Интеллектуальная структура эмоциональных переживаний

12.3. Структура эмоций

Впервые идея сложности психологической структуры эмо­ций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, струк­тура эмоций включает три основных измерения:

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были разви­ты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

импрессивный (внутреннее переживание);

экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и рече­вая активность);

физиологический (вегетативные изменения).

Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются мно­гие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).

Каждый из этих компонентов при различных формах эмо­ционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (пере­живание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфи­ческое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно С.Л. Ру­бинштейну, переживание — это неповторимое событие внут­ренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следо­вательно, основной функцией переживаний является образова­ние специфического, субъективного опыта человека, направ­ленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

В современной психологии существует несколько под­ходов к определению понятия «переживание»:

через его противопоставление объективному знанию. Так, согласно Л.М. Веккеру, переживание — это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

через лингвистический анализ слов «переживание», «пере­жить». Это характерно для деятельностной теории пережива­ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо — зна­чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри­тической ситуацией, а переживание — это «особая деятель­ность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия меж­ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы­шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря­мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи­ческой деятельности;

через критерий осмысленности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбович дают следующее определение переживанию: это «осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи­мым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ­ной функцией переживаний является сигнализация о личност­ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-

реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;

4) через критерий значимости: насколько те или иные собы­тия или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вред­ны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие мо­жет приобретать для человека «значение» другого типа, «опос­редованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.

Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку пере­живания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результа­та, продукта процесса переживания.

Таким образом, переживание — это проявление субъективно­го отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необ­ходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Различные ученые по-разному определяют характер и сте­пень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Эмоциональные переживания имеют определенное выраже­ние во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомими­ке, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вмес­те с тем человек не способен полностью управлять, контроли­ровать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, ха­рактерное для одного вида эмоций, и одновременно пережи­вать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказыва­ется неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдержива­ние) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в

ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т. п.) обычно приводит к появлению состояния эмоци­онального напряжения.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (инто­нация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (вырази­тельные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных пе­реживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распозна­вания эмоциональных состояний у других людей.

Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 г. немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое вы­ражение можно охарактеризовать при помощи нескольких эле­ментарных выразительных движений, и в подтверждение со­ставляет множество схематических рисунков мимических реак­ций (рис. 66).

Однако систематическое изучение эмоциональной экспрес­сии началось с работ Ч. Дарвина, в которых был сформулиро­ван тезис об универсачьности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений ли­ца, отражающим основные, выработанные в процессе эволю­ции адаптивные модели. Например, злоба выражается нахму­ренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) — так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросскультур-ных исследований, а также изучение мимических реакций при­матов в целом подтверждают данное предположение Ч. Дарви­на, однако мимическое выражение не полностью детерминиро­вано врожденными факторами.

Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций:

1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответ­ствующие определенным эмоциональным состояниям;

приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

индивидуальные экспрессивные особенности, свойствен­ные только данному индивиду.

То, что человек рождается с уже готовым механизмом выра­жения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследо­ваниях Г. Остера и П. Экмана: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выраже­ния лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Од­нако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных со­переживаний, возникающих в общении с другими людьми и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая конвенциальная мими­ка как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный толь­ко для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в

самых различных ситуациях: закрывать или широко раскры­вать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Первой же попыткой создания шкалы, системы мимиче­ских выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса. Он предложил все многообразие эмоциональной экспрессии ми­мики категоризировать с помощью линейной шкалы со следу­ющими шестью ступенями:

любовь, радость, счастье;

Г. Шлосберг, применив классификационную схему Р. Вуд­вортса при анализе фотографий людей с различными выраже­ниями лица, предположил, что представление шкалы Р. Вуд­вортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (рис. 67): удовольствие/неудовольствие, принятие/непринятие (отвержение).

Чем больше расстояние между отдельными эмоциональны­ми категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие

им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимическо­го выражения эмоции.

Читайте также:  Не проходящая годами депрессия

Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица:

область лба и бровей;

область глаз (глаза, веки, основание носа);

нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В.А. Барабанщикова и Т.Н. Мал-

ковой (1988), наиболее выразительные мимические проявле­ния локализуются преимущественно в нижней части лица, а на­именее выразительные — в области лба, бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мими­ческих изменений верхней и нижней частей. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха — область глаз, гнева — верхняя часть лица, ра­дости и отвращения — нижняя часть лица.

Во временном аспекте каждая мимическая реакция соглас­но К. Изарду протекает следующим образом:

I)латентный период — интервал времени от момента стиму­ляции до начала видимых проявлений реакции;

период развертывания — интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня про­явления;

период кульминации — максимальный уровень эмоцио­нальных проявлений;

период спада — интервал времени от кульминации до пол­ного угасания.

Оценив одну или несколько временных характеристик ми­мической реакции, можно довольно легко отличить искрен­нюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выраже­ние базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 с. Мимиче­ские выражения, длящиеся меньше 1/3 с и больше 10 с, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изоб­ражает» эмоцию.

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмо­ций с помощью различных речевых средств. При этом речь мо­жет иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Таблица 6 Характерные мимические изменения при различных эмоциях (соответственно трем зонам лица)

Верхняя часть лица

Нижняя часть лица

Брови подняты и сдвинуты. Мор-

Верхние веки подняты так, что вид-

Губы растянуты и напряжены

щины только в центре лба

на склера, нижние — приподняты и напряжены

Брови высоко подняты и округле-

Верхние веки подняты, а нижние опу-

Рот раскрыт, губы и зубы разъединены,

ны. Горизонтальные морщины пе-

щены так, что над радужной оболоч-

напряжения или натяжения в области рта

ресекают весь лоб

кой видна склера

Брови и лоб спокойные

Верхние веки спокойные, нижние

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и

веки приподняты, но не напряже-

приподняты. От носа к внешнему краю губ

ны; под нижними веками морщин­ки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки»

тянутся морщинки — носогубные складки

Брови опущены и сведены, между

Верхние веки напряжены, нижние —

Рот закрыт, губы сжаты

бровями вертикальные складки

напряжены и приподняты

Брови слегка опущены

Верхние веки опущены, нижние —

Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа

приподняты, но не напряжены; под

поднята, нижняя губа также поднята и вы-

нижними веками морщинки

двинута вверх по направлению к верхней губе

Внутренние уголки бровей подняты

Внутренние уголки верхних век при-

Рот закрыт, уголки губ опущены, напря-

жения или натяжения в области рта нет

Одна бровь дугообразно приподня-

Веки полуопущены, глаза смотрят

Нижняя губа опущена

та, на лбу поперечная складка

Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются:

темп артикулирования и паузации;

чистота звучания голоса;

свободное и точное выражение мыслей.

Речь в состоянии эмоционального напряжения имеет следу­ющие отличительные особенности:

в плане моторной реализации — существенное повышение/ понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа ре­чи, более отчетливое произношение, повышение на 50 % коли­чества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;

грамматически — увеличение количества существитель­ных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);

лексически — упрощение речи (выбор более коротких слов с наиболее высокой частотностью в языке), увеличение коли­чества слов-паразитов, неологизмов, парафазии (ошибочных употреблений слов);

семантически — появление слов со значением семантиче­ской безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто и др.); речь характеризуется, с одной стороны, большей рез­костью в оценках, с другой — нерешительностью (В.П. Белянин).

Физиологический компонент эмоционального реагирования.

О наличии эмоциональной реакции на что-либо можно судить не только по самоотчету человека о переживаемом им сос­тоянии или по его внешнему поведению, но и по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т. д.). Чаще всего такие измене­ния в организме называют эмоциональным возбуждением. Од­нако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных характеристиках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность).

Вместе с тем знак эмоции может определять особенности вегетативной реакции. П.В. Симонов выявил, что положитель­ные эмоциональные реакции:

всегда слабее отрицательных;

в большинстве — короткоживущие состояния;

даже сильные положительные эмоциональные реакции безвредны для здоровья человека.

Эмоции и вегетативная нервная система. Когда речь идет о физиологическом компоненте эмоционального реагирования, подразумеваются прежде всего те изменения, которые проис­ходят в вегетативной нервной системе (ВНС), управляющей де­ятельностью внутренних органов (пищеварения, кровообраще­ния, дыхания, обмена веществ и др.).

Симпатический отдел ВНС обеспечивает приспособление к изменившимся условиям, подготавливает организм к работе, защите, что находит свое выражение в учащении сокращений сердца, повышении артериального давления, торможении мо­торики и секреции пищеварительного тракта. Парасимпатиче­ский отдел ВНС обеспечивает восстановление нарушенного равновесия в организме, ресурсов, что проявляется в урежении сокращений сердца, снижении артериального давления, усиле­нии моторики и секреции пищеварительного тракта. В целом эффект возбуждения симпатической нервной системы во мно­гих органах и системах организма противоположен эффекту возбуждения парасимпатической нервной системы, поэтому некоторые авторы связывают функционирование отрицатель­ных эмоций преимущественно с активацией симпатического отдела ВНС, центральных адренергических структур, а положи­тельных эмоций — с активацией парасимпатического отдела и структурами холинергической природы (П.К. Анохин и др.).

Однако П.В. Симонов отмечает, что многочисленные экспе­риментальные факты свидетельствуют об участии обоих отде­лов ВНС в реализации как положительных, так и отрицатель­ных эмоциональных состояний и что усиление активности этих отделов может происходить одновременно. По данным Дж. Лейси и коллег, при одной и той же эмоциональной реак­ции могут наблюдаться учащение сердцебиения (симпатиче­ский сдвиг) и нарастание КГР (парасимпатический сдвиг). П.В. Симонов считает, что степень участия симпатических и парасимпатических отделов ВНС зависит от характера отрица­тельной эмоции (рис. 68).

Эмоции и гормональная система. В экспериментальных иссле­дованиях было выявлено, что гормоны оказывают различное влияние на эмоциональную сферу человека. Так, дефицит

норадреналина способствует появлению депрессии в форме тос­ки, а дефицит серотонина — депрессии в форме тревоги. Иссле­дование мозга депрессивных больных, покончивших жизнь са­моубийством, показало, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Увеличение же концентрации серотонина в мозге вызывает улучшение настроения (Н.Н. Данилова, 2000).

В.К. Мягер и А.И. Гошев изучали соотношение между адре­налином и норадреналином при разных отрицательных эмоци­ях (табл. 7).

Таблица 7 Соотношение между адреналином и норадреналином при отрицательных эмоциях

Изменение дыхания при эмоциональном реагировании. Дыха­тельные движения при эмоциях выполняют двойную функцию:

обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода;

пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок (для повышения голоса).

Р. Вудвортсом были выявлены следующие изменения скоро­сти и амплитуды дыхательных движений: при возбуждении -дыхательные движения частые и глубокие; при тревоге — убыс­тренные и слабые; при страхе — резкое замедление дыхания и т.д. (рис. 69).

Информативным показателем эмоционального состояния человека является также соотношение между продолжитель­ностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906), определяя это соот­ношение путем деления времени вдоха на время всего цикла, получил следующие данные, показывающие значительное уве­личение при эмоциональных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продолжительностью выдоха: при покое -0,43 с; при возбуждении — 0,60 с; при удивлении — 0,71 с; при внезапном испуге — 0,75 с.

Читайте также:  Как вернуть чувства скорпиона мужчины

Изменение кровообращения при эмоциональном реагировании.

Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, вели­чиной кровяного давления, расширением и сужением кровенос­ных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или за­медляется ток крови и соответственно наблюдается приток кро­ви к одним органам и ее отток от других органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регули­руется вегетативными импульсами, а также изменяется под вли-

янием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса со­ставляет 60—70 ударов в минуту. При испуге происходит мгно­венное ускорение до 80—90 ударов в минуту. При возбуждении и напряженном ожидании (например, на старте) частота пульса повышается на 15—16 ударов в минуту.

Соответствующие изменения наблюдаются и в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное дав­ление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли (например, у некоторых лиц оно об­наруживается, как только зубной врач входит в комнату и под­ходит к больному). Повышение кровяного давления перед пер­вым экзаменационным днем у студентов иногда составляет 15— 30 мм сверх нормы.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при вне­запном испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснаб­жению мышц, которым предстоит работа, в ожидании экзаме­на—к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

12.4. Классификация эмоций

Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой класси­фикации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их класси­фикации (табл. 8).

Таблица 8 Характеристики эмоций как основания для их классификации

Положительные, отрицательные, амбивалентные

Радость, страх, гнев и др.

Влияние на поведение и деятельность

Врожденные, приобретенные Первичные, вторичные

По знаку эмоциональные переживания можно разделить:

Основной функцией положительных эмоций является под­держание контакта с позитивным событием, поэтому им прису­ща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, по мнению П.В. Симонова, они побуждают нару­шать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию.

Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стиму­лом. Считается, что они играют более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида.

Амбивалентными эмоциями являются противоречивые эмо­циональные переживания, связанные с двойственным отноше­нием к чему-либо или кому-либо (одновременное принятие и отвержение).

Однако многими исследователями отмечается, что знак эмоции не всегда соотносим с позитивной (положительные эмоции) или негативной (отрицательные эмоции) значи­мостью стимулов и направленностью к ним и в целом такое де­ление является достаточно условным. К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения по­ложительных и отрицательных эмоций: положительные эмоци­ональные переживания способствуют конструктивному взаи­модействию человека с другими людьми, с ситуациями и объ­ектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому вза­имодействию. Я. Рейковский рассматривает данную проблему с позиций организации (дезорганизации) протекания регуля-торной деятельности.

В психологической литературе существуют различные подхо­ды к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей яв­ляются базовыми. Разные авторы называют различное число ба­зисных модальностей: от двух (удовольствие/неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В.Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главные модальности:

Остальные же эмоции являются их производными или соче­таниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модаль­ностей эмоциональной сферы. По мнению О.П. Санниковой, «эмоции таких паттернов, как «радость» и «печаль», относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция пе­чали обладает собственными отличительными особенностями (Л.М. Аболин, 1987; Н.М. Русалова, 1979 и др.). А.И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные мо­дальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презре­ние. Шесть базисных эмоций выделяет и А.Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмо­ций называются в работах Дж. Уотсона (страх, ярость и лю­бовь) и Дж. Грея (тревожность, радость/счастье и ужас/гнев). Р. Вудвортсом при классификации мимических эмоциональ­ных проявлений людей были выделены следующие основные группы:

любовь, радость, счастье;

Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций (модальнос­тей), соответствующих основным прототипам адаптивного по­ведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Р.С. Лазарус, опираясь на идею, что эмоциональные реак­ции возникают из взаимодействий с окружающей средой, со­здал собственную классификацию эмоций и причин их появле­ния (табл. 9).

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на от­дельных эмоциональных модальностях является теория диф­ференциальных эмоций К. Изарда, в которой выделяется де­сять фундаментальных эмоций:

1) интерес — интеллектуальная эмоция, чувство вовлечен­ности, повышающее способность человека к восприятию и об­работке поступающей из внешнего мира информации, стиму­лирующее и упорядочивающее его активность;

Таблица 9 Эмоции и причины их возникновения (по R. S. Lazarus, 1994)

Нападение, направленное на самого человека и на то, что ему принадлежит

Столкновение с неопределенностью, экзистенциальной угро­зой

Столкновение с непосредственной, конкретной и непреодо­лимой физической опасностью

Нарушение морального императива

Провал попытки соответствовать своему идеальному «Я»

Переживание безвозвратной потери

Желание обладать чем-то, что есть у другого

Негодование, направленное против третьей стороны, воз­никшее благодаря утрате привязанности другого человека или угрозы ее утратить

Восприятие непереносимого объекта или идеи либо слиш­ком близкое приближение к такому объекту

Совершение заметного шага по пути достижения намеченной цели

Укрепление идентичности эго человека посредством приня­тия похвалы за достижение или за представляющий ценность объект

Внушающее беспокойство за не соответствующее цели состо­яние, которое либо изменилось к лучшему, либо вообще ис­чезло

Боязнь худшего, но стремление к лучшему

Жажда привязанности или ее наличие, что, правда, не всегда бывает взаимным

Состояние, когда человека трогает страдание другого и им дви­жет желание ему помочь

радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным от­ношением к миру и самому себе;

удивление — эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

печаль — переживание утраты (временной/постоянной, ре­альной/воображаемой, физической/психологической) объекта

удовлетворения потребности, вызывающее замедление умствен­ной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев — эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилиза­ цией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, са­ моуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) отвращение-эмоциональная реакция отвержения, отстра­ нения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение — чувство превосходства, ценности и значимос­ ти собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презре­ ния), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) страх — эмоция, характеризующаяся чувством незащи­ щенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуа­ ции угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выражен­ ной тенденцией к бегству;

9) стыд — переживание собственной неадекватности, неком­ петентности и неуверенности в ситуации социального взаимо­ действия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожи­ даниям окружающих, как способствующее соблюдению группо­ вых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремле­ ние находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина — переживание, возникающее в ситуации наруше­ ния внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не впол­не обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ба­зовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме то­го, было выявлено, что мимика презрения совершенно не вос­принимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет, следо­вательно, можно предположить, что презрение является социа-

Читайте также:  Стресс тесты для предприятий

лизированной формой гнева. Интерес вообще склонны чаще причислять к числу мотивационных явлений.

Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных собы­тий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможе­нию психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подраз­деляются на стенические (от греч. sthenos — сила) — активизиру­ющие жизнедеятельность организма, побуждающие к дейс­твию (гнев, удивление и др.), и астенические — угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, мо­гут иметь как стенический, так и астенический характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразде­ляются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознан­ности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осозна­ние предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действия­ми, к которым она побуждает, — с другой. Изменение осозна­ния эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах:

неосознавание самого факта возникновения эмоций (на­пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождаю­щегося чувства и т. п.);

неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как от­сутствие заинтересованности);

неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недо­стойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

неправильная интерпретация связи между эмоцией и вы­званным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности де­лает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Перво­начально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и,

следовательно, были полностью осознаваемыми. Именно в пси­хоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистриру­ются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений служат их слабая интенсив­ность, а также действие особых блокирующих осознание меха­низмов (психологических защит). Кроме того, остаются неосоз­нанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

В зависимости от предметности, т. е. от связи эмоциональ­ных переживаний с конкретным объектом, эмоции бывают предметные и беспредметные.

В.К. Вилюнасом была предложена функциональная класси­фикация эмоций: по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности. Рассматривая эмоции в качест­ве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их:

на ведущие — переживания, окрашивающие в образе сре­ды предметы потребности и превращающие их тем самым в мо­тивы. Такие переживания являются непосредственным субъек­тивным коррелятом потребности, объективизируя ее в пред­метной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятель­ности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность;

производные — ситуативно значимые переживания, возни­кающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или за­трудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

В зависимости от степени произвольности, т. е. возможнос­ти произвольной регуляции и контроля поведения, эмоции бы­вают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представ­ляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень вы­раженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирова­ния и приобретенные, формирующиеся под влиянием индиви­дуального и социального опыта.

Согласно Г.А. Вартаняну и Е.С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными и жестко связан­ными с нарушением или восстановлением гомеостаза в орга­низме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловно-рефлекторными реакци­ями и являются безвероятностными (возникают в ответ на оп­ределенный внешний раздражитель с вероятностью, равной «1»). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в ре­зультате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие — связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением (неудовлетворением) витальных потребностей человека, и высшие — связанные с удовлетворени­ем (неудовлетворением) социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций так­же различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различ­ные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т. д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные ре­акции появляются обычно при однократном воздействии и от­личаются неустойчивостью, временным, преходящим характе­ром. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается су­щественных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные пе­реживания сопровождаются выраженными физиологически­ми и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристи­кам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмо­циональных явлений служит классификация Б.И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъектив­ной ценности для человека:

на альтруистические — возникающие на основе потреб­ности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);

коммуникативные — возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодар­ность, обожание и др.);

глорические — связанные с потребностью в самоутвержде­нии, славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязв­ленное самолюбие и др.);

праксические — вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностя­ми ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

пугнические — происходящие от потребности в преодоле­нии опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решитель­ности, соперничества и др.);

романтические — связанные со стремлением ко всему не­обычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

гностические — связанные с потребностью в познаватель­ной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

эстетические — связанные с лирическими переживания­ми, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

акизитивные — возникающие в связи с интересом к накоп­лению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

гедонистические — связанные с удовлетворением потреб­ности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботнос­ти, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Б.И. Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Вопросы для самоконтроля

Критерии в классификации эмоций.

Базовые эмоциональные модальности.

Базовые эмоции, выделяемые К. Изардом.

Влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

Формы изменения осознания эмоциональных переживаний.

12 Зак. 3128 353

Основные виды эмоций в зависимости от их субъективной ценности для человека.

Подходы к определению понятия «эмоция».

Различия познавательных и эмоциональных процессов.

Свойства, присущие эмоциям.

Основные структурные компоненты эмоционального реагирования.

Подходы к определению понятия «переживание».

Наиболее выразительные средства эмоциональной экспрессии.

Основные мимические изменения при различных эмоциях.

Факторы, оказывающие влияние на формирование мимического вы­ражения эмоций.

Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального на­пряжения.

Изменения в организме при различных эмоциональных переживаниях.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью