Индивидуальные различия эмоциональных проявлениях

Эмоции и индивидуальные различия

Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила — слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.

Наиболее удачная попытка интегрировать данные о влиянии разных свойств индивидуальности на эмоциональную сферу предпринята П.В. Симоновым в концепции четырех мозговых структур. Согласно этой теории, индивидуальные особенности взаимодействия таких структур, как лобная кора, гиппокамп, миндалина и гипоталамус образуют основу для формирования темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.

В данной модели легко описывается и их отношение к экстраверсии – интроверсии. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа – определяет ориентацию субъекта на внешний мир и зависимость его реакций от текущих событий, что характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – создает интроверта с характерной устойчивостью внутренних мотивов и их малой зависимостью от внешних влияний.

Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели.

Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы меланхолика.

Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника.

Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешанного и инертного типа нервной деятельности флегматика.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функции левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Так, например, временное «выключение» левого полушария вызывает сдвиг эмоциональной сферы в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием и беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоций.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария и ухудшается при его поражении, также как и нарушается опознание эмоциональной интонации речи. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций, то есть нарушение информационных процессов после отключения одного их полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.

Хорошим тестом функциональной асимметрии служит чувство юмора. Исследователи считают, что понимание юмора предполагает выполнение двух операций: выделение неожиданного в повествовании и сопоставление этого неожиданного с содержанием текста. У больных с поражением правого полушария сохранен первый компонент и нарушен второй. Это приводит к тому, что их юмор делается неразборчивым. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. Юмор пациентов с левосторонним поражением более сходен с юмором здоровых людей.

Эмоциональная асимметрия мозга обнаружена и у нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность и нейротизм. Преобладание функций левого полушария сочетается с низкими значениями тревожности.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 2322 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Эмоции и индивидуальные различия

Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила — слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.

Наиболее удачная попытка интегрировать данные о влиянии разных свойств индивидуальности на эмоциональную сферу предпринята П.В. Симоновым в концепции четырех мозговых структур. Согласно этой теории, индивидуальные особенности взаимодействия таких структур, как лобная кора, гиппокамп, миндалина и гипоталамус образуют основу для формирования темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.

В данной модели легко описывается и их отношение к экстраверсии – интроверсии. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа – определяет ориентацию субъекта на внешний мир и зависимость его реакций от текущих событий, что характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – создает интроверта с характерной устойчивостью внутренних мотивов и их малой зависимостью от внешних влияний.

Читайте также:  Что такое электоральные настроения

Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели.

Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы меланхолика.

Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника.

Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешанного и инертного типа нервной деятельности флегматика.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функции левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Так, например, временное «выключение» левого полушария вызывает сдвиг эмоциональной сферы в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием и беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоций.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария и ухудшается при его поражении, также как и нарушается опознание эмоциональной интонации речи. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций, то есть нарушение информационных процессов после отключения одного их полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.

Хорошим тестом функциональной асимметрии служит чувство юмора. Исследователи считают, что понимание юмора предполагает выполнение двух операций: выделение неожиданного в повествовании и сопоставление этого неожиданного с содержанием текста. У больных с поражением правого полушария сохранен первый компонент и нарушен второй. Это приводит к тому, что их юмор делается неразборчивым. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. Юмор пациентов с левосторонним поражением более сходен с юмором здоровых людей.

Эмоциональная асимметрия мозга обнаружена и у нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность и нейротизм. Преобладание функций левого полушария сочетается с низкими значениями тревожности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Глава 8 Различия в эмоциональных проявлениях

Глава 8 Различия в эмоциональных проявлениях

Одной из глобальных характеристик темперамента, по мнению многих авторов, выступает эмоциональность. Однако она понимается неоднозначно, что затрудняет отнесение какой-либо конкретной характеристики эмоциональной сферы к свойству темперамента. Поэтому ниже перечисляются различия между людьми и по другим эмоциональным проявлениям, а не только по эмоциональности в узком понимании этого термина.

8.1. Эмоциональные – неэмоциональные типы

Эмоциональность как свойство (черта) темперамента упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе. В конце ХIХ в. П. Малапер (Р. Mаlарегt, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Неутапs, Е. Wiеrsmа, 1908, 1909) об эмоциональности судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.

Рассматривая характеристики эмоций с позиции индивидуальной психологии характера, А. Ф. Лазурский поставил вопрос:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 9 Мотивационные различия

Глава 9 Мотивационные различия Мотивация как процесс формирования мотива и сами мотивы у разных людей имеют ряд стабильных особенностей. Мотивационные процессы у кого-то развернутые, в них учитываются многие факторы (мотиваторы); у иного же они свернутые, из-за чего

Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ IВ предыдущей главе мы отметили, что немедленное удовлетворение потребностей и влечений является вторым препятствием при создании длительной социальной связи в толпе. В частности, любовь, более или менее

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Читайте также:  Смайлики восхищение умиление радость

ГЛАВА 2. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ

ГЛАВА 2. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ Если вы уже кого-то презираете, то вам не нужна шкала тонов, чтобы показать вам, что что-то не так (с ним, конечно), но она укажет вам причину ваших чувств и даст оправдание того, что вы не пригласите его на вашу следующую вечеринку.Есть

Глава 5. Самокопание и навязчивые мысли Сдирание эмоциональных струпьев

Глава 5. Самокопание и навязчивые мысли Сдирание эмоциональных струпьев Когда мы получаем болезненный опыт, то обычно, чтобы выйти из состояния шока или стресса и двигаться дальше, прибегаем к помощи самоанализа. Но нередко саморефлексия приводит к совершенно

Глава 12. ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Глава 12. ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Несмотря на обвинения в поверхностности, РЭТ является всеохватывающей терапией. Ошибочно предполагать за методом отсутствие глубины только на том основании, что его основы просты и легко доступны для

Недифференцированность в проявлениях привязанности

Недифференцированность в проявлениях привязанности Дети с таким паттерном привязанности ведут себя приветливо по отношению ко всем значимым лицам, не делая различий в том, знают ли они этих людей уже давно или же только познакомились с ними; это называют также

Чрезмерность в проявлениях привязанности2

Чрезмерность в проявлениях привязанности2 При этой форме нарушения привязанности дети обращают на себя внимание крайней степенью цепляния: они эмоционально успокаиваются и бывают уравновешенными только в абсолютной близости к значимому взрослому. В незнакомой

Агрессивность в проявлениях привязанности

Агрессивность в проявлениях привязанности Дети с таким расстройством предпочитают строить свои отношения привязанности на основе физической и/или вербальной агрессии. Таким способом они выражают свое однозначное желание близости человеку, к которому испытывают

Источник

8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере имеют динамические и содержательные (модальные) ха­рактеристики. Основные индивидуальные особенности в динамической характеристике эмоциональной сферы определяются эмоциональной чувствительностью и ре­активностью, интенсивностью и длительностью эмоцио­нальных реакций, скоростью перехода из одного эмоционального состояния в другое, выносливостью к стрессовым ситуациям. Все эти динамические характе­ристики тесно связаны с типологическими особенностя­ми нервной системы, которые описаны выше, а также корригируются главными индивидуальными различия­ми — в доминировании эмоций разной модальности: аг­рессии, страха, радости или неудовольствия, каждая из которых выполняет свою функцию в контакте со средой и в социальной организации и распределении ролей.

В индивидуальном плане эмоции, как и описанные выше нейрофизиологические задатки, характеризуют­ся силой, длительностью и лабильностью в разных формах протекания: настроении, отношениях, реакци­ях на ситуацию.

Кроме того, модальные характеристики эмоций — Доминирование страха, радости, агрессии, неудоволь-удовольствия являются существенными показателями личности.

Эмоциональная реакция сопровождается восходя­щим и нисходящим влиянием, т. е. восходит к корко­вым анализаторам, обостряя их чувствительность, и нисходит до вегетативной нервной системы, опреде­ляя готовность к действию.

Она связана в первую очередь, с оценкой объек­тов, происходящих вне событий, явлений, с позиции их положительной или отрицательной значимости для со­хранения жизни. Наряду с оценочной функцией, эмо­ции автоматически включают определенный алгоритм действий, необходимых для избегания или уничтоже­ния опасности.

Доминирование каждой из эмоций определяется преимущественной силой функционирования соответ­ствующих центров и проявляется в состояниях, отно­шениях и реакциях. Именно они лежат в основе индиви­дуальных потребностей к определенному социальному статусу в социуме, который определяется количеством влияний, оказываемых на других людей.

Доминирование агрессии в природных задатках является своеобразной подготовкой к формированию социального лидера, защитника, завоевателя, законо­дателя, созидателя. Доминирование такой эмоции по­рождает стремление к самоутверждению, утвержде­нию своего Я. Такое самоутверждение происходит в самых разных вариантах, начиная с власти ребенка над родителями, сверстниками, и кончая неограниченной властью и самодурством монарха. Такие люди стано­вятся главными в семье, лидерами в коллективах, они стремятся к официальной или скрытой власти над умами и судьбами людей.

Это очень социализированная и действенная эмо­ция. Для того чтобы быть лидером, властителем дум или судеб, человеку необходимо много знать и уметь, быть совершеннее других, обладать большой уверенностью в своих силах, иметь высокую работоспособность. Поэтому человек с преобладанием такой эмоции, как правило, находится в постоянно активном и напряжен­ном состоянии, испытывает потребность в самосовер­шенствовании и достижении новых результатов в де­ятельности.

Отношение к другим людям для человека с доми­нированием агрессивного комплекса характеризуется позицией «сверху вниз», т. е. уверенностью в своей правоте и стремлением убедить или навязать свои убеждения и принципы другим людям. Реакция на критическую ситуацию всегда активная, сопровожда­ется стремлением вмешаться в происходящее, устано­вить порядок, остановить панику, помочь слабому.

Все эти качества очень благоприятны для творче­ства, но при одном условии — если самоутверждение не превращается в самоцель. Стремление к самоут­верждению ограничивает поле сознания, концентри­руя его на собственной персоне, превращает творче­ство в своеобразное соревнование с коллегами по профессии.

Для творчества необходимо утверждать не себя, а то, что необходимо людям. Контакт с людьми, знание и понимание их эмоций и потребностей, прогнозирова­ние будущих необходимостей являются неиссякаемым источником творчества. Перефразируя Л.Толстого от­носительно хороших и плохих людей, можно утверж­дать, что настоящим художником является тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а плохой, наоборот живет своими чувства­ми и чужими мыслями.

Читайте также:  Как возродить чувства которые угасли

Доминирование центра страха структуирует дру­гой тип эмоциональной индивидуальности. Страх — эмоция избегания опасности и ее предвидения. По­этому для людей с доминированием эмоции страха характерно состояние тревоги, ожидание неприятно­сти, виденья опасности, стремление быть исполните­лем, но не инициатором новых дел. Отношение к дру­гим людям «снизу вверх». Неверие в свои силы и возможности и преувеличение чужих, боязнь критики и высокая самокритичность. Реакция на критическую ситуацию паническая, со стремлением убежать, спря­таться, пересидеть в безопасном месте.

Очень любопытная разница между первым и вто­рым типом эмоциональности наблюдалась при раздра­жении центра агрессии у лидера стаи обезьян и обе­зьянки низшего статуса, с доминированием страха. Раздражение центра агрессии у лидера вызывало на­падение на возможного соперника, а у обезьяны низшего статуса — на саму себя. Она начинала царапать свое отражение в зеркале или свое тело.

Для творчества эмоция страха благоприятна для пробуждения фантазии, предвиденья будущего (соглас­но пословице «У страха глаза велики»), но очень отри­цательно влияет на способность к показу сотворенного. Многие из людей с богатой фантазией и доминирова­нием страха творят, подобно Кафке, «в стол», боясь возможного непонимания и критики. Для творчества тревожных людей требуются особые условия.

Люди с доминированием центра удовольствия, радости, являются специалистами по виденью «красо­ты и радости бытия» и стремлению утвердить свое виденье в других. Для таких людей характерно состо­яние радостного оптимизма, избирательной чувствитель­ности к положительной стороне всех явлений. Они видят красоту даже в мелочах и не обращают внимания на неприятные мелочи жизни. Наиболее ярко это выра­жается в анекдотах про оптимистов и пессимистов, один из которых видит наполовину полную бутылку, а вто­рой — наполовину пустую. Главная цель их жизни — установление гармонии и мира, оказание помощи нуж­дающимся в ней. Отношение к людям у них всегда «на равных» со всеми. Они не боятся начальства, и прини­мают людей стоящих на более низком социальном ранге. Они всегда доброжелательно относятся к лю­дям и готовы им помочь. Реакция на критическую ситуацию активная. Например, при виде ссоры или драки они вмешиваются в нее, пытаясь установить мир и гармонию.

Радость не является прямым внутренним побудите­лем к творчеству, как потребность в самоутверждении или тревога за будущее в описанных выше эмоциональ­ных конструкциях. Радость живет настоящим, не требу­ющим изменения и преобразования существующего. Поэтому она формирует особый стиль творчества, на­правленного на фиксацию увиденного прекрасного, удивительного, необычного, радостного или смешного. Сам процесс творчества доставляет художнику удоволь­ствие и сопровождается импровизацией и открытием новых поворотов и красок. Отсюда, по мнению многих теоретиков и исследователей творчества, радость явля­ется обязательным компонентом художественного творчества, придающего ему необходимую легкость, есте­ственность и смелость. Именно это чувство придает произведению доброту и правду, делающим его привле­кательным для зрителя.

Доминирование неудовольствия в эмоциональной конструкции человека делает его «специалистом» в фиксации отрицательных явлений действительности. Основным состоянием таких людей является песси­мизм и недовольство всем окружающим, виденье не­достатков и несправедливостей жизни, несовершен­ства общественных организаций, структуры власти и человеческих отношений. Отношение к людям всегда носит негативный оттенок: они либо жалеют людей, либо возмущаются их пороками. На события негатив­ного плана они реагируют с сарказмом, рассматрива­ют их как подтверждение справедливости своего мироощущения. На творчество их толкает та же реаль­ность, но только базирующаяся на обобщении, на ис­торическом прошлом, на том, что является типичным и вечным в человеческом обществе.

Таким образом, эмоциональная структура индиви­дуальности определяет побудительные мотивы к твор­честву и интерес к разным сторонам реальности. В ху­дожественных произведениях, в которых автор по определению самой профессиональной способности обязательно проявляет свою индивидуальную позицию, всегда можно увидеть его эмоциональную конструк­цию и определить, злой он или добрый, какую сторону реальности он принимает или отвергает.

Доминирующие эмоции это только те крайние точ­ки, от которых необходимо отсчитывать влияние эмо­ций на разные тенденции в формировании чувств, отношений, потребностей в определенном функциони­ровании.

Сами индивидуальные различия зависят и от соче­тания по силе разных эмоциональных конструкций, и от конкретной исторической эпохи, в которую живут творцы и которую они невольно отражают в своих про­изведениях, и от тех чувств, которые формируются у них в зависимости от жизненного опыта и от интуи­тивных пониманий тех потребностей зрителей, кото­рые необходимо учитывать в поступательном развитии человечества. Все эти факторы определяют те направления и течения в искусстве разных эпох, которые позволяют нам почувствовать дух конкретного исторического вре­мени в общности и разнообразии эмоционального вос­приятия его художниками.

Сам художник может переживать разные перио­ды в творчестве, связанные с теми или иными душевными состояниями (например, автопортрет Рембранд­та с Саскией на коленях и его последний автопортрет передают совершенно разные настроения своего ав­тора). Если эмоции необходимо учитывать в спонтан­ном проявлении их в творчестве как по форме, так и по содержанию, то чувства являются главным объектом воспитания средствами искусства. Поэтому каждому художнику необходимо знать и законы воспитания чувств.

Источник

Оцените статью