- Как интонации влияют на коммуникацию
- Любовь Карась
- Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
- Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
- Ксения Чернова
- Как подготовиться к выступлению?
- Как интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение
- Любить голосом – настоящее искусство
- Настроение, чувства и тон говорящего
- Свидетельство
Как интонации влияют на коммуникацию
Любовь Карась
Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления . С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.
Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.
Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.
В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:
речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)
временные характеристики (длительность, темп, пауза)
Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного .
Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.
Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.
Меняя темп речи , вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.
Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:
Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два
Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.
Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию . Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.
Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.
«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос
Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним . Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.
Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.
Как подготовиться к выступлению?
Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру . Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:
Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.
Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.
Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.
Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.
Источник: cosmaa / istockphoto.com
Наша «голосовая система» состоит из трех частей: лицо (а именно язык и губы), гортань (включая язык) и диафрагма. Если хотя бы одно из перечисленного находится в напряжении, речь будет скомканной и неразборчивой и вы не сможете управлять своими интонациями и, соответственно, воздействовать на аудиторию . Поэтому перед выступлением необходимо настроить свой голос и снять напряжение с голосовых связок. Самая простая техника — сжать и расслабить челюсть и держать ее открытой в течение 30 секунд. Ксения Чернова предлагает выполнить следующие упражнения:
Расслабить связки можно с помощью зевков.
Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.
Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.
Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.
Источник
Как интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение
Мы можем сколько угодно вкладывать смысл в слова, которые произносим. Но не менее важными являются интонации. Они транслируют наше настроение и отношение к собеседнику, партнеру. Самая незначительная фраза может заключать или безграничную нежность или смертельное оскорбление.
Периодически обижаюсь на мужа. Вернее, не на него самого и значение его слов, а на то, как эти чертовы слова были произнесены. На тон, жесткую, как арматура, интонацию и нотки, напоминающие тяжелые дротики. На неподвижный, будто гипсовый, подбородок, внешнее равнодушие, холод в конце предложений и безапелляционные выводы.
Любить голосом – настоящее искусство
В этот момент мне хочется дать сдачи. Испепелить взглядом. Залепить пощечину. Собрать все произнесенное ранее и кляпом вставить в рот. В этот момент я чувствую себя нелюбимой. Ненужной. Нежеланной.
Думаю, что даже с грузчиком, явившимся на работу пьяным и уронившим целый ящик шампанского «Дом Периньон», таким тоном не разговаривают. Даже с вратарем, пропустившем за игру 146 мячей. Даже с блондинками, не отличающими Иран от Ирака. Вот как для меня важны интонации! Ровные, доброжелательные, чуть игривые и любящие, пусть даже мы обсуждаем инвестиции, пререкаемся на счет длительности отпуска или не можем определиться кто сегодня сядет за руль.
Помню историю о том, как юная леди уехала на море и у нее неожиданно быстро закончились деньги. Она прислала телеграмму с короткой фразой: «Папа, вышли денег». Отец обиделся, затаился и промолчал. Когда его спросили о причине такой реакции – охотно объяснил:
– Вот если бы она написала: «Папочка, вышли денег», – даже не раздумывал. А так – пусть сама выкручивается.
Два года назад я познакомилась с очень милой и очень громкой девушкой. Она призналась, что в ее семье было принято общаться на повышенных тонах всегда и везде: за ужином, на пляжах Бердянска, в холле кинотеатра перед просмотром индийского фильма и возле кибитки мороженщика. Все члены семьи активно жестикулировали, притопывали правой ногой, выпучивали глаза и чуть что – переходили на поросячий визг. Она это воспринимала, как норму, и выйдя замуж стала таким же макаром общаться с мужем. Это чуть не послужило причиной для развода. Ее избранник, интеллигентный и уравновешенный парень, спортсмен, член Союза архитекторов Эстонии, первое время пребывал в жутком стрессе, носил беруши, а потом поставил вопрос ребром.
Так что интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение. Если мы решаем бытовые вопросы, но в голосе застряла занозой агрессия или злость, рядовой разговор имеет все шансы трансформироваться в ссору. Если мы планируем покупку дубового кухонного гарнитура, но у кого-то в душе расплескалось раздражение – кухня «Адель» пропишется на складе, а в доме не останется ни одной целой тарелки. Потому что любить голосом – настоящее искусство, а не брать чужие эмоции на свой счет – искусство вдвойне.опубликовано econet.ru
Автор Говоруха Ирина
Изображения: Eric Bowman
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Настроение, чувства и тон говорящего
Свидетельство
- Познакомить с понятием тон.
- Формировать навык правильной передачи чувств, настроения говорящего через тон.
- Развивать интерес к выразительной устной речи.
- Учить пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания.
- Развивать речь, память, воображение, мышление.
- Воспитывать санитарно-гигиенические нормы.
I. Организация класса.
-Встали, подравнялись. Проверили порядок на партах. Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, урок риторики у вас сегодня проведу я.
II. Речевая разминка.
Цель: подготовить речевой аппарат.
Ребята, представьте, что вам необходимо:
-задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте. Как мы будем это делать? Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу! Фу!
-сдуть с рукава пушинку, т.е. мы будем делать – это плавно, легкой струйкой воздуха.
-раздуть огонь в потухающем костре, а эта струйка воздуха сначала слабая, нарастает и затем, совсем сильной покажем её.
А теперь тихонечко сели. А я посмотрю, какой ряд сел тише всех.
Работа со скороговорками.
Прочитай скороговорку про себя:
Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.
Ребята, а вы ничего не заметили в этой скороговорке? (может на наличие каких-то букв).
-часто повторяется м, ш, с, к.
Кто попробует прочитать, выделяя эти звуки?
Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.
Давайте прочитаем в медленном темпе, а теперь убыстряя и замедляя;
Попробуйте сказать эту скороговорку с:
Итог: молодцы, хорошо поработали, не ленились, выполняли все правильно, давайте, продолжать в том же духе.
III. Повторение пройденного.
Цель: проверить уровень усвоенного материала (актуализация знаний).
Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?
Вам было задано домашнее задание (страница 34 упражнение 4), давайте его проверим. Ваша задача заключалась в написании забавной истории о животном. И поделиться с нами своей историей…
Итог: молодцы, ребята, вы добросовестно отнеслись к заданию, и справились с его требованием, добились высшей оценки своих одноклассников – их смеха, а значит все у вас получилось и я вашу работу оцениваю отличной оценкой.
IV. Изучение нового материала.
Цель: познакомить еще с одним из средств выразительной речи – тон.
Кого вы видите? (лису и медведя)
Что вы можете сказать о медведе? (грустный, нездоровый)
А лиса какая? (веселая, хитрая, довольная)
Попробуйте определить, как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном отвечает ей несчастный мишка?
Лиса (удивленным голосом)
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (нездоровым голосом)
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем —
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добрым голосом)
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду!
Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние. Он бывает убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый.
Давайте попробуем прочитать отрывки из повести – сказки А.Милна о Винни-Пухе и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. У вас на столах карточки , прочитаем про себя.
Кто может прочитать первый отрывок и с правильной интонацией?
«-Сова, — сказал Пух, — я что-то придумал.
-Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова.»
Правильно ли был подобран тон прочтения?
(тон, передающий восхищение умом Пуха)
Кто готов прочитать второй отрывок?
«Пух поплелся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашел там пустоту.
«Это странно,- подумал он,- я же знаю, что у меня там был горшок меду. Полный горшок, полный медом до самых краев, и на нем было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно».
Получилось ли подобрать нужную интонацию?
(тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.)
Ну и последний отрывок.
«-Как самочувствие? — по обыкновению уныло спросил Иа.
— А как твое? – спросил Винни-Пух.
— Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя так»
Удалось передать настроение Иа?
(тон, подчеркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.)
Хорошо справились с заданием.
А теперь потренируемся определять тон, опираясь на слова помощники.
Откроем учебники на странице 37 упражнение 47.
В тексте вам встретятся слова удивленные и спокойно. Найдите их в тексте, они не просто так выделены красным цветом. Эти слова вам подсказывают, какой тон нужно выбрать, чтобы прочитать предложение.
Давайте попробуем. Прочитает…
Сейчас посмотрим, как вы поняли. В следующем упражнении(48) тоже есть слова – помощники, но их нужно найти. Возьмите карандаш в руки и, читая про себя, попробуйте найти эти слова, будьте готовы прочитать с нужной интонацией.
В первом тексте вам встретилось такое слово «на булыжниках». А что оно может означать?
-большие, огромные камни.
Каким бы тоном вы прочитали этот отрывок?
А какие слова на это указывают?
Давайте попробуем прочитать.
А какую интонацию мы подберем для второго текста?
А как вы догадались? Докажите.
-автор выделил это слово.
Верно, он решил вам помочь.
А вот в третьем тексте опять вам нужно потрудиться. Но прежде чем приступим, давайте поработаем с текстом.
Как вы понимаете слово «кручинишься»?
Обратите внимание на слово «почто», в этом случае мы читаем ш.
и какой же интонацией мы прочитаем данный текст?
Молодцы, теперь вы знаете, что в тексте есть слова – помощники, которые вам всегда помогут выбрать нужный тон, чтобы передать чувства и настроение говорящего.
Ребята, а кто был в цирке.
Какие чувства ты испытал?
Расскажи, каких артистов ты увидел, кто вызвал у тебя чувство восторга, восхищения? Чем?
молодцы, вы и с этим заданием справились, но у меня есть еще задание.
Сейчас мы поработаем парами, каждая пара выбирает один сюжет из упражнения 50. И готовит небольшой диалог или предложение, но только с нужной интонацией, чтобы мы поняли, какие чувства и настроение у ваших героев.
Например: рисунок 3.
-Маша, не ешь грязное яблоко, это не безопасно! (предостережение)
Позволить себе рвать цветы могут, только невоспитанные граждане! – упрек.
— кажется, я себе что-то повредил?- переживание, страх
— не переживай, давай я тебе помогу. – дружелюбно.
-Оля, а что нам задано?- заинтересованно
-прочитать о Москве. — дружелюбно
— а давай, читать вместе. — переживая
— с огромным удовольствием. – с радостью
— Миша, ты у меня вырастишь настоящим человеком!
— Оля, а что нам заданно?
— прочитать о Москве.
— а я слышал, что стихотворение А. Барто.
-ну точно говорю.
-я не могла ошибиться…….
Молодцы, хорошо справились со всеми моими заданиями, почто не допускали ошибок.
Теперь сможете правильно передать чувства и настроение?
Открыли дневники. Д.з. с.36 N46 и нарисовать иллюстрацию. Закрыли дневники.
Источник