Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте
Елена Николаевна Стома
Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века изобрел так называемый «коэффициент интеллекта»(IQ). Согласно теории Бине, интеллект-это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека, т. е. чем выше коэффициент интеллекта, тем успешнее должен быть человек. Однако, «успех» человека в широком смысле этого слова (положение в обществе, карьера, заработок, наличие семьи и детей и т. п.) опирается не только на абстрактный «логический интеллект», существуют другие способности, определяющие успешность, к ним относится «эмоциональный интеллект».
Термин «эмоциональный интеллект» был предложен П. Саловеем и Дж. Майером в 1990 году. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Популярностью концепция обязана работам Д. Гоулмена. В 1995 году вышла его монография «Эмоциональный интеллект», задача которой – популяризация понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в этой области.
П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была доработана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей,а именно способности:
— безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
— использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
— понимать значение эмоций;
— управлять эмоциями
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики, как показывают исследования влечёт за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, непринятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмоциями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и другие. В основе развития личности дошкольника, на наш взгляд, лежит эмоциональный интеллект, который представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.
Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.
Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект»// Вопросы психологии. -2008.-№5.-С. 83
2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М. :Лик Пресс, 1998. – 160с.
3. Загвоздкин В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект//М. : Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 21).
4. Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.
5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 29—39.
6. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 2006. № 4 С. 24-35
7. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 28
Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте» Игра «Семья» Цели и задачи: Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли,.
Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения.
Конспект НОД «Использование лепки из холодного фарфора для развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», художественная литература.
Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.
Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему: «Особенности.
Перспективный план развития творческой сюжетно-ролевой игры «Армия» в старшем дошкольном возрасте 1.1 Расширить, уточнить, конкретизировать знания детей об российской армии: -разнообразие войск (ВДВ, ВМФ, пограничные войска, строительные.
Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте «Почему медвежонку можно сосать свою лапку, а мне нельзя?» (Карина К., 4 года) Да, страхи — это ступеньки детства. А вредные патологические.
Словесные игры в дошкольном возрасте Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях.
Консультация для воспитателей «Уровни развития игры в дошкольном возрасте» Развитие игры в дошкольном возрасте — это изменение ролевого поведения. Центральным в игре является взятие на себя роли ребенком — это.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
марина костенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоции (от лат. Emovea — потрясаю, волную) — состояние, которое возникает у человека в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.
Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) — это способность распознать собственные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Благодаря эмоциональному интеллекту мы понимаем, почему в конкретной ситуации почувствовали, например, раздражение и повели себя неким образом.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре еёсоставляющие:
1. Управление эмоциями. Мы чувствуем эмоции в каждый момент жизни. Они сопровождают и часто определяют наши поступки, отношения с близкими и коллегами. Если мы не понимаем, как именно наши эмоции могли повлиять на наши мысли или действия, мы будем делать много необдуманных поступков, будем обижаться и чувствовать вину, будем постоянно иметь дело с неоправданными надеждами (допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
2. Понимание того, почему у меня возникают именно эти эмоции и именно в этой ситуации. То есть умение устанавливать причинно-следственные связи между обстоятельствами и эмоциями. Это помогает либо избавиться от причины (а не эмоции, которая есть следствием, либо реально подготовиться и настроиться, что во многом уменьшит силу эмоциональной реакции, которая возникла.
3. Ответственность за свои эмоции. Как часто мы слышим «Он меня обидел» или «Меня ничего не радует». Родители склонны перекладывать ответственность на детей за свои эмоциии чувства на ребенка: «Ты обидел маму» или «Папа рассердился из-за тебя». Часто мы ищем внешние источники улучшения настроения. На самом деле, только мы сами решаем, какие эмоции чувствовать в этот самый момент, реагировать ли на обидные слова ребенка, злится ли на ребенка. Хотите обижаться – обижайтесь, злиться – злитесь. Никто не может вызвать у нас какие-либо эмоции, если мы сами того не захотели.
4. Понимание эмоций и чувств других людей и уважение к ним, либо эмпатия. Именно эмпатия во многом помогает создать гармоничные отношения. Важно понимать, что наше поведение или слова могут обидеть другого человека или он может неправильно их понять. Понимая эмоции другого человека, мы можем оказать эмоциональную поддержку, найти подход.
Развитие эмоционального интеллекта помогает безопасно проходить неприятные эмоции и переключаться на более приятные, находить радость даже в мелочах.
Это вовсе не означает, что человек с высоким EQ никогда не грустит, не злится, не расстраивается. Он просто может адекватно выйти из этого состояния, не сделав «плохо» ни себе, ни тем, кто вокруг. В идеале, родители должны этому учить детей с самого маленького возраста.
В чем смысл и значение развития эмоционального интеллекта?
Это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Конечно, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.
Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Итак, развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.
Как мы знаем, одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Высокий уровень развития логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:
1. умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
2. способностью сознательно влиять на свои эмоции;
3. умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
4. способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
5. способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Таким образом, в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Поэтому перед нами стоит определенные задачи по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок — направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; умение различать оттенки настроений, их соотнесение с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей.
Второй блок — формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения.
Третий блок — направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Как развивать эмоциональный интеллект и научить этому ребенка?
1. Развивать свой собственный EQ.
Мы воспитываем не словами, а действиями.Не получится так: «Сын, я терплю, терплю, а потом как сорвусь на всех, но ты таким не будь, ты должен вести себя иначе».
Для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями, для начала надо научиться их распознавать и проговаривать. Поэтому сначала мы учим ребенка называть то, что сейчас чувствуем с позиции «Я»: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я радуюсь». Пока ребенок еще не разговаривает, мы озвучиваем его эмоцию: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе неприятно»,а не свою: «Меня обидели», «Ты меня разозлил».
2. На следующем этапе мы учим определять причинно-следственные связи между событиями, что произошли, своими эмоциями и действиями.Здесь уже идет анализ: «Я разозлилась, потому что… И поэтому я…» — вот полная картина.
С детьми можно обсуждать различные ситуации: реальные и из историй, книг, мультиков. Читая сказки, необходимо обратить внимание на настроение, эмоции, мысли, действия героев.
3. На последнем этапе мы находим альтернативный способ поведения или реакции, путь или возможность выхода из ситуации, которая сложилась.
— нарисуйте «когда я злюсь», «когда я радуюсь», «я – счастливый», «мне грустно»;
— картинки с эмоциями (для детей и родителей).
1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
2. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
3. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986.
Источник