- теория эмоций информационная
- Полезное
- Смотреть что такое «теория эмоций информационная» в других словарях:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
- Полезное
- Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ» в других словарях:
- Информационная теория эмоций (П.В. Симонов). Критика
- Информационная теория эмоций П. В. Симонова
теория эмоций информационная
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Полезное
Смотреть что такое «теория эмоций информационная» в других словарях:
Теория эмоций информационная — Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова) — отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ — концепция, согласно которой степень эмоционального напряжения Э количественно зависит от степени потребности (влечения, мотивации) П а также разности между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности (Ип), и информацией … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Когнитивная теория эмоций — Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия
Симонова информационная теория эмоций — (Симонов П.В., 1964). Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации. Возникновение эмоций – способ компенсации недостаточности информации, например, эмоции оборонительной доминанты … Толковый словарь психиатрических терминов
Симонова информационная теория эмоций — (Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями – с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Теория демократии — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобод … Википедия
Психологические теории эмоций — Психологические теории эмоций теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Содержание 1 Эволюционная теория эмоций 2 … Википедия
Потребностно–Информационная Теория — Потребностно информационная теория эмоций Симонова формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В. Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой либо актуальной потреб … Психологический словарь
Симонов, Павел Васильевич — Павел Васильевич Симонов Павел Станиславович Станкевич 200px Дата рождения: 20 апреля 1926(1926 04 20) Место рождения: Ленинград, СССР … Википедия
Источник
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Полезное
Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ» в других словарях:
теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова) — отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Симонова информационная теория эмоций — (Симонов П.В., 1964). Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации. Возникновение эмоций – способ компенсации недостаточности информации, например, эмоции оборонительной доминанты … Толковый словарь психиатрических терминов
Симонова информационная теория эмоций — (Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями – с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
теория эмоций информационная — концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального… … Большая психологическая энциклопедия
Теория эмоций информационная — Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Когнитивная теория эмоций — Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия
Потребностно–Информационная Теория — Потребностно информационная теория эмоций Симонова формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В. Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой либо актуальной потреб … Психологический словарь
Теория демократии — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобод … Википедия
Психологические теории эмоций — Психологические теории эмоций теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Содержание 1 Эволюционная теория эмоций 2 … Википедия
Симонов, Павел Васильевич — Павел Васильевич Симонов Павел Станиславович Станкевич 200px Дата рождения: 20 апреля 1926(1926 04 20) Место рождения: Ленинград, СССР … Википедия
Источник
Информационная теория эмоций (П.В. Симонов). Критика
Вслед за П. К. Анохиным П. В. Симонов рассматривал эмоции с позиции эф-фективности поведения, согласно которой эмоции помогают быстро оценить возможность или невозможность активно действовать. П. В. Симонов составил правило возникновения эмоций, выраженное через следующую формулу:
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент.
Согласно потребностно-информационной теории положительные эмоции возникают при возрастании вероятности достижения цели, а также в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом. Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на снижение вероятности достижения цели.
Многообразие эмоций по Симонову определяется многообразием потребностей. У человека помимо витальных потребностей (голод, жажда и др.) существуют социальные и идеальные потребности.
Классификация потребностей по П.В. Симонову
С физиологической точки зрения, считает Симонов, эмоции – это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Кроме того, автором была выявлена ведущая роль в обеспечении эмоционального поведения единого интегративного комплекса из четырех мозговых структур: гипоталамуса – миндалины – гиппокампа – передних и височных отделов неокортекса.
Как отмечают Г. А. Вартанян и Е. С. Петров, некоторые эмоциональные реакции, связанные с биологическими потребностями, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными.
Ильин – находит логические нестыковки в теории Симонова и отмечает, что главное в возникновении эмоций не недостаток или избыток информации, а значимость потребности. А также то, что Симонов пытается все случаи возникновения эмоций «вогнать в прокрустово ложе» своей формулы.
Эмоции и деятельность. Ведущие и производные эмоциональные переживания. Эмоции успеха и неуспеха. (Вилюнас В.К.)
Отечественный психолог В. К. Вилюнас фундаментально исследовал эмоции и их функции, рассматривая их в контексте деятельности. Он подразделяет эмоции на два больших класса.
Ведущие эмоциональные переживания — являются непосредственными субъективными коррелятами потребности, направлены на предметы потребности, открывают субъекту их смысл и побуждаются действиями в отношении них.
Производные эмоциональные переживания — возникают в конкретной ситуации и выражают отношение субъекта к определенным предметам и явлениям.
В. К. Вилюнас выделяет два подкласса эмоций: эмоции успеха и неуспеха. Они служат в качестве механизма регуляции деятельности. Функция эмоций успеха заключается в усилении, поддержке исходного побуждения к цели, эмоции неуспеха – это побуждение сдерживают, выступая как стоп-факторы. Они приостанавливают деятельность и запускают процесс пересмотра средств и, если диапазон их исчерпан, изменения цели. Но это характеризует только взрослого человека. У ребёнка эмоция неуспеха может вызвать не приостановку действия, а полный отказ от деятельности.
Вилюнас выделяет следующие подгруппы эмоций успеха-неуспеха:
Эмоции, констатирующие успех — неуспех, окрашивают попытку приближения к цели, отвечают за смену проб в поведении по методу «проб и ошибок».
Предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до их реального совершения, они облегчают субъекту поиск пути достижения цели.
Обобщенные эмоции успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим побуждением, усиливая его, когда предвосхищается успех, и лишая его побуждающей силы, при предвосхищении трудностей и неудач.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1218 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Информационная теория эмоций П. В. Симонова
Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.
Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин — Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).
Из формулы следует, что:
§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;
§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;
§ разность (Ин — Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:
§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);
§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);
§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).
Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:
8. стыд/ смущение;
Эмоциональные свойства
1. Эмоциональная возбудимость— быстрота эмоционального «включения»,- повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертиреозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Комбинация стеничности с возбудимостью дает картину экспансивного типа.
2. Эмоциональная реактивность — быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Комбинация астеничности и заторможенной реактивности в эмоциональных проявлениях свойственна обсессивным невротикам.
3. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими. Свойство, противоположное лабильности – эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций – свойство эпилептоидного характера. Перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью создает, по выражению В.Н. Мясищева, «вязкие доминанты болезненных переживаний», часто приводящие у больных к фиксации на ощущениях, погруженности в соматические переживания, к уходу в болезнь. «Болезненная аффективная вязкость впечатлений», — писал В.Н. Мясищев, — «это и острота впечатления, и длительность его, и относительно недостаточная интеллектуальная переработка, и затрудненное отреагирование».
Функции эмоций
Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:
1. оценка событий— в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;
2. побуждение (стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива) –человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение; в критических условиях, при неспособности субъекта найти выход из опасных, травмирующих, неожиданных событий, развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны.
3. организация и регуляция — в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);
4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;
5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);
6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.
Классификация эмоций
Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.
Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).
Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.
Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.
Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).
Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.
Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).
Эмоции сочетают в себе три компонента:
§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);
§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);
§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);
Части и элементы лица | Мимические признаки эмоциональных состояний | Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот закрыт |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||
Форма глаз | Глаза раскрыты или припущены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний [9; С. 133]
В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин выделяет следующие типы эмоций:
I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;
II. удовлетворение и радость;
III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;
IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;
V. интеллектуальные эмоции (аффективно – когнитивные комплексы): удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, сомнения («чувство» уверенности — неуверенности).
Рассмотрим более подробно данную классификацию.
Источник