективность телесного с объективностью духовного, разрабатывая естественно-научный рефлексологический подход к исследованию психических явлений, то Л.С.Выготский ставит для себя суперзадачу — объяснить объективность искусства и его законов вне создающего это искусство и вне воспринимающего, при этом создать адекватные методы объективного их описания и объяснения и осуществить связь научных исследований с педагогической практикой, как при решении задач обучения, так и воспитания.
Главные составляющие «формулы» настоящего искусства — материал и форма во взаимодействии, а именно, «преодоление материала художественной формой». Само искусство становится на службу дела революции и построения нового общества и называется «общественная техника чувства».
«Метод анализа художественных систем раздражителей», от анализа систем знаков как раздражителей к чувству (безличному) является главным исследовательским инструментом новой науки — психологии самого искусства(по-видимому, у искусства есть собственная психология, именно она-то и является предметом новой коммунистической науки).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
. возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития .
«Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства, безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства».
Л.С.Выготский сразу оговаривается, что он всего лишь ставит задачу, но решение ее дело будущего, его метод лишь намечен в основных чертах, но применение его на практике — опять дело будущего.
Что же реально удалось сделать Выготскому? «Для нас важно было остановить внимание именно на центральной точке эстетической реакции, указать ее психологическую центральную тяжесть, которая послужила бы основным объяснительным принципом при всех дальнейших исследованиях». Внимание читателя удалось обратить. Главный тезис о том, что противоречие — есть самое основное свойство художественной формы и материала, а самым центральным и определяющим в искусстве «является преобладание аффективного противоречия» (катарсиса), был услышан. Удивительно, что человек, переживающий это «аффективное противоречие», был исключен из исследовательской схемы. А задача Выготского — построить новое, объективное искусство и новую науку — психологию искусства — так и осталась в качестве ультраэстетского пожелания.
Белянин в.П
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (о Выготском) Основным трудом по психологии художественного текста считается работа Выготского «Психология искусства». В ней он высказал парадоксальное с точки зрения психологии положение о том, что искусство является прежде всего «совокупностью эстетических знаков». Проводя психологический анализ искусства, он рассматривает прежде всего особую эмоцию формы как «необходимое условие художественного выражения». Выготский не скрывал, что строил свою концепцию искусства на «объективных естественнонаучных началах», и в рамках этой объективной психологии искусства (там же, 8) понимал художественное произведение исключительно как продукт культуры (там же, 9).
Такое отношение к искусству вытекало из общепсихологической концепции Выготского, понимавшего в 1925 г. психику как «посредствующий механизм, при помощи которого экономические отношения и социально-политический строй творят ту или иную идеологию» . Согласно Выготскому, «в самом интимном, личном движении мысли, чувства и т.п. психика отдельного лица все же социальна и социально обусловлена». Выготский трактует искусство и литературу в рамках теории культурно-исторического опосредования индивидуальной психики так: «Искусство есть как бы удлинение «общественного чувства». Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества». Л.С.Выготский утверждая, что «нет принципиальной разницы между процессами народного и личного творчества», полагал, что «до тех пор, пока мы будем ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы едва ли найдем ответ на самые основные вопросы психологии искусства». Поэтому, по его мнению, нецелесообразно «исследовать Гамлета как психологическую проблему», поскольку «Гамлету невозможно приписать никакого характера», ибо «этот характер сложен из самых противоположных черт и невозможно придумать какого-либо правдоподобного объяснения его речам и поступкам». Но как тогда быть с загадочностью образа Гамлета, которая и привлекает многих режиссеров и читателей? Выготский пишет, что шекспировский Гамлет хочет убить короля Клавдия за то, что тот убил его отца. Однако Гамлет в пьесе все время медлит, рассуждает, а «убийство короля происходит среди всеобщей свалки, это только одна из четырех смертей, все они вспыхивают внезапно», и таким образом ближайшие мотивы как бы затемняют основные. При этом Гамлет «совершенно непонятно для чего, дважды убивает короля — сперва отравленным острием шпаги, затем заставляет его выпить яд. «Все эти перегруппировки основных событий, — считает Выготский, — вызваны только одним требованием — требованием нужного психологического эффекта». Тем самым «загадочность Гамлета», по Выготскому, предстает как «известный художественный прием, который надо осмыслить» в соответствии с «законами драматургической композиции той эпохи» (там же), а сама «психология и характеристика героя не безразличный, случайный и произвольный момент, а нечто, эстетически очень значимое. Анализируя «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, Выготский утверждает, что «имя Онегина есть только знак героя» Он считает, что «Пушкин дает ложное направление своему роману, когда оплакивает Татьяну, которая отдала свою судьбу в руки модного тирана и погибла. На самом деле погибает от любви Онегин» (там же, 215).
Влияние воображения на жизнь и творчество человека
. а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Цель исследования — определение путей, способов, средств, инструмента в изучении . в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития. В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников .
Именно эти «элементы противоположного» и лежат, по его мнению, в основе построения романа. Сходное построение имеет, по мнению Выготского, и конфликт «Горя от ума» у А.С.Грибоедова. «Получается явная двойственность, — пишет он. — В комедии может быть печальный конец для положительного героя. На сцене победил Фамусов, а в переживаниях зрителя — Чацкий» . Концепция Выготского находится в согласии с подходом многих литературоведов к художественному тексту. Так, в работах ученых, входивших в ОПОЯЗ (общество по изучению языка), искусство также понимается как прием . В частности, Б.М.Эйхенбаум полагал, что в основе особого воз действия «Шинели» Н.В.Гоголя лежит сказовость, каламбурный стиль и сентиментально-мелодраматическая декламация, а «слова подобраны и поставлены в известном порядке не по принципу обозначения характерных черт, а по принципу звуковой семантики», имеющей целью задержку внимания. О психологическом подходе к литературе этот же исследователь писал: «Мы очень любим почему-то «психологии» и «характеристики». Наивно думаем, что художник пишет для того, чтобы «изображать» психологию или характер … На самом деле художник ничего такого не изображает, потому что совсем не занят вопросами психологии. — да и мы вовсе не для того смотрим «Гамлета», чтобы изучать психологию». Не ставя перед собой задачи критики имеющихся подходов к эстетическому объекту, отметим, что концепция Выготского является отражением не только господствовавшей идеологии, но и объективных (и действительно противоречивых) свойств художественного текста, (забегая вперед, скажем, что мы относим текст «Психология искусства» к «светлым» по эмоционально-смысловой доминанте текстам).
Понятие о личности человека в психологии
. творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт . вкусы). 2. зрительная (развивается в течении жизни) пр.: художники. 3. Слуховая (музыканты). 4. . психологии ХХ века внесли российские и советские ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин. Л.С. Выготский .
Среди трудов по психологии есть работы, посвященные психологическому анализу процесса создания литературного произведения (Арнаудов 1970; Громов 1986; Парандовский 1990, 21-30; Цейтлин 1968).
Так, Арнаудов отмечает, что стимулом к написанию произведения для автора может служить непосредственное наблюдение, воспоминание о нем, настроение автора, а также вполне конкретная мысль. Иными словами, так называемое вдохновение может быть как обусловленным внешними причинами, так и независимым от них. В некоторых психологических исследованиях, где рассматриваются индивидуальные особенности личности, ставшие предметом изображения в литературных произведениях, в частности, реализованные в характерах персонажей как проекциях личностных свойств известных автору людей. По мнению Выготского, исследователи, работающие в рамках субъективной психологии искусства (термин Выготского) «относятся доверчиво и наивно к художественному произведению и пытаются понять … (поведение персонажа — В.Б.) из склада его душевной жизни, точно это живой и настоящий человек, и в общем их аргументы почти всегда суть аргументы от жизни и от знания человеческой природы, но не от художественного построения». Так, Выготский критикует приводимые некоторыми литературными критиками трактовки пьесы Шекспира «Гамлет» как «трагедии бессилия и безволия», в которой автор показал «безвольного человека и развернул трагедию, возникающую в душе человека, который призван к совершению великого дела, но у которого нет для того нужных сил»).
Именно подобного рода подход (неприемлемый для Выготского) можно обнаружить у Б.М.Теплова. «Художественная литература, — писал он в 1944 году, -содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология». Анализируя «маленькую трагедию» Пушкина «Моцарт и Сальери», Теплов делает вывод о том, что «Сальери становится рабом «злой страсти», зависти потому, что он. несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, — человек с пустой душой. Наличие лишь одного изолированного интереса, вбирающего всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлип пои любви к жизни во всем богатстве ее проявления, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух. Рассматривая в «Евгении Онегине» строки, относящиеся к Татьяне Лариной, Теплов трактует их как иллюстрации к процесс> «формирования психических свойств личности (и их развития — В.Б.) в переломные моменты жизни». Он пишет, что если в начале романа Татьяна «обнаружила чрезвычайно непосредственную эмоциональную реакцию», то в конце — «она — воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой. Тем самым, показанная в романе «жизнь Татьяны — это замечательная история овладения своим темпераментом, или … история воспитания в себе характера … в уроках жизни . Обращение психолога к художественной литературе как к достаточно достоверному описанию внутренней жизни человека вполне оправдано. Ведь часть читателей видят в персонажах живых людей и переживают события художественного произведения как реальные. При таком наивно-психологическом подходе мотивы поведения героя ищутся «в тех объективных препятствиях, которые лежат на пути осуществления поставленной перед ними цели. Эти критики пользуются доводами от здравого смысла и житейской правдоподобности больше, чем эстетики, и подходят (к тексту — В.Б.) как к казусному случаю из жизни, который непременно должен быть растолкован в плане здравого смысла». . Рассматривая психологическую концепцию жизненного пути человека, К.А.Абульханова-Славская (1991) приводит литературные примеры того, как люди отграничивают свой внутренний мир от других (Голсуорси «Сага о Форсайтах»): как человек стремится по-своему справиться со своей жизнью, подчинить ее себе (герои Хемингуэя); лишить другого человека права на личную жизнь («Анна Каренина» Л.Толстого) или защитить свою индивидуальность (герои А.Грина) — (Абульханова-Славская. Развивая типологический подход к личности, исследовательница пишет, что человек может либо находиться во власти долга и своих принципов (как Каренин), либо вовсе не осознавать смысла своей жизни (как герой романа Кобо Абэ «Женщина в песках», попавший в безысходную ситуацию и смирившийся с ней.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
. тенденций поведения человека, динамики его развития как духовного и социального существа. Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, представляющем систему ее побуждений к деятельности и жизни. В основном .
Источник