Интенсивность эмоционального процесса это

Понятие об эмоциональных процессах и их функциях

Эмоциональные процессы – регулятивные процессы отражения отношения субъекта к действительности и к себе в форме переживаний.

Функции эмоциональных процессов:

1) сигнальная, или предынформационная. Возникающие переживания сигнализируют (подсказывают) человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.;

2) регулятивная (регулирующая). Наши эмоции побуждают к активности, корректируют деятельность человека. Переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды;

3) оценочная, или отражательная, функция выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности;

4) оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу;

5) следующая, специфическая человеческая функция эмоций и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значи-мые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности;

6) еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимостьтех или иных усло­вий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организмимеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям;

7) существует и коммуникативная функция эмоций и чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

16 свойства эмоц. процессов: модальность, знак, интенсивность, динамика.

Основные свойства эмоциональных процессов:

1. Валентностьзнак эмоции. Валентность может быть положительная или отрицательная, однако возможны амбивалентные (одновременно существующие противоположные) эмоциональные состояния (любовь может сосуществовать с обидой). В общем виде соответствие внешних и внутренних событий притязаниям, ожиданиям, нуждам человека вызывает позитивные эмоции, несоответствие – негативные. Человеческая деятельность зачастую носит полимотивированный характер – в одном событии или действии одновременно могут реализовываться разнонаправленные мотивы человека. В силу этого человек может испытывать несогласованные переживания по поводу события, имеющие, например, и положительную, и отрицательную окраску («и хочется, и колется»). Такие эмоции свойственны только личности (индивид с линейной сменой мотивов следует ближайшему побуждению) и называются амбивалентными.

2. Интенсивностьстепень эмоционального возбуждения. Её свя-зывают с уровнем активации организма. Уровень активации (энергетической мобилизации) организма, необходимый для осуществления эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в её взаимодействии со структурами головного мозга. Под оптимальным уровнем активации мы будем понимать максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту, из-за чего достигается высокая эффективность его исполнения. Эмоции по интенсивности выстраиваются в континиум: сон – безразличие – спокойствие – заинтересованность – бодрость и т. д.

3. Динамичностьподвижность, изменчивость эмоциональных состояний. Она проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

4. Качество (содержание) – связь эмоциональных состояний с осо-бенностями событий, имеющих для человека определённое значение. Это сложная характеристика, включающая в себя описание эмоций по их:

— модальности (удивление, радость, гнев и т. д.);

— временному отношению к ситуации (констатирующие, предвос-хищающие);

— направленности (эгоцентрические, эксцентрические);

— активации (стенические – стимулирующие, мобилизующие; асте-нические – тормозящие, дезорганизующие деятельность).

5. Возбудимостьминимальная интенсивность стимулов, вызы-вающих эмоциональную реакцию. Низкая эмоциональная возбудимость есть эмоциональная устойчивость.

6. Ригидностьпродолжение эмоционального ощущения после прекращения действия эмоциогенного стимула, его вызвавшего.

7. Кумуляциянакопление. Эмоциональные раздражители как бы накапливаются и при достижении определенного уровня приводят к эмоциональным реакциям.

17 Виды эмоциональных состояний: собственно эмоции, аффект, чувства, настроение, стресс.

Аффект наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, характеризующиеся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие, которое затрагивает фундаментальные человеческие потребности и полностью захватывает психику человека. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности( не контролирует, не осознает что делает). Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия или цепенеет, его движения совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Собственно эмоцииэто ситуативно возникающие переживания субъекта, которые выражают его отношение к складывающимся или возможным событиям, к своей деятельности, к людям и т. д. Аффекты кратковременны (вспышка гнева), эмоции – это более длительные состояния.Выделяют: 1) фундаментальные эмоции ( радость, удивление, смех, страдание, гнев,страх, стыд); 2) по предметному содержанию (этические и эстетические (чувства), социальные и нравственные (высшие чувства)) ; 3) временные (желание, сожаление).

Читайте также:  Видеть слышать чувствовать ощущать

Чувства – это совокупность эмоциональных состояний, зафиксированных на предмете (материальном или идеальном). Чувства еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характе,постоянно воспроизводятся, ненасыщ.. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть – сильное, абсолютно доминирующее чувство, приводящее человека к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроение – сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Настроение не предметно, а личностно (а эмоции, чувства связаны с каким-либо объектом, направлены на него).

Стресс фрустрация (облом) состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Это состояние возникает, когда человек воспринимает ситуацию, в которой он находится, как трудную или угрожающую, вызывающую такие отрицательные эмоции, как тревога, страх или гнев. Человек испытывает постоянное напряжение, волевое усилие для преодоления препятствия; предполагает постоянную мобилизацию организма.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психические процессы и состояния — Эмоционально-чувственная сфера
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Индекс материала
Психические процессы и состояния
Когнитивная сфера
Мышление и речь
Эмоционально-чувственная сфера
Мотивационно-волевая сфера
Характеристика психических состояний человека
Все страницы

2.4 Эмоционально-чувственная сфера

Понятие эмоции в психологии.

Эмоция в психологии чаще определяется как переживание человеком своего отношения к окружающему миру и самому себе. Однако слово «человек» в определении делает его ограниченным, ведь для всех, кому доводилось иметь дело с животными, очевидно, что эмоции у них тоже есть. Е.П. Ильин даёт более развёрнутое, но и более точное определение. «Эмоция — это рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного отношения (в виде переживания) к ситуации и её исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации» [Ильин Е.П., 2013].
В психологических источниках можно встретить понятие эмоции в более узком смысле, как процесс непосредственного переживания, и в более широком, когда слово рассматривается как синоним более широкого понятия «эмоциональное явление», и к эмоциям в этом случае относят и аффекты и эмоциональные состояния, и чувства.
Эмоция как психический процесс обладает рядом свойств, в частности: модальность, интенсивность, временная характеристика, или длительность эмоции, двухкомпонентность, двузначность, обобщённость.
Модальность — это качественное своеобразие эмоции, отражающее, что именно переживается — радость, грусть, гнев, стыд, интерес, т.д. Интенсивность — это сила и напряжённость переживания. Чем интенсивнее эмоция, тем больше она захватывает человека и тем сложнее её контролировать. Например, гнев как базовая модальность может проявляться как раздражение, то есть иметь слабую интенсивность, и как ярость, то есть сильную. Эмоциональное переживание длится какое-то время, то есть эмоция как процесс возникает, достигает кульминации и далее угасает. Более продолжительные переживания могут переходить в фазу настроения. Двухкомпанентность означает, что у эмоции как психического процесса есть два источника — объект внешнего мира, отношение к которому переживается, и сам субъект, его состояние, его внутренний мир. Двузначность эмоций проявляется как наличие положительных и отрицательных переживаний. Качествами, определяющими полярность, являются «приятное» и «неприятное». Всё, что нравится, помогает удовлетворить потребность, вызывает положительные эмоции, всё, что не нравится — отрицательные. Однако не все эмоции имеют выраженную полярность. Интеллектуальные эмоции (любопытство, сомнение, интерес, др.) не имеют знака. Обобщённость эмоций проявляется в том, что к разным объектам и ситуациям мы может испытывать схожие чувства. Например, мы можем радоваться как успешно сданному экзамену, так и встрече с друзьями, предстоящей интересной поездке и новым открывающимся перспективам [Веккер Л.М., 1998].
Для чего эмоции даны человеку и высшим животным? Очевидно, что эмоции как явление возникли в процессе эволюции и предназначены для повышения способности индивида к выживанию во внешней среде. Какие функции они выполняют?
Оценочная функция проявляется в общей (генерализованной) оценке объекта на основе приобретённого (прежде всего, генетического) опыта. Эмоции создают общий эмоциональный тон, который позволяет судить об общей полезности или вредности объекта. Эмоциональная оценка не учитывает детали, не основана на сложных суждениях, она сводится к критерию «нравится — не нравится» и позволяет принять пусть предварительное, но быстрое решение о значении объекта.
Побудителъная функция. Эмоции побуждают нас к каким-то действиям в отношении объекта, однако, это не какие-то специфические действия, а предельно обобщённые реакции на основе, опять же, генетического опыта. Это побуждение спокойно двигаться к объекту, если он безопасен, напряжённо наступать и сражаться, либо, наоборот, отступать и бежать, либо замереть и спрятаться, если он опасен.
Регуляторная функция. Прошлый опыт успешных и неуспешных действий индивида, переживаний успеха и неудачи в схожих ситуациях, определяет, какие именно действия по отношению к объекту он выберет в данной ситуации.
Функция активации. Эмоции мобилизуют силы организма, обеспечивая оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы, или демобилизуют, снижая активацию и, как следствие, продуктивность деятельности. Мобилизующие эмоции называются стеническими, а демобилизующие — астеническими. К первым относятся, например, радость, гнев, интерес, ко вторым — уныние, смятение, печаль.
Экспрессивная функция. Внешнее проявление эмоции посредством выразительных движений (языка тела) служит средством оповещения окружающих о состоянии индивида и является невербальным каналом коммуникации. Например, улыбка или, наоборот, хмурое лицо у человека, оскаленные зубы у собаки, т.д.

В психологической науке представлен целый ряд теорий, пытающихся объяснить происхождение эмоций, их механизмы. Многообразие точек зрения объясняется сложностью феномена, поскольку эмоция представляет из себя психосоматическое единство. С одной стороны, они максимально субъективны, с другой — максимально связаны с телом, поэтому рассматривать эмоции в отрыве от организма, исключительно как психическое явление, невозможно.
Одним из первых попытался рассмотреть эмоции с научных позиций Ч. Дарвин, который показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его теории состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции вида в его борьбе за существование. Например, потение рук при страхе Ч. Дарвин объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания «периферической» теории У. Джемса — Г. Ланге.
Согласно «периферической» теории первопричинами возникновения эмоций являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Они возникают под влиянием внешних и внутренних стимулов, отражаются в сознании и порождают эмоцию, то есть сначала происходят органические изменения, которые далее субъективно отражаются в эмоциональном переживании. Как писал У. Джемс, «человеку грустно, потому что он плачет», «человеку весело, потому что он смеётся». Теория не объяснила всю сложность эмоциональных явлений, однако существенно продвинулась в объяснении того, как именно органические процессы влияют на переживание.
В противовес теории У. Джемса — Г. Ланге возникла «центральная» теория эмоций У. Кеннона — П. Барда. Согласно ей, эмоциональное переживание и органические изменения в периферической нервной системе возникают одновременно из единого источника — эмоционального центра, расположенного в гипоталамусе и центральной лимбической системе. Они передают импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору и обратно. Эмоция — это результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Все три теории являются биологическими и мало что дают для понимания содержания субъективных переживаний, например, почему в одной и той же ситуации разные люди могут испытывать разные эмоции. В этом пытались разобраться психологические теории. Среди них когнитивные теории, информационная теория П.В. Симонова, теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
Л. Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, согласно которой, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности есть расхождение, то есть когнитивный диссонанс, возникают отрицательные эмоции, если же ожидания и результат совпадают, это вызывает положительные эмоции. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции побуждают человека к совершению действий, то есть имеют мотивирующее значение.
Ещё одну когнитивную теорию разработал С. Шехтер с коллегами. Они выявили, что висцеральные реакции, вызывающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоций, но сами по себе недостаточны, поскольку определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, на возникновение эмоций также оказывает влияние оценка человеком наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. То есть эмоциональное переживание есть результат взаимодействия двух компонентов: активации (возбуждения) и заключения самого человека о причинах этого возбуждения на основе анализа ситуации.
Информационная теория эмоций П.В.Симонова также признаёт важное значение когнитивной оценки ситуации, однако, добавляет ещё одну важную детерминанту — потребность. Эмоция понимается автором как отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности её удовлетворения. Он выводит формулу:
Эмоция = -П*(Инеобходимая — Исуществующая ), где
П — это потребность,
И — информация.
Понятие информации трактуется автором достаточно широко, скорее как ресурс, чем информация в современном её понимании. Если человек считает, что существующей информации больше, чем необходимо, то человек испытывает положительную эмоцию, если меньше — отрицательную. Если П = 0, то эмоция не возникает. В монографии Е.П. Ильина [Ильин Е.П., 2013] представлена подробная критика этой теории.
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда [Изард К.Э., 2000] возникла позже всех представленных выше и во многом «вобрала» в себя положительные наработки теоретического осмысления эмоциональных явлений и их эмпирических исследований на протяжении ХХ века. Объектом изучения в этой теории являются отдельные эмоциональные модальности, каждая из которых рассматривается как самостоятельный эмоциональномотивационный процесс. Автор выдвигает пять положений:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) эти эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами (влечениями), с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
Почему именно эти 10 модальностей следует считать базовыми? На основании чего эмоция может быть отнесена к этой группе? К. Изард выделяет следующие признаки базовых эмоций:
1) они имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) имеют соответствующие им выразительные движения (мимика, жесты);
3) обладают отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) они являются следствием эволюционно-биологического развития;
5) они оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками, например, эмоции вины и стыда.
Остальное многообразие эмоций складывается из сложения базовых модальностей, например, тревога сочетает страх, гнев, вину и интерес. Источниками эмоций, согласно этой теории, являются нейронные и нервномышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Эмоциональные переживания, сохраняющие устойчивость во времени, могут служить основой для развития эмоциональных состояний, являющихся более сложными образованиями. Эмоциональное состояние — это разновидность психических состояний. Психическое состояние, по определению Н.Д. Левитова, это «целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [Левитов Н.Д., 2000].
В психологии выделяют разные виды психических состояний, например, Л.В. Куликов [Куликов Л.В., 1997] делит все состояния на эмоциональные, активационные (вдохновение, сосредоточенность, рассеянность, скука, др.), тонические (бодрствование, пресыщение, утомление, сон, др.) и тензи- онные (напряжение, стресс, сенсорный голод, одиночество, др.). Нередко можно встретить разделение психических состояний на когнитивные (интеллектуальные), эмоциональные, мотивационные и волевые. Какое психическое состояние и на каких основаниях можно назвать эмоциональным?
Любое психическое состояние имеет четырёхуровневую структуру: физиологический уровень, психофизиологический, психологический и социально-психологический. Психологический уровень представлен всеми психическими процессами, в том числе, эмоциями, поэтому состояний, в которых в той или иной степени не был бы представлен эмоциональный компонент, нет. Однако есть состояния, в которых системообразующим фактором выступают именно эмоции, и они же преимущественно определяют поведение человека в актуальной ситуации, поэтому эти состояния можно назвать эмоциональными, хотя в них, как и во всех психических состояниях представлены элементы всех четырёх указанных выше уровней.
Л.В. Куликов относит к эмоциональным состояния эйфории, радости, удовлетворения, печали и меланхолии, тревоги и страха, паники. Часто можно встретить рассмотрение как эмоциональных состояний эмпатию (состояние сопереживания), фрустрацию (состояние напряжения, связанное с непереносимостью ситуации, в которой возникают непреодолимые препятствия для достижения цели), настроение (устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как общий положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида), эмоциональный стресс.
Понятие стресса введено с научный обиход Гансом Селье, который рассматривал болезнь как стресс, под которым понимал «общий адаптационный синдром». ХХ век создал развёрнутую теорию стресса, определил его как особое состояние психики и организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. В психологии принято разделять стресс на рабочий, представляющий сложное психическое состояния напряжения и мобилизации нервно-психических сил для решения задачи в сложной ситуации, и эмоционалъный стресс, являющийся эмоциональным состоянием высокой интенсивности, вызванным повреждающими эмоциогенными факторами. Эмоциональный стресс человек переживает, когда сила травмирующего события превосходит его эмоциональную устойчивость и опыт конструктивного поведения в подобной травмирующей ситуации.
Иногда можно столкнуться с описанием аффекта как состояния, хотя по временной характеристике аффект едва ли подпадает под такое определение и скорее может быть описан как стремительно протекающий психический процесс. Что отличает аффект от обычного эмоционального процесса?
Он возникает быстро, протекает стремительно и бурно (имеет взрывной характер), длится короткое время, сопровождается безотчётными действиями, не подчинёнными волевому контролю, характеризуется диффузностью, то есть захватывает всю личность, делая её неспособной к переключению внимания с объекта, вызывающего аффект, на другие объекты. То есть аффект в определённом смысле может рассматриваться как эмоция предельно высокой интенсивности. Модальность её может быть различной — восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья или ярость, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном — так называемый аффективный шок. Иногда аффект может заканчиваться даже потерей сознания, после которой у человека наблюдается амнезия (потеря памяти).
Эмоционально-чувственная сфера личности.
Эмоциональные процессы и явления протекают не сами по себе, они принадлежат личности, образуя важную часть её внутреннего мира, или эмоционально-чувственную сферу. Устойчивыми элементами этой сферы являются чувства, которые могут быть определены как устойчивые эмоциональные отношения к значимому объекту, или эмоциональные установки.
Между эмоциями и чувствами существуют различия. В целом эмоция разворачивается как ситуативная реакция на объект или какие-то параметры ситуации, тогда как чувство является устойчивым, надситуативным отношением личности. В процессе эволюции эмоции как процесс возникают раньше, они присущи как животным, так и человеку, тогда как чувства возникают эволюционно позже и в основном присущи только человеку. Эмоции привязаны к ситуациям, событиям, они кратковременны и выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас», тогда как чувства привязаны к объектам, они устойчивы и длительны и выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость для личности. Одна и та же эмоция может проявляться в разных чувствах, а одно и то же чувство — в разных эмоциях. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху того, к кому испытываешь неприязнь. Чувство любви может проявляться как в радости за любимого, так и в тревоге за него.
С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоционально-чувственной сфере [Рубинштейн, 2000].
Первый — уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, включающий элементарные физические чувствования, связанные преимущественно с органическими потребностями и не имеющие предмета переживания. Например, чувство удовольствия-неудовольствия, чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определённых взаимоотношениях с окружающим миром.
Второй уровень — уровень предметных чувств, соответствующих предметному восприятию и предметному действию. Они делятся на интеллектуальные, выражающие отношение человека к процессу познания, его успешности и неуспешности (удивление, любопытство, сомнение, интерес, любовь к истине), моральные, отражающие отношение человека к другим людям, их поведению и к себе самому (симпатия\антипания, любовь\ненависть, ревность, уважение) и эстетические, отражающие отношение человека к объектам прекрасного (эстетические наслаждение, восторг или отвращение).
Третий уровень объединяет обобщённые сложные чувства, связанные с мировоззрением личности, другими её особенностями. Это чувство юмора, иронии и сарказма, чувство комического и трагического, любовь как высшее духовное чувство.
Эмоционально-чувственная сфера личности формируется на протяжении жизни человека и отражает степень полноты и многообразия взаимоотношений человека с миром.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эмоция?
2. Какими свойствами обладает эмоция как психическое явление?
3. Как проявляется экспрессивная функция эмоций?
4. Какие теории эмоций можно отнести к группе биологических теорий? Что их объединяет?
5. В чём принципиальное различие «периферической» и «центральной» теорий эмоций?
6. Какие базовые эмоции выделены в теории дифференциальных эмоций? На каких основаниях выделяются базовые эмоции К. Изардом?
7. Какое психическое состояние может быть определено как эмоциональное состояние? Если пренесем в другой параграф от сюда нодо будет убрать
8. В чём отличия эмоций от чувств?

Источник

Читайте также:  Чувствовать себя некомфортно как пишется
Оцените статью