X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЭМОЦИИ И ФОРМЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
Эмоции представляют собой своеобразную функциональную систему, которая, с одной стороны, выступает в роли отражателя внешней картины окружения, выделяя при этом субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события. С другой стороны, играет регулирующую роль в поведении субъекта, т.е. оказывает побудительный, активизирующий характер
Искусство же есть образ духовного отражения внешней или внутренней объективной действительности художника, в процессе обработки которой участвует эмоционально-чувственная сфера личности созидателя. Итог творческого процесса – художественный образ, в основе которого лежит взаимосвязь между образом мира и чертами личности художника, его чувствами и эмоциями.
Человеческое чувство представляет собой кульминацию живого, жизненного процесса, и поэтому оно обладает органической, или «живой формой» Соответственно любой образ чувства должен быть отображением этого живого процесса. [1] Поэтому каждое произведение искусства должно носись характер «живого», чтобы выразить чувство.
Но каждое живое имеет свою специфичную, отличную от неживого мира форму, которую характеризует ряд следующих черт: целостность, функциональное единство, нерушимость, ритм, динамизм, диалектика устойчивости и изменчивости, подъема и спада, напряжений и разрешений, рост, принцип фаз и др — все эти свойства присутствуют в искусстве и отображаются в художественных образах.
Художественный образ в каждой области искусства обладает своей специфичной структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также особенностями изобразительных средств конкретного вида искусства: в литературе – слова, в живописи зрительного образа, в скульптуре – пространственно-объемных форм, в музыке- звукоинтонации, в танце –пластических движений.
С.К. Лангер, американский философ, в своих работах отмечала, что произведение искусства – это выразительная форма, которая аналогична динамической форме наших чувств и поэтому выражает последние. Действительно, выражение эмоций и чувств человека нужно искать в линиях, фигурах, цвете, ритме, фактуре и др. Например, в музыкальном искусстве мажорный лад, средне — высокие регистры отображают «радость», мелодический минор, низкие регистры отображают «печаль». Повышения темпа в произведении является средством отображения активности эмоции или чувства, а при использовании некоторых духовых инструментов выражается эмоция напряжения.
В живописи выразительными формами эмоций и чувств выступают: цветовая конструкция, композиция, колорит, пространственную организацию рисунка, характер линий и т.д. Х. Лундхольм в своих работах отмечал, что на характер эмоции в рисунке влияет общее соотношение острых и тупых углов в рисунке, и преобладание острых углов обозначает выражение отрицательной эмоции. М.В Осорина, российский психолог, также подтверждала гипотезу Лундхольма. Она писала, что положительные эмоции связаны с округлостью, так как круг является символом мягкости, а острые углы связаны с отрицательными эмоциями.
В хореографии же также находятся свои формы выражения эмоций. Так, например, положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги.
В литературе эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств и поэтического текста раскрывается именно в лексике.
А. Ричардсон, английский лингвист, ввел в различение между «значением» слов и их «использование. Он различает две главные функции слов: символическое и эмотивное. Первый вид характеризует использование языка в науке, а второй вид характерен как раз для функций слов в искусстве.
Отображения чувств и эмоций в речи требует особых экспрессивных красок в речи, но лексика языка настолько обширна, что вполне располагает возможностями для передачи информации во всех тончайших оттенках. Например, слова выражающие грусть: печальный, угрюмый, безрадостный, унылый; слова, выражающие страх: испуганный, обеспокоенный, взволнованный, слова, выражающие, гнев: рассерженный, разгневанный, недовольный — все это лишь маленький список слов, которые способны вносить «живость», эмоциональность в письменную речь.
Сравните две реплики: «Что за неудачные шутки?», «Что за глупые шутки?» — обе этих реплики выражают одно чувство (возмущение), но оттенки чувства различны.
Окончательно определяет экспрессивную окраску слов контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое — презрительно. [6]
Завершая свою работу, можно прийти к выводу, что искусство, в большей своей степени, реализация духовного мира, чувств, эмоций человека. В своей сущности эмоции чувства является детерминантом творческого процесса, существуя как вне данного процесса, так и внутри него, реализуясь в итоговом продукте искусства – художественном образе.
Искусство — разнопланово и представлено нам в различных своих ипостасях: архитектура, изобразительно искусство (живопись, скульптура), музыкальное искусство, киноискусство и т.д. Для каждого вида характерен свой специфичный продукт – свой образ, и, следовательно, проявление эмоций в них принимает различные формы, свойственные только лишь для определенного вида искусства — о чем более подробно описано в данной статье.
Басин Е.А. Семантическая философия искусства. / Е. Я. Басин ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. – 4-е изд., доп. – М. : Гуманитарий, 2012. – 348 с
Басин, Е. Я., Крутоус, В. П.. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.
Выготский Л.В. Психология искусства – М.: Издательство “ Азбука”,2016 г.- 448с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.
Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д. Шадриков. -2 изд. – М.: Логос, 2010. – 392 с.
Источник
Искусство это язык чувств
Цель настоящего исследования – показать значение искусства в формировании чувственной сферы личности[1].
Человек становится личностью только в обществе, как личность, он формируется теми общественными отношениями, которые существуют в реальном социуме. Искусство – это средство межличностной коммуникации, это система координат «личность-личность» (субъект-субъект), это «диалог понимания» на фоне исторического развития общества. Личность в искусстве всегда уникальна, единична, говоря о человеке, искусство всегда подразумевает личность. Неотъемлемая составляющая личности – это чувственная сфера. Искусство рассматривает явления и предметы не ради их простого отображения, а чтобы возбудить эмоциональное личности. Все произведения искусства, предназначены для восприятия органами чувств: зрением и слухом, именно посредством их передается содержание и смысл произведения искусства. Таким образом, непосредственная область действия искусства – это чувства, а через чувства и психику человека искусство влияет на личность в целом.
В искусстве можно выделить как бы два слоя:
1) чувства – объект непосредственного влияния искусства; это своего рода, «первопереживание», оно спонтанно, это открытие смысла;
2) чувства как «ворота» искусства, т.е. объектом влияния искусства становится весь внутренний мир личности, «вторичное переживание».
Чувственный аспект в искусстве не остался без внимания. Ещё Аристотель называл искусство «вероятным бытием, иллюзией реальности, способной вызвать эмоциональную реакцию зрителя» [1, 1451б]. Гегель указывал, что цель искусства «наполнять сердца и давать человеку, развитому и неразвитому, перечувствовать все то, что человеческая душа может пережить и создать в своих сокровеннейших и таинственнейших глубинах, все то, что способно глубоко волновать человеческое сердце» [3, c. 52]. Чувственный характер искусства отмечал Л. Толстой: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает испытанное им чувство, и другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» [11, c. 168]. Большой вклад в развитие чувственной теории искусства внес Л. Выготский в работе «Психология искусства» он неоднократно называет искусство «язык чувств» [2]. Чувства в понимании Выготского содержательны и разумны, они оказывают влияние на все сферы человеческой личности. В западной философии идеи чувственной природы искусства разделяет Ж. Делез. Он пишет: «Произведение искусства покидает сферу репрезентации, чтобы стать «опытом», трансцендентальным эмпиризмом или наукой о чувственном» [4, c. 79].
Гуманизация чувств посредством искусства идет на всех уровнях чувствования. Вопрос об уровнях чувствования был разработан психологом С.Л. Рубинштейном [10], применим его систему к нашей концепции искусства. Он выделяет три уровня чувствования:
● «Низшие чувства» (это ощущения удовлетворения или неудовлетворения, связанные с естественными, биологическими потребностями). Первый уровень, «низшие чувства»: голод, жажда, боль и т.д. Так, трудно найти человека, который бы не почувствовал бы вкус ухи, прочитав басню Крылова И. «Демьянова уха».
● «Предметные чувства» (осознанные переживания предметного характера). Второй уровень («предметные чувства»), когда чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания. Читатель восторгается мужеством и благородством Д’Артаньяна, испытывает жалость к Соне Мармеладовой.
● «Надпредметные чувства». Эти чувства могут выступать как частные состояния по поводу определенного предмета, и как устойчивые мировоззренческие установки. Здесь можно говорить о более обобщенных чувствах, аналогичных по уровню обобщенности с отвлеченным мышлением. Это прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное.
● Аффекты – «сильные кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями» [7, c. 169]. Наслаждение художественным творчеством достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда «волосы встают дыбом» от страха, когда непроизвольно льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве. Аффекты, вызванные художественным произведением: страх, отвращение, негодование, сочувствие и т.д., принимаются, и, следовательно, абсолютно уравнены с реальностью.
Искусство воздействует на человеческие чувства, эмоции. Но как это происходит? Достигнутый в произведении искусства порядок вызывает в нас эмоцию совершенно особого характера, не имеющую ничего общего с нашими обычными ощущениями и нашими реакциями на впечатления повседневной жизни.
Художественная эмоция всегда имеет смысл и идейную направленность (первая особенность художественной эмоции). Так возникают следующие вопросы: «что?» (Что есть объект изображения и его смысл?), «зачем?» (отношение художника к объекту, идейность) и «как?» – мастерство художника, его эмоциональная жизнь и собственно художественные навыки.
Второе отличие обычной (эмоции вне искусства) эмоции от художественной – это особая роль фантазии, воображения и автора и реципиента. Деятельность фантазии находит в искусстве наиболее очевидное выражение. В искусстве человек может создавать несуществующий, неизвестный ему мир в формах мира существующего, известного ему, узнаваемого им. Это дает ему возможность переживать процесс «переиначивания» мира.
Еще одна специфическая черта художественной эмоции (третья), это то, что чувства искусства могут выходить на уровень бессознательного. Бессознательное есть микрокосм психики человека со всем возможным разнообразием внутренней структуры и чем многообразнее эта структура, тем более неповторимо произведение. Тайна искусства в тесном сотрудничестве сознательного и бессознательного.
Четвертое отличие: чувства «в жизни» имеют разную направленность (положительную и отрицательную). Эмоции же искусства всегда положительны, «художественная эмоция всегда положительна, даже когда в обыденной жизни она и негативна, отрицательные эмоции приносят в искусстве положительный эффект» [9, c. 152]. Так, в произведении Шекспира «Отелло», деяние главного героя – убийство жены, – явно негативно, но читатель (с нормальной психикой), переживая событие, анализируя его, получает при этом удовольствие не от самой «преступной сцены», а от того, КАК изображается этот факт. Так искусство, по словам Ф. Ницше «способно превращать даже горе в наслаждение» [8, c. 119].
Следующая (пятая) особенность художественной эмоции – это то, что эмоции искусства социальны, они всегда несут общее в исходных переживаниях людей, т.е. художник, писатель переживает не просто эмоцию, а своего рода «социальное чувство» [5, с. 79–84].
Шестая особенность: художественная эмоция может быть выражена автором в искусстве и без непосредственного носителя эмоций – человека. Например, пейзаж, натюрморт.
Главная характеристика художественной эмоции в том, что эмоция искусства всегда интеллектуальна (седьмая особенность). Л. Выготский отмечает: «Искусство есть центральная эмоция или эмоция, разрешающаяся непосредственно в коре головного мозга. Эмоции искусства суть умные эмоции. Актер плачет настоящими слезами, но слёзы его текут из мозга» [2, c. 201]. Художественная эмоция всегда активизирует мысль. Художественная мысль – одновременно уникальна и всечеловечна, сиюминутна по воздействию и в тоже время обращена к тысячелетиям. Это истина человеческого бытия, истина человеческих характеров, переживаний, чувств. Чувства в искусстве изначально рациональны, чувство в искусстве всегда несет определенный смысл. Таким образом, искусство функционирует на грани рационального и чувственного, вербализуемого и невербализуемого, осознаваемого и неосознаваемого. Чувство и разум неразрывно связаны в искусстве, это своего рода «мысле-чувство». Художественная эмоция – это сцепление чувства и мысли, эмоциональное мышление.
Искусство – область чувств и настроений в форме их непосредственного переживания. Выразить их, а не описать способно только искусство, но и «заразить» нас ими, внушить их нам – вот, что может искусство и ничто иное. Мирочувствование искусства происходит благодаря диалогу, со-бытийности. При этом искусство воспринимается не просто как внешнее для меня, а как пережитое, как часть моего «Я». Искусство на прямую воздействует на человеческие чувства, на чувства, наполненные разумом, но на этом действие искусства не прекращается. Через чувства – “ворота искусства”, искусство влияет на весь духовный мир личности. Чувства искусства имеют свои особенности: чувства опосредованы (объект-автор-материал-реципиент) и вызваны не реальными событиями, а искусственно переданы автором.
Искусство – это чувственно-образное выражение духа времени и морально-психологического климата эпохи, это такое индивидуально-психическое выражение, которое есть субъективный образ объективного мира, но не отражение природы как таковой, а выражение человеческого понимания природы, квинтэссенция чувств, образов и идей, выражение социальной активности индивида, важнейшее составляющее духовного межличностного общения. Благодаря этим характеристикам искусство оказывает гуманизирующее действие на психику человека, более того, оно способно воспитывать и исцелять [6, с. 123–129]. Искусство – средство психотерапевтического воздействия на личность, оно есть способ выражения («снятия») психических и психологических переживаний.
Искусство способно очищать (катарсис) чувственный мир, корректировать его направленность. Искусство – то, без чего невозможно представить полноценную жизнь личности. Возникнув в эпоху верхнего палеолита, искусство развивало человека, и развивалось вместе с ним. искусство – это сфера межличностного общения, диалога – «от личности к личности», со-бытийность; это выражение социальных чувств, способ социализации, гуманизации личности. Специфика искусства в его чувственно-образной природе. Искусство – это область чувств и настроений человека в форме непосредственного переживания. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах. Через чувства «ворота искусства», искусство влияет на весь духовный мир человека, формирует человека во всей полноте его природы, гуманизируя личность.
Источник