- Тест по теме «Строение и функции головного мозга» с ответами тест по биологии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Органы чувств: как они работают
- Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Как мы чувствуем
- Глаза — орган зрения
- Уши — орган слуха
- Дистанционные и контактные органы чувств
- Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
- Язык — спасибо за вкус
- Нос — обоняние — мир запахов
Тест по теме «Строение и функции головного мозга» с ответами
тест по биологии (8 класс) на тему
Тест предназначается для учащихся 8 класса, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина.»Биология.Человек». Он содержит 4 варианта разного уровня сложности. В конце теста размещены ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_stroenie_golovnogo_mozga.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
Вариант 1 Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Масса головного мозга человека колеблется в пределах:
A. От 500 до 1000 г
Б. От 1100 до 2000 г
B. От 2000 до 2500 г
2. Наиболее древней в эволюционном отношении частью мозга является:
3. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами расположены:
A. В среднем мозге
Б. В промежуточном мозге
B. В продолговатом мозге
4. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:
В. Промежуточный мозг
5. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:
A. Промежуточным мозгом
Б. Средним мозгом
6. Центры жажды, голода, а также поддержания постоянства внутренней среды организма находятся в:
A. Промежуточном мозге
Б. В среднем мозге
7. Осуществление координации движений и поддержание тонуса скелетных мышц – это функция:
А. Продолговатого мозга
8. Полушария большого мозга впервые появились у:
9. Полушария большого мозга соединены между собой с помощью:
А. Мозолистого тела
10. Значение борозд и извилин на поверхности коры состоит в:
A. Увеличении активности нейронов коры
Б. Увеличении объема мозга
B. Увеличении площади поверхности коры
11. Зрительная зона коры расположена:
A. В лобной доле
Б. В височной доле
B. В затылочной доле
12. Слуховая зона коры расположена:
A. В лобной доле
Б. В височной доле
B. В затылочной доле
13. Информация от рецепторов кожи, мышц и органов чувств поступает для анализа:
A. В чувствительные центры коры
Б. В двигательные центры коры
14. За образное мышление, восприятие музыки и творческие способности отвечает:
A. Левое полушарие
Б. Правое полушарие
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1. Головной мозг расположен в полости. и имеет массу от. до. потребляя. % энергии, вырабатываемой в организме человека.
2. Головной мозг состоит из ствола. и полушарий большого мозга.
3. Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый мозг. средний мозг и. мозг.
4. Продолговатый мозг сходен по строению со. мозгом и является центром защитных рефлексов, таких как. чихание, а также центром регуляции дыхания, работы. системы и. системы.
5. – отдел головного мозга, который проводит импульсы вверх, в. большого мозга, и вниз, в. мозг.
6. мозг участвует в рефлекторной регуляции движений, возникающих под влиянием. и. раздражителей.
7. мозг проводит импульсы в кору полушарий большого мозга от рецепторов. и. в нем расположены центры. и жажды, осуществляется регуляция функций. желез.
8. состоит из двух полушарий, кора его покрыта. и извилинами, он отвечает за. движений.
9. Особое образование ствола мозга – . формация получает информацию от органов. и. органов и регулирует активность всех отделов головного мозга, участвует в проявлении внимания, эмоций, регуляции состояния сна и.
10. Самый крупный отдел ЦНС – полушария большого мозга, соединенные между собой. телом и состоящие из серого и. вещества.
11. вещество составляет поверхностный слой – . полушарий большого мозга, поверхность которой образует борозды и.
12. Крупные. делят полушария на доли: лобную. затылочную и.
13. Под корой находится белое вещество, образующее. пути мозга, и крупные скопления серого вещества – . ядра, а также полости – боковые.
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. Каковы морфологические особенности головного мозга?
2. На какие отделы можно разделить головной мозг, какие из них эволюционно более молодые, а какие – древние?
3. Назовите основные функции отделов стволовой части мозга.
4. Что такое ретикулярная формация? Каковы ее функции?
5. Что вы знаете о мозжечке и почему его называют малым мозгом?
6. Опишите строение полушарий большого мозга.
7. Охарактеризуйте основные функциональные зоны коры полушарий большого мозга.
8. В чем состоит различие между правым и левым полушариями головного мозга?
9. Зависят ли умственные способности человека от размера и массы его мозга?
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. Во время операции на головном мозге у лабораторного животного было выяснено, что при прикосновении к некоторым участкам коры наблюдаются непроизвольные движения. Объясните это наблюдение.
2. Почему повреждение основания черепа при ДТП является наиболее частой причиной смертельных случаев?
3. Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает потерю сознания; реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5–6 минут. С какими особенностями нервных центров это связано?
4. Почему в состоянии алкогольного опьянения у человека нарушается походка?
5. При инсульте люди теряют способность говорить, хотя понимают все, что им говорят. Как вы думаете, почему?
6. Иногда в случае черепных травм резко ухудшается зрение, хотя сами глаза не повреждены. Как вы это можете это объяснить?
7. Предложите объяснение физиологической основы наркотической зависимости.
Ответы. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б; 9 – А; 10 – В; 11 – В; 12 – Б; 13 – А; 14 – Б.
1. Черепа, 1100 г, 2000 г, 25. 2. Мозжечка. 3. Мост, промежуточный. 4. Спинным, кашель, пищеварительной, сердечнососудистой. 5. Мост, кору, спинной. 6. Средний, зрительных, слуховых. 7. Промежуточный, кожи, органов чувств, голода, эндокринных. 8. Мозжечок, бороздами, координацию. 9. Ретикулярная, чувств, внутренних, бодрствования. 10. Мозолистым, белого. 11. Серое, кору, извилины. 12. Борозды, теменную, височную. 13. Проводящие, подкорковые, желудочки.
1. Расположен в полости черепа, имеет сложную форму и массу от 1100 до 2000 г.
2. Ствол, состоящий из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга; мозжечок и большой мозг. Наиболее древняя в эволюционном отношении стволовая часть, особенно продолговатый мозг, а наиболее молодое образование – кора полушарий большого мозга.
3. Продолговатый мозг отвечает за защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота, слезоотделение), регуляцию дыхания, деятельности пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Средний мозг регулирует движения, возникающие под воздействием слуховых и зрительных раздражителей, ориентировочные рефлексы. Промежуточный мозг проводит в кору импульсы от органов чувств и кожи, содержит особую зону – гипоталамус, где находятся центры управления работой эндокринной, вегетативной нервной системы, центры голода, страха, жажды, удовольствия.
4. Это сложное образование, состоящее из множества нервных клеток с сильно развитыми отростками, образующими густую сеть, придающее головному мозгу сильные импульсы возбуждения. Особенно активна эта часть мозга, когда человек активно трудится, умственно или физически. Ретикулярная формация возбуждает все отделы мозга, поддерживая их активность, сила возбуждения различных отделов определяется конкретной жизненной ситуацией.
5. Такое название дано за сходство в строении с полушариями большого мозга, т. к. мозжечок имеет два полушария, соединенных червем, поверхность их также образует борозды и извилины, а его внутренняя структура представлена серым, белым веществом и корой.
6. Самый крупный отдел головного мозга, состоящий из двух полушарий, соединенных мозолистым телом, каждое из которых образовано белым
и серым веществом. Серое вещество формирует кору, состоящую из 18 млрд нейронов, сжатую в борозды и извилины. В белом веществе расположены подкорковые центры и полости боковых желудочков. Полушария делятся бороздами на четыре доли: лобную, затылочную, теменную и височную.
7. В затылочной доле выделяют зрительную зону, в височной – слуховую и обонятельную, в этих зонах происходит анализ информации, поступающей от соответствующих органов чувств. Впереди от центральной извилины расположены ядра двигательной зоны коры, импульсы от которых направлены к нейронам спинного мозга и от них – к скелетным мышцам. Позади центральной борозды расположены ядра чувствительной зоны коры, отвечающей за температурную, болевую, осязательную и мышечную чувствительность, в них анализируются импульсы, поступающие от рецепторов.
8. В левом полушарии находятся центры, обеспечивающие восприятие слуховой и письменной речи, анализ информации и принятие логических решений. Правое полушарие отвечает за образное мышление, музыкальные и художественные способности (у левшей – наоборот).
9. Нет. Способности человека зависят от уровня возбуждения нейронов и скорости образования взаимосвязей между ними, количества связей между клетками, активности клеток той или иной зоны коры.
Вариант 4
1. Впереди от центральной борозды находятся двигательные центры коры, контролирующие функциональную активность определенных групп мышц, поэтому раздражение этих зон во время операции может вызвать непроизвольные движения.
2. В основании черепа расположена стволовая часть мозга, продолговатый мозг, управляющий сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системой. Повреждение этой части мозга может вызвать мгновенную остановку сердца и блокировку дыхания.
3. Нервные клетки мозга потребляют 25 % энергии организма, поэтому при нарушении кровоснабжения возникает серьезный энергетический кризис, и нейроны быстро погибают. Активность и эффективность работы мозга зависит не только от количества нейронов, находящихся в состоянии возбуждения, но и от количества взаимосвязей между ними. После гибели части нейронов рвутся и нейронные мостики, соединяющие их, т. е. отдельные участки мозга перестают функционировать, а эти изменения необратимы.
4. Алкоголь действует на двигательные центры коры и мозжечок, являющийся координатором движений.
5. Инсульт – это кровоизлияние в мозг, который вызывает гибель нейронов и поражение определенных участков мозга. В данном случае нарушена работа двигательных речевых центров лобной доли коры полушарий большого мозга, отвечающие за звуковоспроизведение.
6. При повреждении зрительных центров затылочной доли коры полушарий большого мозга зрение неизбежно ухудшается.
7. Во время приема наркотика особое сочетание психофизиологических ощущений активизирует определенные центры эмоционального удовольствия в гипоталамусе и стимулирует образование новых связей между нейронами; в дальнейшем человеку требуется повторный прием этого препарата для возобновления ощущений, но, т. к. возбудимость нейронов имеет пределы, дозу препарата приходится повышать для усиления эффекта, а при отсутствии химического стимулятора наблюдается психосоматический стресс.
Источник
Органы чувств: как они работают
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» title=»Органы чувств: как они работают»>
Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Запись опубликована: 26.05.2019
- Время чтения: 1 mins read
Каждую секунду человек принимает из внешнего мира огромные потоки сигналов с самой разнообразной информацией. Приему этой информации и правильным реагированием на каждое происходящее событие предназначены органы чувств человека.
Как мы чувствуем
Органы чувств можно назвать приемными устройствами. Они первыми «узнают все новости» и тотчас же посылают в мозг единственно понятную для него информацию – нервные импульсы, получаемые от рецепторов раздражения того или иного органа чувств.
Мозг, реагируя на полученные сведения, приказывает человеку исполнять то или иное действие: например, человек переходит улицу только на зеленый свет светофора; идет на кухню при ощущении запаха гари закипевшего кофе; при звонке мобильного телефона, включает его и говорит с позвонившим.
Человеческие органы чувств всегда начеку, они регулируют наши действия и обеспечивают их точность.
Приемных устройств – рецепторов – огромное количество, но каждый из них «специализируется» только на одном виде внешнего раздражения, обеспечивая при этом фантастическую чувствительность.
Только 2-3 кванта света уже вызывают зрительные ощущения, донесения о звуке посылаются в мозг при смещении барабанной перепонки всего лишь на десятую часть диаметра атома водорода, всего 2-3 молекулы пахнущего вещества достаточны для ощущения запаха.
Глаза — орган зрения
Все органы чувств удивительно сложны по своей конструкции, но поистине шедевром «приборостроения» природы можно назвать глаз человека. Четырьмя пятыми наших сведений о мире мы обязаны своим глазам.
Оптическая система глаза преломляет лучи света так, что на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке фокусируются изображения предметов. А в сетчатке расположены светочувствительные клетки. 7 миллионов колбочек, собранных ближе к ее центру, трудятся днем, они ответственны за цветовое зрение.
130 миллионов палочек разбросаны в основном по периферии сетчатки и работают в ночное время, создавая черно-белое изображение. Будь в глазу только палочки, мир казался бы нам серым, лишенным всяких красок.
Глазное яблоко неутомимо движется. На чем бы мы ни остановили свой взор, и к какой бы картине его ни приковали, задержка взгляда — явление кажущееся. На самом деле глаза все время скачкообразно перемещается из стороны в сторону, то вверх, то вниз.
В результате изображение на сетчатке непрерывно смещается и таким образом достигается раздражение новых колбочек или палочек. Без этого рецепторы быстро привыкли бы к однообразному световому потоку и перестали бы информировать мозг об окружающих нас предметах. Остановись глаз хоть на минуту, и вскоре в комнате «растают» стены, «исчезнут» столы, шкафы и даже зажженная люстра.
Пять органов чувств
» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» alt=»Пять органов чувств» width=»893″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg 893w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-768×516.jpg 768w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg 1024w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv.jpg 1792w» sizes=»(max-width: 893px) 100vw, 893px» title=»Органы чувств: как они работают»> Пять органов чувств
Уши — орган слуха
Как известно, форпост органа слуха — барабанная перепонка. Колебания воздуха, которые создают звуковые волны, колеблют и эту перепонку. От нее эстафету принимают конструкции внутреннего уха и доставляют ее к рецепторным окончаниям слухового нерва. Отсюда уже не колебания, а нервные импульсы поступают в головной мозг.
Человеческое ухо улавливает звуковые колебания в интервале от 20 до 20 тысяч в секунду. Наилучшая слышимость лежит в диапазоне голоса человека, то есть в пределах от 200 до 3200 гц (колебаний в секунду). Удивительное соответствие органов слуха и голосового аппарата позволяет людям общаться, понимать друг друга.
Человек слышит меньшее число звуков, чем животные. Собака, например, свободно разбирается в звуках с частотой в 40 тысяч герц, кошка — даже в 60 тысяч, а у летучих мышей и дельфинов «звуковой потолок» доходит до 150 тысяч герц. Им, видимо, природа не кажется такой тихой, как нам.
Но зато в своем более узком диапазоне человек умеет гораздо полнее любого животного исследовать, различать и отделять друг от друга всевозможные звуки и звукосочетания. Именно благодаря этой способности слухового аппарата человека стало возможным возникновение и развитие речи.
Дистанционные и контактные органы чувств
Глаз и ухо реагируют на сигналы, которые идут издали, преодолевая разные расстояния, из-за этого слух и зрение называют дистанционными чувствами. Контактными органами чувств называются чувства, воспринимающие раздражение только при контакте с его источником. Это, конечно, относится к осязанию.
Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
Осязательные рецепторы располагаются по всей кожной поверхности тела. Более всего их на пальцах и на ладони. Взяв, например, рукой какой-либо незнакомый предмет, мы даже с закрытыми глазами способны точно описать его форму, определить характер поверхности, вес. Об этом известили нас рецепторы прикосновения и давления.
Любая деформация кожной поверхности заставляет их тотчас же посылать нервные импульсы в головной мозг. Сборщики хлопка, например, умеют на ощупь определять сорт хлопка и степень его зрелости; мукомолы, потрогав зерно и муку, судят о сорте пшеницы.
Кожа исполняет роль термометров, причем одни из них раздражаются только теплом, другие — только холодом. Интересно, что каждый из этих чувствительных приборов имеет свою территорию. Холодовые «термометры» располагаются в коже на глубине 0,17 миллиметра, а тепловые глубже на 0,3 миллиметра. Информирование о внешней температуре жизненно обязательно для регулирования постоянства температуры тела.
Кроме того, в коже заложены болевые рецепторы, не случайно названные «стражниками безопасности». Они начинают работать при действии любого сверхсильного агента, который способен привести к разрушению. Возникшая боль мгновенно обращает внимание на возможную опасность, мобилизует на борьбу скрытые резервы.
Именно «болевые импульсы» заставляют отдернуть руку, при прикосновении к чему то очень горячему или колючему.
Язык — спасибо за вкус
По контактному принципу действуют и вкусовые рецепторы. Скопления вкусовых клеток — вкусовые почки в большом количестве расположены на языке, в миндалинах, на глотке, небе.
Известно, что у передней части языка предназначение реагировать на сладкое, задняя его поверхность воспринимает по преимуществу горькое, кончик языка и боковые стороны — «любители» соленого, а ощущение кислого появляется, когда продукты попадают на боковые поверхности языка. Поэтому, пробуя незнакомую пищу лишь самым кончиком языка, можно не распознать неприятный нам горький вкус.
Во рту располагаются наряду с вкусовыми рецепторами и рецепторы на прикосновение, и давление, а также терморецепторы, усиливающие вкус.
Поэтому температура пищи может изменять вкусовые ощущения. Обжигающий чай или кипящий бульон, вкус их при этой температуре не ощущается. Но стоит им только слегка остыть, как те же самые чай и бульон оказываются более вкусными, – один приятно сладкий, другой – наваристый и соленый. Происходит это потому, что более благоприятной для вкусового ощущения является температура в пределах 15—35 градусов.
Определенное значение для выявления вкуса имеют и пищевые контрасты. Не случайно многие находят нужным слегка присаливать сладкую дыню или мороженое. А физиологи установили, что очень слабый раствор поваренной соли покажется соленым только в том случае, если на другую сторону языка нанести немного сладкого.
Нос — обоняние — мир запахов
Как часто мы говорим: «Вкусно пахнет». Потому что со вкусом неразрывно связано обоняние. Эти рецепторы расположены в слизистой оболочке верхних носовых ходов в двух желобовидных ямках. Общая площадь чувствительной зоны не превышает 5 квадратных сантиметров, но в ней насчитываются миллионы обонятельных клеток.
С помощью электронного микроскопа удалось установить, что на поверхности каждой из них содержится от 6 до 12 подвижных ресничек. Это в десятки раз увеличивает обонятельную площадь.
Для возникновения ощущения запаха необходимо, чтобы присутствующее во вдыхаемом воздухе ароматное вещество растворилось в жидкой слизистой пленке, укрывающей обонятельные клетки. Долей секунды достаточно, чтобы это произошло, и тогда чувствительные нервные окончания, уловив молекулы пахучего вещества, извещают мозг, и возникает ощущение запаха.
Это очень коротко об органах чувств, классифицированных Аристотелем более двух тысяч лет назад, но до настоящего времени представляющих огромный интерес для всестороннего изучения. По сложности они намного превосходят многочисленные приборы, сконструированные человеком.
Изучение биологических «аппаратов», воспринимающих сигналы внешнего мира, важно не только для медицины, но и для возможного использования их принципа действия в технике.
Источник