ИНДИВИДУАЛЬНО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОВР.
план-конспект занятия на тему
Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-korrektsionno_razvivayushchaya_rabota_po_razvitiyu_vnimaniya_i_emotsionalno-volevoy_sfery.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания и эмоционально – волевой сферы.
- Развивать и корректировать произвольное внимание, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения.
- Повышать уровень самоконтроля в поведении.
- Коррекция основных свойств внимания.
- Повышение познавательного интереса.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развивать умение анализировать эмоции.
Содержание занятий: упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы.
- Увеличение выносливости, ребенок активно включен в занятие длительное время.
- Улучшение внимания, контроля.
- Улучшился эмоциональный фон.
На столе находится предметы, накрытые салфеткой.
— Как узнать, что находится под салфеткой?
Выслушав ответы ребенка, обобщить:
— Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предметы.
2. Основная часть
Упражнение. (Учить акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно)
Предложить в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные игрушки, затем попросить ребенка отвернуться и в это время убрать одну из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой игрушки не хватает.
Упражнение . «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)
Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.
Этюд «Сколько звуков?» (развитие активного внимания)
Стучать по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Знакомство с основными эмоциями («ГРУСТЬ»)
— Выбери карточку, на которой изображено грустное лицо.
— Как ты догадалась, что оно грустное? (Чем отличается от других лиц?)
— «Покажи, какой ты, когда грустный».
— Посмотри в зеркало на свое грустное лицо и сравни с другими.
Рисование грустного лица.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Раздать ребенку картинки, на которых хаотично изображено много предметов, необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
2. Основная часть
Упражнение. (формировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов)
Дать ребенку задание осмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины).
Упражнение . «Что где лежит?» (развитие произвольного внимания)
Необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур.
Упражнение . (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах)
Перед ребенком раскладываются таблицы, с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором, и геометрические фигуры (овал, треугольник, круг, квадрат) и просят их установить сходство между ними.
Упражнение . «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Знакомство с основными эмоциями («РАДОСТЬ»)
— Выбери карточку с изображением радости на лице.
— Как ты догадалась, что оно радостное? (Чем отличается от других лиц?)
— «Покажи, какой ты, когда радостный».
— Посмотри в зеркало на свое радостное лицо и сравни с другими.
Рисование радостного лица.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Упражнение «Будь внимательным» (развитие слухового внимания) .
Ребенок должен изобразить различные движения животных.
«Зайчик» (Прыгать как зайчик)
«Лошадки» (Скакать как лошадь)
«Раки» (Пятиться назад)
«Птица» (Махать руками)
Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)
Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности).
Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются снова и ребенок называет, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, спросить ребенка, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: поменять местами два- три предмета, показать все их ребенку, спросить, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: спросить, какого цвета они видели предметы.
Пятая серия. Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показать их в течение 10-20 секунд, попросить перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.
Шестая серия. Методика проведения: полагается пять-шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п., показать в течение 1-10 секунд, спросить, в каком положении находится каждый предмет.
Упражнение «Бывает — не бывает»
Зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.
Знакомство с основными эмоциями («УДИВЛЕНИЕ»)
— Выбери удивленное лицо.
— Как ты догадалась, что оно удивленное? (Чем отличается от других лиц?)
— «Покажи, как ты удивляешься».
— Посмотри в зеркало на свое удивленное лицо и сравни с другими.
Рисование удивленного лица.
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (развитие произвольного внимания, памяти, мышления).
Предлагается рассмотреть разные геометрические фигуры, запомни их расположение. На листе бумаги должна будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив их так, как было на образце.
Упражнение ( сформировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов).
Ребенку предлагается сложить квадрат сначала из пяти, а потом из шести частей и при этом следить за пересыпанием песка в песочных часах. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
Упражнение «Что изменилось».
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). На наборном полотне поменять картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Ребенок отмечает изменения в расположении картинок.
Игра «Это правда или нет» ( развитие слухового внимания).
Внимательно послушай стихотворения, попытайся заметить неточности, ошибки.
1. Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу —
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
2. Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку.
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там.
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Знакомство с основными эмоциями («СТРАХ»)
— Выбери карточку с изображением испуга на лице.
— Как ты догадалась, что это страх? (Чем отличается от других лиц?)
— «Покажи себя, когда тебе страшно».
— Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.
Рисование испуганных лиц.
Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
— Почему Наф – Наф не боялся страшного волка?
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Источник
Программа индивидуальных психологических занятий «Шаг навстречу»
Классы: 6 , 7 , 8
Программа индивидуальных психологических занятий «Шаг навстречу » разработана в соответствии со специфическими особенностями интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка.
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства младших школьников есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих – неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития детей, имеющих проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой показали ,что отличают от их ровесников произвольность форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер.
Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики. Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию личности детей.
Цель данной психологической программы – развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, а так же развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. Такие дети, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.
данная программа индивидуальных психологических занятий способствует формированию у учащихся следующих умений и навыков:
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- признание собственных ошибок, переживание чувства неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
- сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- самоконтроль, умение находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работа самостоятельно в парах, в группах.
Методические рекомендации по реализации программы:
Программа рассчитана на детей 7–12 лет и включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут, в рамках динамического часа.
Индивидуальные психологические занятия проводятся с детьми , имеющими:
- низкий и средний уровень развития социального интеллекта;
- повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
- высокий уровень ситуативной тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок – ребенок”;
- нарушения развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
В отдельных случаях психологические занятия могут проводится и в малых группах количество детей в группе — от 3 до 5 человек. Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 7-12 лет.
Содержание программы «Шаг навстречу «
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
Структура занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
На занятиях ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого” В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что “основная. психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что. образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием”.
Тематическое планирование индивидуальных психологических занятий с детьми младшего школьного возраста по нормализации эмоционального самочувствия и развитию общения в группе сверстников
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1 | |
1. “Давай познакомимся” |
“Мое имя” (начало), “Угадай, кого не стало”, “Узнай по голосу”
Рисование на тему “Автопортрет”
“Связующая нить”, “Прогулка”, “Мое имя” (продолжение), “Угадай, кто я?”, “Возьми и передай”
Рисование на тему “Я в трех зеркалах”
“Переходы”, “Разыщи радость”, “Подари движение”
Рисование на тему “Я люблю больше всего. ”
“Солнечный зайчик”, “Тренируем эмоции”, “Передай улыбку другому”
Рисование на тему “Мое настроение”
5. “Радуга эмоций” (продолжение)
“На что похоже настроение”, “Настроение и походка”, сценка “Котята”, игра “Хоровод”
Рисование на тему сценки
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.
Сценка “Тараканище”, “Расскажи свой страх”, “Музыкальная мозаика”
Рисование на тему “Нарисуй свой страх”
“Злодей”, “Впереди всех”, проигрывание ситуаций
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
проигрывание ситуаций “Не смей!”. Рисование на тему проигранных ситуаций
“Утро”, “Радость”, “Шарик”
Рисование на тему проведенных этюдов
Рисование на тему “Я все люблю”, “Шарик” проведенных этюдов
“Встреча с другом”, “Два друга”, “Окажи внимание другому”
“Музыкальная мозаика”, проигрывание ситуаций
Рисование на тему “Мои друзья”
“Найди друга”, “Секрет”, “Цветик-семицветик”, “Улыбка”
“Правила дружбы”
Рисование на тему “Новоселье”
Сочиняем “Общую историю”, “Колдун”, “Иголка и нитка”
Источник