Интонация это эмоциональная выразительность
Замедленный темп речи характеризуется тем, что слова произносятся , несколько растянуто, паузы между словами и фразами удлиняются. Такой темп речи свойственен детям физически ослабленным или имеющим речевые недостатки. Иногда речь дошкольников становится замедленной при пересказах, составлении самостоятельных рассказов, описании содержания картин, что связано с припоминанием текста, подбором нужных слов, с необходимостью правильного речевого оформления мысли. Замедленный темп речи делает ее монотонной, плохо воспринимаемой слушателями.
Одной из важнейших задач педагога является воспитание умеренного темпа речи. Необходимо учить детей произносить слова и фразы не торопясь, выдерживая между фразами небольшие паузы, не допускать необоснованных остановок, вырабатывать плавность речи и умение осуществлять самоконтроль за собственным речевым высказыванием.
Интонационная выразительность речи
Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.
Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).
Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.
Источник
Интонационная выразительность речи
Роза Змановская
Интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи
Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна.
Интонация – сложное явление,которое включает в себя следующие элементы:
а) мелодика (повышение или понижение голоса);
б) логическое ударение;
г) темп речи;
д) тон высказывания;
Выясним сущность каждого элемента.
Мелодика – понижение или повышение тона голоса.
Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.
Например: Он пришёл (констатируем факт).
Он пришёл? (вопросительная интонация).
В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.
Способы выделения логически ударного слова в устной речи:
а) повышение или понижение тона на этом слове;
б) замедленное произнесение слова;
в) пауза перед логически ударным словом.
Способы выделения логически ударного слова в письменной речи:
а) выделяющийся шрифт;
б) прописные буквы;
в) восклицательный знак в скобках;
г) тире перед значимым словом.
Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.
Небольшая подсказка: правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
Следующие важные элементы устной речи – паузы, темп.
Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.
Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.
Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи.
Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.
(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)
Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.
Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется.Это зависит от многих факторов:
а) индивидуальность говорящего;
г) психологическое состояние.
Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется. Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется.Например: «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»
Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.
Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро.Именно о них сложены пословицы: «Строчит, как из пулемёта», «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь.О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаёт», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт». Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.
В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона?Он определяется многими причинами: и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый, восторженный. Если ваша цель — попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.
Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи.
Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи. Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.
Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи. При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная. Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
О формировании выразительности речи у дошкольников О формировании выразительности речи у дошкольников Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче.
Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.
Источник
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»
Жанна Свиридова
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?»
Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?
Интонация представляет собой звуковое явление. В оформлении речи важную роль имеют следующие интонационные компоненты: модуляция голоса по силе и высоте, т. е. способность произносить фразы с определённой высотой и силой голоса; тембр голоса – звуковая окраска, качество звука, благодаря которому мы можем различать голоса знакомых людей, даже не видя их; темп и ритм речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление; способность использовать в речи повествовательные, вопросительные и восклицательные высказывания; понимание и отражение в речи различных эмоциональных состояний человека, настроения; логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией (эти слова произносятся более членораздельно, длительно, громко); пауза – собственно перерыв в звучании речевого потока.
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной
Интонационная сторона речи начинает формироваться очень рано – ещё в период доречевого развития ребёнка, т. е. уже до 1 года. Крик, гуление, лепет ещё не являются речью, то есть сознательным выражением мыслей и чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребёнка и его потребностях. Ребёнок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первое речевое общение ребёнка с людьми.
Психологическая особенность звуковых выражений ребёнка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. В ходе дальнейшего развития речи, происходит овладение всеми интонационными компонентами речи. Постепенно, с развитием словесной речи, интонация начинает играть служебную (вспомогательную) роль, то есть она подчиняется слову.
Однако интонация продолжает играть большую роль. Она помогает пониманию речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает определённое воздействие на слушателя.
Интонация передаёт разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации. Таким образом, интонация, выразительная речь помогает общению. В свою очередь, общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов
В ходе индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду организуется работа по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей.При этом осуществляется:
— организация речевого дыхания;
— развитие выразительности движений;
— развитие способности понимать и выражать эмоции;
— развитие силы и высоты голоса;
— формирование нормального темпа и ритма речи;
— формирование восприятия и воспроизведения в речи основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, вопрос и восклицание).
Детям очень нравится играть в игры, выполнять упражнения, способствующие развитию интонационной выразительности речи. Такие упражнения можно выполнять дома, да и просто в игре с ребёнком решается много задач, касающихся формирования выразительной речи и правильной интонации. Приведём несколько простых примеров.
Упражнение: «Вопрос – ответ».
Взрослый и ребёнок произносят текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
— Ну, весна, как дела? (Высоко).
— У меня уборка. (Низко).
— Для чего тебе метла? (Высоко).
— Снег мести с пригорка. (Низко). О. Высотская.
Упражнение: «Слушай и повторяй».
Дети должны повторяют вместе с взрослым, отражённо и самостоятельно восклицательные высказывания: выразительное чтение потешек, стихотворений, содержащих восклицательные высказывания.
Я в лесу кричу: «Ау – у!»
Кто же это среди дня
Дразнит издали меня?
Черепаха: «Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Всё лежу и лежу
И на солнышко гляжу». (Тембр: важный)
Львёнок: «Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу…» (Тембр: задорный, звонкий).
Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы,
А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы,
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо)
Поиграй, дружок со мной! (громко).
«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Произведения художественной литературы и устного народного творчества,.
Консультация для родителей «Играя пальчиками-развиваем речь ребёнка» «Играя пальчиками – развиваем речь ребёнка».[/h3] Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения.
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем речь через лепку» Консультация для родителей и педагогов. Развиваем речь через лепку. Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей.
Консультация для родителей «Телевизор и его влияние на речь ребенка» В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после.
Консультация для родителей «Приучаем ребенка к чтению — развиваем речь» Маленькая дочка бежит к маме с просьбой «читать!».Как это здорово! Как сделать так, чтобы этот интерес к чтению не потерялся у этого пока.
Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка» Наши дети растут в двуязычной среде и овладевают двумя языками: башкирским и русским. Большинство детей с билингвизмом испытывают те или.
Консультация для родителей «Речь вашего ребенка» Первые годы жизни-период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии.
Консультация для родителей «Рука развивает речь» «Рука развивает речь» Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Научно установлено, что уровень.
Консультация-практикум для родителей «Ловкие пальчики — правильная речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Развитие мелкой моторики,.
«Развиваем пальчики — улучшаем речь». Консультация для родителей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Верещагино Пермского края Статья.
Источник