Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района
«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».
(Умственное и нравственное воспитание детей от первого
проявления сознания до школьного возраста)
В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.
Различают следующие виды высших чувств:
Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.
Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.
Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.
К интеллектуальным чувствам относятся:
Чувство нового возникает при поиске нового.
Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным. Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.
Чувство догадки – всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.
Чувство сомнения – является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами и это побуждает к проверке добытой информации.
Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.
Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.
Интеллектуальные чувства – чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.
Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия, дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью – все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.
Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.
Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.
В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.
Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально – типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого – подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова, вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.
Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался добывать их самостоятельно, и умел применить в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.
Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как она представляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.
Немаловажное значение я отдаю играм с природным, рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего – либо на собственном опыте.
Источник
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности ЭИ младших школьников:
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник