Интерес скука удовольствие радость удивление что лишнее

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП

Анжелика Мананникова
Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ООП

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности

у детей с ООП (особыми образовательными потребностями)

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 8 «Осьминожки»

городского округа Кохма

Мананниковой А. В.

Пояснительная записка

Программа развития коммуникативных навыков, личностной сферы и произвольности у детей с ОВЗ посредством обучающей игры основывается на следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документах:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

— приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785;

— приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах»;

— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. – М., 2014.

Программа ориентирована на психолого – педагогическую поддержку детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, у которых проявляются трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, произвольной регуляции деятельности, в области самосознания и самооценки. Программа помогает находить способы, чтобы преодолевать эти трудности у дошкольников в процессе обучающей игры.

Программа представляет собой систему из

36 коррекционно – развивающих занятий в течение двух лет.

Периодичность занятий по программе

— 2 занятия в месяц в течение учебного года с сентября по май.

Продолжительность одного занятия

– 25 мин. в соответствии с рекомендациями по продолжительности занятий в старшем дошкольном возрасте для детей с ООП.

Форма занятий

подгрупповые (3 – 4 чел.) [/h4]

Цель программы

–-развивать эмоционально – личностную сферу, коммуникативные навыки и произвольность старших дошкольников с ООП.

Задачи программы:

— развивать эмоциональную сферу детей, знакомить их с основными эмоциями – радостью, грустью, злостью, страхом, удивлением, обидой, отвращением, удовольствием. скукой, интересом, стыдом, восхищением; закреплять у детей знания об основных эмоциях;

— развивать у детей навыки распознавать свои эмоциональные проявления и эмоциональные проявления других людей по мимике, пантомиме, голосу, а также определять эмоции по схематическим изображениям и графическим образам;

— развивать у детей умение открыто проявлять эмоции и чувства различными социально – приемлемыми способами: словесными, физическими, творческими;

— снижать психоэмоциональное напряжение в коллективе дошкольников, способствовать коррекции тревожности, а также неуверенности и нерешительности – в ситуациях выбора. Негативных ожиданий, в соревновательных ситуациях;

— развивать у детей умение конструктивно справляться с отрицательными эмоциями – грустью, страхом, гневом, отвращением, скукой, стыдом; способствовать преодолению обидчивости у детей; способствовать преодолению страхов;

— формировать у детей навыки саморегуляции и самоконтроля; формировать произвольность;

— развивать функцию программирования в процессе игровой деятельности;

— развивать у детей умение соблюдать правила, ритуалы, а также временный регламент;

— развивать у детей систему самосознания и самооценки, а также рефлексивные способности; формировать у них позитивное отношение к своему «Я», повышать уверенность в себе;

— формировать и развивать у детей коммуникативные навыки: умение взаимодействовать в коллективе, работать в парах и группах, уважать мнение окружающих; развивать у детей способность к эмпатии, сопереживанию;

— развивать выразительные движения детей, телесную экспрессию – как средство самовыражения и общения.

Календарно – тематический план работы с детьми 5-6 лет

Номер занятия Тема, содержание Период

Блок диагностики 1. Вводная беседа

2. Диагностика коммуникативной сферы

3. Диагностика эмоциональной сферы

4. Диагностика произвольности

5. Диагностика самооценки, самосознания Сентябрь

Занятие 1 1. Знакомство, упражнение «Делай как я».

Читайте также:  Эмоциональное состояние угнетенное состояние

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Радость», «Когда мы радуемся», «Покажи эмоцию радости с помощью…»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины

4. Упражнение: «Я маленький, я большой», «Я расту», «Интервью»

5. Ритуал прощания Сентябрь

Занятие 2 1. Вводная беседа, упражнение «Совместное рисование», «Девочки-мальчики умеют.», «Я люблю…»

2. Упражнение: «Найди эмоцию: грусть», «Когда мы грустим», «Покажи эмоцию грусти с помощью…», «Что делать, когда грустно»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: дети рассматривают игрушки (картинки) мальчика и девочки, мужчины и женщины

4. Упражнение: «Что любят мальчики, что любят девочки?»

5. Ритуал прощания Октябрь

Занятие 4 1. Вводная беседа, упражнения «Акулы –рыбки», «Доброе тепло»,

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: Страх», «Покажи эмоцию страха», «Что делать, когда боимся»

3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого: дети повторяют серию движений сказочных персонажей, о которых пойдет речь в следующем упражнении и целостно воспроизводят их в самом упражнении

4. Упражнение «Я страшилок не боюсь. В кого хочешь превращусь»

5. Ритуал прощания Ноябрь

Занятие 5 1. Вводная беседа о маме «Как я люблю свою маму», о папе «Как я люблю своего папу»

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: обида», «Когда мы обижаемся?», «Покажи эмоцию обиды», «Что делать, когда обиделся?

3. Поэлементное копирование образца под руководством взрослого и целостное копирование образца под руководством взрослого: игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

4. Упражнение «Волшебное животное», «Погодный массаж»

5. Ритуал прощания Ноябрь

Занятие 6 1. Вводная беседа, упражнения: «Кидаемся словами», «Хочу – не хочу»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией»: Удивление», «Когда мы удивляемся», «Покажи эмоцию удивления»

3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Правильно – неправильно»

4. Игра «Твое имя похоже…»

5. Ритуал прощания Декабрь

Занятие 7 1. Вводная беседа, упражнения: «Я знаю пять имен своих друзей», поругаемся руками

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией отвращение», «Когда мы испытываем отвращение», «Покажи эмоцию Отвращения», «Что делать, когда испытываешь Отвращение?»

3. Исправление ошибок по указанию взрослого: игра «Запретное движение»

4. Упражнение «Кто сильнее любит»

5. Ритуал прощания Декабрь

Занятие 8 1. Вводная беседа, игры: «Угадай жест», «Объясни без слов»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Удовольствие», «Когда мы испытываем удовольствие», «Покажи эмоцию удовольствия»

3. Формирование навыка давать словесный отчет о действиях по заданию: игра «Подарок»

4. Игра «Комплимент», «Массаж чувствами»

5. Ритуал прощания Январь

Занятие 9 1. Вводная беседа, игра «Подмигалы», «Поругаемся руками»

2. Упражнение «Знакомство с эмоцией: «Скука», «Когда мы испытываем скуку», Что делать, когда испытываешь скуку?»

3. Формирование эмоционального отношения к познавательной деятельности: игра «Разведчики»

4. Игра «Все, кого я люблю»

5. Ритуал прощания Январь

Занятие 10 1. Вводная беседа, упражнение «Чьи колени»

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией: Интерес», «Когда мы испытываем интерес», «Что делать, когда испытываешь интерес»

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «День и ночь»

5. Ритуал прощания Февраль

Занятие 11 1. Вводная беседа. упражнение «Запретное движение»

2. Упражнения: «Знакомство с эмоцией: «Стыд», «Когда мы испытываем стыд», «Что делать, когда испытываешь стыд».

3. Формирование умения принимать и выполнять несложные задания под непосредственным контролем психолога: игра «Профессии»

4. Упражнение «Крылья»

5. Ритуал прощания Февраль

Занятие 12 1. Вводная беседа, игры: «Разговор частей тела», «Угадай, кто зарычал»

2. Упражнения: Знакомство с эмоцией «Восхищение», «Когда мы испытываем восхищение», «Покажи эмоцию восхищения»

3. Формирование навыка осознанно выделять общую цель задания: игра «Что с друзьями найдем на чердаке

4. Упражнение «Рисование себя с другом»

5. Ритуал прощания Март

Занятие 13 1. Вводная беседа, упражнение «Найди друга»

2. Упражнение: «Радость», «Грусть», «Злость», «Покажи эмоции»

3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Верно – неверно»

4. Игра «Потерялась девочка»

5. Ритуал прощания Март

Занятие 14 1. Вводная беседа, игра «Встань, на кого я смотрю»

2. Упражнения: «Страх», «Обида», «Удивление», «Покажи эмоции»

Читайте также:  У молодой нет радости материнства

3. Формирование навыка определять и озвучивать правила заданий: игра «Не послушай свое имя»

4. Игра «Птенец в яйце»

5. Ритуал прощания Апрель

Занятие 15 1. Вводная беседа, игра «Я змея…»

2. Упражнения: «Отвращение, Удовольствие, Скука», «Покажи эмоции»

3. Анализ наглядного образа, который состоит из простых элементов: игра «Сказочные герои»

4. Игра «Имя шепчет ветерок»

5. Ритуал прощания Апрель

Занятие 16 1. Вводная беседа «Я хочу с тобой подружиться»

2. Упражнения «Интерес, стыд, восхищение», «Покажи эмоции»

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра люди к людям»

5. Ритуал прощания Май

Занятие 17 1. Вводная беседа, упражнение «Волшебное животное»

2. Упражнения: «Радость, грусть, злость, страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции: произвольного внимания, произвольного запоминания; игра «Ехал грека…»

4. Игра «Волшебный стул»

5. Ритуал прощания Май

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Источник

ТАБЛИЦА ЧУВСТВ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства?

Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление.

Фундаментальные эмоции:

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

Читайте также:  Постоянное чувство тревоги плакать

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека:

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство
Встревоженность
Замешательство
Паника
Ужас
Додумывание
Дискомфорт
Замешательство
Замкнутость
Задетость
Испуг
Нервозность
Недоверие
Неопределенность
Неуверенность
Настороженность
Отверженность
Опасение
Осторожность
Сдержанность
Смущение
Стеснительность
Суетливость
Тревога
Трусливость
Сомнение
Шок
Апатия
Безразличие
Беспомощность
Депрессия
Отчаяние
Вина
Затруднение
Изнурение
Истощенность
Меланхолия
Мрачность
Неудобство
Никчемность
Обида
Озабоченность
Отвергнутость
Опустошенность
Одиночество
Печаль
Пассивность
Подавленность
Пессимизм
Потерянность
Разбитость
Расстроенность
Стыд
Сломленность
Скука
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость
Агрессия
Брезгливость
Ярость
Бешенство
Гнев
Досада
Жестокость
Зависть
Мстительность
Недовольство
Ненависть
Нетерпимость
Омерзение
Неудовлетворение
Осуждение
Отвращение
Безумие
Оскорбление
Презрение
Привередливость
Пренебрежительность
Раздражение
Ревность
Резкость
Сердитость
Циничность
Досада
Язвительность
Блаженство
Бодрость
Возбужденность
Восторг
Достоинство
Доверие
Удовольствие
Интерес
Любопытство
Миролюбивость
Непосредственность
Облегчение
Оживление
Оптимизм
Энергичность
Польщенность
Покой
Счастье
Умиротворение
Уверенность
Удовлетворение
Упоение
Любовь
Нежность
Сочувствие
Удача
Эйфория
Экстаз

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью