Интонация жесты мимика эмоции

Неречевое поведение (мимика, жесты, интонация)

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», — писал Цицерон.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения. Словесный канал используется для передачи информации, а несловесный (невербальный) – для «обсуждения» межличностных отношений.

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Глаза помогают установить визуальный контакт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела.

Брови очень подвижны: человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице. Такие движения могут иметь разное значение: стремление обратить на себя внимание, выражение удивления, мимика, сопровождающая вопрос, выражение недовольства и др.

Губы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. улыбка, как правило, выражает дружелюбие.

Жесты – это выразительные движения руками. Жест может сказать о многом: он может характеризовать адресата, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей.

Исследователи жестовой коммуникации различают:

· жесты, замещающие речь,

· жесты, сопровождающие речь.

Можно сказать «до свидания» и пожать руку, но в некоторых странах ограничиваются рукопожатием – поклоном. В одних ситуациях речевого этикета проявляется больше жестов, в других – меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других – нет.

Интонация (от лат. Intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:

1) Мелодика речи, осуществляемая повышением или понижением голоса во фразе;

2) Ритм речи, то есть чередование ударных, безударных, долгих и кратких слогов (сравните речь прозаическую и стихотворную);

3) Интенсивность речи, то есть сила или слабость произношения;

4) Темп речи, то есть скорость или медленность произношения речи во времени и паузы между речевыми отрезками (сравнить речь замедленную и скороговоркой);

5) Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально- экспрессивные оттенки (тембр веселый, игривый, мрачный и т.д.);

6) Фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе;

Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью, и прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу).

Источник

Сочинения к варианту №3 ОГЭ-2022 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.

Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.

Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.

(1)Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.

(2)Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. (З)Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.

(4)Очень полюбилась этой вдове в детдоме одна девочка, Валя, — маленькая, тонкая, личико всегда удивлённое, будто молоденькая козочка. (5)С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду её себе навсегда в дочки. (6)На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла своё прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у неё была мама, и кто папа. (7)Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.

(8)Вы только посмотрите, — говорили они, на её личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. (9)Она уверена, что вы её настоящая мама. (10)Берите её и будьте счастливы.

(11)То-то вот и боюсь, — отвечала Аграфена Ивановна, что она удивлённая и как будто силится что-то вспомнить; возьму её, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?

(12)Повариха целый месяц крепилась, не заглядывала в детский дом. (13)Но, конечно, дома, в своём жёлтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама её бросила! (14)А когда повариха не выдержала и опять пришла с гостинцами — вот была встреча!

(15)В августе Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. (16)Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике всё на радость. (17)Девочка ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик к настоящей маме. (18)Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон. (19)В детском доме патефона не было, и Валя не могла помнить патефон вовсе. (20)Но как только заиграла музыка, девочка широко открыла глаза. (21)«Соловей мой, соловей, — пел патефон, — голосистый соловей. »

(22)Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать.

— (23)А где же клеточка? — вдруг спросила она.

— (25)С маленькой птичкой. (26)Вот тут висела.

(27)Не успела ответить, а Валя опять:

— Вот тут столик был, и на нём куколки мои.

— (28)Погоди, — вспомнила Аграфена Ивановна, — сейчас я их достану.

(29)Достала свою хорошую куклу из сундука.

— (30)Это не та, не моя!

(31)И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила своё ленинградское прошлое.

— (32)Мама, — закричала она, — это не ты!

(33)И залилась слезами. (34)А патефон всё пел: «Соловей мой, соловей. »

(35)Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна своё что-то вспомнила, заголосила и упала к столу. (З6)Она то поднимет от стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (37)Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает её, теребит и повторяет:

— Мамочка, милая, перестань! (38)Я всё вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.

Читайте также:  Нарушение эмоционально волевой сферы у детей 3 лет

(39)И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.

(По М. М. Пришвину)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Информативная неполнота диалогической речи может восполняться жестами, мимикой, интонацией».

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. По мнению лингвиста Г.Я. Солганика, жесты, мимика и интонация помогают лучше понять диалогическую речь. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.

Например, в предложениях 22-26 девочка Валя спрашивает у Аграфены Ивановны, где находится её клетка с маленькой птицей. На самом деле героиня вспоминает старый дом и изначально принимает добрую женщину за свою маму. Описание её действий: «…удивилась, прислушалась, стала кругом озираться» и интонации: «…вдруг спросила она» (вдруг – то есть быстро, с волнением) помогают понять чувства Вали. Это дополняет информативную неполноту самого диалога.

В предложениях 31-33 Валя понимает, что никогда раньше не была в этом доме, а Аграфена Ивановна – это не её родная мать. Чтобы ярче передать эмоции героини, автор обращает внимание на её взгляд: «… у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах» и интонацию: «…закричала она». Одной реплики было бы недостаточно, чтобы описать состояние девочки.

Действительно, жесты, мимика, интонация служат важным дополнением для диалогической речи, именно поэтому в художественном тексте автор уделяет этому такое большое внимание.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные».

Смысл финала текста я понимаю так: две родственные души нашли и утешили друг друга в тяжёлое для обеих время. Теперь эти две женщины, «большая и маленькая» чувствуют себя по-настоящему счастливыми.

Аграфена Ивановна – несчастная бездетная женщина, чей муж пропал на фронте без вести. Конечно, она была одинокой и находила отдушину, приходя в детский дом и заботясь о сироте Вале. В предложениях 15-18 мы узнаём о том, что повариха была счастлива, когда привезла в свой дом маленькую девочку.

Валя пережила блокаду Ленинграда и не помнила своих родителей. Но когда она оказывается в доме у Аграфены Ивановны, воспоминания возвращаются, что доказывают предложения 31-32. В глубине души девочка очень сильно переживала и тосковала по своим родителям, но теперь она готова полюбить эту милосердную женщину так же сильно, как любила бы родную мать.

Таким образом, обе героини почувствовали, что нужны друг другу. В такие минуты взаимопонимания и любви люди и ощущают себя счастливыми.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

В чём заключается счастье? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему, потому что универсального определения не существует. Одно можно сказать точно: когда люди счастливы, они наслаждаются каждым мгновением и не чувствуют себя одинокими.

Так, горе сблизило двух женщин, «большую и маленькую», о чём говорится в 39 предложении фрагмента произведения М. Пришвина. Аграфена Ивановна находила отдушину в заботе о девочке из детдома, а Валя воспринимала её как родную мать. Следовательно, обе героини смогли осчастливить друг друга.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» также рассказывается о том, как незнакомые люди становятся самыми близкими и родными. Андрей Соколов потерял всю

Источник

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в психологии. Система невербальных знаков

Механизм человеческого общения включает далеко не только речь и письменность. Люди с древних времён прибегают к альтернативным способам выразить свою мысль или показать отношение к чему-либо. Такие невербальные средства контакта как жесты, мимика и пантомимика также могут служить показателями реакции собеседника или говорить о его эмоциональном состоянии.

Согласно мнению психологов и специалистов наук, изучающих общение людей, более половины содержания информационного взаимообмена передаётся невербальным путём.

Понятие невербального общения в психологии

Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются методами невербального контакта или способом говорить без помощи слов. Во многих материалах на эту тему определения невербальных поведения, коммуникации и общения употребляются в качестве синонимов, однако специалисты разделяют эти близкие по смыслу понятия.

Невербальная коммуникация выражает эмоциональные состояния контактирующих и характер их общения. В неё входят независящие от социальных и психологических свойств личности невербальные коды, знаки и символы, в значительной степени повышающие точность передаваемой информации.

Невербальное поведение заключается в телодвижениях, жестах, взглядах, мимике и пантомимике, которые могут показывать отношение человека, его реакцию или сигнализировать о чём-либо.

Общение невербальным путем объединяет поведение и коммуникацию как основные способы воздействия на собеседника, налаживания взаимодействия с ним, создания образа и представления о партнёре.

Эти средства информационного обмена, в которые входят жесты, мимика и пантомимика, также называют:

  • естественными;
  • первичными;
  • вторичными;
  • искусственными языками.

Происхождение невербальных способов общения

В истории нет чётких указаний на время и подробности появления и развития невербальной коммуникации. Её официальными источниками считаются особенности культуры различных народов и физическая эволюция человека.

Ещё в трактатах Квинтилиана и Цицерона, бывших знатоками ораторского искусства Древнего Рима, жесты характеризовались как стандарты наделения значением движений лица, корпуса и конечностей.

Коммуникации невербального общения

В основном изучением невербальных средств обмена информацией занимаются психологи, однако существуют и более узкие специализации. К примеру, посвящённой языку тела дисциплиной является кинесика, хотя и её исследования подразделяются на отдельные направления, изучающие сигнальные движения, жесты конечностей и головы, позы и мимику.

Невербальные коммуникации имеют широкое применение в массмедиа, спорте, политике, маркетинге, бизнесе, театре, рекламе, педагогике, также они востребованы в работе государственных силовых структур.

Механизм, объединяющий виды неречевого информационного обмена для придания им какого-то значения, называется кодированием.

Оно имеет следующие характеристики:

  • Отдельные коды невербальных коммуникаций являются универсальными, так как обусловлены биологическим развитием человека. В них входят имеющие физиологические причины эмоциональные реакции и сигналы угрозы.
  • Значения в кодировании могут выражаться посредством голоса, тела, лица и прочих средств невербального общения.
  • Сообщения в невербальном кодировании должны провоцировать автоматическую реакцию без обдумывания (к примеру, реагирование на переключение цветов светофора).
  • Невербальные признаки могут проявляться непроизвольно, в качестве примеров можно назвать спонтанный румянец, напряжение мышц и подобные реакции.
  • Средства неречевой коммуникации равны словесному диалогу. Общение посредством них происходит с помощью телодвижений и других средств выражения человека, а также элементов окружающей среды.

Виды невербального общения

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения, помимо его обогащения могут служить для выражения эмоций, согласия или несогласия, наделения ситуации дополнительным значением, выхода контактирующих на другой уровень взаимопонимания и направления толкования речи.

Их часто используют в сфере образования и для общения со страдающими от нарушения слуха. Благодаря методам неречевого обмена информацией можно как усилить, так и ослабить влияние речевого воздействия.

Некоторые специалисты приравнивают виды невербальной коммуникации к обычным языкам за счёт их информационной насыщенности. Их классифицируют в зависимости от типов человеческого восприятия и того, как происходит обработка получаемой информации.

Читайте также:  Как человек чувствует себя под водой

Всего выделяют 9 типов информационного взаимообмена без помощи слов, однако это число может меняться из-за того, что его смежные виды иногда объединяют в одно направление.

Сфера использования

Язык невербального общения
Вокалика Особенности звучания речи и её интонации
Хаптика Также зовётся такесикой и обозначает имеющие значение прикосновения
Артефактика Такие атрибуты внешнего вида как косметика, украшения и одежда
Ольфактика Запахи
Физикатика Такие физические показатели как цвет волос, телесные формы и габариты
Эстетика Цвет, музыка
Хрономика Восприятие, обусловленное временем
Кинесика Движения тела и жесты
Проксемика Восприятие общего и личного пространства

Жесты

В перечень коммуникаций без использования речи входит большое количество жестов, с помощью которых можно охарактеризовать настоящие мысли и намерения человека. Далее перечислены самые распространённые сочетания жестов, являющиеся признаками тех или иных состояний.

Недоверие:

Критический настрой:

  • одна рука поддерживает локоть другой руки;
  • рука расположена под подбородком, а её указательный палец вытянут вдоль щеки.

Превосходство:

  • веки немного прикрыты;
  • закинутые за голову руки;
  • положение сидя с ногой, закинутой на ногу.

Неуверенность:

  • пальцы одной руки обхватывают локоть другой руки;
  • касания руками ушей, их трение, почёсывание или прикосновения к серёжкам.

Скука:

  • сутулость или сгорбленность;
  • корпус пребывает в расслабленном состоянии;
  • рука подпирает голову.

Сосредоточение:

  • трение или щипание переносицы, действия с очками;
  • касания и трение руками подбородка;
  • глаза закрыты или прищурены.

Неодобрение:

  • одёргивание и поправление одежды, изображающие оттряхивание её от пыли движения;
  • передёргивание плечами.

Доброжелательность:

  • корпус пребывает в расслабленном состоянии;
  • плечи находятся в открытом положении;
  • разведённые по сторонам руки;
  • голова направлена вперёд, а ладони вверх.

Положительный настрой:

  • прикосновение руки к щеке;
  • корпус и голова наклонена вперёд.

Положение тела является одним из определяющих критериев в оценке отношения собеседника и его намерений. Характеризировать мысли и восприятие человеком происходящего можно с помощью следующих поз.

Нехватка откровенности и полноты в диалоге с собеседником:

  • стояние с частичной опорой об стул, стол или другую крепкую опору.

Спешка или нетерпение:

  • ступни или весь корпус обращены к двери.

Агрессивный настрой, уверенность в себе, решимость отстаивать свою позицию и дать отпор:

  • одна рука придерживает локоть другой руки;
  • руки опираются на бёдра или пояс;
  • корпус немного наклонён вперёд.

Недоверие к собеседнику или волнение:

  • ограждение, попытка установки папки, книги или других предметов в качестве преграды;
  • ноги находятся в скрещённом положении;
  • руки перекрещены на груди.

Чувство превосходства или уверенность в себе:

  • подбородок немного поднят;
  • голова направлена прямо;
  • руки заведены за спину.

Агрессивное выражение уверенности в себе (также может трактоваться как проявление полового влечения по отношению к противоположному полу):

  • большие пальцы кистей засунуты в карманы или заведены за пояс одежды для нижней части тела.

Мимика и пантомимика

Особую важность в невербальной коммуникации имеет мимика. В большинстве случаев лицевые мышцы отражают эмоции и мысли человека. Понять чувства собеседника можно при помощи следующих положений мышц лица.

Счастье:

  • отведённые назад и чуть приподнятые уголки губ;
  • спокойный взгляд.

Гнев:

  • сжатые зубы, на которые указывают напряжённые мышцы скул;
  • губы плотно сомкнуты;
  • изгибающиеся складки на лбу;
  • сощуренные глаза;
  • нахмуренные брови.

Страх:

  • слегка приоткрытый рот;
  • глаза широко раскрыты;
  • губы немного разведены в стороны;
  • брови слегка приближены к переносице и приподняты;
  • отведённые назад и чуть опущенные уголки губ;

Грусть:

  • уголки губ слегка опущены;
  • тусклый взгляд;
  • приближенные к переносице брови.

Отвращение:

  • нижняя губа плотно соприкасается с верхней или слегка выпячивается;
  • конец носа сморщен;
  • брови нахмурены.

Удивление:

  • уголки рта опущены;
  • глаза широко раскрыты;
  • рот слегка открыт;
  • брови приподняты.

Более обширный раздел пантомимики охватывает движения тела и лицевых мышц, жестикуляцию, а также особенности осанки и походки. Помимо использования в психологии пантомимика имеет широкое применение в театре.

Актёры осваивают искусство пантомимики на ранних этапах обучения, приобретая навык установления незримой связи с партнёром и взаимодействуя только с внутренними ощущениями человека.

Направление пантомимики иногда называют телесной мимикой. Благодаря сложным сочетаниям её признаков можно составить предварительную характеристику человека, руководствуясь лишь его походкой и обычными физическими действиями. Кроме текущего состояния индивидуума так можно оценить его обучаемость, характер, подверженность гипнозу и прочие качества.

Наиболее точное понимание пантомимики вне психологической среды имеют представители одного пола или профессии.

Взгляд

Направление зрачков и положение век тоже поддаются классификации средств невербальной коммуникации. Далее представлены их самые распространённые трактовки.

Жесты, мимика, пантомимика — это не только средства общения, но и способы уличить на лжи

Спокойный взгляд:

  • рассудительность;
  • умиротворённость;
  • удовлетворение речью собеседники или своим состоянием.

Взгляд в упор:

  • уверенность в себе;
  • готовность контактировать;
  • самоуважение или уважение к собеседнику.

Взгляд сверху вниз:

  • ощущение превосходства перед оппонентом.

Взгляд «сквозь» собеседника:

Взгляд сбоку:

  • стремление к соблюдению дистанции;
  • проявление скептицизма;
  • озадаченность;
  • недоверие.

Выпученные глаза:

  • неожиданный испуг;
  • внезапная радость.

Взгляд «в себя»:

  • глубокая задумчивость;
  • ощущение очарования.

«Сверкание глазами»:

  • нервозная напряжённость;
  • неуверенность;
  • озадаченность.

Взгляд снизу:

  • стремление угодить;
  • подчинённость.

Веки находятся в прикрытом положении:

  • незаинтересованность в происходящем;

Глаза немного прищурены:

  • повышенная внимательность и наблюдательность к собеседнику или событиям.

Дистанция

Проксемика изучает отношение собеседников к дистанции между ними. Люди ощущают пространство вокруг себя как сферу, чей размер обусловлен их текущим состоянием, культурой и социальной средой. Запас пространства между контактирующими определяет характер их общения, на которое также влияет просторность среды, где находятся собеседники.

Дистанция при коммуникациях делится на 3 вида:

  • неформальное пространство – окружающая человека территория, воспринимаемая им как интимная и личная;
  • фиксированное пространство – территория, имеющая неподвижные границы, к примеру, стены комнаты;
  • полуфиксированное пространство – подверженная изменениям территория, где, к примеру, выполняют перестановки мебели.

Нормы близости собеседника различаются в зависимости от культурной принадлежности человека.

В европейской культуре определены следующие стандарты:

  • интимная территория находится в пределах до 35 см от тела человека;
  • личностное пространство начинается после 0,3 см и заканчивается на расстоянии 1,3 м;
  • социальная территория находится в границах от 1,3 м до 3,7 м от человека;
  • публичное пространство начинается за дальним пределом социального.

Интонация

Значение слов существенно дополняет тон, в котором произнесены, а также их интонация и громкость.

На состояние говорящего или его отношение к чему-либо могут указать следующие признаки:

  • волнение характеризуется прерывистой и суетливой речью и низким тоном;
  • на неуверенность указывают паузы и сбивчивая речь;
  • об усталости свидетельствуют медленная речь с более низкой интонацией к концу фразы и низкий тон;
  • при воодушевлении и энтузиазме речь чёткая и выверенная, тон высокий;
  • высокомерию свойственна медленная и монотонная речь.

Одежда

То, во что одет человек, является главным критерием артефактики, которая в этом отношении может пересекаться с физикатикой. Для невербальной коммуникации важно не только соответствие одежды обстановке, стилю и социальному статусу, но и физическим характеристикам носящего её. Восприятие людьми того или иного наряда может быть индивидуально и во многом зависит от ситуации.

Читайте также:  Стадии эмоциональных отношений супругов

Особенности невербального общения

В отличие от обычного общения информация, передаваемая невербальным путём, обрабатывается на подсознательном и бессознательном уровнях.

В связи с этим некоторые психологи и специалисты посвящённых невербальным коммуникациям дисциплин зовут подобный взаимообмен информацией не общением, а подвергающимся оценке невербальным поведением. Оно может быть как осознанным, так и неосознанным.

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в сравнении с языковым и речевым контактом имеют следующие ключевые отличия:

Вербальный контакт Невербальный контакт
Служащие элементами информации предложения и слова имеют строгое определение и используются в соответствии с конкретными правилами. В невербальной информации сложно выделить её элементы и упорядочить её согласно какой-то закономерности.
Люди начинают учиться вербальному общению в раннем возрасте. Умение вести невербальную коммуникацию появляется естественным путём или за счёт подражания.
Вербальное общение обычно осознанно, благодаря чему им легко управлять и подвергать оценке. Невербальные признаки в большинстве случаев проявляются неосознанно и спонтанно, из-за чего их сложнее контролировать. Для правильной трактовки могут понадобиться специализированные знания и опыт.
Изложенную вербально информацию можно запомнить и пересказать в отсутствии поделившегося ей. Информационный обмен осуществляется исключительно в процессе невербального контакта.

Контакт посредством невербальной коммуникации обусловлен многими факторами, среди которых:

  • Профессия. Вид деятельности формирует особые невербальные механизмы. К примеру, занятые в творческих направлениях люди выделяются активной жестикуляцией и живой мимикой.
  • Принадлежность к группам. Невербальное общение имеет особенности, зависящие от общественной и возрастной категории, а также от традиций и пола общающихся.
  • Уровень культуры определяет умение контролировать эмоции и структуру жестов.
  • Национальная принадлежность имеет значение в отношении региона проживания. В силу местных традиций различных территорий одни и те же жесты могут иметь разные значения.
  • Социальное положение. У людей из высших слоёв общества менее выраженная жестикуляция.
  • Самочувствие человека. Состояние здоровья и болезни оказывают влияние на интенсивность жестикуляции, мимику и тембр голоса.

Благодаря признакам невербального поведения можно охарактеризовать человека, направление его мыслей и текущие стремления, однако они не всегда могут трактоваться строго. В некоторых ситуациях они являются лишь непроизвольным физическим проявлением эмоционального напряжения или стресса.

Определённые движения и положения тела могут быть привычными и не иметь невербального подтекста. Похожие на невербальные признаки явления также могут быть следствием различных недугов или физических недостатков.

Для правильного толкования методов неречевого контакта полезна эмпатия. Какие-либо выводы следует делать на основе не одного, а нескольких смежных пантомимических признаков.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются оптико-кинетическими видами обмена информацией. В них имеет значение дистанция, движения тела, интонация и внешний вид. Согласно психологическим исследованиям, женщины точнее выражают свои чувства и лучше улавливают чувства других.

Похожим по точности восприятием обладают люди, занятые в таких связанных с общением профессиях как преподавание, психология и актёрское мастерство.

Среди распространённых характеристик различных эмоций и чувств человека можно выделить следующие комбинации невербальных признаков:

  • Мечтающий человек высоко поднимает внутренние концы бровей и смотрит вверх. Углы его рта при этом могут располагаться ассиметрично.
  • Смущение можно определить по опущенным глазам и закрытой улыбке с подъёмом одного края рта и внутренних концов бровей.
  • Сильное скрываемое напряжение выражается в крепко сцепленных пальцах и сжатых руках. Уровень напряжения пропорционален силе сжимания пальцев и рук. Другими его симптомами являются нервное трение пальцев и рук друг об друга, высокая подвижность рук, действия со скрепками и вращение предметов письменности. Испытывающий психическое напряжение человек может посматривать в сторону окна или двери, неосознанно проявляя желание покинуть помещение, внезапно вставать с места и ходить по комнате.
  • Похожие на индикаторы напряжения признаки проявляют люди в агрессивном состоянии, однако показатели агрессии имеют свою специфику. Жесты становятся выразительней, человек может показывать пальцем, хлопать дверями и сжимать кулаки.
  • Раздражительность, нервозность и неуверенность проявляются частым зеванием, похожим на прочистку горла покашливанием, ёрзанием на стуле, частым отводом глаз от собеседника, встряхиванием ключей или монет в кармане.
  • Человек, имеющий коварные мысли, смотрит с прищуром. Внешние концы его бровей приподняты, а крепко сжатые губы образуют подобие улыбки.
  • О желании контакта и взаимодействия может говорить посадка на переднем краю сиденья, наклон торса вперёд, расстегнутый пиджак, доброжелательные интонации и жесты рядом с лицом говорящего. Если при этом человек открыт, его руки немного вытянуты вперёд, по сторонам и выполняют круговые движения, а ладони видны.
  • На скрытность или желание что-либо утаить могут указывать машинальное закрытие рта одной или двумя руками, трение пальцами подбородка или висков, отвод глаз и отклонение корпуса от собеседника.
  • Помимо описанных признаков уверенности она может характеризоваться неспешным хождением туда-сюда и складыванием рук перед собой куполом в положении сидя, когда пальцы объединяются сверху, а ладони остаются на расстоянии. Данный жест также можно трактовать как намерение вести диалог, но с позиции доминирования. Чем больше уверенность складывающего так руки человека, тем выше находится этот «купол».
  • Решимость проявляется в крепко сжатых челюстях, взгляде исподлобья и резком сужении зрачков.
  • Закрытость и желание дистанцироваться характеризуется позой замка. Она заключается в скрещённых на груди руках со сжатыми кулаками и ногами, закинутыми одна на другую. Нужда в дистанции может проявляться наклоном торса от собеседника назад при сидении.
  • Об обиде могут говорить поджатые губы, отведённый взгляд и низко опущенные веки и брови.
  • Выражение самоконтроля у мужчин и женщин может выражаться по-разному. Сидящие мужчины сжимают подлокотники при их наличии, их лодыжки скрещены, а ноги слегка вытянуты вперёд. Во время выступления с трибуны самоконтроль и уверенность проявляются направленными вперёд руками, крепко держащими бока трибуны. Наиболее частое выражение самоконтроля у женщин это заведение большого пальца руки за ремень или пояс юбки.
  • Человек, имеющий хитрые мысли, отводит глаза в сторону, приподнимая один из уголков рта.

Благодаря жестам, мимике и интонациям можно существенно разнообразить общение и придать своим словам соответствующую эмоциональную окраску, сделав их доступнее для понимания собеседником.

Невербальные средства общения способны менять значение и силу эффекта речи, за счёт чего они пользуются повышенным интересом среди политиков, сотрудников массмедиа, бизнесменов и карьеристов. Пантомимика и прочие средства оценки состояния, намерений человека и влияния на него востребованы в психологии и работе силовых структур.

Некоторые толкования различных невербальных показателей могут быть как совпадением, так и следствием не относящихся к ситуации факторов. Разумное применение средств неречевого информационного обмена может послужить для развлечения и обогащения человеческих взаимоотношений.

Видео о невербальном общении

Невербальное общение. Сигналы тела:

Источник

Оцените статью