Интонационные особенности речи учителя как эмоционального лидера урока

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.
консультация на тему

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Скачать:

Вложение Размер
reshetnikova_l_s.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №11 «Росинка» г.Саяногорска

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

I квалификационной категории.

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

В зависимости от цели, настроения, от содержания и основной мысли высказывания одно и то же можно сказать разным тоном. По интонации речи легко угадывается, уверен ли в себе говорящий или не уверен, убежден в том, о чем говорит или нет, верит сам себе или нет. Основной тон речи является сложным средством выразительности и в то же время главным средством для выражения чувств говорящего, его намерений.

Термин интонация имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодического контура, движения тона. Широкий смысл термина включает, помимо интонации, ударение, паузирование, темп.

Интонация имеет множество значений, объединяемых по различным признакам. Об интонации говорят, что она бывает ироническая, шутливая, пафосная, плавная, деловая, резкая и т. д.

Такая многоплановость значений объясняется множеством функций, которые выполняет интонация: фонетическая, эмоционально-экспрессивная, синтаксическая, стилистическая и смыслоразличительная.

Рассмотрим владение интонационной выразительностью как одну из ключевых компетенций современного педагога.

Компетенция – это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Коммуникативная компетенция это — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, дискутировать и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.

В речи педагога может быть несколько мыслей, несколько видов интонаций, их подчеркивающих, но основной тон один, и он как бы накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов.

Выразительность речи зависит не от силы голоса, а от того, насколько педагог умело владеем богатствами родного языка. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.

К хорошей речи предъявляется множество требований, и, прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Обращаясь к детям, педагог должен найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским стилем.

В первую очередь начинать речь можно с постановки вопроса, в котором заключен смысл предстоящего разговора. А можно попытаться привлечь внимание к теме, начав с интонационного выделения голосом яркого, увлекательного факта, объяснение и анализ которого затем и составят содержание общения. Не менее удачным может оказаться приведение соответствующей пословицы или цитаты. Но вот внимание к разговору у ребят возникло. Дальше встает задача довольно кратко, но достаточно выразительно раскрыть его тему. Как это можно сделать? Сначала сжато излагается основная мысль, которую педагог хочет довести до сознания и чувств детей. Затем она раскрывается, для чего излагается система фактов, примеров и иллюстраций. При этом очень полезно использовать яркие сравнения, неожиданные аналогии. После этого можно сделать вывод, повторив основную мысль разговора другими словами.

Педагогу надо уметь говорить с коллективом, с группами ребят, с отдельными детьми, с родителями детей. Для того чтобы разговор вызывал постоянный интерес у ребят, необходимо использовать ряд несложных приемов: интонационно выделять наиболее важные слова и фразы и, наоборот, менять интонацию, излагая менее существенный текст; полезно менять тембр голоса и темп речи (так, важно делать паузы до и после важных фраз, мыслей).

Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоциональное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя скорость нейтральной русской речи — 120 слов в минуту, речь учителя — 75 слов в минуту.

Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говорящих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос — страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; проникновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр.

Интонации смысловые, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, интонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Логическое ударение — интонационное выделение важных слов. Интонации выделительные, перечислительные. Интонационное разграничение темы и ремы в предложении. Интонационное различение в тексте при различении голосов персонажей.

Интонации психологические, эмоциональные (нередко передают дополнительный смысл): грустная — радостная, интонация скуки или возбуждения, мажорная — минорная, патетическая — ироническая, восторженная или интонация обиды, передающая грубость или ласку, нежность; интонация поучительная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудовольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др. В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.

Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать и ложную радость, и фальшивую патетику! Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.

Паузы; нулевая фонация: смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, например в конце предложения; психологические паузы передают растерянность или гнев говорящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано; паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.

При этом необходимо помнить: для того чтобы разговор оказался плодотворным, надо сначала расположить к себе ребенка. Это можно сделать только в том случае, если сам педагог расположен к нему и, кроме того, явно показывает ему свое расположение.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания педагога: звучание голоса, интонационный рисунок и др. Голос — индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Звуковая окраска — очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Требование к речи педагога предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания детьми младшего возраста (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации). Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жест, речевые выразительные средства.

В работе с детьми речь педагога достигает своей цели, если в ней отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если она не перегружена деталями, а ее содержание динамично, созвучно личному опыту детей, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи педагога. Если рассказ отвечает этим требованиям, то побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Не менее существенно и завершение разговора. Оно может быть различным. Можно еще раз кратко изложить основные идеи. Можно закончить его поэтической строкой. А можно — вопросом без ответа, если педагог хочет, чтобы ребята сами поразмышляли об услышанном. Не исключен и такой вариант, когда окончание беседы включает в себя все указанные элементы.

В коммуникации с коллективом учителей, как и в общении с родителями педагог проявляет свой стиль педагогического общения. Существует три основных стиля: авторитарный; демократический и либеральный или попустительский. Это во многом накладывает отпечаток на интонационную выразительность речи и в конечном итоге – успешность достижения педагогом коммуникативных целей.

Цели в общении с коллегами, также как и с родителями, могут быть разными – дать совет, поделиться опытом, пожаловаться, отругать, предупредить, попросить, отказаться и т.д. В зависимости от этих целей интонация соответственно меняется.

М.М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)».

  1. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинт, 2003. – 222 с.
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М: Флинта, Наука, 1999.– 496 с.
  3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 – 64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше.

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого ра.

консультация для педагогов.

для воспитанников 5-7 лет.

для воспитанников 5-7 лет.

мастер-класс для педагогов по развитию речи.

Источник

Интонация и ее особенности в педагогическом общении

Интонация, ее функции и основные элементы. Интонационные и индивидуальные стили речи учителя, характеристика состава стилей речи. Достижение межличностной синхронности как главная цель невербального общения. Анализ и эффект межличностной синхронности.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 04.06.2015
Размер файла 15,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПО ПРЕДМЕТУ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

«Интонация и ее особенности в педагогическом общении»

студентка 1 курса 2 группы:

Комбуй Александра Александровна

Проверила: к.ф.н, доцент

кафедры русского языка,

Тарыма Алефтина Викторовна

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Интонация, ее функции и основные элементы

Как вы думаете, что важнее: что говорит учитель на уроке или как он говорит? Какие особенности интонации речи школьных учителей вам запомнились (спокойный — кричащий тон, приятный — неприятный тембр, повышенная — средняя громкость и т.п.)?

От интонации учителя зависит многое, если не сказать все: ученики воспринимают содержание устного высказывания через интонационную манеру. Поэтому так важно осмыслить выразительное значение отдельных интонационных единиц и целостных интонационных стилей, с тем, чтобы научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи соответствующую эмоциональную и волевую реакцию.

Интонация — это сложный комплекс суперсегментных средств — пауз, логического ударения, интенсивности, мелодики, диапазонной высоты, темпа, тембра.

Интонация способна передать и более тонкие различия высказываний внутри даже одного коммуникативного типа: приказ, например, отличается от просьбы своей интонацией, притом, что один коммуникативный тип высказывания — побуждение.

Интонация способна быть индикатором эмоционального состояния человека.

Все многообразие функций интонация выполняет с помощью интонационных элементов. К ним относятся: пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, диапазонная высота, эмфатическая долгота, тембр. Все они играют огромную роль в речи учителя, помогая ему управлять вниманием слушателей, облегчать восприятие информации, создавать благоприятный эмоциональный климат.

Интонационные стили речи учителя

В лингвистике выделяется пять интонационных стилей, соответствующих функциональным вербальным стилям: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.

Сходство характеристик интонационных и вербальных стилей по целям общения не означает, что вербальный стиль текста однозначно определяет выбор интонационных средств при произнесении. Хотя лексические и грамматические формы потенциально обладают вариантами звучащих форм, выбор интонационных средств зависит от коммуникативного намерения говорящего, его отношения к тому, о чем он говорит, немаловажным является социальная характеристика говорящего, эмоциональное состояние.

Интонационные стили речи учителя — это разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, свойственные определенным типам и жанрам педагогической речи.

Нетрудно предположить, какой из жанров часто используется учителем. Большей частью педагогу приходится разъяснять учебный материал, поэтому научный интонационный стиль должен занять ведущее место в ряду интонационных стилей, выбираемых учителем.

В зависимости от содержания, вербального стиля речи, учитель может использовать и элементы художественного интонационного стиля, рассказывая, например, лингвистическую сказку, и элементы публицистического интонационного стиля, выступая на классном часе, собрании, и разговорный интонационный стиль в неофициальной беседе с учеником. Особенности стиля зависят также от индивидуальности учителя.

Индивидуальный стиль речи учителя

Одно из значений термина “стиль”, дошедшее до нас со времен античной риторики,- “индивидуальная манера говорения-письма”. Для обозначения именно индивидуального аспекта в стилевой организации речи употребляют сочетание “индивидуальный стиль речи”.

Своеобразие приемов есть результат отбора языковых и речевых средств в целях достижения поставленной коммуникативной задании. Эти ключевые слова — “своеобразие”, “индивидуальный отбор”, “индивидуальная манера” раскрывает понятие “индивидуальный стиль речи”, которым оперирует современная стилистика.

Успех речевого высказывания во многих сферах общения зависит от того, насколько особенности этого высказывания соответствуют общестилевым чертам, необходимым в данном речевом акте и потому ожидаемым слушателями, и насколько в то же время индивидуально воплощаются эти черты, т.е. проявляется индивидуальный стиль говорящего. стиль речь учитель межличностный

Педагогическое общение создает большие возможности для проявления индивидуального стиля речи учителя. Деятельность педагога — процесс творческий, в ней нет жесткой регламентации, поэтому педагог может проявить свой индивидуальный стиль во многих учебно-речевых ситуациях: приветствие класса, объяснение нового материала и др. В речевом поведении учителя наблюдаются не только общестилевые черты, но и индивидуально-стилевые.

Индивидуальный стиль речи учителя складывается из вербального, интонационного и невербального стилей. В основе вербального лежит индивидуальный отбор лексических и синтаксических средств педагогического воздействия, в основе интонационного — отбор интонационных средств, в основе невербального — отбор средств жесткого химического поведения.

В индивидуальном речевом стиле отражается стиль педагогического общения как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя. На него влияют природные свойства личности учителя — темперамент, стиль мышления, способности — и социальные свойства, в частности навыки речевого выражения мысли.

Индивидуальный стиль речи — показатель высокого уровня педагогического мастерства, высокого уровня владения профессиональной речью, так как выбор речевых средств, раскрывающий индивидуальный профессиональный подход, предполагает знание учителем всего богатства этих средств и знание своей индивидуальной риторической природы.

Главная цель невербального общения — это достижение межличностной синхронности. Согласно Холлу, межличностная синхронность означает согласованность ритмических движений между двумя людьми на вербальном и невербальном уровнях.

Межличностная синхронность отражает растущую симпатию, взаимное внимание, крепнущую связь, а межличностная несогласованность — растущую антипатию, отвержение и безразличие.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Таким образом, можно сделать вывод — невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды жестовой речи: разговорная и калькирующая. Понятие дактильной речи как воспроизводящей слова при помощи определенных конфигураций пальцев и их движений. Использование сурдопедагогики для межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

презентация [1,4 M], добавлен 21.12.2014

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению. Интонация и ее компоненты. Физиология и психология выразительной речи. Содержание современной системы литературного чтения в начальных классах. Совершенствование выразительности речи.

курсовая работа [146,8 K], добавлен 17.09.2009

Диалогическая речь — процесс речевого общения, который характеризуется сменяющимися поочередно репликами двух лиц. Лингвистические и экстралингвистические факторы, помогающие установить контакт в диалоге. Анализ основных функций педагогической речи.

дипломная работа [56,7 K], добавлен 29.07.2017

Общение — компонент педагогической деятельности. Стимулирующее участие в обучении и научении — функция эмоциональной речи. Интонация — инструмент, обеспечивающий активное восприятие информации учащимися, эффективное усвоение и запоминание материала.

дипломная работа [74,7 K], добавлен 29.07.2017

Взаимодействие человека с другими людьми. Функции и средства педагогического общения. Стили педагогического общения и стили педагогического руководства. Изменение дистанции общения. Механизм познания и понимания личностного своеобразия воспитанника.

реферат [31,4 K], добавлен 03.06.2013

Источник

Читайте также:  Дать характеристику свойствам темперамента
Оцените статью