Депрессия у детей и подростков
Депрессии в детско-подростковом возрасте – распространенное явление, но, к сожалению, они поздно выявляются, так как мало похожи на классические депрессивные состояния взрослых. В каждом возрастном периоде детства депрессии выглядят по-разному и часто скрываются за фасадом как бы физических заболеваний, либо нарушений поведения, либо временного «интеллектуального краха» — внезапно возникшего слабоумия.
Между тем раннее распознавание депрессий у детей и подростков чрезвычайно важно, поскольку без своевременной адекватной медицинской, психологической и социально-педагогической коррекции они нередко приводят к учебной и социальной декомпенсации и во многих случаях крайне опасны в отношении суицидального поведения детей а также их агрессии по отношению к близким.
О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.
Обычно считается, что искусство и наука — разные миры и населяют их совсем разные люди: и когнитивные стили у них отличаются кардинально, и мозговые процессы у них идут по-другому. Это не так. Творчество — это то, для чего мозг и создан, именно это он умеет делать. Мозг — не компьютер, как это было принято описывать еще в ХХ веке. Скорее, это муравейник.
Кто такие люди с нарциссическим складом характера? Что стоит делать и не делать родителям, чтобы воспитать будущего нарцисса? Какие психологические сложности и особенности коммуникации имеют место при нарциссизме? Роль стыда, наказания и игнорирования со стороны окружения в формировании нарциссизма. Какие методы психотерапии помогают, а какие не помогают в случае страданий нарциссической природы?
Источник
Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды
Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский».
— Какие симптомы должны насторожить родителей?
— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.
— Чем опасно такое состояние?
— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.
— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?
— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.
Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.
— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?
— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.
— Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?
— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.
Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.
КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ
Если вы слышите
Никогда не говорите
«Ненавижу учебу, класс. »
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным. »
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок. »
«Давай сядем и поговорим об этом»
«Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»
Источник
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У ПОДРОСТКА ДЕПРЕССИЯ
14 Августа 2020 10:08
Количество просмотров: 3678
Подростковые годы часто становятся очень тяжелым испытанием для детей и их родителей. Этот период имеет очень важное значение для психического благополучия. Разбираемся, на какие особенности поведения подростка стоит обратить внимание и когда обращаться к врачу.
Люди любого возраста время от времени испытывают грусть, раздражение или упадок сил. Такие чувства считаются нормальными, но если негатив не исчезает и не ослабевает в течение продолжительного времени — это повод обратиться к специалисту. В случае с ребенком подобное состояние может означать депрессию. Она поддается лечению, но его не всегда легко распознать даже специалисту.
Насколько это вообще серьезная проблема?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), депрессия — одна из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире, при этом около 10–20% из них сталкиваются с нарушениями психического здоровья, но не проходят диагностику и лечение.
Кто находится в группах риска?
Причины развития депрессии у подростков различны и определяются индивидуально в каждой конкретной ситуации. Уязвимыми человека делают эмоциональные, социальные, а также физические факторы: насилие и жестокое обращение, социальный статус среди ровесников, семейное благополучие, успеваемость в школе или университете.
Некоторые подростки подвержены более высокому риску депрессии. Эта проблема касается детей с хроническими заболеваниями или другими психоневрологическими расстройствами, например, расстройствами аутистического спектра. В группе риска находятся подростки, ставшие родителями или вступившие в ранний брак, а также этнические меньшинства.
Может, мой ребенок просто ленится и не хочет ничего делать? Или просто расстроен? Как понять, что ему действительно плохо?
Депрессия — это не то состояние, которое можно преодолеть усилием воли. Это стойкое отсутствие интереса к любой деятельности, которое сопровождается чувством печали. Часто такое состояние может вызывать суицидальные мысли, нарушения режима сна и бодрствования и даже физические симптомы вроде болей в голове и животе, постоянном чувстве усталости. Может казаться, что человек ленив, не хочет ничего делать, на самом деле он будет находиться в состоянии апатии, которое является одним из симптомов депрессии.
Очень часто депрессия маскируется под перепады настроения, а иногда и сам подросток не идет на контакт, изолирует себя от семьи и друзей и не хочет говорить о своем настроении. Не нужно игнорировать такое состояние, потому что оно может закончиться серьезными последствиями — асоциальным поведением или в худшем случае, например, попыткой самоубийства.
Не стоит сразу примерять на подростка ярлыки, ведь он может быть болен, поэтому так важно знать о симптомах депрессии и общаться со своим ребенком. Аккуратно выведите его на разговор, расположите его к себе, дайте понять, что вы на его стороне и вам не все равно. Начните разговор с этих фраз:
1.«Давай поговорим с тобой об этом, мне это важно».
2.«Давай подумаем, как мы можем решить эту проблему».
3.«Ты много значишь для меня, меня беспокоит твое состояние».
На что следует обратить внимание?
Первое и самое важное — у разных детей депрессия может проявляться по-разному и она протекает не так как у взрослых. Взрослые с депрессивным расстройством чаще испытывают грусть, дети и подростки ведут себя зло и раздражительно. Также нередко начинается резкое снижение оценок в школе, наблюдаются изменения в обычном поведении. Вот некоторые тревожные «звоночки»:
· вызывающее, безрассудное поведение, резкие изменения в поведении;
· раздражительность и гнев;
· жалобы на боль в голове или животе;
· бессонница или, наоборот, слишком продолжительный сон;
· усталость, недостаток энергии;
· снижение аппетита, потеря или, наоборот, — набор избыточной массы тела;
· сниженная физическая активность;
· сложности в принятии решений;
· чувство вины или бесполезности;
· мысли о смерти или самоубийстве;
· употребление психоактивных веществ, алкоголя;
· ребенок без причины плачет;
· повышенная чувствительность к критике;
· чувство безысходности и беспомощности.
У какого врача лечить депрессию?
Депрессивными расстройствами занимаются психиатры, психотерапевты, иногда психологи. В отличие от ОРВИ, с которыми в большинстве случаев можно справиться самостоятельно в домашних условиях, депрессия требует обязательного наблюдения со стороны врача, так как причины заболевания различны. Отсюда и разные способы лечения.
Как правило, подросткам назначают медикаментозное лечение, психотерапию, а также дают рекомендации по изменению образа жизни. Нормализация режима сна и бодрствования, спорт, сбалансированное питание — все эти простые вещи могут действительно внести свою лепту в борьбу с депрессивным расстройством.
Как долго продлится лечение?
Преодоление депрессии может занять время, в этом отношении, к сожалению, нельзя давать никаких гарантий по срокам. Согласно, лечение должно продолжаться в течение 4–6 месяцев после ремиссии, так как более краткие сроки приводят к увеличению риска рецидива депрессии. Поэтому подростку понадобится много поддержки. Помните, депрессивные расстройства поддаются терапии! Это не пожизненный приговор, и на учет у психиатра подростка не поставят, если он не представляет угрозы для себя.
Источник
Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков
Депрессия (депрессивное состояние) — это эмоциональное расстройство. Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.
Причины депрессивных расстройств у детей и подростков.
Выделяют разные причины депрессии у детей и подростков:
-разлад и проблемы взаимоотношений в семье, а также неполные семьи, семьи, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, чрезмерная опека родителей – возможные причины депрессии у детей;
-школа в плане социального развития находится на втором месте по развитию депрессий: здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, получает знания, учится соответствовать требованиям, поэтому в школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
-гормональные перестройки в подростковый период: изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
-генетическая предрасположенность к депрессии (эндогенная депрессия): часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии, эта предрасположенность заложена в генах.
Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте.
Проявления депрессии могут быть общими:
-изменения внешнего облика в виде понурой и напряжённой позы, грустного выражения лица, беспокойного или потухшего взгляда;
Но есть и характерные для определённого возрастного периода особенности.
В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними. Это может проявляться как однообразным безрадостным настроением, медлительностью, вялостью, безучастностью, так и беспричинным беспокойством, капризностью, плаксивостью, негативизмом. Но всё же, у детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.
Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту:
-различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют;
-нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться);
-веселый, общительный, подвижный ребенок становится плаксивым, медлительным, замкнутым;
-ласковый и доброжелательный – злым, ворчливым;
-любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным;
-ответственный, послушный – безответственным, с протестным поведением;
-стремление к играм в одиночестве; хотя ранее была склонность к подвижным, шумным играм;
-отказ от любимых, новых игрушек;
-примитивный характер игры;
-расстройства сна, ночные страхи.
В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами :
-нарушение внимания и связанные с этим затруднения в учебе;
-снижение прежних интересов, отказ отвечать на вопросы, бездеятельность;
-потеря интереса к играм, игнорирование игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания;
-разнообразные жалобы на свое здоровье, чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомогания;
-недоверчивость, ощущение вины при любых жизненных неудачах.
Для подросткового периода более характерны следующие особенности:
-идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»;
-подросток становится вялым, бездеятельным, никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку, на обвинения родных в лени реагирует раздражением;
-изменения в поведении (подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло»);
-изменения в эмоциональном состоянии (постоянное состояние раздражительности на окружающих, особенно близких людей; агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попыткам);
-затруднения в обучении: у подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала, при попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается;
-жалобами на ухудшение состояния здоровья: имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются, подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры, могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми;
-ранее опрятный ребенок перестает следить за своим внешним видом.
Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:
При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.
В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это не допустимо. Поэтому:
1)Безоговорочное принятие детей такими, какими они являются. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!Именно родители должны поддерживать свое ребёнка, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей.
2)Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
3)Равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности.
4)Обучение ребенка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками.
5)Соблюдение единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе.
6)Участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности, совместные занятия с ребенком, несколько семейных дел, традиции — создают зону радости.
7)Создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.
8)Предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.
9)Сохранение конфиденциальности (лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками; также необходимо предупредить педагогов о том, чтобы окружающие не узнали о болезни).
В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребенка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.
При подозрении на депрессию необходимоп роконсультировать ребенка у специалистов: врача психиатра, психолога для уточнения состояния и получения дальнейших рекомендаций. Такие дети и подростки нуждаются в обязательном индивидуальном психолого-педагогическом подходе, учитывающем их состояние.
Источник