Искаженное развитие эмоционально волевой сферы детей сирот как следствие материнской депривации

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
статья по теме

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количества детей — «социальных» сирот (сирот при живых родителях). Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем — социальную депривацию детей-сирот. В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему их социальной адаптации.

В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей. Эти педагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципы организации государственной системы призрения в основном не изменились. Есть такие проблемы и у российских интернатных учреждений. Наблюдения за деятельностью детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увидеть проблемы детей – частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения, мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направленно исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Данное наблюдение подтверждают исследования Власовой Т.А., Певзнер М.С. (1967), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1990) и др.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей оставшихся без попечения родителей, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение воздействовать со взрослыми и сверстниками. Мы опирались на гипотезу, что эмоциональное благополучие ребенка зависит от уровня создания благополучного климата, полноценного общения и конструктивной тревожности в коллективе.

В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка — лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей. Причины для попадания детей в детский дом разные, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логического мышления. Большую трудность для дошкольников представляет вне ситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме. Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология. Для более точного определения психолого-педагогических особенностей развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома нами были использованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Исследования, показывают, что детям, воспитывающимся в условиях детского дома к моменту поступления в школу не доступны пониманию такие эмоции, как гнев, страх, удивление, грусть. Это выражается в том, что дети данной категории не всегда правильно понимают выражение лица, не могут правильно оценить поступок, не понимают эмоциональные состояния людей, не могут воспринимать графическое изображение эмоций, не обозначают эмоцию словами, воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Эталоны выражения эмоций у детей не сформированы, составляющие элементы эталонов у детей не дифференцированы. Воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, дети данной категории выделяют отдельный, часто единичный элемент экспрессии.

  1. Адлер Г. Техника развития интеллекта. – М.: СПб.: Питер, 2001
  2. Асмолов А.Г. Психология личности . – М.: Смысл., 2001
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: «Академический проспект», 2004.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие/ под ред. О.А, Шаграевой, С.А. Козловой . –М., Академия, 2004

Источник

Поколение семейных сирот, как последствие материнской депривации

«Ребенок, подобно растению, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду «.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее. Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.

Что такое «материнская депривация»?

Ребенок агрессивен, склонен к депрессиям, не находит общий язык со сверстниками, обидчив… Возможно, корень проблем в материнской депривации? Этот термин происходит от латинского слова deprivatio, что означает «потеря, лишение».

Депривация — состояние, при котором человеку не предоставляется возможности для удовлетворения основных психических потребностей.

Неудовлетворенными могут быть самые разные потребности — в общении, играх, впечатлениях, подвижности и др. В особую группу специалистами выделен случай дефицита внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация. Коротко говоря, это недостаток материнской любви и заботы.

Долгое время о проблеме материнской депривации говорили применительно к детям-сиротам, воспитанникам интернатов, детям из неблагополучных семей, поколению военных лет. Но сегодня, признаки этого расстройства наблюдаются и в полных семьях, где формально есть мама, абсолютно адекватная с точки зрения социальных норм.

Когда признаки материнской депривации стали обнаруживаться за занавесом полной благополучной семьи, психологи и врачи-психотерапевты забили тревогу. На приеме у психотерапевта не раз выяснялось, что мамы пациентов, страдающих расстройствами психики, были вынуждены выйти рано на работу, часто передавали отпрысков на попечение бабушек, родственников, соседок.

В таких семьях перед ребенком в первый год жизни проходил калейдоскопом лиц, и не было акцента на едином образе любящей матери. При нормальном развитии младенец эмоционально идентифицирует маму среди широкого круга лиц. Он ассоциирует ее с теплом и заботой. Строго говоря, это может быть и не биологическая мама, главное, это должен быть человек дающий ребенку эмоциональность, внимание, заботу. И этот заботящийся «объект» должен быть единичным. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша — он становится к ним равнодушным, и через жизнь проносит психологическую травму.

Разлука с матерью приводит к глубоким изменениям детской психики. У малышей отмечается задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения: они становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными, обидчивыми.

Как проявляется материнская депривация?

Проявления материнской депривации можно заметить еще на этапе беременности, когда женщина не радуется ей по той или иной причине. Медики отмечают, что дети от нежеланной беременности рождаются с более низкой массой тела и в два раза чаще болеют в первые годы.

Далее такие психологически незрелые матери в первые дни сводят свою роль перед ребенком до физического уровня (покормить, искупать, переодеть и т.д.). А для малыша мама – источник удаления не только физического голода, но и эмоционального. Причем, важность последнего нельзя недооценивать.

Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до 1 года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Доказательство тому — классический опыт американского ученого Х. Харлоу, в рамках которого новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку с двумя «мамами-обманками». Первая была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а второй макет был на ощупь мягким и теплым, но без соски. Наблюдения показали, что большую часть суток детеныш проводил с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери.

Последствия материнской депривации

Мама дает ребенку чувство защищенности. Утрата этого ощущения ведет к утрате доверия к окружающим. Впоследствии личность ребенка приобретает черты невротичности, которая проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, зависимости. Кроме того, такие дети характеризуются неспособностью к привязанности и любви, отсутствием чувства общности с другими людьми, отвержение себя и других, что, в свою очередь, может находить выражение в агрессии, направленной вовне или на собственную личность.

Недолюбленный ребенок продолжает жить и во взрослом и также продолжает искать поддержку любовь. При этом, не зная этой любви в детстве, он априори ставит деструктивные проекции на личную жизнь – не верит в то, что он может быть любим, ему постоянно нужны доказательства того, что его любят.

Психологический портрет личности, формирующийся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:

  • агрессия по отношению к людям, вещам;
  • чрезмерная подвижность;
  • чувство собственной неполноценности;
  • постоянные фантазии;
  • упрямство;
  • неадекватные страхи;
  • сверхчувствительность;
  • неспособность сосредоточиться на работе;
  • неуверенность в принятии решения;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • лживость;
  • достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
  • неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
  • отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.;
  • интеллектуальное отставание;
  • неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
  • вялость эмоциональных реакций.

Таким образом, опасность материнской депривации состоит в том, что от нее страдает не одно поколение. Психологи отмечают четкую зависимость между детскими впечатлениями человека и его способностью строить отношения с людьми и воспитывать своих детей. Пережитые в детстве отвержение и унижение со стороны родителей, непостоянное нахождение с ними могут привести к возникновению у ребенка беспокойной привязанности. Такая модель поведения, будучи перенесенной во взрослую жизнь, выразится в сильной бессознательной потребности в любви и поддержке, а ее продолжением могут стать самоистязание, ипохондрия, частая смена половых партнеров.

В итоге мы получаем целое поколение сирот из полных семей, несущих груз депривации и перекладывающий его на собственное потомство.

Между тем работающая мама – привычное явление современности: все большее количество матерей стремятся работать во время декрета и передают детей на попечение нянь. Причины могут быть различные: вынужденная необходимость зарабатывать, личностный склад, неумение общаться с ребенком, неготовность к материнству.

Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, — базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.

Профилактика материнской депривации. Рекомендации психолога родителям:

  • необходимо планировать беременность и рождение ребенка, созреть для этого шага;
  • эмоционально общаться с ребенком, он понимает Ваши сообщения;
  • понимая, что беременность – сознательный выбор, постараться, по крайней мере, в первый год посвятить себя ребенку.

Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также, через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке.

Статью подготовила: педагог-психолог Кабинета кризисных ситуаций для беременных женщин Мытницкая Ю.О.

Кабинет кризисных ситуаций для беременных женщин оказывает социально-психологическую помощь женщинам, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Телефон для справок: 46-85-03.

Источник

Читайте также:  Общая психология понятие эмоций
Оцените статью