- Каталог заданий ЕГЭ. Задание #2060
- Вопрос B27 #2060 Обществознание
- Исходным элементом чувственного познания является ощущение возникающее
- Особенности восприятия целостного образа предмета у детей с овз (VIII вид )
- Open Library — открытая библиотека учебной информации
- Психология Основными элементами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
- Open Library — открытая библиотека учебной информации
- Основные элементы научного познания
- 14.2. Познание чувственное и рациональное
Каталог заданий ЕГЭ.
Задание #2060
Вопрос B27 #2060 Обществознание
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) мотив | 2) деятельность | 3) понятие |
4) память | 5) воздействие | 6) ощущение |
7) представление | 8) суждение | 9) восприятие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник
Исходным элементом чувственного познания является ощущение возникающее
Первая проблема, с которой сталкиваются представители утверждающих познаваемость мира философских течений — проблема соотношения чувственного, т.е. базирующегося на ощущениях познания и познания рационального, возникающего в ходе мыслительной деятельности человека. Соответственно, в философии были строго выделены и описаны основные элементы чувственного и рационального этапов познания.
14.2.1.Еще Аристотель выделил пять основных чувств человека – зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Исходным элементов чувственного познания является ощущение, возникающее в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. Однако ощущение само по себе показывает нам лишь одну стороны предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря объединению данных различных органов чувств (бифштекс вкусный, коричневый, ароматный, шипящий, горячий) соответствует стадии восприятия. Однако еще в платоновских диалогах было показано, что подобный целостный образ принципиально не может возникнуть входе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной мышлением деятельности человека. Позднее (кантианская философия) была обоснована фундаментальная роль в этом процессе воображения. Следовательно, уже на этапе восприятия разграничение чувственного и рационального познания оказывается весьма условным. После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в памяти, что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой представлением. Все этапы чувственного познания неразрывно связаны с субъективностью конкретного человека. Статус надындивидуального феномена оно приобретает только на уровне рационального познания.
14.2.2.Основными элементами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – мысль, выражающая существенные признаки (сущность) предмета. Суждение представляет собой определенную связь понятий, в которой утверждается или отрицается что-либо. Умозаключения – высшая форма мыслительной деятельности, логически связывающая в ряд посылок и следствий понятия суждения. Благодаря умозаключениям разрозненные знания человека складываются в систему.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1398 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Особенности восприятия целостного образа предмета у детей с овз (VIII вид )
Особенности восприятия целостного образа предмета у детей с ОВЗ (VIII вид )
Дети с ОВЗ недостаточно правильно, четко воспринимают не только отдельные свойства, но и предметы в целом. Их представления глобальны, нерасчлененны. К началу обучения дети часто не выделяют нужный предмет среди других. Обучение выделению и восприятию целого предмета начинается с самого начала обучения — этому служат все игры и упражнения, направленные на развитие внимания, подражания действиям с предметами, запоминания. В этих играх и упражнениях дети учатся выделять отдельные предметы, следить за их перемещением, узнавать их среди других. Все это способствует формированию целостного образа предмета, но не исчерпывает всех задач, которые связаны с ним. Большую роль в процессе создания целостного образа играет сопоставление парных предметов, выбор предметов по образцу. Здесь мы обеспечиваем узнавание предметов, их дифференциацию.
Но узнавать и даже различать предметы можно, и не имея полноценного образа, не представляя себе предмет со всеми его качествами и свойствами, а опираясь лишь на отдельные свойства-ориентиры. Это сразу же выявляется при складывании разрезной картинки или заполнении лото-вкладок.
Часто, складывая разрезную картинку, дети не знают, куда положить те или иные части, так как не представляют себе целостного образа предмета — ни его общей формы, ни того, из каких частей он состоит, как расположены эти части.
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Более того, сложив «головонога» — человека, состоящего из головы и ног, — они бывают довольны, потому что у них сложился неполный, неточный образ человека — в этом представлении о человеке туловище оказывается лишним. При заполнении лото-вкладок, в котором части картинки вырезаны и нужно найти их место и, правильно развернув, вставить, многие дети не могут даже найти место вкладки, но, главное, — после того как место найдено, они вставляют вкладку как попало — разворачивают то вбок, то вниз, то вверх. При этом не получается целый предмет, но детей это не смущает. Они довольны своими действиями, и им не важно получился ли целостный образ или нет, т.к. целостность образа у них отсутствует.
С самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Они их рассматривают под руководством взрослых, выделяют их значимые части и складывают части в целое. Разрезная картинка должна состоять сначала из двух частей, затем из трех. Количество частей должно постепенно увеличиваться, лишь в соответствии с тем, как уточняется и расчленяется восприятие предметов у детей. Но конфигурация разреза и сами изображения должны меняться с самого начала. Например, если ребенок складывает из разрезной картинки мяч, его изображение может быть сначала красным, потом синим, потом желтым с полосой посередине. Картинка может быть разрезана вдоль, поперек, по диагонали и т.п. При этом не нужно класть перед ребенком образец, так как он на этом этапе обучения не может воспользоваться им, а лишь отвлекается. В случае затруднений следует применять показ (ребенок действует по подражанию) или совместные действия. Обучая ребенка заполнению лото-вкладок, нужно также начинать с крупных предметных изображений с двумя вкладками.
Созданию целостного образа предмета способствует и складывание фигур из частей, например, плоскостных домиков, грибов, неваляшек, вырезанных из картона, складывание сборно- разборных игрушек — машин, самолетов и др.
Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная деятельность ребенка — аппликация, лепка, рисование, но лишь на определенном уровне развития самого целостного восприятия. Там, где восприятие ребенка находится на низком уровне, сама изобразительная деятельность еще не может возникнуть или возникает путем неосмысленного усвоения штампов и не может служить его развитию.
По мере проведения занятий по развитию восприятия по созданию целостного образа предметов, по конструированию, лепке, аппликации и рисованию у детей с нарушениями интеллекта постепенно формируются все более правильные, четкие и достаточно дифференцированные образы предметов. Это проявляется и в складывании разрезной картинки, и в работе со сборно-разборными игрушками, конструкторами, в изобразительной деятельности детей. На этом этапе в занятия включаются новые задания, требующие от ребенка умения — в уме, в представлении, без практического примеривания частей, как это было до сих пор, создавать целостный образ предмета.
Детям предлагается новый тип задания: «Нарисуй целое». Перед ребенком раскладывается разрезная картинка, но складывать ее ему не разрешают, а предлагают подумать, какая она будет, когда ее сложат, и нарисовать целый предмет. Задача это сложная, потому что требует от ребенка мысленного разбора и соединения частей, мысленного создания целостного образа предмета и лишь затем его изображения.
Среди наглядных методов обучения большое место занимает работа с разного рода изображениями — рисунками, схемами, картинками, сюжетными картинками, диафильмами. Но применение этих средств в обучении предполагает, что ребенок правильно воспринимает изображение, «читает» его так, как мы этого хотим. Между тем, детей с нарушениями интеллекта, поступающих в специальный детский сад, восприятие картинки еще не сформировано. Поэтому чрезвычайно важной задачей оказывается обучение восприятию изображения — рисунка, картинки и т.п. (продолжение в следующей консультации)перейти в каталог файлов
Психология
Основными элементами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Единство чувственного и рационального в познании.
Это результат воздействия внешних факторов на центральную нервную систему.
Философия, точнее гносеология, рассматривает те же явления, но в другом ракурсе, а именно: в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, то есть гносеологии
я устанавливает, насколько верно знание этого объекта͵ насколько оно соответствует истине.
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Для гносеологии важен и социокультурный аспект деятельности человека, для психологии же данный аспект является не главным.
В философии принято выделять два базовых уровня познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное.
Эмпиристы — ϶ᴛᴏ Бэкон, Локк, Юм, Кондильяк. По их мнению, нет ничего в познании, чего ранее не было в ощущениях, чувствах.
Чувственное познание — ϶ᴛᴏ непосредственное познание, поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.
Ощущение — ϶ᴛᴏ простейший, исходный элемент чувственного познания. Внешний мир оказывает воздействие на органы чувств, вызывая ответную реакцию, которая и есть чувство.
Восприятие обеспечивает формирование целостного образа объекта. Это не простая сумма ощущений, а их синтез, в котором объединяются разные проявления объекта. В процессе восприятия человек ведет себя значительно активнее, расширяются возможности его творчества, фантазии.
Представление — ϶ᴛᴏ уже обобщенный образ одного или многих объектов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия реальных предметов и явлений на органы чувств по памяти. Как гласит латинская пословица: знаем столько, сколько удерживается в памяти.
Но чувства могут ошибаться, обычно на уровне представлений появляются иллюзии, заблуждения, фантазия.
Чувственное знание не дает полного знания объекта. Оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов и выявление внешних, на поверхности лежащих связей между ними. В случае если чувство и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом и не возникают вне такого контакта͵ то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Образ воздействующего предмета кодируется в механизмах памяти уже в отсутствие предмета͵ через определенное время, когда о нем вспоминают, данный образ воспроизводится. Как гласит латинская пословица: знаем столько, сколько удерживается в памяти.
Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях.
При этом чувственное познание является ограниченным в силу ряда причин. В первую очередь, сами возможности органов чувств человека не беспредельны, они ограничены. Для каждого из органов чувств имеется свой порог воспринимаемости. Οʜᴎ способны отображать окружающие воздействия в определенных диапазонах. Так, зрительный орган способен непосредственно отображать сравнительно небольшой диапазон электромагнитных колебаний, воспринимаемых как видимый свет, с длиной волн от 0,4 микрона, до 074 микрона. За границами этого интервала находятся, с одной стороны, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а с другой – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие не воспринимают непосредственно наши органы зрения. Органы слуха позволяют ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо непосредственно не может ощущать.
А чтобы получить полную информацию, точнее, представление об объекте, мы должны рассмотреть его со всех сторон, заглянуть внутрь, собрать раздраженные ощущения, представляя в единый целостный образ. Но сделать это не под силу только человеческому познанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исчерпав свои возможности, «передает эстафету» рациональному познанию.
Рациональное – рацио – разум. Рационалисты – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Гегель.Οʜᴎ убеждены, что главным элементом познания является человеческий разум.
Рациональное познание — ϶ᴛᴏ наиболее высокая ступень познавательной деятельности, связанная с развитием мышления и приносящая опосредованное знание.
Основные элементы научного познания
В отличие от обыденного научное познание требует упорядоченной организации и продуманных стратегий исследовательской деятельности. Таковые можно сформировать лишь при условии понимания структуры научно-познавательного процесса, выделения его основных элементов и этапов.
Анализ структуры научного познания принято начинать с определения его субъекта — личности или социальной группы, осуществляющей научное исследование. Субъект научного познания – отнюдь не безличный индивид или группа индивидов. Он обладает определенными эмоционально-волевыми качествами, интересами, предпочтениями, способностями, темпераментом и.т.д. Помимо этого познавательная деятельность субъекта обусловлена определенной научной традицией, социокультурно детерминирована. Специфической особенностью субъекта научного познания является его направленность на саморефлексию, самокритику, самосознание, способность сделать собственное мышление предметом мышления.
Важнейшим элементом научно-познавательной деятельности является объект познания– фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания. Понятно, что познавать можно лишь то, о существовании чего уже имеется некоторое представление. Таким образом, объектом познания является реальность, осмысленная как таковая. Так объектом юридического познания выступает правовая реальность, как часть социальной реальности, как значимый фрагмент бытия в целом.
Объект познания включен в определенную научную картину мира. Научная картина мира – это предельно обобщенная модель действительности, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы. Очевидно, что мир как таковой бесконечно разнообразен, научная картина мира формируется в результате выделения из этого бесконечного разнообразия сущностных связей, представляющих интерес для науки на определенном историческом этапе ее развития. Эти связи фиксируются как система онтологических принципов, составляющих основу картины исследуемой реальности и выступающих в качестве базиса научных теорий. Научная картина формируется посредством обобщения и систематизации важнейших научных достижений. Однако речь идет не только о соединении разнообразной информации, которой располагают различные науки, но о выходе на уровень рефлексии – философской рефлексии, открывающей возможность формирования целостного представления о мире, его явлениях и процессах. В сущности, научная картина мира есть лежащая в основании научной деятельности мировоззренческая структура, однако понятия «мировоззрение» и «картина мира» — не тождественны. Картина мира — лишь часть научного мировоззрения, содержащая знания об устройстве мира. По мнению исследователей: «…научная картина мира – такой горизонт систематизации знаний, где происходит теоретический синтез результатов исследования конкретных наук со знаниями мировоззренческого характера, представляющими собой целостное обобщение совокупного практического и познавательного опыта человечества»(1). Принято выделять общенаучную, частнонаучную, дисциплинарную картины мира. Общенаучная картина мира содержит представления о фундаментальных объектах, изучаемых соответствующими науками.
14.2. Познание чувственное и рациональное
Частнонаучная картина мира, будучи подсистемой общенаучной, формируется вокруг того или иного фундаментального объекта, разворачивая его в систему объектов частнонаучного рассмотрения. Дисциплинарная картина мира являет собой модель определенного фрагмента реальности, представленного как система объектов той или иной научной дисциплины. Современная общенаучная картина мира представляет собой сложную систему, основными подсистемами которой являются такие фундаментальные объекты как природа, общество, человек и культура(2). Каждая из данных подсистем, в свою очередь, образует частнонаучную картину мира и частнонаучную онтологию, позиционирующую объекты естественных, социальных, гуманитарных, культурологических наук. Частнонаучная картина мира распадается на дисциплинарные картины, базирующиеся на дисциплинарной онтологии и задающие объектное поле конкретно-дисциплинарных исследований. Такого рода дисциплинарной научной картиной мира можно считать юридическую картину мира, которая являет собой модель правовой реальности во всей полноте ее элементов. Соответственно, юридическая наука предстает каксовокупность научных направлений, изучающих различные элементы права. Такого рода направления включают теорию и историю государства и права, конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, международное и т.д. право.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 228;
Источник