Инструменты для проработки эмоционального состояния

Пять инструментов для управления эмоциями

«Business Excellence» Апрель 2012

Эмоции — пока еще мало освоенный, но очень перспективный ресурс в управлении бизнесом. Локальная революция в этой области произошла после публикации книг выдающегося американского психолога Дэниела Гоулмена «Эмоциональный интеллект» и «Практика эмоционального интеллекта». Именно тогда многие руководители начали признавать легитимность эмоций в деловой среде.

бизнес-тренер, консультант по развитию корпоративной культуры, коуч

Эмоции — пока еще мало освоенный, но очень перспективный ресурс в управлении бизнесом. Локальная революция в этой области произошла после публикации книг выдающегося американского психолога Дэниела Гоулмена «Эмоциональный интеллект» и «Практика эмоционального интеллекта». Именно тогда многие руководители начали признавать легитимность эмоций в деловой среде.

Автору этих строк как­то довелось услышать очень точную метафору: «Правильные эмоции в бизнесе — это как смазка в двигателе». То, что в компаниях признают и внимательно относятся к эмоциям, начинает чувствоваться буквально на входе в офис: охранник приветливо здоровается с вами и помогает приложить пропуск и пройти через турникет. По сравнению с застойно-перестроечными временами это просто фантастика. Вместо спящих бабушек и «киборгов» в черной униформе на входе нормальные живые люди! Всего лишь одна естественная человеческая улыбка, но она действует на тебя ровно те 30 секунд, пока ты идешь до лифта. А у лифта тоже нормальные люди — улыбаются и слегка кивают вам, разговаривают о работе, обсуждают коллег и начальство, проекты — но как­то спокойно и светло. И ты заходишь в нужный кабинет с уверенностью, что все будет хорошо и с этой компаний в любом случае можно иметь дело. Конечно, у нас еще много просто проходных и КПП, особенно на промышленных предприятиях, но ситуация начинает меняться — и это не может не радовать.

Инструменты, которые описаны в этой статье, направлены на решение одной задачи — повысить эффективность управления. Для того чтобы эти инструменты действительно стали вашими помощниками, нужна лишь одна вещь — регулярная тренировка и формирование соответствующего навыка, доведение его до полного автоматизма. Обычно тренировка занимает 3—4 недели, такова наша психофизиология, она инерционна и требует времени — зато дальше будет просто работать на вас всю оставшуюся жизнь.

ВНИМАНИЕ К ЭМОЦИЯМ

Эмоции являются очень точным индикатором состояния ваших дел. Если бизнес выстроен правильно и все идет так, как задумано, то эмоции позитивные: от спокойной уверенности до легкого азарта или, как сейчас модно говорить, драйва. Если же вы сами и ваши подчиненные чувствуете слишком сильную эйфорию это возможный сигнал заблуждений, иллюзий, необоснованных ожиданий. Ну а если эмоции негативные — от легкого уныния и подавленности до страха и гнева — значит точно что­то идет не так, и надо разбираться. Что именно работает неправильно, это уже вопрос классического менедж­мента, но эмоции являются точным индикатором, зелеными и красными лампочками на приборной панели бизнеса.

Самое приятное, что нам вообще не надо учиться распознавать эмоции, мы умеем делать это с самого рождения. Надо просто начать обращать на них внимание. Подходит сотрудник с вопросом: какая эмоция его сопровождает? Спокойствие или раздражение? Уходит кто­то с вашим поручением: это для него радость, страх или безразличие? Собрались люди на совещание: какие эмоции пришли с ними? Вы выбираете лучшее решение из двух или трех: какие эмоции приходят к вам вместе с этими вариантами? Думаю, что вы согласитесь с тем, что спокойная уверенность это однозначный индикатор лучшего решения. А если ни одно из имеющихся решений не придает вам уверенности? Лично для меня это означает только одно — надо искать дальше. Все это, естественно, работает и в обычной жизни, не только в бизнесе.

ИСКРЕННЯЯ УЛЫБКА САМОМУ СЕБЕ

Давайте сразу признаем, что улыбнуться искренне — не всегда просто. Заметьте, разговор идет именно об искренней улыбке. И, конечно, улыбка не всегда может быть к месту. В какой­то степени культура компании это отражение культуры первого лица, ее руководителя.

Если посмотреть чуть глубже, то способность искренне улыбнуться это точный показатель вашего идеального внутреннего состояния. Поэтому, если с утра вы не можете сесть перед зеркалом и спокойно посидеть пять минут, улыбаясь самому себе, что­то в вашей жизни не так: или с тайм-менеджментом, или с делами на работе, или с личной жизнью. Да, возможно в вашей семье сейчас кто­то болеет, но тем более — вы же понимаете, что грустью и унынием делу не поможешь? И гневом на подчиненных проблемы тоже не решишь. Ну или решишь, но только на какое­то короткое время… В итоге снова получаем диагностику, только более глубокую: не получается пять минут улыбаться самому себе, значит надо серьезно задуматься о жизни.

Читайте также:  Зимой нет настроения как его поднять

Как можно задуматься о жизни? Есть очень простой, но пока мало кем применяемый инструмент, так что это еще и ваше возможное конкурентное преимущество. Надо любым способом убедить себя расслабиться и все­таки посидеть эти пять минут перед зеркалом. Каждое утро, на протяжении хотя бы двух-трех недель. Расслабление мимических мышц (можно сделать руками массаж лица самому себе) чудесным образом будет приводить ваши эмоции, а затем и мысли в более спокойное и конструктивное русло. И вы сами постепенно увидите ответ, что надо делать. Срок в две­три недели кажется достаточно большим, но нашим­то привычкам по 30—40 лет! И чтобы изменить их, нужно время.

И еще один важный момент! Улыбка должна быть легкой, расслабленной и уверенной одновременно. И если вы перед зеркалом чувствуете, что начинаете зажиматься, улыбка кривится, не надо ее удерживать. Просто встаньте, сделайте еще раз массаж, погримасничайте (можно прямо перед зеркалом!), вспомните о приятных моментах вашей жизни и снова сядьте со спокойной искренней улыбкой. Пусть всего на две секунды, но это именно то, что надо — естественно и без усилий улыбнуться самому себе, принять самого себя. Завтра у вас получится улыбнуться на десять секунд и это будет огромный шаг к успеху.

Когда устойчивость искренней улыбки будет длиться более трех минут, можете тренироваться дальше. Ставьте к зеркалу фотографию человека, с которым вы хотите улучшить отношения (может быть, шефа или коллеги, который вызывает у вас неприязнь), и точно так же искренне улыбайтесь самому себе, удерживая в поле зрения и фотографию. Пройдет несколько дней, и вы увидите, как постепенно теплеют ваши отношения. Возможно, это произойдет через кризис или конфликт, но этот конфликт будет скорее конструктивным и пойдет вам обоим на пользу.

БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА В РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Интересно, что количество негативных эмоций у человека превышает количество позитивных в несколько раз. Это соотношение досталось нам от предков, которым больше приходилось остерегаться и защищаться друг от друга, чем радоваться. Но одновременно у нас есть и мозг, который может сознательно контролировать эмоции и помогать создавать нужную эмоциональную среду, например на работе. Результатом будет увеличение производительности, снижение количества ошибок, повышение креативности и возросшая лояльность персонала.

Что же надо сделать, чтобы получить деловые отношения?

Первое — говорить «спасибо» своим сотрудникам. Не просто обезличенно­командное «Хорошо, иди», а именно персональное — «Спасибо!». Вы замечаете, что в последние годы продавцы на рынках стали благодарить нас за покупку? Все очень просто — мы же купили помидоры или мясо именно у них, а не у их соседей, они получили от вас прибыль. А если вы, кроме просто «спасибо», еще и дадите человеку более­менее развернутый комментарий по его работе, так называемую конструктивную обратную связь, это будет совсем здорово. Ваш сотрудник или коллега будет не только чувствовать признание, но и понимать, что вы заинтересованы в нем и в его развитии. Если нет времени поговорить развернуто прямо сейчас, вы всегда можете сказать: «Спасибо, я все внимательно посмотрю, и мы обязательно поговорим с тобой чуть позже».

Джим Лоэр и Тони Шварц, написавшие книгу «Жизнь на полной мощности», рассказывают об успешных изменениях, которые при их участии внедрили крупные корпорации, такие как PepsiCo, Sony и многие другие. Оказывается, эмоциональная энергия менеджера требует внимания и может развиваться подобно тому, как тренируется физическая энергия спортсмена. И в самом деле, спортсмены уделяют много внимания тренировкам и подходят к этому профессионально. Если считать, что эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность менеджера составляют более 50%, а по некоторым оценкам до 85% вклада в результативность управления, то стоит задуматься, может быть менеджерам пора начать подбирать себе тренеров и программы для тренировки эмоциональной энергии? Впрочем, многие успешные менеджеры уже давно это делают. Что же можно сделать реального в наших условиях, с чего начать?

Введите в свой рабочий график от трех до восьми перерывов. Общее время перерывов должно составлять порядка 15—20% от рабочего дня, а сами перерывы могут длиться от 15 до 30 минут. Не бойтесь за время — вы же все равно делаете 80% важных дел за 20% времени, а остальное время не так ценно. В крайнем случае, делегируйте на месяц кому-нибудь из сотрудников свои не слишком важные задачи — главное, найдите время. Потом вы вернетесь к свои задачам и даже будете делать больше. Нужны лишь те самые три­четыре недели для внедрения изменений.

Читайте также:  Как научится чувствовать запахи

Что делать в эти перерывы? Первые пять минут используйте для небольшой зарядки. Главное — размять все суставы, которые сможете: подойдут любые вращения, махи, наклоны. Усилие неважно, главное — максимальная амплитуда движений и максимальное количество суставов: от пальцев рук и ног до шеи и поясницы. Затем в течение десяти минут, сидя в кабинете, в свободной переговорной или в любом другом тихом месте, просто побудьте наедине с собой, сидя, с прямой спиной и с открытыми глазами, чуть опустив взгляд на расстоянии двух-трех метров от себя. Вспомните о хорошем в вашей жизни, о том, для чего вы работаете и живете. Это может быть семья, это может быть ваше профессиональное развитие, это могут быть духовные ценности, все то, что придает вашим действиям смысл и силы. Вы же не просто так работаете на акционера, государство или любого другого работодателя? То, ради чего вы живете — это мощнейший ресурс для восстановления вашей эмоциональной энергии, возможно, это ресурс глубинный и скрытый, но он всегда есть.

УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ ЗА ПОЛМИНУТЫ

Несколько лет назад один из участников тренинга, руководитель департамента в крупном банке, в прошлом боевой офицер, рассказал, как он справляется со своим гневом, и задал вопрос, насколько это правильно. Вот его рассказ:

«Заходит ко мне в кабинет подчиненный, а он наделал немало ошибок вчера, и я его просто убить готов. Но я же в приличной организации работаю, понимаю, что даже ругаться нельзя. А у меня все тело как будто кровью наливается, все кипит… Ну и я, конечно, мысленно, применяю к нему физическое воздействие. И внутри все так тепло становится, и с ним уже спокойно разговариваю, решаем, что делать будем. Только вот чувство какое­то нехорошее все равно остается, как будто и вправду избил человека».

Вся группа, конечно, хором сказала (а это были в основном женщины), что наши мысли материальны и бить людей даже в воображении — нельзя. Но этот участник удивительно точно описал эффект сильного выброса адреналина в момент гнева. Что же делать в такой ситуации, как справиться с подобными эмоциями?

Ответ достаточно прост: сжечь этот адреналин, но только без вреда для себя и окружающих. Можно даже обойтись без палки и чучела начальника, это тоже не самый лучший способ эмоциональной разрядки. Делаем вот что: сжимаем кисти рук и, удерживая напряжение в кистях, напрягаем предплечья и плечи. Это упражнение можно делать прямо в кресле, на рабочем месте. Далее делаем то же самое с ногами: напрягаем все мышцы, одновременно удерживая напряжение в руках. Если сердце и сосуды в порядке, включаем в напряжение все тело, если нет, то достаточно рук и ног. И делаем это на выдохе, практически одновременно напрягаем все тело, а затем задерживаем дыхание и столько, сколько можем не вдыхать, постоянно усиливаем напряжение, сканируя все тело. Если почувствовали, что где­то что­то расслабляется, — напрягаете. И так до максимума, пока не сможете продолжать задержку дыхания, потом — вдох и резкое расслабление. В качестве эффекта вы почувствуете сильное тепло по всему организму — это означает, что вы сделали все правильно. Достаточно повторять это упражнение три­пять раз в день, и через неделю вам будет достаточно 30­секундного напряжения с задержкой дыхания, чтобы сбросить лишний гнев и агрессию. Через несколько недель регулярных упражнений вам будет достаточно представить, что вы делаете это упражнение, и оно будет давать эффект тепла и расслабления. Самое главное — не забывать применять это упражнение в реальных стрессовых ситуациях. Но чтобы начать использовать этот прием, надо хотя бы несколько раз отработать его в спокойной обстановке.

Опыт тренерской работы — c 1997 года. В 1987 году окончил Ижевский механический институт, в 2003 году проходил программу повышения квалификации в Волго­Вятской академии государственной службы, в 2008 году — Национальный институт здоровья. Владеет традиционными системами оздоровления.

Родился 7 марта 1946 года в небольшом городке Стоктон (Калифорния).Основатель группы по исследованию социального и эмоционального обучения при университете Иллинойса в Чикаго. По мнению Дэниела Гоулмена, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект. Гоулмен внес значительный вклад в исследования эмоционального интеллекта в бизнесе для обучения руководителей, приема персонала, изменения организационной культуры компаний.

Источник

Методы эмоциональной проработки

Во время исполнения своей работы человек может испытывать гнев, обиду, радостное возбуждение, счастье, испуг, удовлетворенность или тревогу. Все эти эмоциональные состояния являются нормальными для любой сферы человеческой жизнедеятельности, к которой человек прикладывает свои усилия. При этом нельзя держать чувства в себе, необходимо разработать конкретные методы для идентификации и «проработки» этих чувств. Подобные чувства не должны оставаться внутри, увеличивая риск негативных настроений и состояний, таких, как гнев, депрессия или тревога, неуместного лидерского поведения, соматических проблем.

Читайте также:  Как понять что чувствует парень по отношению ко мне

Некоторым людям намного проще осознать на эмоциональном уровне, каково их состояние в данный момент, чем другим. Это умение «осознавать» можно развить в себе. Эмоциональное осознание собственных чувств позволяет нам:

принимать активные меры, направленные на то, чтобы избежать демонстрации профессионально неуместных чувств;

принимать активные меры для «разрядки» негативных чувств позитивными способами, позволяющими уменьшить стресс и ощущение дискомфорта.

Какие шаги необходимо сделать для того, чтобы развить способность осознавать свое эмоциональное состояние? Этот процесс включает самонаблюдение, при котором в определенные моменты отслеживается собственное эмоциональное состояние, мониторинг физических и физиологических признаков, а также процессы активной рефлексии, такие, как разговор или ведение записей.

Проверки своего эмоционального состояния

Существует множество признаков, позволяющих нам узнать, какие чувства и эмоции управляют нами в данный момент времени. Проблема состоит в том, что в течение напряженного рабочего дня мы редко находим время для того, чтобы остановиться и действительно понять, что происходит внутри нас. Именно поэтому может оказаться полезным специально отвести несколько минут своего рабочего дня на то, чтобы отойти от суеты сиюминутных дел и понять, что происходит с нами на эмоциональном уровне.

Краткие перерывы для проверки своего эмоционального состояния способствуют достижению более высокого уровня исполнения, а также снижению риска хронического стресса.

Поэкспериментируйте с проверками — попробуйте проводить их с различной частотой и в разных местах. Для некоторых проверки эмоционального состояния будут наиболее эффективными, если их проводить каждые несколько часов, а другие смогут достичь большего успеха, если объединят все проверки в одну во время продолжительной прогулки в обеденный перерыв. Нет такого подхода, который можно назвать оптимальным. Экспериментируя с различными подходами, вы усиливаете ощущение собственной силы и собственных возможностей.

Во многих случаях физические и физиологические признаки могут дать полезную информацию о тех чувствах, которые вы испытываете на самом деле.

Мониторинг физических и физиологических признаков

Собственное тело может стать очень полезным инструментом, подающим сигналы о том, что с нами происходит на уровне эмоций. Эти сигналы многочисленны и разнообразны, но требуют некоторого внимания.

Существует ряд физических сигналов и телесных ощущений, которые говорят о наличии чувств.

Наряженные мышцы, особенно в области плеч и шеи, могут свидетельствовать о наличии чувств, особенно гнева и напряжения.

Ощущение напряженности и бурления в животе могут сигнализировать о тревоге, беспокойстве или страхе.

Головная боль или трудности с концентрацией внимания может говорить о гневе или напряжении.

Сердцебиение или поверхностное дыхание может означать начало реакции «убегать или сражаться» в присутствии угрожающего стимула.

У каждого человека могут быть свои признаки тех или иных эмоций. Определите, какие признаки присущи именно вам. Понаблюдайте за собой в стрессовых ситуациях и отметьте, что происходит в вашем теле. Четкое понимание связи между своими эмоциями и телесными реакциями помогает не стать пленником собственных чувств.

Ведение дневника

Ведение дневника — это процесс, который вы можете использовать для того, чтобы освободиться от груза сильных эмоций, которые могут накапливаться в периоды тяжелой работы.

Цель ведения дневника — дать возможность вам в конфиденциальной и свободной форме выразить и снизить свои негативные чувства. При этом используется метод «потока сознания», позволяющий выразить и отразить любые чувства, всплывающие в связи с возникшей проблемой. Не следует пытаться составить связный рассказ, у которого непременно должно быть начало, середина и конец. Такая свободная форма ведения записей, не скованная никакими ограничениями по стилю, объему или содержанию, может стать великолепным инструментом для проработки сильных неприятных чувств. Сделав такого рода записи, человек обычно чувствует себя лучше, менее напряженным, чувства владеют им не так сильно, он легче может переключиться и заняться чем-нибудь другим, не тратя времени на негативные чувства. Нет особой необходимости ни хранить эти записи, ни уничтожать их. Некоторые предпочитают сохранять свои записи и вести что-то вроде постоянного дневника, что дает им возможность в течение длительного периода времени посмотреть, как развиваются постоянно существующие проблемы в течение или отслеживать те положительные изменения, которых им удалось добиться в борьбе со стрессом и неприятными переживаниями. Другие чувствуют себя более уверенно, уничтожив записи в конце дня. Это дает им большую уверенность в конфиденциальности и в том, что их личное дело останется их личным делом.

Источник

Оцените статью