- Группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.
- Характер, его свойства и черты
- Понятие о характере
- Мотивационная сфера личности
- Особенности осуществления деятельности
- Черты и типы характера
- Черты характера
- Волевые черты характера
- Эмоциональные черты характера
- Интеллектуальные черты характера
- Типы характера
- Чувственное, интеллектуальное, волевое, эмоциональное)
Группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.
Черты характера можно классифицировать по другим признакам:
1. Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.);
По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство);
По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство);
Волевые черты характера;
По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень);
По отношению к излишествам;
По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость).
Существуют следующие типы характеров:
1. Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников)
2. Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста)
3. Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков)
4. Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста)
5. Социально-практический (характерно для взрослого человека)
6. Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.)
Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование;
2. Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным;
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).
Понятие акцентуаций характера было введено немецким ученым К.Леонгардом.
Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 2019 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Характер, его свойства и черты
Понятие о характере
В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.).
В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.
В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выраженные общие черты поведения.
Своеобразие характера каждого человека определяется:
-
- его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и
- особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
Мотивационная сфера личности
Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.
Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.
С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них.
Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.
Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.
Особенности осуществления деятельности
Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.
Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными — выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.
Черты и типы характера
Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.
-
- черты характера — выражаются в отдельных общих особенностях поведения;
- тип характера — выражается в общих способах взаимодействия со средой.
Черты характера
Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:
Волевые черты характера
Волевые черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся:
-
- целенаправленность,
- самостоятельность,
- решительность,
- настойчивость и др.
Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.
Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний.
Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение.
Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели.
Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.
Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,
Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию.
Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.
Эмоциональные черты характера
Эмоциональные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.
По эмоциональным качествам различаются натуры:
-
- эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);
- сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность);
- страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью);
- малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).
Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,
Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.
Интеллектуальные черты характера
Интеллектуальные черты характера — это устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.
По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем.
Качества, характеризующие интеллектуальный склад личности:
-
- продуктивность ума , его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность;
- владение обобщенными способами мышления , а также
- устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.
В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:
-
- предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;
- преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;
- безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;
- эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;
- повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;
- повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;
- повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.
Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.
Типы характера
-
- Гармонически целостный тип , хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
- Внутренне конфликтный тип , но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.
- Конфликтный тип с пониженной адаптацией . Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
- Вариативный тип , адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.
Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.
Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.
Источник
Чувственное, интеллектуальное, волевое, эмоциональное)
Sf 27. Психика, мышление, сознание, язык. Структура сознания
Пемраде
Бессознательное.>
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Идеализм — сознание первично. Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга.
Материализм — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними — нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство.высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.
Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь — Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.
Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями — прежде всего способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн — отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж — это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения — отпечатки , следы. Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика — это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его-внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля.одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофиз процессов разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для чел психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений, в ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отр матер среду. Они обеспечивают отражение действ и явл регулятором процесса взаим чел со средой. Про системы Павлова.Формирование мозга.
Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Матер основа мышления — высшая нервная деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. М не существует в отрыве от других психич процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.
Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную функции, может быть естеств и иск. Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф законами. Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и способы мыш исключительно благодаря анализу языка.
Логику яз составляет синтаксис, смысл — семантика, практ —прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни. Перв — не разделяли слово и. понятие, магия слова. Античность — соотношение имени и имен реальности. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как форма обществ договора. Христ бог — слово даровано богом, первоначало. Лейбн— формальный язык. НЕопозитивизм — точность употребления слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого. Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения.
Концепция 1. Философия имени. Триада вещь — сущность-идея—имя-слово.Связано с корреспон теорией истины. 2. Философия предиката. вместо сущности и идеи рассматриваются понятие и суждение. Когерентная теория. 3. Фил ценностных установок.прагмат теория истины. Проблема живости и изменения языка, приспособление его к нуждами эволюция.
Опять к сознанию. Это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно—творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Соз есть высшая форма психических отражений. Сознание обладает структурой, крут Иванова.
Сектор 1. телесно-перцептивные возможности. Ощущения, восприятия и представления, первичная информация о мире, теле и взаимод с другими телами, главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и целесообразность поведения чел тела окр мире.
Сектор 2. Логико-понятийные компоненты сознания. Выходит за пределы чувственно данного в сущностные области объектов. Гл целью и per является истина. Сек1 и 2 — левая половина сознания, внешне познавательная сост сознания.
сектор 3. Эмоциональная компонента. Лишена непоср связи с внешн миром, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. 1) инстинктивно-аффектные состояния, те предчувствия, видения, галлюцинации, стрессы; 2) эмоции(гнев, страх, восторг); 3) чувства с большей отчетливостью и
осознанностью, наличием обратной образно-визуальной связи (наслаждение, отвращение,любовь, симпатия). Гл ц и per принцип удовольствия.
Сектор 4. Ценностно-мотивационная компонента, высшие мотивы деятельности и духовные идеалы, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения и интуиции всякого вида . Гл ц и per — красота, правда, справедливость. Сектор 3 и 4 — ценностно-эмоциональная, гуманитарная сторона сознания, где предмет познания есть собственное я и другие я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде(музыка, живопись, архитектура итд).
Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания, бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3 сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2 и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.
Источники сознания 1) внешний предметный и духовный мир; 2) социокультурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности; 3) духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний; 4) макроструктурная природная система из множества нейронов, связей и тд; 5) космическое информационно-смысловое поле, квантово -механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа — механизм захвата энергии.
Бессознательное— совокупность психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания, все бессознательное, в отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание. Бессознательное — явления, видения, сновидения, сомнамбулизм, невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться в сфере сознания и переходить в бесе. Состояние бес отличают по степени близ к сознательному. Функция бес —охранительная , уменьшение нагрузки на сознание и увели творческих возможностей человека.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник