Интерпретация методики эмоциональный интеллект
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.
Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).
Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект | ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
ПЭ Понимание эмоций | МП Понимание чужих эмоций | ВП Понимание своих эмоций |
УЭ Управление эмоциями | МУ Управление чужими эмоциями | ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии |
№ утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен | № утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1 | 24 | ||||||||
2 | 25 | ||||||||
3 | 26 | ||||||||
4 | 27 | ||||||||
5 | 28 | ||||||||
6 | 29 | ||||||||
7 | 30 | ||||||||
8 | 31 | ||||||||
9 | 32 | ||||||||
10 | 33 | ||||||||
11 | 34 | ||||||||
12 | 35 | ||||||||
13 | 36 | ||||||||
14 | 37 | ||||||||
15 | 38 | ||||||||
16 | 39 | ||||||||
17 | 40 | ||||||||
18 | 41 | ||||||||
19 | 42 | ||||||||
20 | 43 | ||||||||
21 | 44 | ||||||||
22 | 45 | ||||||||
23 | 46 |
Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) — понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) — понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть
МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ.
ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.
ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ
Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)
Межличностный ЭИ
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Внутриличностный ЭИ
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения — от 31 до 70%, высокие значения — от 71 до 90%, очень высокие значения — от 91 до 100%.
Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше
Источник: Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
Источник
Методики на диагностику уровня эмоционального интеллекта
тест по психологии
В файле представлены психологические методики направленные на изучение эмоционального интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_em._int.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)
Инструкция: « Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов»:
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Обработка и интерпретация результатов теста
Управление своими эмоциями
5, 6, 13, 14, 16, 22
9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей
12, 15, 24, 26, 27, 29
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
14 и более – высокий;
7 и менее – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
70 и более – высокий;
39 и менее – низкий.
Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Инструкция: « Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение».
- Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть
- Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения
- Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица
- Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение
- У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника
- Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю все, что думаю
- Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди
- Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
- Я умею улучшить настроение окружающих
- Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую
- Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов
- В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки
- Я легко понимаю мимику и жесты других людей
- Когда я злюсь, я знаю, почему
- Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации
- Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком
- Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряженном состоянии
- Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
- Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
- Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
- Я контролирую выражение чувств на своем лице
- Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
- В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
- Если надо, я могу разозлить человека
- Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
- Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
- Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
- Я знаю как успокоиться, если я разозлился
- Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
- Я не умею управлять эмоциями других людей
- Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
- Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
- Мне трудно справляться с плохим настроением
- Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает
- Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
- Мне удается поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
- Я умею контролировать свои эмоции
- Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
- По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
- Если близкий человек плачет, я теряюсь
- Мне бывает весело или грустно без всякой причины
- Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
- Я не умею преодолевать страх
- Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
- У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
- Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются
Обработка и интерпретация результатов
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Источник