Сочинение ЕГЭ. По тексту Конецкого о назначении искусства.
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную… (по Конецкому)
В предложенном тексте говорится о скворцах, опустившихся на палубу теплохода на отдых, о русских художниках, на картинах которых изображена природа России.
Автор поднимает проблему назначения искусства, его воздействия на чувства человека.
Данная проблема, несомненно, актуальна, особенно для молодого поколения. В настоящее время немного найдёшь молодых людей, которые интересуются живописью, музыкой, театром, читают книги. Словом, искусство не занимает в их жизни должного места, не находит в их душах отклика. Конецкий же говорит о том, что в наш век не следует забывать людям искусства, в частности художникам, о своём главном предназначении – воздействовать на чувства человека, пробуждать любовь к родной земле.
Автор утверждает, что главная функция искусства – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». С этим нельзя не согласиться. Действительно, произведения искусства прежде всего воспитывают патриотизм.
Не только живопись, но и литература призвана пробуждать в человеке любовь к родине. Вспомним стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…», в котором поэт создаёт картину «застенчивой русской природы». В ней нет ярких красок, особых красот и богатств, но она привлекает своей неброской красотой и прелестью. Стихотворение Рыленкова учит понимать и любить родную природу, а значит – и родину.
Недавно в Доме культуры проходила выставка местного художника. На его полотнах изображены окрестности нашего посёлка. И перед зрителями, пришедшими на выставку, по-новому открылось то, что они наблюдают каждый день: незаметная красота окружающих нас полей, лесов, перелесков, тихого озера, светлых просторов.
В заключение хотелось бы сказать, что искусство должно быть частью жизни каждого, потому что именно оно пробуждает в человеке лучшие чувства.
Источник
Искусство и ощущение родины (ЕГЭ по русскому)
Влияет ли искусство на ощущение родины? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
Размышляя над этим вопросом, В. Конецкий отмечает чувства рассказчика, вызванные воспоминаниями о картине русского художника Саврасова: ”Это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России”. На этом примере мы видим, как пейзаж картины, хорошо знакомый каждому русскому человеку с детства, способен напомнить нам о родном крае. Далее автор подчёркивает одну из функций искусства: ”Будить и освещать в соплеменнике чувство родины”. Действительно, мы понимаем, что работы творческих людей могут вызывать не только чувства восхищения, но и чувства, связанные с родном домом. Оба эти примера, дополняющие друг друга, дают ясно понять, что живопись может представляться нам не только как красивый пейзаж.
Автор считает, что искусство вызывает в человеке чувство счастья, связанное с ощущением любви к родине.
Я согласна с мнением автора и считаю, что творчество отечественных деятелей помогает нам не забывать о величии родных земель. Для доказательства своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В стихотворении А. А. Фета “Печальная берёза. ” идёт описание зимней поры, а именно берёзы, стоящей у окна под снежным одеянием. Думаю, каждый русский человек в морозное время, поглядев в окно и увидев стоящую там берёзу, покрытую инеем, невольно вспомнит первые строчки всем известного данного произведения. На этом примере мы видим, как даже небольшое стихотворение способно заставить нас проникнуться всей красотой родного пейзажа.
Таким образом, отечественные шедевры искусства напрямую связаны с нашим восприятием родины.
К1 – 1 балл (Проблема сформулирована).
К2 – 4 балла (Имеются недочеты, связанные с пониманием текста).
К3 – 1 балл (Авторская позиция сформулирована).
К4 – 1 балл (Отношение к авторской позиции выражено).
К5 – 1 балл «работы творческих людей» (автор имел в виду талантливых художников)
К6 – 1 балл, так как по К10 не набран высший балл.
К7 – 2 балла «на ощущение родины» (Родины);
“Печальная берёза. ” («Печальная береза»).
К8 – 3 балла (Пунктуационных ошибок нет).
К9 – 1 балл «связанные с родном домом» (родным).
К10 – 1 балл «живопись может представляться нам не только как красивый пейзаж» (нарушение лексической сочетаемости);
«величии родных земель» (родной земли).
К11 – 1 балл (Этических ошибок нет).
К12 – 1 балл (Фактических ошибок в фоновом материале нет).
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Конецкого В.
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?
Источник
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Елена Баркалова
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Искусство может стать эффективным средством воспитания любви к родному краю. Культура родного края должна войти в сердце каждого ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
«Уважение к прошлому – вот то, что отличает дикость от воспитанности»,- эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Так говорил академик Д. С. Лихачев
Сегодня в нашем обществе наблюдаются заметные падения нравственных устоев, что в большей степени объясняется незнанием собственных корней и истории народа.
Жизнь не раз доказала, что духовно-нравственный и культурный разрыв между отцами и детьми оборачиваются для народа трагедией. Ведет к бездуховности, беспамятности, потери смысла жизни. Поэтому сегодня, как никогда, надо всерьез обратить внимание нашего народа к культурному наследию.
Целью своей работы в данном аспекте вижу:
Привить детям чувство патриотизма, любовь к родному краю, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Опираясь на знания о развитии детей-дошкольников, их желания познавать новое, стремлении учиться новым навыкам и умениям, в своей работе по воспитанию любви к родному краю через искусствоможно выделить основные задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к искусству народа России и народов других стран;
2. Развивать художественно-творческие способности у детей;
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
Одним из видов искусства, доступным для детского понимания и неизменно вызывающего у них неподдельный интерес, является декоративно-прикладное искусство. А народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Данный вид искусства обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание приобщению детей к истокам народной культуры. У нас нет возможности показывать детям каждый день то, как создаются произведения искусства, как проходит непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но у нас в городе есть музеи, проходят выставки, организуются театральные зрелища, через которые можно донести до детей всю ценность искусства разных жанров. Все эти мероприятия наряду с организованными занятиями в детском саду дают нам возможность подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.
Работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планируется в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И. и Бабаевой Т. И., в которой рекомендуют уделять серьезное внимание приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей страны.
Особое внимание уделяется педагогами нашего дошкольного учреждения созданию предметно-развивающей среды в детских группах, где мы учитываем принципы ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. Так, у нас подобраны дидактические и развивающие игры; собраны папки с силуэтным моделированием, имеется различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и другие виды творчества. Оформлены таблицы с элементами народных росписей, созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. В подборках много различного иллюстрированного материала. Также имеются подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Во время своей работы по воспитанию любви к родному краю, мы стараемся пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, развить его индивидуальность и неповторимость. Пытаемся поддерживать в детях веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция таких образовательных областей, как «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение Художественной литературы», «Музыка», дает возможность в нашей воспитательной работе интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме.
Прививая детям любовь к родному краю посредством искусства, в своей работе придерживаемся дидактических принципов наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Основной формой обучения и воспитания являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Формируя культуру эстетического восприятия детей, готовлю их к творчеству, выявляю у них потребности создавать узоры, украшать предметы. Стараюсь вырабатывать у детей желание рассматривать новые узоры, орнаменты и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. В своей деятельности также активно практикую игровые формы обучения. Кроме этого, стараемся посещать музеи нашего города и выставки декоративно-прикладного искусства. В качестве развлечений для детей и родителей устраиваем вечера “Русская ярмарка”, “Масленичные гулянья”, «Сагаалгаан» и т. п.
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным.Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.
Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках проектной деятельности познакомили детей с образами загорской, полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных, застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию игрушки,предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по его контуру, т. е. использую «жест рукой».
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте использую элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Русского быта», «Бурятского костюма», «Московский кремль».В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре.Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».
Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ, и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Для этого провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями,услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.
Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов, стремилась формировать навыки творческой изобразительной деятельности, учила использовать цвета для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремиться к созданию выразительного образа.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Бурятская земля издревле богата талантами и ремеслами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.
Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Бурятии, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными бурятскими узорами и орнаментами. Дети учатся умению составлять узоры народных мотивов, понимать смысл узора, отличать бурятский орнамент от орнаментов других народов.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Так,семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: «Корни каждого человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. «Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций». «Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства».
Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать им необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях,через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Возможно использование оформленных папок-передвижек «Русский праздничный костюм», «Традиции празднования Сагаалгана».Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я — взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты», где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Наша страна переживает трудное и очень ответственное время. В кризисном состоянии оказались не только экономика, политика, но и духовно-нравственная, культурная, межнациональная сфера жизни. Поэтому так важно начинать прививать любовь ко всему родному именно с малых лет жизни ребенка. Чтобы в дальнейшем у выросших детей уже был прочный фундамент терпимости, понимания и любви ко всему, что их окружает. Чтобы в своей жизни они могли опереться на ту любовь к родному краю, что была заложена в них с детства через привитие им художественного вкуса, понимания и навыков художественной деятельности. Таким образом, познание мира у детей будет происходить посредством искусства, и в условиях творческой деятельности. А для этого необходимо раскрывать способности каждого ребенка всесторонне и разнопланово. И главным аспектом в таких занятиях является воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, уважение к Родине.
Фотоотчет об экскурсии по родному краю Морозным ноябрьским деньком мы с ребятами старшей и подготовительной к школе группе отправились на очередную экскурсию по родному краю.
Конспект ОД для подготовительной группы «Путешествие по родному краю» Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы Образовательная область: «Познание с региональным компонентом» Тема: «Путешествие.
Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю — Кубани?» Кубань — благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного,.
Консультация для воспитателей «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» «Родной язык как фактор нравственного и эстетического воспитания» Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей.
Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Долинска Сахалинской области План по самообразованию.
Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества.
Консультация «Воспитание любви к родному краю» Воспитание любви к родному краю. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» В. Васнецов Ребёнок должен знать.
Воспитание у дошкольников любви к родному краю Воспитание у дошкольников любви к родному краю Масалимова В. В. МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка», город Бирск Какая притягательная сила заключена.
Воспитать любовь к родному краю Воспитать любовь к родному краю «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в.
Презентация «Воспитание любви и интереса к родному краю» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тагнинский детский сад «Светлячок» Выступление на педагогическом чтении.
Источник