Интеллектуальные эмоции назовите их

7.5. Интеллектуальные «эмоции», или Аффективно-когнитивные комплексы

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, возникающие у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине ХIХ века в школе И. Гербарта (Herbart, 1834). Однако эти чувства рассматривались представителями данной школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями, и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления. Вообще у разных ученых состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходится. У Р. Декарта (1950) и Б. Спинозы (1957) к интеллектуальным чувствам относятся удивление, уверенность и сомнение. А. Бэн (1906) относил к интеллектуальным эмоциям изумление, удивление, новизну, истину и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности. К. Д. Ушинский (1950 а) ведущим умственным чувством считал «чувство» сходства и различия или «чувство» сравнения. К интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напряжение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

Об интеллектуальных эмоциях (чувствах) писали Т. Рибо (1898), Э. Титченер (1898), У. Джемс (1922). При этом, если у первого из этих авторов говорится об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакциям, то у двух других за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, как у Э. Титченера – согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными, как у У. Джемса – сходство, импликация, совпадение, отношения между объектами мышления и т. д. Как видим, о переживаниях субъекта в этих случаях речь не идет. Поэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены К. Д. Ушинским, Э. Титченером, У. Джемсом к интеллектуальным чувствам лишь только в силу недифференцированного использования термина «чувство», означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов.

И до сих пор к интеллектуальным эмоциям относят удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение (см. цикл работ по интеллектуальным эмоциям И. А. Васильева, 1976—1998). Основанием для их выделения и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. «Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, – пишет Васильев, – но и направляются на нее, оценивают ее успешность и неуспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта» (1976, с. 153). Несмотря на приписывание столь широких функциональных «обязанностей» интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т. д. И почему оценка сделанного хода мыслительной деятельности (правильно – неправильно) непременно должна рассматриваться как эмоция или чувство.

Спецификой эмоций, относимых к интеллектуальным, является отсутствие у них валентной (противоположной) окраски (приятно – неприятно), на что указывают К. Изард (2000) и Р. Плутчик (Plutchik, 1980). В связи с этим имеются противники отнесения таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение, к эмоциям вообще (Ortony et al., 1988). Аргументируют они это тем, что к эмоциям могут относиться только те психические явления, которые имеют валентную окраску (т. е. переживаемые как приятные или неприятные). Конечно, это не «чистые» эмоции. Это, используя термин, употребленный К. Изардом, аффективно-когнитивные комплексы – результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.

Источник

Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, возникающие у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX века в школе И. Гербарта (Herbart, 1834). Однако эти чувства рассматривались представителями данной школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления. Вообще у разных ученых состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходится. У Р. Декарта (1950) и Б. Спинозы (1957) к интеллектуальным чувствам относятся удивление, уверенность и сомнение. А. Бэн (1906) относил к интеллектуальным эмоциям изумление, удивление, новизну, истину и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности. К. Д. Ушинский (1950, т. 9) ведущим умственным чувством считал «чувство» сходства и различия или «чувство» сравнения. К интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напряжение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

Читайте также:  Желаю отличного настроения как у меня

Об интеллектуальных эмоциях (чувствах) писали Т. Рибо (1898), Э. Титченер (1898), У. Джемс ( 1922). При этом если у первого из этих авторов говорится об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакциям, то у двух вторых за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, как у Э. Титченера — согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными, как у У. Джемса -сходство, импликация, совпадение, отношения между объектами мышления и т. д. Как видим, о переживаниях субъекта в этих случаях речь не идет. Поэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены К. Д. Ушинским, Э. Титченером, У. Джемсом и др. к интеллектуальным

6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191

чувствам лишь только в силу недифференцированного использования термина «чувство», означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов.

И до сих пор к интеллектуальным эмоциям относят удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение (см. цикл работ по интеллектуальным эмоциям И. А. Васильева, 1976-1998). Основанием для их выделения и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. «Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, — пишет Васильев, — но и направляются на нее, оценивают ее успешность и неуспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта» (1976, с. 153). Несмотря на приписывание столь широких функциональных «обязанностей» интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т. д. И почему оценка сделанного хода мыслительной деятельности (правильно — неправильно) непременно должна рассматриваться как эмоция или чувство.

Спецификой эмоций, относимых к интеллектуальным, является отсутствие у них валентной (противоположной) окраски (приятно — неприятно), на что указывают К. Изард (2000) и Р. Плутчик (Plutchik, 1980). В связи с этим имеются противники отнесения таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение к эмоциям вообще (Ortony et al., 1988). Аргументируют они это тем, что к эмоциям могут относиться только те психические явления, которые имеют валентную окраску (т. е. переживаемые как приятные или неприятные). Конечно, это не «чистые» эмоции. Это, используя термин К. Изарда, аффективно-когнитивные комплексы — результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.

Удивление

Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель (1934). У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти. Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.

Читайте также:  Нейромодуляторы гормоны радости коди кросс

И. Кант (1900) определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

192 Глава 6. Характеристика различных эмоций

Т. Рибо в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоции удивления дал К. Д. Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский приводит для доказательства своей позиции мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

20.4. Интеллектуальные эмоции, или аффективно-когнитивные комплексы

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, которые возникают у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX в. в школе И. Гербарта. Однако представители школы рассматривали эти чувства или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. Собственно, интеллектуальное чувства в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений.

Спецификой эмоций, которые принадлежат к интеллектуальных, является отсутствие в них валентного (счетчик) окраски (приятно — неприятно). В связи с этим есть противники зачисления таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение в эмоций в целом.

Удивление. О недоумение как возбудитель познания, писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложного. При этом эмоция удивления развивается в процессе познания.

Глубокий анализ эмоции удивления сделал К.Д. Ушинский. Он думал, что в недоумении до чувство неожиданности присоединяется осознание трудностей примирить новое для нас явление с теми, которые уже есть у человека. Пока мы не обратим внимания на эти трудности, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, что нас поражает, а в его отношении наших убеждений и ряда наших мыслей, которые предопределяют наши ожидания.

Мимическим выражением удивления высоко поднятые брови, через что во главе появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Открытый рот приобретает овальной формы.

Читайте также:  Звуковая окраска речи передающая ее эмоционально экспрессивные оттенки определяется как

Удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Именно необычность стимула (от того он и становится неожиданным, что не соответствует нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, пожалуй, главной причиной появления удивления.

СТАДИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УДИВЛЕНИЯ, по мнению И.А. Васильева, связывают удивление с формированием проблемы. Ученый выделяет следующие три стадии возникновения и развития этой эмоции:

  • удивление — возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некое явление не согласуется с этим опытом.
  • «нормальный» неожиданность — следствие обострения противоречия, осознание несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
  • возмущение — возникает тогда, когда человек была абсолютно уверена в правильности предварительных результатов умственного процесса и прогнозировала результаты, противоположные тем, которые возникли. Удивление часто оказывается как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

К. Изард утверждает, что основная функция удивления заключается в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новой, внезапным событием и ее последствиями. Удивление освобождает ведущие нервные пути, готовит их к новой активности, отличной от предыдущей.

Интерес. Л.С. Выготский отмечает, что в суб’єктивістській психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью, где их рассматривали как чисто интеллектуальное явление, то их выводили из природы человеческой свободы, то вкладывали в сферу эмоциональных переживаний и определяли как радость от функционирования, которая происходит без осложнений.

Значительное внимание уделяет интереса К. Изард. Он предполагает наличие некоей внутренней эмоции интереса, которая обеспечивает селективную мотивацию процессов внимания и восприятия которой стимулирует и упорядочивает познавательную активность человека. Изард рассматривает интерес как положительную эмоцию, что переживает человек чаще всех других эмоций. В то же время он говорит о интерес как о мотивации.

Любопытство, за О.Г. Ковалевым, рассматривают как проявление ситуативного интереса.

М.Д. Левітов говорит и о серьезной любопытство, которая свидетельствует о любознательность человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности.

Однако Є.П. Ильин считает, что интерес — это прежде всего мотивационное образования, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатление — удовольствием от процесса), есть и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

Чувство юмора. По мнению С.Л. Рубинштейна, суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.

Эмоция догадки. Догадка — это предварительная ответ на поставленный вопрос. В процессе нахождения догадки, как пишет И.А. Васильев, у человека возникает соответствующее переживание — эмоция догадки. Она представляет собой оценку определенного нового, еще неосознанного результата решения задачи. Эмоция догадки специфическим образом окрашивает и выделяет новое ценное для человека знания, сигнализирует человеку о его появлении в процессе мыслительной деятельности, способствуя его осознанию, то есть перехода в форму догадки первоначального предположения, По мнению этого автора, эмоцию догадки переживают очень ярко, даже в форме аффекта.

Чувство уверенности-неуверенности (сомнения). М.Д. Левітов причислял уверенность (неуверенность) до психических состояний, в которых выделял три компоненты: познавательный, эмоциональный і волевой.

Уверенность или неуверенность человека — это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. «Он может и не вызвать у меня никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируется событие, к которому я равнодушен». «Я могу совершенно бесстрастно прогнозировать удачу или неудачу любой футбольной команды». Но и в случае значимой ситуации вероятностный прогноз не обязательно сопровождает эмоция. Уверенность в исполнении хорошо освоенной и привычной действия дает основание для спокойствия, или для безбоязненного поведения, т.е. отсутствия эмоционального реагирования, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, то есть вызывает эмоциональное реагирование. Итак, я «чувствую» («воспринимаю») в результате прогноза эмоциональное состояние, которое возникает, а не сам прогноз, то есть уверенность или неуверенность в успехе.

Источник

Оцените статью