Виды стресса: эустресс и дистресс — стадии и причины
Стресс хороший и плохой: разбираемся в видах и стадиях развития
На самом деле стресс помогает нашему организму, это природный механизм, запускающий процесс приспособления к любым внутренним и внешним изменениям.
Например: Вы порезали палец — вы испытываете стресс, который дает понять вашему организму, что пора бросать спасательный отряд на заживление раны. или вы прилетели в тропическую страну — стресс говорит телу, что и как нужно изменить, чтобы легче перенести жару и влажность.
Однако, стресс может перерасти в постоянное состояние и тогда он становится опасен для всего вашего здоровья и нормальной жизни.
Стресс может быть двух видов: положительный и отрицательный.
Эустресс и Дистресс
Эустресс
Первая форма — эустресс, может быть вызвана и положительными эмоциями (позитивный) и негативными событиями (мобилизующий).
В этом состоянии человек осознает свои проблемы, свое состояние. Организм мобилизуется и концентрируется на выполнение задач. Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов.
У человека повышается активность. Он успешно справляется с поставленными задачами на работе и дома. Но ресурс организма человека исчерпаем. Длительный негатив приводит к деструктивной форме.
Дистресс
Истощает нервную систему и разрушает организм. Страдает умственная активность, наша работоспособность падает. Стресс выбирает мишенью иммунную систему и бьет по ней. Организм становится уязвим к различным заболеваниям.
Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение.
Дистресс делится на несколько подтипов
Физиологический тип возникает как ответ на неблагоприятные внутренние факторы, неудовлетворенные физиологические потребности. Ими могут быть боль, голод, жажда, воздержание. Негативные условия внешней среды тоже вносят свою лепту. Стрессом для нас становится холод, постоянный шум, загазованность воздуха.
Наши эмоции тоже могут стать причиной стресса. Эмоциональный тип один из самых распространённых видов стресса. Даже радостные события вызывают дистресс. Все дело в длительном эмоциональном перенапряжении. Оно приводит в конечном итоге к психологическому и моральному истощению.
Кратковременный тип возникает как ответ на внезапное сильное воздействие. Проявляется как испуг и другие реакции. Обычно проходит быстро и не несет последствий, но может быть глубоким и травмирующим.
Наиболее тяжелый и опасный вид это хронический тип. Негативные факторы на нас воздействуют постоянно. Человек их не замечает, они становятся «фоном». Однако в конечном итоге этот «фон» приводит не только к нервному истощению, но и заболеваниям, депрессиям, общему снижению качества жизни.
Стадии
Изучением стресса занимались многие ученые и специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса. В классическом представлении выделяется три стадии.
3 стадии развития
В этой стадии организм мобилизует все силы для ответа и выхода из негативной ситуации. Длительность зависит от таких факторов, как особенность психики человека и сила раздражителя. Она может длиться от нескольких минут до недели. На этом этапе изменяется поведение человека: появляется суетливость, раздражительность.
На этой стадии человек эффективно справляется с перенапряжением. Человек способен анализировать и искать оптимальные пути выхода из ситуации.
Когда внутренние ресурсы человека исчерпаны и нет резерва для восстановления наступает третья стадия стресса. Человек при этом ощущает усталость, апатию. Он теряет интерес к жизни, сдается и не сопротивляется раздражителям. Внутренняя опустошенность может перерасти в соматические заболевания и психические проблемы.
По данным международной организации здоровья, в России каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно
Причины
Главная причина – это ситуации, которые его провоцируют, они называются стресс-факторами. С учетом того, что жизнь современного человека динамична и непредсказуема, причин великое множество. Постоянные неурядицы недопонимание близких, поджимающие стрессы на работе, поломка бытовой техники или автомобиля и просто ежедневные заботы. Всё это провоцирует раздражение и тревогу.
Иногда и отсутствие изменений, рутина и «день сурка» может стать главной причиной. У каждого человека свои индивидуальные особенности психики, что для одного досадная неприятность, для другого причины стресса.
Причины возникновения
- конфликты с близкими и друзьями;
- безработица и долги;
- переутомление, отсутствие отпуска;
- хронические заболевания и лишний вес
- недовольство собой и своим лишним видом
Стресс развивается на трех уровнях: биохимическом, психологическом и физиологическом.
Когда человек оказывается в стрессовой ситуации, у него повышается уровень глюкозы в крови, повышается артериальное давление, сердцебиение становится более частым, повышается отложение жировой ткани в подкожной клетчатке, задерживается натрий, а с ним и вода в тканях, а калий, нужный для работы сердца и нервов, выводится быстрее необходимого.
Влияние на организм и здоровье человека
В любом случае, влияние стресса на организм значительно и чем оно сильнее и длительнее, тем больше вызывает последствий. От легкой раздражительности и неуверенности в себе до снижения сил и мотивации действовать, серьезного недомогания и депрессии. Именно поэтому так важно понимать свое состояние и уметь распознавать симптомы стресса, и, соответственно, вовремя направить силы на его преодоление.
Источник
Глава 6 Индивидуальные различия в реакциях на стресс
Люси Купер и Джим Брайт Lucy Cooper and Jim Bright
В этой главе мы расскажем о том, почему люди по-разному реагируют на стресс. Мы коснемся данных, необходимых для того, чтобы продемонстрировать индивидуальные различия в возникновении реакции напряжения.
По традиции психологи пристальное внимание уделяют тому, как люди переносят стресс и как реагируют на стрессоры. В значительной степени этот интерес базируется на общем убеждении, что некоторые люди более подвержены стрессу и более ранимы, чем»другие (например: подход «диатез-стресс»). Поэтому люди распределяются в рамках некоторого континуума сопротивления стрессу. Делается вывод, что какие-то люди подвержены стрессу, а другие — редко ощущают напряжение даже в трудных условиях. Эта идея представляет интерес для организаций, занимающихся отбором служащих, потому что такой подход позволяет менеджерам набрать сотрудников с устойчивой психикой и, соответствен-но, не нести больших компенсационных расходов.
Мы расскажем о некоторых исследованиях, проводившихся в реальных жизненных ситуациях, поэтому у психологов не было возможности активно манипулировать основными переменными. В большинстве работ сравниваются группы людей с определенными личностными характеристиками (например: локус контроля, экстраверсия — интроверсия). В то же время были разработаны некоторые новые модели, учитывающие индивидуальные различия в реакции на стресс (например: тип А и тип Б).
Имеется весьма значительное число работ, рассматривающих факторы индивидуальных различий в связи со стрессом. Купер и Пейн (Cooper and Payne, 1988) разделили эти факторы на три категории: генетические факторы (например: физические данные или возраст); приобретенные факторы (например: социальный класс, образование, социальная поддержка) и диспозиционные факторы (например: копинг-стиль, негативная аффективность, тип А и другие личностные переменные). Генетические и диспозиционные факторы считаются в целом стабильными особенностями или характе-ристиками индивидуума, а приобретенные характеристики меняются на протяжении жизни. Однако это разграничение не вполне четко определено. Например, приобретенные факторы, такие как социальная поддержка, часто включают диспозиционные и генетические компоненты. Или же умственные способности — это и генетические, и приобретенные качества.
После рассмотрения в следующем разделе некоторых важных методологических вопросов, мы приведем более детальное исследование о некоторых основных переменных, которые определяют индивидуальные отличия реагирования.
В психологической литературе, посвященной теме индивидуальных различий стрессового реагирования, есть одна и та же методологическая проблема, связанная с измерением. В исследованиях такого рода важно сравнить уровни напряжения при воздействии одних и те же стрессоров окружающей среды в группах людей, отличных по некоторому индивидуальному показателю. Проблема этого подхода состоит в том, что люди, в зависимости от их индивидуальных характеристик, могут быть предвзятыми, давая самоотчеты о стрессе не одинаково откровенно. Это видно на примере негативной аффективности (NA). Так называется склонность человека испытывать отрицательные эмоции и создавать негативную я-концепцию (Watson and Clark, 1984). Представим в качестве примеров двух служащих, Молли и Джейн. У Молли более высокая негативная эффективность, чем у Джейн. Когда они обе оказываются перед лицом такого стрессора, как возможное увольнение по сокращению штатов, то Молли с большей вероятностью будет сообщать о тревоге и депрессии, чем Джейн.
Вариант А. У обеих девушек возрастает напряжение при угрозе сокращения, но Молли чувствовала напряжение с самого начала, поэтому итоговый уровень ее напряжения выше, чем у Джейн. Отрицательные переживания Молли влияют на общий уровень ее тревоги и депрессии, но не имеют сильного влияния на то, как именно она реагирует на конкретный стрессор, например, на сокращения на работе.
Вариант Б. Негативные эмоции Молли заставляют ее более интенсивно реагировать на конкретный стрессор, так что уровень ее напряжения увеличивается в большей, чем у Джейн, степени.
Мы совершили бы ошибку в ситуации А, если бы сделали вывод, что человек, характеризуемый N А, обязательно пасует перед стрессовыми факторами и не справляется с ними. Все это важно уточнить не только потому, что в психологической литературе это часто игнорируется, но и в связи с тем, что для выбора типа статистических процедур нужно понять механизмы влияния переменной негативной аффективности на взаимосвязь стрессора и напряжения (имеет место ситуация А или Б). Более того, как мы покажем далее, для каждого механизма реагирования разработаны различные меры по уменьшению или предотвращению стресса на рабочем месте. Однако, что касается эмпирических, теоретических и практических целей, то с самого начала нужно установить, как некая переменная влияет на связь стрессора и состояния напряжения. В ситуации А описывается феномен, известный как прямое воздействие (direct effect), а случай Б демонстрирует регулируемое индивидуальными особенностями воздействие стрессора (moderated effect). Эти два механизма, а также третий общий механизм (опосредование — mediation) описаны нами далее.
6.1 приводится схема действия этих механизмов.
Рис. 6.1. Альтернативные модели. Источник: Edwards, Baglioni and Cooper, 1990.
Первая модель, описывающая, как индивидуальные отличия могут влиять на взаимосвязь стрессор — напряжение, демонстрирует прямое, или аддитивное влияние. Прямое влияние означает, что индивидуальные характеристики оказывают непосредственное воздействие на уровень напряжения, независимо от конкретного воздействия стрессора. Другими словами, влияние личных качеств на возникающий уровень напряжения не зависит от характеристик стрессора, при этом обе другие переменные (NA и особенности копинга) также вносят независимый вклад в итоговую симптоматику (Parkes, 1994). Описание выше варианта А — пример того, как негативная аффективность непосредственно влияет на человека. Далее можно сказать, что индивидуальные характеристики копинга оказывают непосредственное влияние на человека, если эти особенности совладания всегда снижают напряжение у человека, независимо от того, насколько велик уровень стрессора окружающей среды. (Более детально мы обсуждаем копинг в главе 7). Если говорить о вмешательстве в связи со стрессом, то в данном случае успешность снижения уровня напряжения зависит от увеличения или уменьшения уровня социальной поддержки.
Второй механизм — это опосредование. Опосредование возникает, когда индивидуальные отличия человека оказываются промежуточной переменной, при влиянии которой стрессор формирует свое воздействие на уровень напряжения. Итак, цепочка причин и следствий ведет от стрессора через опосредующий фактор к напряжению (Frese and Zapf, 1988). Например, такой механизм копинга, как социальная поддержка, оказывается опосредующим фактором в обстоятельствах, когда болезнь ребенка побуждает мать мобилизовать социальные источники поддержки, а это, в свою очередь, снижает ее уровень тревоги или депрессии.
Чтобы считать статистически подтвержденным, что, например, социальная поддержка опосредует взаимосвязи между супружескими проблемами и тревогой, должны иметь место три факта (по Вагоп and Kenny, 1986). Во-первых, показа-тель социальной поддержки должен иметь сильную взаимосвязь с показателями как супружеской проблемности, так и тревоги; во-вторых, тревога должна быть сильно связана с супружескими трудностями; и в-третьих, когда показатель социальной поддержки не имеет статистически значимых связей с названными выше характеристиками, должна исчезнуть и прямая взаимосвязь между проблемами в браке и тревогой. В зависимости от силы корреляции выделяют полное или частичное опосредование. Нужно также отметить, что определяющий ситуацию фактор (в данном случае стрессор), должен предшествовать посреднику. Только факторы приобретенных индивидуальных различий могут последовательно выполнять посредническую функцию, то есть социальная поддержка может являться таким посред-ником, а возраст человека не будет таким фактором. Личностные характеристики, как правило, не являются посредниками, если только не будет доказано, что стрессоры действительно влияют на личность.
Регулирующие факторы (модераторы)
Регулирующие факторы в отличие от факторов-посредников реально изменяют характер взаимосвязи между стрессором и напряжением, видоизменяя степень или направление этой связи. Так, можно сказать, что социальная поддержка смягчает взаимосвязь между стрессором, таким как рабочая нагрузка, и напряжением, таким как тревога, если, например, высокая рабочая нагрузка приводит к высокой тревоге только в отсутствие социальной поддержки. Когда есть социальная поддержка, то увеличение нагрузки может вызвать менее тревожную реакцию. Такой смягчающий фактор, способствующий ослаблению взаимосвязи стрессора и напряжения, называется буфером (buffer).
Модератор, который усиливает связь стрессор — напряжение, называется фактором уязвимости или реактивности (vulnerability or reactivity). Например, считается, что некоторые личностные факторы делают человека более уязвимым перед стрессом. Личность можно назвать модератором воздействия рабочей нагрузки на тревогу, если, например, показано, что рабочая нагрузка усиливает тревожность только у людей, характеризующихся реактивностью. С точки зрения статистики оба типа регулирующих воздействий демонстрируются при наличии эффектов взаимодействия в дисперсионном или множественном регрессионном анализе.
При планировании вмешательств по снижению напряжений модераторы рассматриваются как более значимые, сравнительно с медиаторами, факторы (Frese and Zapf, 1988). Поскольку регулирующие переменные взаимодействуют со стрессорами, то можно изменить интенсивность стрессового реагирования, если манипулировать уровнем или модератора, или стрессора (например нагрузки). Так, в рабочих условиях, если оказывается, что такой буфер стресса, как социальная поддержка, является модератором воздействия большой рабочей нагрузки, то развитие более эффективных механизмов копинга могло бы ослабить негативное влияние рабочей нагрузки, при этом не обязательно было бы снижать нагрузку. В свою очередь, для предотвращения напряжений, такие известные факторы, как уязвимость или реактивность, можно было бы устранить или уменьшить. Например, если окажется, что люди определенного типа более реак»-тивны к таким стрессорам, как выполнение срочной работы, то стоит организовать работу так, чтобы такому человеку пришлось меньше «гнать» работу к определенному числу, и это существенно ослабило бы напряжение. Наоборот, если эта личностная особенность имеет скорее прямое или опосредующее воздействие, чем модераторное, то стрессор не в состоянии изменить характер связи стрессор — напряжение. Таким образом, управление уровнем стрессора не ведет с необходимостью к позитивному воздействию на уровень напряжения. Итак, существует три основных механизма влияния индивидуальных характеристик человека на процесс стресса. Каждый из этих механизмов вносит свои изменения в планирование вмешательств. В следующем разделе мы рассмотрим, как некоторые важные индивидуальные различия включаются во взаимосвязи между стрессорами и напряжением.
Источник