- 3. Инициатива против чувства вины
- Читайте также
- Как избавиться от чувства вины?
- Противоядие от чувства вины и стыда
- Внушение чувства вины
- Освободитесь от чувства вины
- Практикум Как избавляться от чувства вины
- Как защитить себя от чувства вины
- Разделение чувства вины и ответственности
- Источники возникновения чувства вины
- Оценка чувства вины
- Бессознательные чувства стыда и вины
- Инициативность против чувства вины (3-5 лет).
3. Инициатива против чувства вины
3. Инициатива против чувства вины
В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения, является инициатива. Критерии для распознавания всех этих новых чувств и качеств одни и те же: кризис, в той или иной степени подавлявший активность ребенка его неумелыми действиями и страхом, разрешается в том смысле, что кажется, будто ребенок сразу «повзрослел и душой, и телом». Теперь он выглядит «в большей степени самим собой», кажется более любящим, ненапряженным и живым в суждениях, более активным и активизирующим. Он свободен распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и приближаться к желаемому (даже если оно кажется сомнительным и, более того, опасным) неунизительным и более точным путем. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление «атаковать» задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости.
Я знаю, что само слово «инициатива» для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. И все-таки, инициатива — это необходимая часть всякого дела; человеку необходимо чувство инициативы независимо от того, что он делает и чему учится — от собирания плодов до системы свободного предпринимательства.
Ходячая стадия и стадия инфантильной генитальности добавляют к инвентарю основных социальных модальностей модальность «делания» («making»), преимущественно в смысле «быть занятым чем-то исключительно в корыстных (личных) целях». [Эриксон употребляет здесь двусмысленное выражение «being on the make» (1. развиваться, делать карьеру; 2. искать и добиваться сексуальной близости), чтобы подчеркнуть связь инициативы с локомоторной и фаллической стадиями развития. — Прим. пер.] Нет более простого и более сильного слова для обозначения этой модальности, чем «make»; оно предполагает получение удовольствия от того, что человек что-то предпринимает (или что-то / кого-то атакует) и достигает цели (побеждает). У мальчиков акцент сохраняется на фаллически-интрузивных модусах; у девочек акцент переносится на модусы «захватывания» («catching»), проявляющиеся в более агрессивных формах как «вырывание» («похищение») или, в смягченной форме, как придание себе привлекательности и внушение любви к себе. Опасность этой стадии заключается в возникновении чувства вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки в ходе буйного наслаждения ребенка новым локомоторным и ментальным могуществом, актами агрессивного обращения и принуждения, которые быстро выходят далеко за исполнительные возможности детского организма и ума и, следовательно, требуют энергичного обуздания намеренной инициативы ребенка. В то время как автономия сосредоточивает ребенка на том, чтобы держать в стороне потенциальных соперников, и поэтому может приводить к вспышкам ревнивого гнева, чаще всего направленного против вторжения младших братьев и сестер, инициатива несет с собой предвкушаемое соперничество с теми, кто оказался первым и, следовательно, может благодаря превосходящему оснащению занять то поле деятельности, на которое направляется инициатива данного ребенка. Детская ревность и соперничество, то есть те озлобленные, хотя по существу тщетные попытки разграничить сферу неоспариваемого преимущества, теперь достигают кульминации в финальном состязании за привилегированное положение с матерью; обычное в этом случае поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Ребенок позволяет себе удовольствие быть в фантазиях великаном и тигром, но в сновидениях он в ужасе бежит изо всех сил. В таком случае это — стадия «комплекса кастрации», усилившегося страха обнаружить поврежденными свои половые органы (сейчас уже сильно эротизированные) вследствие наказания за фантазии, связываемые с их возбуждением.
Инфантильная сексуальность и табу инцеста, комплекс кастрации и супер-эго — все соединяется здесь, чтобы вызвать тот специфически человеческий кризис, в течение которого ребенок должен повернуть от особой, прегенитальной привязанности к родителям на путь медленного превращения в родителя, носителя традиции. Именно здесь происходит самое важное по последствиям разъединение и трансформация в эмоциональном энергоблоке, разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя. Фрагменты инстинкта, которые до этого кризиса усиливали рост его детского тела и разума, теперь оказываются разделенными на детский набор, навсегда сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание.
Снова совместное регулирование оказывается важной задачей. Там, где ребенок, сейчас столь охочий до строгого управления собой, может постепенно развивать чувство моральной ответственности, там, где он может получить некоторое представление об институтах, функциях и ролях, которые будут благоприятствовать его ответственному участию, — он будет добиваться приятных достижений во владении орудиями и оружием, в умелом обращении со значимыми игрушками и в уходе за младшими детьми.
Конечно, родительский набор является сначала детским по природе: то, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, как можно заметить в случаях, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое «Я» до точки самоуничтожения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие регрессии и стойкие обиды, так как сами родители, оказывается, не живут по этой новой совести. Один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни — ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя. Подозрительность и способность изворачиваться, образуя смесь с таким качеством супер-эго как «все или ничего» (характерным для этого рупора моральной традиции), делает человека морального (в смысле морализирующего) большой потенциальной опасностью для его собственного эго, да и для эго всех его собратьев.
Во взрослой патологии резидуальный конфликт, порожденный чрезмерной инициативой, выражается либо в истерическом отрицании, которое вызывает регрессию желания или аннулирование его исполнительного органа посредством паралича, торможения или импотенции; либо в сверхкомпенсаторной рисовке, когда испуганный индивидуум так страстно желает «увернуться», что вместо этого «высовывается». Погружение в психосоматическую болезнь также становится теперь обычным делом: как если бы культура вынудила человека неуемно рекламировать себя и настолько идентифицироваться со своей собственной рекламой, что только болезнь может принести ему спасение.
И здесь мы снова должны считаться не только с индивидуальной психопатологией, но и с той внутренней энергоустановкой гнева, которая должна быть «затоплена» на этой стадии, так же как подавляются и сдерживаются излишне оптимистичные надежды и дикие фантазии. Результирующая уверенность в своей правоте — часто главная награда за добропорядочность — позднее может быть обращена против других в виде постоянного и совершенно нетерпимого поучающего надзора, так что доминирующим стремлением человека становится запрещение, а не направление инициативы. С другой стороны, даже у нравственного человека инициатива склонна прорывать границы самоограничения, позволяя ему на своей или чужой территории делать другим то, что он никогда бы не сделал или не потерпел бы по отношению к самому себе.
В виду опасных потенций долгого детства человека было бы разумно не забывать об общем плане этапов человеческой жизни и возможностях руководства «племенем младым», пока оно еще действительно младое. И здесь мы видим, что в соответствии с мудростью базального плана ребенок никогда так не склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел, как на этой стадии своего развития. Он хочет и может заниматься совместными делами, объединяться с другими детьми для придумывания и планирования таких дел, и он стремится извлекать пользу из своих учителей и подражать идеальным прототипам. Конечно, он остается идентифицированным с родителем своего пола, но теперь уже ищет благоприятные для себя возможности там, где идентификация с делом, вероятно, сулит простор для инициативы без слишком сильного детского конфликта или эдиповой вины и оказывается более реалистической, основанной на духе равенства, постигаемого на личном опыте совместной деятельности. Во всяком случае, «эдипова» стадия имеет результатом не только введение деспотического правления морального чувства, ограничивающего горизонты дозволенного; она также задает направление движения к возможному и реальному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни. Поэтому социальные институты предлагают детям этого возраста экономический этос в образе идеальных взрослых, узнаваемых по своей особой одежде и функциям и достаточно привлекательных, чтобы заменить собой героев книжек с картинками и волшебных сказок.
Читайте также
Как избавиться от чувства вины?
Как избавиться от чувства вины? — Чувство вины возникает, когда мы не сделали чего-то, что, как мы считаем, должны были сделать. Если бы у нас не было представления о том, что мы что-то должны, то не возникало бы и чувства вины. Таков механизм этого чувства. Поэтому, если вы
Противоядие от чувства вины и стыда
Противоядие от чувства вины и стыда Повсюду чувства – будьте милосердны. Дж. Мазаи Умение управлять чувствами стыда и вины очень важно для интровертов, в противном случае они рискуют бо?льшую часть жизни быть несчастными. Чтобы вернуть себя в нормальное русло,
Внушение чувства вины
Внушение чувства вины Внушение чувства вины – реалия, возможная в близких отношениях, которая чаще всего связана с пренебрежением одной из сторон своими обязанностями или отсутствием внимания к чувствам другой стороны. «Я могла умереть, а ты даже не знал бы об этом,
Освободитесь от чувства вины
Освободитесь от чувства вины У многих людей, начинающих свой путь к Изобилию, вырабатывается четкое ощущение вины за то, что они живут лучше других. Им причиняет настоящую боль мысль о том, что безнравственно быть богатым и счастливым, когда вокруг столько бедных и
Практикум Как избавляться от чувства вины
Практикум Как избавляться от чувства вины 1. Задайте себе правильный вопрос. Не «кто виноват?», а «что делать?».2. Вина появляется из-за противоречия между «надо» и «не могу/не хочу». (Выбирайте что-то одно.)3. Делайте.A. Подойдите и извинитесь. Сказать «извини» — это выйти из
Как защитить себя от чувства вины
Как защитить себя от чувства вины Человек, неукоснительно выполняющий привитые с детства и перечисленные выше предписания («вы должны» и «вы не должны»), является легкой добычей для манипуляторов, поскольку каждое из предписаний создает мишень для воздействия на этого
Разделение чувства вины и ответственности
Разделение чувства вины и ответственности Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность.
Источники возникновения чувства вины
Источники возникновения чувства вины Существует два основных механизма, способствующих тому, что чувство вины становится частью эмоциональной натуры индивидуума. Во-первых, к чувству вины можно приучиться в очень раннем возрасте, и оно остается у взрослого в виде
Оценка чувства вины
Оценка чувства вины Чувство вины помогает пастору оценить реакцию прихожанина на свой поступок. Вызвано ли его отчаяние такими идеями, как ожидание похвалы, чрезмерная требовательность к себе или осуждение обидчика? Или же он осознает свою вину, верит, что Бог простит
Бессознательные чувства стыда и вины
Бессознательные чувства стыда и вины Самоуничижение часто становится результатом бессознательных вины и стыда, двух разных, но связанных друг с другом чувств. Причиной вины обычно выступают конкретные действия (или бездействие) в прошлом. Стыд не так явно привязан
Источник
Инициативность против чувства вины (3-5 лет).
Психосоциальная теория развития Э.Эриксона
We continue to study different theories of the mind. And today we talk about the famous theory of life cycle worked out by Erik Erikson.
Erik Eriksonwas born in 1902 in Germany. He trained as a psychoanalyst in Europe. In 1933 he emigrated to the United states and worked at the Psychological Center in Massachusetts and conducted research at Harvard.
In 1950 he published his book “Childhood and Society” where he presented his psychosocial theory of development. This theory presents crucial steps in the person’s relation with the social world.
Теория Эриксона построена на взаимодействии биологического и социального в человеке.
Эриксон многое признавал верным в учении Фрейда. Как и Фрейд, он считал, что детство является важнейшим периодом развития человека. Однако он признавал важность и других периодов.
Эриксон предложил теорию развития человека, которая описывала весь жизненный цикл – от рождения до умирания. В основе её лежит заимствованная из эмбриологии концепция эпигенеза. Эта концепция утверждает, что развитие происходит в виде последовательных, чётко определённых стадий. Для успешного перехода на следующую стадию необходимо, чтобы предыдущаа была преодолена (пройдена) успешно.
Стадии жизненного цикла.
Эриксон описал восемь стадий жизненного цикла. Каждая из них включает в себя определённый внутренний кризис.
Кризис – это своеобразная поворотная точка. Это период, когда личность находится в состоянии повышенной уязвимости.
В идеале кризис успешно преодолевается. В этом случае личность становится сильнее и способна перейти на следующую стадию развития.
Стадии развития по Эриксону нечётко фиксированы во времени.
Стадия 1. Раннее младенчество.
Базальное доверие – базальное недоверие к миру (примерно до года).
Это кризис, с которым человек встречается в младенческом возрасте.
Базовое доверие является первым психологическим компонентом здоровой личности. Оно включает доверие к себе самому и к миру.
Доверие – это ожидание личности, что её необходимая потребность будет удовлетворена.
Этот период совпадает с оральной стадией развития по Фрейду. На этой стадии рот является наиболее чувствительным участком тела.
Первичной потребностью младенца является поглощение пищи (сосание). Референтным окружением на этой стадии является мать. «Правильная» мать удовлетворяет эту потребность. Кроме того, родители развивают ощущения ребёнка – зрение, вкус, обоняние, осязание, слух, удовлетворяют другие его потребности.
Это является основой для формирования у ребёнка базового доверия к миру, ощущения, что его потребности будут удовлетворены. Развивается любовь, доверие к родителям и общение с ними.
Если же мать невнимательна к потребностям младенца, у него развивается чувство недоверия, он не надеется на удовлетворение своих потребностей. В последующем у человека сохраняется недоверие к людям и миру в целом.
Согласно Эриксону, первое социальное достижение ребёнка – его способность без тревоги и гнева переживать отсутствие матери в поле зрения.
Стадия 2. Позднее младенчество.
Автономия или чувство стыда и сомнения (1-3 года).
Автономия означает, что ребёнок ощущает свою способность справляться со своими желаниями и импульсами.
На этой стадии дети вырабатывают чувство своей отдельности от окружающих.
Наиболее часто в этом возрасте они используют слова «Я», «ты», «мне», «моё». Они учатся выбирать между «удержать» и «отдать».
Этот период совпадает с анальной стадией развития по Фрейду.
В это время дети учатся контролировать мочеиспускание и дефекацию – терпеть и делать это, когда можно. Оба варианта поведения одобряются матерью.
Дети также учатся самостоятельно ходить, есть, учатся говорить.
Референтное окружение – родители.
Если родители одобряют поведение детей, но без гиперпротекции, дети получают чувство уверенности в себе, чувство, что они могут контролировать себя. Похвала родителей в случае, когда ребёнок смог себя контролировать, развивает у детей чувство гордости. Развивается уверенность в себе и самостоятельность.
Если же родители излишне контролируют ребёнка или он теряет самоконтроль, это может привести к развитию чувства сомнения в своих силах или стыда. Стыд означает, что кто-то из внешнего мира смотрит на тебя с осуждением. В последующем может развиваться желание скрыть недостатки речи, ходьбы и т.д.
Стадия 3. Раннее детство.
Инициативность против чувства вины (3-5 лет).
Эта стадия соотносится с фаллической стадией по Фрейду (стадия Эдипова комплекса). Референтным окружением остаётся семья.
В течение этого периода у ребёнка появляется интерес к половым органам и отличиям между полами. Это может проявляться в разглядывании и ощупывании себя и других детей.
Если родители не обращают преувеличенного внимания на подобные вещи, сексуальное любопытство понемногу угасает и появляется вновь в подростковом возрасте.
Если родители уделяют этому вопросу слишком много внимания, ребёнок может вырасти сексуально «забитым».
К концу этой стадии дети формируют ролевое поведение, соответствующее их полу и гендерную идентичность.
К концу третьего года жизни дети способны самостоятельно инициировать как физическую, так и интеллектуальную деятельность.
Инициатива зависит от того, сколько физической свободы предоставлено ребёнку и насколько удовлетворяется его интеллектуальное любопытство. Дети наблюдают и пытаются имитировать образцы социального поведения.
Наиболее важным видом активности в этом возрасте является игра. Играя с другими детьми, ребёнок учится взаимодействовать с другими и переходит от игры бок о бок (без взаимодействия) к совместной игре. Таким образом его социальный мир не ограничивается больше только пространством семьи, формируются первые дружеские привязанности.
К концу этой стадии формируется совесть – как моральное ощущение правильного и неправильного.
Если кризис инициативности разрешается успешно – развивается чувство ответственности, послушность и самодисциплина. Дети любознательны, подражают взрослым, включаются в поло-ролевое поведение.
Аномальное развитие на этой стадии приводит к формированию пассивности в общении, появлению инфантильной зависти к другим детям, отсутствию поло-ролевого поведения.
Источник