Понятие об эмоциональных процессах и их функциях
Эмоциональные процессы – регулятивные процессы отражения отношения субъекта к действительности и к себе в форме переживаний.
Функции эмоциональных процессов:
1) сигнальная, или предынформационная. Возникающие переживания сигнализируют (подсказывают) человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.;
2) регулятивная (регулирующая). Наши эмоции побуждают к активности, корректируют деятельность человека. Переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды;
3) оценочная, или отражательная, функция выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности;
4) оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу;
5) следующая, специфическая человеческая функция эмоций и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значи-мые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности;
6) еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимостьтех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организмимеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям;
7) существует и коммуникативная функция эмоций и чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
16 свойства эмоц. процессов: модальность, знак, интенсивность, динамика.
Основные свойства эмоциональных процессов:
1. Валентность – знак эмоции. Валентность может быть положительная или отрицательная, однако возможны амбивалентные (одновременно существующие противоположные) эмоциональные состояния (любовь может сосуществовать с обидой). В общем виде соответствие внешних и внутренних событий притязаниям, ожиданиям, нуждам человека вызывает позитивные эмоции, несоответствие – негативные. Человеческая деятельность зачастую носит полимотивированный характер – в одном событии или действии одновременно могут реализовываться разнонаправленные мотивы человека. В силу этого человек может испытывать несогласованные переживания по поводу события, имеющие, например, и положительную, и отрицательную окраску («и хочется, и колется»). Такие эмоции свойственны только личности (индивид с линейной сменой мотивов следует ближайшему побуждению) и называются амбивалентными.
2. Интенсивность – степень эмоционального возбуждения. Её свя-зывают с уровнем активации организма. Уровень активации (энергетической мобилизации) организма, необходимый для осуществления эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в её взаимодействии со структурами головного мозга. Под оптимальным уровнем активации мы будем понимать максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту, из-за чего достигается высокая эффективность его исполнения. Эмоции по интенсивности выстраиваются в континиум: сон – безразличие – спокойствие – заинтересованность – бодрость и т. д.
3. Динамичность– подвижность, изменчивость эмоциональных состояний. Она проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
4. Качество (содержание) – связь эмоциональных состояний с осо-бенностями событий, имеющих для человека определённое значение. Это сложная характеристика, включающая в себя описание эмоций по их:
— модальности (удивление, радость, гнев и т. д.);
— временному отношению к ситуации (констатирующие, предвос-хищающие);
— направленности (эгоцентрические, эксцентрические);
— активации (стенические – стимулирующие, мобилизующие; асте-нические – тормозящие, дезорганизующие деятельность).
5. Возбудимость – минимальная интенсивность стимулов, вызы-вающих эмоциональную реакцию. Низкая эмоциональная возбудимость есть эмоциональная устойчивость.
6. Ригидность – продолжение эмоционального ощущения после прекращения действия эмоциогенного стимула, его вызвавшего.
7. Кумуляция – накопление. Эмоциональные раздражители как бы накапливаются и при достижении определенного уровня приводят к эмоциональным реакциям.
17 Виды эмоциональных состояний: собственно эмоции, аффект, чувства, настроение, стресс.
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, характеризующиеся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие, которое затрагивает фундаментальные человеческие потребности и полностью захватывает психику человека. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности( не контролирует, не осознает что делает). Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия или цепенеет, его движения совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Собственно эмоции – это ситуативно возникающие переживания субъекта, которые выражают его отношение к складывающимся или возможным событиям, к своей деятельности, к людям и т. д. Аффекты кратковременны (вспышка гнева), эмоции – это более длительные состояния.Выделяют: 1) фундаментальные эмоции ( радость, удивление, смех, страдание, гнев,страх, стыд); 2) по предметному содержанию (этические и эстетические (чувства), социальные и нравственные (высшие чувства)) ; 3) временные (желание, сожаление).
Чувства – это совокупность эмоциональных состояний, зафиксированных на предмете (материальном или идеальном). Чувства еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характе,постоянно воспроизводятся, ненасыщ.. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть – сильное, абсолютно доминирующее чувство, приводящее человека к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Настроение – сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Настроение не предметно, а личностно (а эмоции, чувства связаны с каким-либо объектом, направлены на него).
Стресс – фрустрация (облом) состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Это состояние возникает, когда человек воспринимает ситуацию, в которой он находится, как трудную или угрожающую, вызывающую такие отрицательные эмоции, как тревога, страх или гнев. Человек испытывает постоянное напряжение, волевое усилие для преодоления препятствия; предполагает постоянную мобилизацию организма.
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Психические процессы и состояния — Эмоционально-чувственная сфера |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||||||
2.4 Эмоционально-чувственная сфераПонятие эмоции в психологии. Эмоция в психологии чаще определяется как переживание человеком своего отношения к окружающему миру и самому себе. Однако слово «человек» в определении делает его ограниченным, ведь для всех, кому доводилось иметь дело с животными, очевидно, что эмоции у них тоже есть. Е.П. Ильин даёт более развёрнутое, но и более точное определение. «Эмоция — это рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного отношения (в виде переживания) к ситуации и её исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации» [Ильин Е.П., 2013]. В психологической науке представлен целый ряд теорий, пытающихся объяснить происхождение эмоций, их механизмы. Многообразие точек зрения объясняется сложностью феномена, поскольку эмоция представляет из себя психосоматическое единство. С одной стороны, они максимально субъективны, с другой — максимально связаны с телом, поэтому рассматривать эмоции в отрыве от организма, исключительно как психическое явление, невозможно. Эмоциональные переживания, сохраняющие устойчивость во времени, могут служить основой для развития эмоциональных состояний, являющихся более сложными образованиями. Эмоциональное состояние — это разновидность психических состояний. Психическое состояние, по определению Н.Д. Левитова, это «целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [Левитов Н.Д., 2000]. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое эмоция? Источник |