Интеллектуализация чувств ребенка наступает

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Коррекционная педагогика
  • Интеллектуальные чувства дошкольников, как составная часть мыслительной деятельности

Интеллектуальные чувства дошкольников, как составная часть мыслительной деятельности

Интеллектуальные чувства дошкольников,
как составная часть мыслительной деятельности

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».

(Умственное и нравственное воспитание детей от первого

проявления сознания до школьного возраста)

В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.

Различают следующие виды высших чувств:

  • моральные (нравственные, этические), которые формируются в процессе воспитания;
  • эстетические, в их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты;
  • интеллектуальные, они проявляются в процессе познавательной деятельности;
  • практические (праксические), порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью;

Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

К интеллектуальным чувствам относятся:

Чувство нового возникает при поиске нового.

Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным. Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.

Чувство догадки – всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.

Чувство сомнения – является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами и это побуждает к проверке добытой информации.

Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.

Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.

Интеллектуальные чувства – чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.

Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия, дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью – все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.

Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Читайте также:  Без чувств что это означает

Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально – типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого – подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова, вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.

Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался добывать их самостоятельно, и умел применить в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.

Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как она представляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.

Немаловажное значение я отдаю играм с природным, рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего – либо на собственном опыте.

Источник

Развивающие занятия, которые калечат. Интеллектуализация дошкольников.

Этот текст преимущественно касается дошкольников и младших школьников, но мы полагаем, что каждому родителю будет полезно с ним ознакомиться.

Развивающие занятия сейчас популярны как никогда. Интернет пестрит предложениями от адекватных до безумных, от азов математики для дошкольника до профориентации в детском саду. Все развивающие программы реагируют на запрос потенциальных клиентов: родитель любит развивать ребенка.

Ребенок развивается не только на занятиях.

Приучая ребенка мыть посуду или записывая его на курсы дзюдо, родитель развивает в ребенке новые навыки. Взаимодействие с другими людьми, игры развивают у ребенка навыки саморегуляции, формируют представление о нормах поведения в группе. Обучение происходит в любом случае, но у всех с разной скоростью. Таким образом, если показывать и рассказывать, давать попробовать сделать что-то самостоятельно, помогать ребенку, его уже можно многому научить.

Навыки могут быть полезны ребенку, на занятиях он их осваивает успешно, казалось бы, в чем проблема?

Главный учитель дошкольника – родитель.

Ребенку дошкольного возраста интересно и нравится учиться, но этот процесс является довольно спонтанным. Мудрый родитель может подкладывать ребенку интересные книжки с картинками, ходить в зоопарк и изучать животных, читать вместе вывески, считать в уме… Но не только самими знаниями и навыками это ценно, а еще и временем, проводимым вместе, вниманием, оказываемым родителем.

Может – не значит нужно.

Дети сейчас быстрее осваивают информационные технологии, легче ладят с техникой. И рекламные объявления некоторых компаний не врут: ребенка действительно можно научить читать и считать уже в 3-4 года, он может запоминать информацию, которая ему «пригодится» в будущем, повышая его эрудицию. Однако развитие ребенка – не спорт. То, что ребенок способен освоить какой-либо материал или навык еще не значит, что ребенка этому надо учить. Прежде чем начать учить, важно понять «зачем»?

Возраст – не просто цифра. Возрастные особенности важно учитывать

Возрастные особенности и задачи возраста – объемная и важная тема. Иногда, прилагая усилия к развитию «на опережение», мы лишаем ребенка возможности освоить то, что входит в задачи его возраста. Говоря про дошкольников, это:

  • Опыт общения со сверстниками в свободной игре
  • Навыки мелкой моторики (рисовать, вырезать, лепить,)
  • Навыки крупной моторики (управление телом: бегать, прыгать, лазать)
  • Спонтанные мысли и действия, которыми ребенок занимает себя (фантазии – основа креативности)
  • Экспериментирование (самостоятельное творчество не по инструкции)
  • Свободное переживание эмоций (первичное навыки их выражения и контроля)
Читайте также:  Как понять что ты чувствуешь мертвых

Довольно объемный список навыков, согласитесь. И эти задачи не взаимоисключающие, они равнозначны. Все это формируются у ребенка в процессе спонтанной активности, и важно правильно понимать, зачем они ребенку.

Например, навыки мелкой моторики нужны для того, чтобы ребенок мог держать в руках ручку или карандаш; ребенок с развитой мелкой моторикой легче освоит написание букв и цифр, также это полезно и для развития речи. Однако это не значит, что ребенку надо давать прописи до школы. Лучше учиться завязывать шнурки, собирать Лего, делать поделки своими руками вместе и т.д.

Мы рекомендуем почитать про возрастные особенности в случае возникновения сомнений. Доступно и понятно о взаимодействии с детьми разного возраста писали:

  • Гиппенрейтер Юлия Борисовна
  • Петрановская Людмила Владимировна

Вопросы про задачи возраста также задавались нашим специалистам, ответы на эти вопросы вошли в книгу Яничевой Татьяны Гелиевны «Полезная книга для хороших родителей», ее можно приобрести в офисе «Архитектуры будущего».

В случае, если у Вас есть желание и готовность изучить академическую литературу, стоит почитать Выготского Льва Семеновича. Так же можно ознакомиться с книгой Эльконина Д.Б. «Психология игры».

С особой осторожностью рекомендуем относиться к книгам и статьям, обещающим превратить Вашего ребенка в маленького гения с помощью нового и универсального метода.

Главное заблуждение в процессе «подготовки к школе» — ее форсирование.

Мы смотрим на мир каждый под своим углом. Взрослый, пытаясь понять ребенка, все равно остается взрослым. Если взрослому предстоит переход на новую работу, где он столкнется с новыми задачами, он может начать готовиться заранее, сократив период адаптации. Это звучит логично, почему бы не применить этот же принцип к ребенку, который пойдет в школу, особенно, если он неплохо поддается обучению?

Если бы все было так просто, давно бы уже возникли образовательные учреждения для дошкольников, где дети бы умножали трехзначные числа и читали Шекспира. Но мы забываем, что ребенок развивается не только обучаясь, но и играя, общаясь. Отнимая у ребенка свободное взаимодействие с окружающим миром и сажая его за парту, мы лишаем его простых познавательных удовольствий в пользу некоего «надо». Школа итак будет делать это на протяжении 10-11 лет.

Разумеется, некорректно говорить, что ребенка вообще не надо водить на развивающие занятия. Все может быть полезно в меру. Родителю важно понимать цель занятий, она должна пересекаться с интересами ребенка, может быть необходимой для подготовки ребенка к школе или последующим жизненным этапам (например, умение завязывать шнурки, застегивать рубашку).

Например, детей могут учить чтению с помощью карточек Глена Домана. Методика была разработана для реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Однако часто ее используют для обучения чтения детей в возрасте от 1.5 лет. Ребенку показывают карточку с изображением коровы, под которой крупными буквами написано КОРОВА. И ребенок будет узнавать это слово в тексте, произносить его. Однако подобное «опережающее обучение» реально не учит его чтению: ребенок не способен разделить слово на слоги, переносить, менять окончание. Поэтому, когда ребенок подрастет, у него могут возникнуть трудности с преобразованием и использованием выученных подобным образом слов.

Результат: снижение мотивации.

Основная задача подготовки к школе – адаптация к режиму, знакомство с ним в смягченной и игровой форме, а не знакомство-изучение материала.

Что говорят дети, которые сели за школьную скамью до школы:

«Мама, я это уже делал до школы, почему я должен это делать снова»

«Я не хочу идти в школу, меня уже это достало читать, считать, писать…»

«Я устал и больше этого не хочу»

Если ребенок устает еще до подготовки к школе, вряд ли он будет ее любить, когда станет учеником.

Результат: «хандра умников» — интеллектуализация эмоциональной сферы.

Интеллектуализация – попытка понять чувства (свои или чужие) путем рационального подхода.

Основная причина интеллектуализации – неготовность человека принять свои или чужие эмоции. Если большая часть жизненного опыта ребенка связана с решением интеллектуальных задач, то, сталкиваясь с задачами, требующими сопереживания другому или осознания своих эмоций, ребенок может подключить свою «сильную сторону» — интеллект.

  • Интеллектуализация собственных эмоций часто становится причиной большинства взаимных непониманий. Не зная себя, не отслеживая свое состояние, не замечая, как оно проявляется в интонации и выражении лица, ребенок не понимает других. Говоря сложными и длинными словами, такие дети все равно «оголяют» свои эмоции, вот почему окружающие и говорят про них, что они «умничают», высокомерны, агрессивны.
Читайте также:  Как не чувствовать голод ночью

Могут возникнуть трудности с проговариванием своих эмоций:

Взр: «Зачем ты смял свою поделку?»

Реб: «Она у меня не получилась»

Взр: «А что именно не получилось?»

Взр: «А зачем ты смял тогда всю ее?»

Как следствие, другие реагируют на эмоции, которых он сам не замечает:

Реб: «Вообще-то вы не правы. У вас ошибка на доске.»

Учитель: «Говорим только по поднятой руке»

Реб: «Но вы же неправы!»

  • Интеллектуализация чужих эмоций – это попытки «объективно» трактовать поведение окружающих. Ребенок сосредоточен на том, «что я говорю», а не «как я это говорю». В результате он попадает в круговорот конфликта:

Взр: «Антоша, скажи, почему Варя плачет?»

Реб: «Я сказал, что у нее тупой рисунок»

Взр: «Как думаешь, ей приятно было это слышать?»

Реб: «Не знаю. Но рисунок и правда тупой!»

Делая акцент на логике, ребенок не успевает следить за спонтанностью общения, не понимает, почему все смеются над ним, и никто не хочет с ним играть.

Вырастая, «одаренные» дети образуют вокруг себя своеобразный «эмоциональный барьер», они не чувствуют эмоции окружающих, но слишком внимательны к своим чувствам, не отдавая себе в этом отчет. Пытаясь справиться со своим состоянием, они работают с ним как с задачей.

Выбирая между логикой и интуицией в общении, они выбирают логику. Пытаясь понять, готов ли человек с ними общаться, они будут рассматривать отдельно закрытую позу, положение стоп, наличие улыбки на лице, направление взгляда.

Результат: настолько умный – что общается со взрослыми на равных.

Родителям нравится, когда можно общаться с ребенком на равных, спокойно и конструктивно. В целом это достоинство ребенка, если ему легко общаться со взрослыми. Но получается ли у него также легко общаться со сверстниками?

Например, в одной комнате сидят и общаются несколько родителей, а в другой – их дети-ровесники. Ребенок уходит к родителям, потому что там «слишком шумно», и это происходит регулярно в любом кругу сверстников. Можно предположить, что ребенку непросто справиться со «шквалом эмоций» других детей. Общение с родителями и взрослыми более безопасно и комфортно. Когда же ребенок вырастет, и сам будет «взрослым», он уже не сможет наверстать опыт общения с людьми своего возраста.

Результат: «Социальные Маугли» или не весь опыт наверстывается.

Ребенок, не получивший опыта свободного взаимодействия в благоприятном для этого возрасте (2-3 год), может испытывать затруднения в адаптации в последующие периоды.

Так называемые «дети-маугли», одичавшие дети, отделенные от людей в первые 3-6 лет жизни в среде джунглей, не могут обучиться языку и прямохождению.

Точно так же и «одаренные дети», которых активно обучают в 2-4 года, отправляют на усиленные курсы или домашнее обучение в школе, могут испытывать трудности в адаптации среди сверстников.

Счастливыми нас делают не только научные и карьерные достижения, но и поддержка близких и друзей, самореализация. Все это невозможно, если человек не готов слушать себя, свое состояние, свои эмоции.

В заключение:

Мы, конечно же не говорим про то, что любое развивающее занятие вредит ребенку.

Мы говорим о том, что любое развивающее занятие должно решать задачи возраста, а не препятствовать их решению. Кроме того, важно четко понимать цель занятий кружков и курсов.

Самое сложное – найти «золотую середину», не оставив без внимания интеллектуальный потенциал ребенка, но и дав ему прожить полноценное детство.

В случае возникновения спорных вопросов специалисты Архитектуры будущего всегда готовы помочь родителям в поиске решения.

Источник

Оцените статью