Инструментальная эмоция что это

Инструментальная эмоция что это

Библиографическая ссылка на статью:
Вохминцева М.В. Методы инструментального контроля человеческих эмоций // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85476 (дата обращения: 05.10.2021).

Каждый человек в жизни испытывал хоть раз в жизни страх, любовь, радость, смятение, огорчение, злость. Мы испытываем различный спектр эмоций в зависимости от происходящей с нами ситуации. Школьник радуется своей первой пятерке, спортсмен впечатлен своими результатами на соревнованиях, мама плачет от счастья, потому что ее малыш сделал первый шаг. Тысячи эмоций испытывает каждый человек на протяжении всей своей жизни.

Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к определенной ситуации или ее будущему продолжению [1]. Любая эмоция всегда связана с определенным человеком, в частности с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.

Возникновение эмоций связано с поступлением определенных импульсов в человеческий мозг. Характер этих импульсов зависит от внешних обстоятельств и воздействий. Все эмоции разделяются на два потока. Один поток направлен в те зоны головного мозга, где смысл импульсов отображается в виде определенных ощущений. Другой поток эмоций приходит в те отделы мозга, где создается отношение этих воздействий к потребностям человеческого организма, которые переживаются в виде эмоций в данной ситуации [2].

Любая человеческая эмоция имеет две стороны: субъективную и объективную. Субъективная сторона это то, что человек переживает внутри себя, все его страхи и сомнения. Объективной стороной является внешнее проявление эмоций – смех, слезы, крик, улыбка [2].

Все эмоции характеризуются тремя составляющими. Первой является переживание или осознание в психике ощущением эмоции. Второй составляющая – это процессы, происходящие в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах человеческого организма. Например, у многих людей возникают проблемы с пищеварением из-за переживаний, сомнений и страхов. И наконец, третья составляющая – это наблюдаемые выразительные комплексы эмоций. Особо подробным комплексом является человеческое лицо, способное более четко и подробно описать его внутренние эмоции.

А возможно ли измерить величину человеческой эмоции? На сколько процентов мы испытываем радость от успехов в учебе или на работе? В какой мере мы огорчены неприятностями в семье? На эти вопросы способны ответить приборы, способные измерить человеческие состояния.

Так же существует способы измерить склонность человека к эмпатии.

Эмпатия – умение сопереживать другим людям, умение понять эмоции человека в определенной ситуации. Рассмотрим некоторые инструментальные способы измерить человеческие эмоции.

Одним из уникальных изобретений в области человеческих эмоций является психофизиометр. Создателем данного прибора является Сергей Нора – студент Новгородского университета [3]. Изобретение можно использовать в медицине, с помощью психофизометра можно диагностировать заболевания нервной системы. Данный прибор способен замечать даже незначительные изменения в эмоциональном и психическом состоянии человека. Данный прибор находится на стадии доработки, но уже является уникальным и не имеет аналогов в России.

Работа психофизиометра основана на измерении дыхания и пульса человека при различных внешних раздражителях. Необходимо проведение 10 или более сеансов на приборе, чтобы ответить на вопрос, в какой степени психика человека устойчива к стрессам и изменениям в окружающей среде. Так же психофизиометр следит за изменениями в организме такими как, изменение ширины зрачка, общий тонус мышц, потоотделение, биохимический состав крови [3].

К человеку подсоединяются контакты психофизиометра, а сама аппаратура подключается к компьютеру. Данные, полученные с психофизиометра, отслеживает специалист на экране компьютера.

Данные, полученные в ходе измерений, показывают, какие эмоции испытывает человек и уже можно сделать вывод, что прибор более точно определить внутренние эмоции человека, чем специалист [3].

Сейчас аппарат находится в стадии доработки и имеет громоздкий вид, однако ученые и исследователи уверены, что студент Сергей Нора сделал огромный вклад в изучение психофизиологических изменений и состояний человека. Данный прибор позволит определять заболевания нервной системы на ранних стадиях, поможет заблаговременно начать лечение и профилактику заболеваний. Так же ученые предлагают использовать данный прибор при приеме на работу, таких профессий как врачи, спасатели, специалисты силовых ведомств.

Читайте также:  Что такое чувство пресыщения

Еще одним прибором, способным оценить внутренние человеческие состояния является полиграф. Полиграф – техническое средство, используемое при проведении психофизиологических исследований для регистрации анализа дыхательной системы, сердечнососудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также других физиологических параметров с представлением результатов регистрации этих параметров в любом доступном виде [4].

Области применения полиграфа различны, например расследования преступлений, причастность лиц к делу, достоверность показаний свидетелей; скрининговые расследования – проверки рабочего персонала на правильность профессиональных обязанностей, проверки за безопасностью или нарушениями, оценка работоспособности людей. При работе на полиграфе человеку должны задаваться четко сформулированные вопросы, предполагаемые только ответы «да» или «нет». Не допускаются неясности, сомнения или лишние слова. Преимущественно должны задаваться короткие вопросы с ключевыми словами в конце.

Полиграф предназначен для регистрации и записи физиологических параметров. Результат записи полученных параметров с прибора называется полиграммой. Полиграммы состоит из трех компонентов: фон; реакция; артефакт [4].

Фон – состояние всех параметров человека в состояния покоя. Фон характеризуется устойчивостью параметров, он выглядит как, физиологическая норма, свойственная определенному человеку в определенных ситуациях.

Реакция – это заметное изменение параметров в ходе экспериментального исследования.

Артефакт – заметное (по сравнению с фоном) изменение динамики физиологического процесса, не связанное с предъявляемыми стимулами. Например, кашель, болевые ощущения, шумовые помехи.

В результате рассмотрены два прибора, способные измерить психофизиологические состояния человека. Но невозможно утверждать стопроцентную достоверность данных приборов. Множество ученых и исследователей наблюдают за людьми, их изменениями, разрабатывают приборы и методы проверки человеческих эмоций и ощущений, но человеческий мозг остается уникальным изобретением природы с различным спектром загадок и вопросов.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев
Читайте также:  Организм чувствителен ко всему

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

Читайте также:  Сценарий тренинга эмоционального интеллекта

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью