«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», — писал Цицерон.
Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения. Словесный канал используется для передачи информации, а несловесный (невербальный) – для «обсуждения» межличностных отношений.
Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Глаза помогают установить визуальный контакт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела.
Брови очень подвижны: человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице. Такие движения могут иметь разное значение: стремление обратить на себя внимание, выражение удивления, мимика, сопровождающая вопрос, выражение недовольства и др.
Губы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. улыбка, как правило, выражает дружелюбие.
Жесты – это выразительные движения руками. Жест может сказать о многом: он может характеризовать адресата, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей.
Исследователи жестовой коммуникации различают:
· жесты, замещающие речь,
· жесты, сопровождающие речь.
Можно сказать «до свидания» и пожать руку, но в некоторых странах ограничиваются рукопожатием – поклоном. В одних ситуациях речевого этикета проявляется больше жестов, в других – меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других – нет.
Интонация (от лат. Intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:
1) Мелодика речи, осуществляемая повышением или понижением голоса во фразе;
2) Ритм речи, то есть чередование ударных, безударных, долгих и кратких слогов (сравните речь прозаическую и стихотворную);
3) Интенсивность речи, то есть сила или слабость произношения;
4) Темп речи, то есть скорость или медленность произношения речи во времени и паузы между речевыми отрезками (сравнить речь замедленную и скороговоркой);
5) Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально- экспрессивные оттенки (тембр веселый, игривый, мрачный и т.д.);
6) Фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе;
Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью, и прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу).
Источник
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(1)Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
(2)Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. (З)Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(4)Очень полюбилась этой вдове в детдоме одна девочка, Валя, — маленькая, тонкая, личико всегда удивлённое, будто молоденькая козочка. (5)С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду её себе навсегда в дочки. (6)На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла своё прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у неё была мама, и кто папа. (7)Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.
(8)Вы только посмотрите, — говорили они, на её личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. (9)Она уверена, что вы её настоящая мама. (10)Берите её и будьте счастливы.
(11)То-то вот и боюсь, — отвечала Аграфена Ивановна, что она удивлённая и как будто силится что-то вспомнить; возьму её, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?
(12)Повариха целый месяц крепилась, не заглядывала в детский дом. (13)Но, конечно, дома, в своём жёлтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама её бросила! (14)А когда повариха не выдержала и опять пришла с гостинцами — вот была встреча!
(15)В августе Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. (16)Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике всё на радость. (17)Девочка ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик к настоящей маме. (18)Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон. (19)В детском доме патефона не было, и Валя не могла помнить патефон вовсе. (20)Но как только заиграла музыка, девочка широко открыла глаза. (21)«Соловей мой, соловей, — пел патефон, — голосистый соловей. »
(22)Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать.
— (23)А где же клеточка? — вдруг спросила она.
— (25)С маленькой птичкой. (26)Вот тут висела.
(27)Не успела ответить, а Валя опять:
— Вот тут столик был, и на нём куколки мои.
— (28)Погоди, — вспомнила Аграфена Ивановна, — сейчас я их достану.
(29)Достала свою хорошую куклу из сундука.
— (30)Это не та, не моя!
(31)И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила своё ленинградское прошлое.
— (32)Мама, — закричала она, — это не ты!
(33)И залилась слезами. (34)А патефон всё пел: «Соловей мой, соловей. »
(35)Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна своё что-то вспомнила, заголосила и упала к столу. (З6)Она то поднимет от стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (37)Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает её, теребит и повторяет:
— Мамочка, милая, перестань! (38)Я всё вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.
(39)И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.
(По М. М. Пришвину)
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Информативная неполнота диалогической речи может восполняться жестами, мимикой, интонацией».
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. По мнению лингвиста Г.Я. Солганика, жесты, мимика и интонация помогают лучше понять диалогическую речь. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.
Например, в предложениях 22-26 девочка Валя спрашивает у Аграфены Ивановны, где находится её клетка с маленькой птицей. На самом деле героиня вспоминает старый дом и изначально принимает добрую женщину за свою маму. Описание её действий: «…удивилась, прислушалась, стала кругом озираться» и интонации: «…вдруг спросила она» (вдруг – то есть быстро, с волнением) помогают понять чувства Вали. Это дополняет информативную неполноту самого диалога.
В предложениях 31-33 Валя понимает, что никогда раньше не была в этом доме, а Аграфена Ивановна – это не её родная мать. Чтобы ярче передать эмоции героини, автор обращает внимание на её взгляд: «… у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах» и интонацию: «…закричала она». Одной реплики было бы недостаточно, чтобы описать состояние девочки.
Действительно, жесты, мимика, интонация служат важным дополнением для диалогической речи, именно поэтому в художественном тексте автор уделяет этому такое большое внимание.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные».
Смысл финала текста я понимаю так: две родственные души нашли и утешили друг друга в тяжёлое для обеих время. Теперь эти две женщины, «большая и маленькая» чувствуют себя по-настоящему счастливыми.
Аграфена Ивановна – несчастная бездетная женщина, чей муж пропал на фронте без вести. Конечно, она была одинокой и находила отдушину, приходя в детский дом и заботясь о сироте Вале. В предложениях 15-18 мы узнаём о том, что повариха была счастлива, когда привезла в свой дом маленькую девочку.
Валя пережила блокаду Ленинграда и не помнила своих родителей. Но когда она оказывается в доме у Аграфены Ивановны, воспоминания возвращаются, что доказывают предложения 31-32. В глубине души девочка очень сильно переживала и тосковала по своим родителям, но теперь она готова полюбить эту милосердную женщину так же сильно, как любила бы родную мать.
Таким образом, обе героини почувствовали, что нужны друг другу. В такие минуты взаимопонимания и любви люди и ощущают себя счастливыми.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
В чём заключается счастье? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему, потому что универсального определения не существует. Одно можно сказать точно: когда люди счастливы, они наслаждаются каждым мгновением и не чувствуют себя одинокими.
Так, горе сблизило двух женщин, «большую и маленькую», о чём говорится в 39 предложении фрагмента произведения М. Пришвина. Аграфена Ивановна находила отдушину в заботе о девочке из детдома, а Валя воспринимала её как родную мать. Следовательно, обе героини смогли осчастливить друг друга.
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» также рассказывается о том, как незнакомые люди становятся самыми близкими и родными. Андрей Соколов потерял всю
Источник
Механизм человеческого общения включает далеко не только речь и письменность. Люди с древних времён прибегают к альтернативным способам выразить свою мысль или показать отношение к чему-либо. Такие невербальные средства контакта как жесты, мимика и пантомимика также могут служить показателями реакции собеседника или говорить о его эмоциональном состоянии.
Согласно мнению психологов и специалистов наук, изучающих общение людей, более половины содержания информационного взаимообмена передаётся невербальным путём.
Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются методами невербального контакта или способом говорить без помощи слов. Во многих материалах на эту тему определения невербальных поведения, коммуникации и общения употребляются в качестве синонимов, однако специалисты разделяют эти близкие по смыслу понятия.
Невербальная коммуникация выражает эмоциональные состояния контактирующих и характер их общения. В неё входят независящие от социальных и психологических свойств личности невербальные коды, знаки и символы, в значительной степени повышающие точность передаваемой информации.
Невербальное поведение заключается в телодвижениях, жестах, взглядах, мимике и пантомимике, которые могут показывать отношение человека, его реакцию или сигнализировать о чём-либо.
Общение невербальным путем объединяет поведение и коммуникацию как основные способы воздействия на собеседника, налаживания взаимодействия с ним, создания образа и представления о партнёре.
Эти средства информационного обмена, в которые входят жесты, мимика и пантомимика, также называют:
В истории нет чётких указаний на время и подробности появления и развития невербальной коммуникации. Её официальными источниками считаются особенности культуры различных народов и физическая эволюция человека.
Ещё в трактатах Квинтилиана и Цицерона, бывших знатоками ораторского искусства Древнего Рима, жесты характеризовались как стандарты наделения значением движений лица, корпуса и конечностей.
В основном изучением невербальных средств обмена информацией занимаются психологи, однако существуют и более узкие специализации. К примеру, посвящённой языку тела дисциплиной является кинесика, хотя и её исследования подразделяются на отдельные направления, изучающие сигнальные движения, жесты конечностей и головы, позы и мимику.
Невербальные коммуникации имеют широкое применение в массмедиа, спорте, политике, маркетинге, бизнесе, театре, рекламе, педагогике, также они востребованы в работе государственных силовых структур.
Механизм, объединяющий виды неречевого информационного обмена для придания им какого-то значения, называется кодированием.
Оно имеет следующие характеристики:
Жесты, мимика, пантомимика как средства общения, помимо его обогащения могут служить для выражения эмоций, согласия или несогласия, наделения ситуации дополнительным значением, выхода контактирующих на другой уровень взаимопонимания и направления толкования речи.
Их часто используют в сфере образования и для общения со страдающими от нарушения слуха. Благодаря методам неречевого обмена информацией можно как усилить, так и ослабить влияние речевого воздействия.
Некоторые специалисты приравнивают виды невербальной коммуникации к обычным языкам за счёт их информационной насыщенности. Их классифицируют в зависимости от типов человеческого восприятия и того, как происходит обработка получаемой информации.
Всего выделяют 9 типов информационного взаимообмена без помощи слов, однако это число может меняться из-за того, что его смежные виды иногда объединяют в одно направление.
Сфера использования
Язык невербального общения | |
Вокалика | Особенности звучания речи и её интонации |
Хаптика | Также зовётся такесикой и обозначает имеющие значение прикосновения |
Артефактика | Такие атрибуты внешнего вида как косметика, украшения и одежда |
Ольфактика | Запахи |
Физикатика | Такие физические показатели как цвет волос, телесные формы и габариты |
Эстетика | Цвет, музыка |
Хрономика | Восприятие, обусловленное временем |
Кинесика | Движения тела и жесты |
Проксемика | Восприятие общего и личного пространства |
В перечень коммуникаций без использования речи входит большое количество жестов, с помощью которых можно охарактеризовать настоящие мысли и намерения человека. Далее перечислены самые распространённые сочетания жестов, являющиеся признаками тех или иных состояний.
Недоверие:
Критический настрой:
Превосходство:
Неуверенность:
Скука:
Сосредоточение:
Неодобрение:
Доброжелательность:
Положительный настрой:
Положение тела является одним из определяющих критериев в оценке отношения собеседника и его намерений. Характеризировать мысли и восприятие человеком происходящего можно с помощью следующих поз.
Нехватка откровенности и полноты в диалоге с собеседником:
Спешка или нетерпение:
Агрессивный настрой, уверенность в себе, решимость отстаивать свою позицию и дать отпор:
Недоверие к собеседнику или волнение:
Чувство превосходства или уверенность в себе:
Агрессивное выражение уверенности в себе (также может трактоваться как проявление полового влечения по отношению к противоположному полу):
Особую важность в невербальной коммуникации имеет мимика. В большинстве случаев лицевые мышцы отражают эмоции и мысли человека. Понять чувства собеседника можно при помощи следующих положений мышц лица.
Счастье:
Гнев:
Страх:
Грусть:
Отвращение:
Удивление:
Более обширный раздел пантомимики охватывает движения тела и лицевых мышц, жестикуляцию, а также особенности осанки и походки. Помимо использования в психологии пантомимика имеет широкое применение в театре.
Актёры осваивают искусство пантомимики на ранних этапах обучения, приобретая навык установления незримой связи с партнёром и взаимодействуя только с внутренними ощущениями человека.
Направление пантомимики иногда называют телесной мимикой. Благодаря сложным сочетаниям её признаков можно составить предварительную характеристику человека, руководствуясь лишь его походкой и обычными физическими действиями. Кроме текущего состояния индивидуума так можно оценить его обучаемость, характер, подверженность гипнозу и прочие качества.
Наиболее точное понимание пантомимики вне психологической среды имеют представители одного пола или профессии.
Направление зрачков и положение век тоже поддаются классификации средств невербальной коммуникации. Далее представлены их самые распространённые трактовки.
Жесты, мимика, пантомимика — это не только средства общения, но и способы уличить на лжи
Спокойный взгляд:
Взгляд в упор:
Взгляд сверху вниз:
Взгляд «сквозь» собеседника:
Взгляд сбоку:
Выпученные глаза:
Взгляд «в себя»:
«Сверкание глазами»:
Взгляд снизу:
Веки находятся в прикрытом положении:
Глаза немного прищурены:
Проксемика изучает отношение собеседников к дистанции между ними. Люди ощущают пространство вокруг себя как сферу, чей размер обусловлен их текущим состоянием, культурой и социальной средой. Запас пространства между контактирующими определяет характер их общения, на которое также влияет просторность среды, где находятся собеседники.
Дистанция при коммуникациях делится на 3 вида:
Нормы близости собеседника различаются в зависимости от культурной принадлежности человека.
В европейской культуре определены следующие стандарты:
Значение слов существенно дополняет тон, в котором произнесены, а также их интонация и громкость.
На состояние говорящего или его отношение к чему-либо могут указать следующие признаки:
То, во что одет человек, является главным критерием артефактики, которая в этом отношении может пересекаться с физикатикой. Для невербальной коммуникации важно не только соответствие одежды обстановке, стилю и социальному статусу, но и физическим характеристикам носящего её. Восприятие людьми того или иного наряда может быть индивидуально и во многом зависит от ситуации.
В отличие от обычного общения информация, передаваемая невербальным путём, обрабатывается на подсознательном и бессознательном уровнях.
В связи с этим некоторые психологи и специалисты посвящённых невербальным коммуникациям дисциплин зовут подобный взаимообмен информацией не общением, а подвергающимся оценке невербальным поведением. Оно может быть как осознанным, так и неосознанным.
Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в сравнении с языковым и речевым контактом имеют следующие ключевые отличия:
Вербальный контакт | Невербальный контакт |
Служащие элементами информации предложения и слова имеют строгое определение и используются в соответствии с конкретными правилами. | В невербальной информации сложно выделить её элементы и упорядочить её согласно какой-то закономерности. |
Люди начинают учиться вербальному общению в раннем возрасте. | Умение вести невербальную коммуникацию появляется естественным путём или за счёт подражания. |
Вербальное общение обычно осознанно, благодаря чему им легко управлять и подвергать оценке. | Невербальные признаки в большинстве случаев проявляются неосознанно и спонтанно, из-за чего их сложнее контролировать. Для правильной трактовки могут понадобиться специализированные знания и опыт. |
Изложенную вербально информацию можно запомнить и пересказать в отсутствии поделившегося ей. | Информационный обмен осуществляется исключительно в процессе невербального контакта. |
Контакт посредством невербальной коммуникации обусловлен многими факторами, среди которых:
Благодаря признакам невербального поведения можно охарактеризовать человека, направление его мыслей и текущие стремления, однако они не всегда могут трактоваться строго. В некоторых ситуациях они являются лишь непроизвольным физическим проявлением эмоционального напряжения или стресса.
Определённые движения и положения тела могут быть привычными и не иметь невербального подтекста. Похожие на невербальные признаки явления также могут быть следствием различных недугов или физических недостатков.
Для правильного толкования методов неречевого контакта полезна эмпатия. Какие-либо выводы следует делать на основе не одного, а нескольких смежных пантомимических признаков.
Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются оптико-кинетическими видами обмена информацией. В них имеет значение дистанция, движения тела, интонация и внешний вид. Согласно психологическим исследованиям, женщины точнее выражают свои чувства и лучше улавливают чувства других.
Похожим по точности восприятием обладают люди, занятые в таких связанных с общением профессиях как преподавание, психология и актёрское мастерство.
Среди распространённых характеристик различных эмоций и чувств человека можно выделить следующие комбинации невербальных признаков:
Благодаря жестам, мимике и интонациям можно существенно разнообразить общение и придать своим словам соответствующую эмоциональную окраску, сделав их доступнее для понимания собеседником.
Невербальные средства общения способны менять значение и силу эффекта речи, за счёт чего они пользуются повышенным интересом среди политиков, сотрудников массмедиа, бизнесменов и карьеристов. Пантомимика и прочие средства оценки состояния, намерений человека и влияния на него востребованы в психологии и работе силовых структур.
Некоторые толкования различных невербальных показателей могут быть как совпадением, так и следствием не относящихся к ситуации факторов. Разумное применение средств неречевого информационного обмена может послужить для развлечения и обогащения человеческих взаимоотношений.
Невербальное общение. Сигналы тела:
Источник