Инцидент определяется как злобное настроение

Методическое пособие для студентов г. Вольск 2014

страница 6/8
Дата 21.05.2016
Размер 0.51 Mb.
Тип Методическое пособие
    Навигация по данной странице:
  • Вопросы для самопроверки по теме «Психология делового общения»
  • Выбрать правильный ответ
  • Вопросы для самопроверки по теме «Агрессия: причинение вреда другим»
  • Ситуационные задачи Задача №1
  • Задача № 19
  • Задача № 20
  • Задача № 21
  • СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
  • Вопросы к контрольной работе по теоретическому курсу
Выбрать правильный ответ

1. Инцидент — это:

а) угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительнос­тью и недовольством окружающими;

б) действия участников конфликтной ситуации, провоцирую­щие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними;

в) приписывание партнеру по общению определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности;

г) отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

2. Компромисс — это:

а) способность к согласованным действиям в процессе совмест­ного труда;

б) согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности;

в) соглашение, достигнутое путем взаимных уступок;

г) доминирующий способ реагирования человека во взаимодей­ствии внутреннего и внешнего.

3. Стратегия ухода от конфликта:

а) сохранение хороших отношений; б) молчание;

в) раздел имущества поровну; г) требование безоговорочного послушания.

4. Стратегия подавления конфликта:

а) стремление, чтобы каждый что-то получил;

б) попытка перехитрить своих оппонентов;

в) полный отказ от отношений;

г) сохранение мира и покоя любой ценой.

Стратегии конфликтного ре­агирования:

Человек при этом:

а) делает вид, будто все в по­рядке;

б) переходит на чисто дело­вые отношения;

в) стремится доказать, что другой человек не прав;

г) немного уступает ради под­держания отношений;

д) ищет творческие и неорди­нарные решения.

Определить последовательность Появление сигналов конфликта

а) насилие, оскорбления;

б) недоразумения на основе недостаточной информации;

в) напряженные отношения;

г) незначительные инциденты;

Вопросы для самопроверки по теме «Психология делового общения»

1. Что такое деловое общение? В чем его специфика по сравне­нию с общением вообще? Какие другие виды общения, помимо делового, вы знаете?

2. Приведите примеры прямого и косвенного делового обще­ния.

3. Дайте характеристику различных форм делового общения.

4. Перечислите этапы деловой беседы. Почему начало считается самым трудным? Какие методики помогают оптимизировать нача­ло беседы?

5. Как и когда правильно высказывать замечания и отвечать на них?

6. Какие психологические приемы влияния на партнера по об­щению используете вы, чтобы расположить к себе собеседника? Когда подобные действия являются приемами, а когда чем-то дру­гим?

7. Какие совещания малоэффективны и почему?

8. Зачем на совещаниях рекомендуется вести протоколы?

9. Из каких частей должно состоять любое выступление? Что они должны в себя включать?

10. Какой основной вопрос выступающий должен решить перед подготовкой сообщения?

11. Что способствует успеху выступления и почему?

1. Если разговор требует анализа данных, то рекомендуется под­носить трубку к___уху.

2. Деловые совещания направлены на______, ее переработку и

принятие управленческих решений.

3. Если важнее оценить эмоциональное состояние собеседника, то лучше воспринимать информацию через___ухо.

4. Наиболее сложно подготовить___деловые совещания.

5. Человек обычно выглядит___уверенным, чем ему кажется.

6. Чем___голос, тем убедительнее он звучит.

7. Во время выступления подбородок лучше держать___.

Верно или неверно

1. Подготовку инструктивных совещаний следует поручать рабо­чей группе в составе наиболее квалифицированных специалистов.

2. Цель риторических вопросов — вызвать новые вопросы и ука­зать на нерешенные проблемы.

3. На некоторые замечания собеседника можно не отвечать.

4. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и уси­ливает волнение.

5. «Трудные» деловые звонки лучше делать рано утром или по­здно вечером.

6. Слушая тихую речь, собеседник быстрее устает.

7. Деловое общение включает в себя обмен информацией, вос­приятие и понимание другого человека, выработку единой страте­гии взаимодействия.

8. Во время выступления лучше отвечать на вопросы сразу.

9. Перед выступлением для улучшения работы голосовых связок рекомендуется пить теплое молоко.

10. Никогда нельзя читать свое сообщение по бумажке.

Выбрать правильный ответ

1. Оптимальное время для доклада:

а) 10—15 мин; б) 15-20 мин; в) 20—30 мин; г) 40-50 мин.

2. Инструктивное совещание проводится с целью:

а) сбора информации о текущем положении дел в организации;

б) поиска путей разрешения проблем;

в) ознакомления с новыми нормативными документами;

г) выработки стратегии развития организации.

3. Перед небольшой аудиторией лучше выступать:

4. Открытые вопросы:

а) это вопросы, на которые не дается прямого ответа;

б) задают тогда, когда необходимо переключиться на другую про­блему;

в) предполагают ответ «да» или «нет»;

г) начинаются со слов «зачем», «сколько» и т.д.

Вопросы для самопроверки по теме «Агрессия: причинение вреда другим»

1. Дайте определение понятию «агрессия». Как вы думаете, за­чем в определение включены слова «. не желающему подобного обращения»?

2. Приведите конкретные примеры агрессивного поведения.

3. Как рассматривал сущность и причины агрессии 3. Фрейд?

4. Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрес­сию?

5. Как человек научается агрессивному поведению?

6. Какие теории считают, что агрессию можно предотвратить, а какие — наоборот?

7. Каким образом семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения?

8. Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии.

9. Зачем люди «дают сдачи» агрессору?

10. Дайте характеристику внешних детерминант агрессии.

11. Что такое «локус контроля»? Вспомните характеристики лю­дей с повышенным и пониженным локусом контроля.

12. Опишите основные черты людей типа А и типа Б.

13. Наказание — это хорошо или плохо?

14. Можно ли управлять агрессией?

15. Какие меры профилактики агрессии вы знаете?

1. Женщины имеют более высокий уровень___агрессии, чем мужчины.

2. В агрессивной компании происходит___ агрессивности ее членов.

3. Люди, совершавшие заказные политические убийства, обыч­но происходят из___семей.

4. Люди типа А___других страдают заболеваниями сердечно­сосудистой системы.

5. Агрессию можно классифицировать как физическую и ___, активную и___,___и непрямую.

6. В группе высока вероятность остаться___. Это ухудшает спо­собность к самоосознанию и усиливает агрессию.

7. Агрессивные фантазии, удары кулаком по различным предме­там, разрывание бумажки с портретом или именем обидчика, фи­зические упражнения могут играть роль___.

8. Агрессию могут усиливать___человека с неприятным собы­тием.

9. Дети проявляют___агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей.

10. Временной интервал между неприемлемым действием и на­казанием должен быть___.

11. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобре­ние у наблюдателей, то его агрессия может___.

12. Катарсис способствует весьма___снижению агрессии.

Верно или неверно

1. Если женщины нарушают стереотип «слабого пола» и начина­ют отвечать агрессору, что уровень направленной на них агрессии резко падает.

2. Люди типа А чаще способствуют возникновению межличнос­тных конфликтов.

3. Наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

4. Человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет считаться менее агрессивным.

5. Отсутствие контроля за ребенком способствует повышению его агрессивности.

6. СМИ не влияют на становление агрессии.

7. Люди типа А менее агрессивны по сравнению с людьми типа Б.

8. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что не умеют общаться.

Выбрать правильный ответ

1. Агрессия — это прежде всего:

а) эмоция; б) мотив; в) установка;

г) определенное поведение.

2. Распространение сплетен о другом человеке — это агрессия:

а) вербальная — активная — прямая;

б) вербальная — пассивная — прямая;

в) вербальная — активная — непрямая;

г) вербальная — пассивная — непрямая.

3. Фрустрация — это:

а) зависимость восприятия предметов и явлений от предшеству­ющего опыта, от особенностей человека;

б) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;

в) потеря какого-либо объекта, человека, информации;

г) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче­таний.

4. Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди:

а) со сниженным самоконтролем;

б) со средним самоконтролем;

в) с повышенным самоконтролем.

5. Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если:

а) агрессор находится в состоянии крайнего озлобления;

б) ожидаемое наказание не очень сурово;

в) выгода от совершения агрессивного действия слишком велика;

г) вероятность наказания высока.

6. Усилению агрессии наиболее способствуют:

а) низкие температуры;

б) средние температуры;

в) умеренно высокие температуры;

г) очень высокие температуры.

7. Усилению агрессии способствуют:

а) смягчающие обстоятельства;

б) злоумышленные и преднамеренные провокации;

в) умеренная эротическая стимуляция;

г) наглядные примеры неагрессивного поведения.

В отделении, где Вы занимаете должность старшей медицинской сестры, работает медицинская сестра, личные качества которой характеризуются прагматичностью (установка на решение конкретных вопросов), решительностью, энергичностью, прямотой (направленность на существо вопроса). Для нее наиболее важными являются быстрые результаты.

ЗАДАНИЕ1. Выберите наиболее рациональный способ общения с данной медицинской сестрой.

Вы работаете старшей медицинской сестрой поликлиники, К конференции не­обходимо помочь медицинской сестре подготовить устное выступление. Она обладает следующими качествами характера: непосредственностью, теплотой, умением сопереживать, субъективностью, чувствительностью.

1.Помогите ей в выборе темы словесного выступления.

2.Перечислите основные варианты рационального общения с данной медицинской сестрой.

Медицинской сестре Вашего отделения необходимо помочь подготовить вы­ступление на конференции. Для нее характерно: систематичность, планомерность, логичность (увязывание причины со следствием), приверженность фактам, осторожность, отсутствие эмоциональности.

1.Подбериге приемлемую для нее тему словесного выступления.

2.Выберите наиболее рациональные способы общения с данной медицинской сестрой.

В отделении работает медицинская сестра, обладающая следующими чертами характера: згоцентрична, нереалистична, трудна для понимания, с большим воображением, склонная к творчеству, способна.

ЗАДАНИЕ 1 Выберите наиболее рациональный способ общения.

Больной К. общительный, разговорчивый, любит быть на виду, оптимист, поверхностен, артистичен, стремится завладеть вниманием окружающих, выставляет на показ свои страдания и переживания.

1. Определите тип личностной характеристики.

2. Предложите рекомендации при общении с данным больным.

Больной С. неспокойный, настороженный, неуверенный в себе, необщителен, по этому имеет неустойчивую самооценку, высокоранимый, легко драматизирует ситуацию, испытывает непрерывное беспокойство и мнительность. Настроение тревожное.

Задания 1. Предложите рекомендации в общении с данным больным.

Больной С. созерцателен, внешне спокоен. Имеет низкий уровень заинтересо­ванности в лечении. Направлен на обдумывание внутренних выдуманных или вычи­танных событий. Мнительность касается опасений не реальных, а маловероятных. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные.

1. Определите тип личностной характеристики.

2.Порекомендуйте способы коррекции поведения.

Больной Д. робкий, стесняется в незнакомой обстановке, неуверенный, не любит многолюдья. Мало верит в свои силы. Тревожен, часто пребывает в нерешительности. Сосредоточен на субъективных неприятных переживаниях. Часто о них рассказывает соседям по палате. Обладает сочетанием желания лечиться и не верит в успех лечения.

ЗАДАНИЯ 1. Порекомендуйте способы коррекции поведения.

Медицинская сестра 3. — властная, мнительная, подозрительная, педантичная. Всегда стремится к первенству. Мелочна Наслаждается любым превосходством, склонна к насмешке над более слабыми. Иногда бывает пренебрежительна и деспотична

1.Определите тип личностной характеристики.

Медицинский брат вечно недовольный, ворчливый. Мелочный, требовательный обижается по пустякам. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя целей. Практичен, престижен.

1. Укажите темперамент.

2. Определите личностную характеристику.

3. Определите пути взаимодействия.

Больной А. очень эмоциональный, восторженный, жизнерадостный, общитель­ный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем, фантазер. Пренебрежительно относится к болезни. Надежда на то, что «все само собой обой­дется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь.

1.Определите тип личностной характеристики.

2.Выберите рациональный способ общения

Больной М. высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый. Часто не уверен в себе. Чрезмерно озабочен о возможно неблагоприятном впечатлении, которое может произвести на окружающих. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни.

1. Определите тип темперамента.

2. Выберите рациональный способ общения.

Больной В. эмпатичный, очень жалостливый, предпочитает дружеские контакты. Скромный, застенчивый, не уверен в себе. Легко становится подозрительным и настороженным в неблагоприятных ситуациях. Тревожная мнительность касается опасений нереальных, а маловероятных осложнений.

1.Определите тип темперамента.

3. Выберите рациональный способ общения.

Медицинская сестра спокойна молчалива, рассудительна. Замедленно-деятельна, очень последовательна, независима, самостоятельна. Иногда отвлечена от реальности, беспристрастна

1. Определите тип темперамента

3. Выберите рациональный способ общения.

Медицинская сестра очень демонстративна, не умеет сопереживать. Эмоционально бедна. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напориста в достижение значимых для нее целей. Престижна, часто фальшива, практична

1. Определите тип темперамента.

2. Выберите рациональный способ общения.

Больной П. энергичен, жизнерадостен, артистичен, мало утомляем, несерьезен, поверхностен, имеет низкий социальный интеллект, легко бросает и часто прерывает лечение. По отношению к себе требует исключительной заботы. В других людях, требующих внимания, видит «соперников» и «конкурентов».

1. Определите тип темперамента.

2. Определите пути рационального общения.

Медицинская сестра пассивно безразлична. Уверена В себе, В отношении к окружающим жестко требовательна. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантична, мелочна. Рассудительна и хладнокровна К. чужому мнению относится безразлично. Интонации речи маловыразительны.

1. Определите тип темперамента.

2. Укажите тип личностной характеристики.

3. Определите пути рационального общения.

Больной К. уравновешен. Тонко чувствителен, привязчив. Ценит доверительно -интимные отношения, спокойный, ценит юмор. В целом оптимист. Свое состояние оценивает без склонности преувеличивать его тяжесть. Стремится во всем содейст­вовать успеху лечения.

1. Определите тип темперамента.

2. Определите рациональный способ общения.

Больной X. меланхоличен, честолюбив, серьезен. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Входит в контакт с немногочисленным кругом людей. Не обидчив, но иногда мнителен. В эмоциональной жизни зависит от близких. Постоянно ищет новые способы лечения, дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений

1. Определите тип темперамента.

2.Определите рациональный способ общения.

Больной Д. застенчив, завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив, доброжелателен. Склонен к доверительным и глубоким отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Часто раскаивается в своих поступках. Старается отбрасывать мысли о болезни и о возможных последствиях. Отрицает очевидное в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам.

1. Определите рациональный способ общения.

Больной 3. честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив, энергичен, упорен. Склонен к конфликтности. Не уступает даже если не прав. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Даже при тяжелом заболевании старается продолжать работать.

1.Укажите тип темперамента

2. Выберите рациональный способ общения.
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АГРЕССИВНОСТЬ — 1) склонность действовать энергично и, возмож­но, безжалостно для достижения поставленных целей; стремление к соци­альному доминированию, контролю над действиями и убеждениями дру­гих членов группы; 2) проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.

АГРЕССИЯ — любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного об­ращения.

АДАПТИВНЫЙ — соответствующий, полезный, помогающий приспо­соблению.

АКЦЕНТУАЦИЯ — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

АФФИЛИАЦИЯ — потребность индивида в присоединении к группе.

БЕСЕДА — метод получения информации на основе вербальной комму­никации.

ТЕНДЕР — характеристика, с помощью которой обобщаются существую­щие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина».

ГРУППА — определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда; группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему обще­ственных отношений.

ГРУППИРОВКА — объединение отдельных единиц информации с целью экономии места для хранения дополнительных сведений.

ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА — вербальное общение между собеседниками, кото­рые имеют необходимые полномочия от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки кон­структивного подхода к их решению.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия, по которому происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предлагающим достижение определенного результата.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — умение принять точку зрения другого человека.

ДОКУМЕНТ — информация, фиксированная в печатном или рукопис­ном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях.

ИНДИВИД — отдельный представитель человеческой общности: пред­ставитель вида Homo sapiens; конкретный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — характеристики, которые отличают индиви­да от всех других.

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свой­ственные определенной культуре или социальному слою.

ИНТРОВЕРСИЯ — тенденция избегать социальных контактов и быть озабоченным собственными мыслями.

ИНЦИДЕНТ — действия участников конфликтной ситуации, провоци­рующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

КАТАРСИС — избавление от напряжения и беспокойства.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — приписывание партнеру по общению опре­деленных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

КИНЕСИКА — раздел невербального общения, изучающий передачу ин­формации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР — психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

КОММУНИКАТОР — лицо, передающее информацию.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — психическое состояние, позволяющее действо­вать самостоятельно и ответственно.

КОМПРОМИСС — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

КОНВЕНЦИЯ (в психологии) — свод правил поведения, большей частью неписаных, но передаваемых из поколения в поколение, относительно того, какие формы поведения наиболее приемлемы для субъекта и для общества.

КОНФЛИКТ — процесс резкого обострения противоречия и борьбы сто­рон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация скрытого или открытого про­тивоборства сторон-участников, каждая из которых имеет свои цели, моти­вы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации.

КОНФОРМИЗМ — вынужденное принятие человеком норм группы и со­ответствующего поведения; желание быть похожим на других.

КООПЕРАЦИЯ — одна из основных форм межличностного взаимодей­ствия, характеризующаяся объединением усилий участников для достиже­ния совместной цели.

КРЕАТИВНОСТЬ — способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем; способность к творчеству.

КУЛЬТУРА — набор правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры.

ЛИДЕРСТВО — управление группой через спонтанно возникающее влияние.

ЛИЧНОСТЬ — качество человека, определяющее его бытие и проявляю­щееся в его сознательной деятельности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет собственное поведение и наблюдае­мое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний — это локализация причин вне человека, в окружающей его среде.

МАЛАЯ ГРУППА — люди, объединенные общей социальной деятельно­стью и находятся в непосредственном личном общении.

МЕНЕДЖМЕНТ (управление, руководство) — целенаправленное воздей­ствие на людей с целью достижения поставленных целей.

НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фак­тов, значимых с точки зрения целей исследования.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

ОБЩЕНИЕ — процесс установления и развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого челове­ка, выработку единой стратегии взаимодействия.

ОПРОС — метод получения информации, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — способность коллектива самостоятельно со­здать организацию в ситуации неопределенности.

ПРОКСЕМИКА — раздел невербального общения, который изучает пе­редачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, време­ни и места общения.

ПРОФЕССИИ — исторически возникшие формы деятельности, необхо­димые обществу, для выполнения которых человек должен обладать сум­мой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессио­нально важные качества.

ПРОФЕССИОНАЛ — специалист, в совершенстве овладевший профес­сиональной деятельностью; сознательно изменяющий и развивающий себя в труде; вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обще­стве интерес к результатам своей деятельности; повышающий престиж сво­ей профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — социальная общность, кото­рая организована специально для эффективного достижения единых про­фессиональных задач.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА — свойства личности, совокупность которых отражает потенциальные или актуальные способнос­ти к данной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, занимающаяся исследованием поведе­ния и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.

РЕЦИПИЕНТ — лицо, принимающее информацию.

РУКОВОДСТВО — управление группой через зафиксированное формаль­ное влияние.

СЛЕНГ (жаргон, арго) — слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или социального положения, отличающиеся от общеразговорного языка.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс становления личности человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие внешних признаков чело­века, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, изучающая закономерно­сти поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в соци­альные группы, а также психологических характеристик самих групп.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — форма интерактив­ного обучения с целью развития компетентности межличностного и про­фессионального поведения в общении.

СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.

СПЛОЧЕННОСТЬ — согласие, единомыслие, взаимное принятие мне­ний членами профессиональной общности.

СТАТУС — интегративный показатель положения человека в системе со­циальных связей и отношений.

СТЕРЕОТИП — чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то.

СУБЪЕКТ — человек или группа как активный участник деятельности.

ТАКЕСИКА — раздел невербального общения, который изучает переда­чу информации с помощью физических контактов личности в ее сознательной деятельности.

ТЕСТ — специализированный метод психодиагностики, с помощью ко­торого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления на основе не­скольких суждений делается определенный вывод.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ — определенный взгляд на предмет, че­ловека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние, возникающее как следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели или удовлетворению актуализированной потребности. Проявляется в ощущени­ях гнетущего напряжения, тревожности, чувства отчаяния, гнева и т.д.

выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

ЭКСПЕРИМЕНТ — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность обследуемого с целью создания условий, в кото­рых выявляется данный психологический факт.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — тенденция направлять свою энергию вовне, озабо­ченность физическим и социальным окружением и получением удовлетво­рения от этого окружения; обращенность наружу.

ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение в пе­реживания другого человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на ос­новании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и отно­сится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.

Вопросы к контрольной работе по теоретическому курсу

1.Человек как субъект социальных отношений называется

а) личность б) субъект в) индивидуальность г) член труппы

2. Человек, характеризуемый социально значимыми событиями, со своеобразной, только ему присущей психикой, является

а) личностью б) индивидуальностью в) субъектом г)объектом

Источник

Читайте также:  Темперамент тест проценты по
Оцените статью