- Эмоции и индивидуальные различия
- Эмоции и индивидуальные различия
- Глава 8 Различия в эмоциональных проявлениях
- Читайте также
- Глава 9 Мотивационные различия
- Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
- Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии
- ГЛАВА 2. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ
- Глава 5. Самокопание и навязчивые мысли Сдирание эмоциональных струпьев
- Глава 12. ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
- Недифференцированность в проявлениях привязанности
- Чрезмерность в проявлениях привязанности2
- Агрессивность в проявлениях привязанности
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
Эмоции и индивидуальные различия
Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила — слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.
Наиболее удачная попытка интегрировать данные о влиянии разных свойств индивидуальности на эмоциональную сферу предпринята П.В. Симоновым в концепции четырех мозговых структур. Согласно этой теории, индивидуальные особенности взаимодействия таких структур, как лобная кора, гиппокамп, миндалина и гипоталамус образуют основу для формирования темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.
В данной модели легко описывается и их отношение к экстраверсии – интроверсии. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа – определяет ориентацию субъекта на внешний мир и зависимость его реакций от текущих событий, что характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – создает интроверта с характерной устойчивостью внутренних мотивов и их малой зависимостью от внешних влияний.
Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы меланхолика.
Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника.
Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешанного и инертного типа нервной деятельности флегматика.
В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функции левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Так, например, временное «выключение» левого полушария вызывает сдвиг эмоциональной сферы в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием и беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоций.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария и ухудшается при его поражении, также как и нарушается опознание эмоциональной интонации речи. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций, то есть нарушение информационных процессов после отключения одного их полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.
Хорошим тестом функциональной асимметрии служит чувство юмора. Исследователи считают, что понимание юмора предполагает выполнение двух операций: выделение неожиданного в повествовании и сопоставление этого неожиданного с содержанием текста. У больных с поражением правого полушария сохранен первый компонент и нарушен второй. Это приводит к тому, что их юмор делается неразборчивым. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. Юмор пациентов с левосторонним поражением более сходен с юмором здоровых людей.
Эмоциональная асимметрия мозга обнаружена и у нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность и нейротизм. Преобладание функций левого полушария сочетается с низкими значениями тревожности.
Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 2322 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Эмоции и индивидуальные различия
Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила — слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.
Наиболее удачная попытка интегрировать данные о влиянии разных свойств индивидуальности на эмоциональную сферу предпринята П.В. Симоновым в концепции четырех мозговых структур. Согласно этой теории, индивидуальные особенности взаимодействия таких структур, как лобная кора, гиппокамп, миндалина и гипоталамус образуют основу для формирования темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.
В данной модели легко описывается и их отношение к экстраверсии – интроверсии. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа – определяет ориентацию субъекта на внешний мир и зависимость его реакций от текущих событий, что характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – создает интроверта с характерной устойчивостью внутренних мотивов и их малой зависимостью от внешних влияний.
Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы меланхолика.
Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника.
Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешанного и инертного типа нервной деятельности флегматика.
В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функции левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Так, например, временное «выключение» левого полушария вызывает сдвиг эмоциональной сферы в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием и беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоций.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария и ухудшается при его поражении, также как и нарушается опознание эмоциональной интонации речи. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций, то есть нарушение информационных процессов после отключения одного их полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.
Хорошим тестом функциональной асимметрии служит чувство юмора. Исследователи считают, что понимание юмора предполагает выполнение двух операций: выделение неожиданного в повествовании и сопоставление этого неожиданного с содержанием текста. У больных с поражением правого полушария сохранен первый компонент и нарушен второй. Это приводит к тому, что их юмор делается неразборчивым. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. Юмор пациентов с левосторонним поражением более сходен с юмором здоровых людей.
Эмоциональная асимметрия мозга обнаружена и у нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность и нейротизм. Преобладание функций левого полушария сочетается с низкими значениями тревожности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Глава 8 Различия в эмоциональных проявлениях
Глава 8 Различия в эмоциональных проявлениях
Одной из глобальных характеристик темперамента, по мнению многих авторов, выступает эмоциональность. Однако она понимается неоднозначно, что затрудняет отнесение какой-либо конкретной характеристики эмоциональной сферы к свойству темперамента. Поэтому ниже перечисляются различия между людьми и по другим эмоциональным проявлениям, а не только по эмоциональности в узком понимании этого термина.
8.1. Эмоциональные – неэмоциональные типы
Эмоциональность как свойство (черта) темперамента упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе. В конце ХIХ в. П. Малапер (Р. Mаlарегt, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Неутапs, Е. Wiеrsmа, 1908, 1909) об эмоциональности судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.
Рассматривая характеристики эмоций с позиции индивидуальной психологии характера, А. Ф. Лазурский поставил вопрос:
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 9 Мотивационные различия
Глава 9 Мотивационные различия Мотивация как процесс формирования мотива и сами мотивы у разных людей имеют ряд стабильных особенностей. Мотивационные процессы у кого-то развернутые, в них учитываются многие факторы (мотиваторы); у иного же они свернутые, из-за чего
Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ IВ предыдущей главе мы отметили, что немедленное удовлетворение потребностей и влечений является вторым препятствием при создании длительной социальной связи в толпе. В частности, любовь, более или менее
Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии
Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не
ГЛАВА 2. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ
ГЛАВА 2. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ Если вы уже кого-то презираете, то вам не нужна шкала тонов, чтобы показать вам, что что-то не так (с ним, конечно), но она укажет вам причину ваших чувств и даст оправдание того, что вы не пригласите его на вашу следующую вечеринку.Есть
Глава 5. Самокопание и навязчивые мысли Сдирание эмоциональных струпьев
Глава 5. Самокопание и навязчивые мысли Сдирание эмоциональных струпьев Когда мы получаем болезненный опыт, то обычно, чтобы выйти из состояния шока или стресса и двигаться дальше, прибегаем к помощи самоанализа. Но нередко саморефлексия приводит к совершенно
Глава 12. ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Глава 12. ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Несмотря на обвинения в поверхностности, РЭТ является всеохватывающей терапией. Ошибочно предполагать за методом отсутствие глубины только на том основании, что его основы просты и легко доступны для
Недифференцированность в проявлениях привязанности
Недифференцированность в проявлениях привязанности Дети с таким паттерном привязанности ведут себя приветливо по отношению ко всем значимым лицам, не делая различий в том, знают ли они этих людей уже давно или же только познакомились с ними; это называют также
Чрезмерность в проявлениях привязанности2
Чрезмерность в проявлениях привязанности2 При этой форме нарушения привязанности дети обращают на себя внимание крайней степенью цепляния: они эмоционально успокаиваются и бывают уравновешенными только в абсолютной близости к значимому взрослому. В незнакомой
Агрессивность в проявлениях привязанности
Агрессивность в проявлениях привязанности Дети с таким расстройством предпочитают строить свои отношения привязанности на основе физической и/или вербальной агрессии. Таким способом они выражают свое однозначное желание близости человеку, к которому испытывают
Источник
8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
Индивидуальные различия в эмоциональной сфере имеют динамические и содержательные (модальные) характеристики. Основные индивидуальные особенности в динамической характеристике эмоциональной сферы определяются эмоциональной чувствительностью и реактивностью, интенсивностью и длительностью эмоциональных реакций, скоростью перехода из одного эмоционального состояния в другое, выносливостью к стрессовым ситуациям. Все эти динамические характеристики тесно связаны с типологическими особенностями нервной системы, которые описаны выше, а также корригируются главными индивидуальными различиями — в доминировании эмоций разной модальности: агрессии, страха, радости или неудовольствия, каждая из которых выполняет свою функцию в контакте со средой и в социальной организации и распределении ролей.
В индивидуальном плане эмоции, как и описанные выше нейрофизиологические задатки, характеризуются силой, длительностью и лабильностью в разных формах протекания: настроении, отношениях, реакциях на ситуацию.
Кроме того, модальные характеристики эмоций — Доминирование страха, радости, агрессии, неудоволь-удовольствия являются существенными показателями личности.
Эмоциональная реакция сопровождается восходящим и нисходящим влиянием, т. е. восходит к корковым анализаторам, обостряя их чувствительность, и нисходит до вегетативной нервной системы, определяя готовность к действию.
Она связана в первую очередь, с оценкой объектов, происходящих вне событий, явлений, с позиции их положительной или отрицательной значимости для сохранения жизни. Наряду с оценочной функцией, эмоции автоматически включают определенный алгоритм действий, необходимых для избегания или уничтожения опасности.
Доминирование каждой из эмоций определяется преимущественной силой функционирования соответствующих центров и проявляется в состояниях, отношениях и реакциях. Именно они лежат в основе индивидуальных потребностей к определенному социальному статусу в социуме, который определяется количеством влияний, оказываемых на других людей.
Доминирование агрессии в природных задатках является своеобразной подготовкой к формированию социального лидера, защитника, завоевателя, законодателя, созидателя. Доминирование такой эмоции порождает стремление к самоутверждению, утверждению своего Я. Такое самоутверждение происходит в самых разных вариантах, начиная с власти ребенка над родителями, сверстниками, и кончая неограниченной властью и самодурством монарха. Такие люди становятся главными в семье, лидерами в коллективах, они стремятся к официальной или скрытой власти над умами и судьбами людей.
Это очень социализированная и действенная эмоция. Для того чтобы быть лидером, властителем дум или судеб, человеку необходимо много знать и уметь, быть совершеннее других, обладать большой уверенностью в своих силах, иметь высокую работоспособность. Поэтому человек с преобладанием такой эмоции, как правило, находится в постоянно активном и напряженном состоянии, испытывает потребность в самосовершенствовании и достижении новых результатов в деятельности.
Отношение к другим людям для человека с доминированием агрессивного комплекса характеризуется позицией «сверху вниз», т. е. уверенностью в своей правоте и стремлением убедить или навязать свои убеждения и принципы другим людям. Реакция на критическую ситуацию всегда активная, сопровождается стремлением вмешаться в происходящее, установить порядок, остановить панику, помочь слабому.
Все эти качества очень благоприятны для творчества, но при одном условии — если самоутверждение не превращается в самоцель. Стремление к самоутверждению ограничивает поле сознания, концентрируя его на собственной персоне, превращает творчество в своеобразное соревнование с коллегами по профессии.
Для творчества необходимо утверждать не себя, а то, что необходимо людям. Контакт с людьми, знание и понимание их эмоций и потребностей, прогнозирование будущих необходимостей являются неиссякаемым источником творчества. Перефразируя Л.Толстого относительно хороших и плохих людей, можно утверждать, что настоящим художником является тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а плохой, наоборот живет своими чувствами и чужими мыслями.
Доминирование центра страха структуирует другой тип эмоциональной индивидуальности. Страх — эмоция избегания опасности и ее предвидения. Поэтому для людей с доминированием эмоции страха характерно состояние тревоги, ожидание неприятности, виденья опасности, стремление быть исполнителем, но не инициатором новых дел. Отношение к другим людям «снизу вверх». Неверие в свои силы и возможности и преувеличение чужих, боязнь критики и высокая самокритичность. Реакция на критическую ситуацию паническая, со стремлением убежать, спрятаться, пересидеть в безопасном месте.
Очень любопытная разница между первым и вторым типом эмоциональности наблюдалась при раздражении центра агрессии у лидера стаи обезьян и обезьянки низшего статуса, с доминированием страха. Раздражение центра агрессии у лидера вызывало нападение на возможного соперника, а у обезьяны низшего статуса — на саму себя. Она начинала царапать свое отражение в зеркале или свое тело.
Для творчества эмоция страха благоприятна для пробуждения фантазии, предвиденья будущего (согласно пословице «У страха глаза велики»), но очень отрицательно влияет на способность к показу сотворенного. Многие из людей с богатой фантазией и доминированием страха творят, подобно Кафке, «в стол», боясь возможного непонимания и критики. Для творчества тревожных людей требуются особые условия.
Люди с доминированием центра удовольствия, радости, являются специалистами по виденью «красоты и радости бытия» и стремлению утвердить свое виденье в других. Для таких людей характерно состояние радостного оптимизма, избирательной чувствительности к положительной стороне всех явлений. Они видят красоту даже в мелочах и не обращают внимания на неприятные мелочи жизни. Наиболее ярко это выражается в анекдотах про оптимистов и пессимистов, один из которых видит наполовину полную бутылку, а второй — наполовину пустую. Главная цель их жизни — установление гармонии и мира, оказание помощи нуждающимся в ней. Отношение к людям у них всегда «на равных» со всеми. Они не боятся начальства, и принимают людей стоящих на более низком социальном ранге. Они всегда доброжелательно относятся к людям и готовы им помочь. Реакция на критическую ситуацию активная. Например, при виде ссоры или драки они вмешиваются в нее, пытаясь установить мир и гармонию.
Радость не является прямым внутренним побудителем к творчеству, как потребность в самоутверждении или тревога за будущее в описанных выше эмоциональных конструкциях. Радость живет настоящим, не требующим изменения и преобразования существующего. Поэтому она формирует особый стиль творчества, направленного на фиксацию увиденного прекрасного, удивительного, необычного, радостного или смешного. Сам процесс творчества доставляет художнику удовольствие и сопровождается импровизацией и открытием новых поворотов и красок. Отсюда, по мнению многих теоретиков и исследователей творчества, радость является обязательным компонентом художественного творчества, придающего ему необходимую легкость, естественность и смелость. Именно это чувство придает произведению доброту и правду, делающим его привлекательным для зрителя.
Доминирование неудовольствия в эмоциональной конструкции человека делает его «специалистом» в фиксации отрицательных явлений действительности. Основным состоянием таких людей является пессимизм и недовольство всем окружающим, виденье недостатков и несправедливостей жизни, несовершенства общественных организаций, структуры власти и человеческих отношений. Отношение к людям всегда носит негативный оттенок: они либо жалеют людей, либо возмущаются их пороками. На события негативного плана они реагируют с сарказмом, рассматривают их как подтверждение справедливости своего мироощущения. На творчество их толкает та же реальность, но только базирующаяся на обобщении, на историческом прошлом, на том, что является типичным и вечным в человеческом обществе.
Таким образом, эмоциональная структура индивидуальности определяет побудительные мотивы к творчеству и интерес к разным сторонам реальности. В художественных произведениях, в которых автор по определению самой профессиональной способности обязательно проявляет свою индивидуальную позицию, всегда можно увидеть его эмоциональную конструкцию и определить, злой он или добрый, какую сторону реальности он принимает или отвергает.
Доминирующие эмоции это только те крайние точки, от которых необходимо отсчитывать влияние эмоций на разные тенденции в формировании чувств, отношений, потребностей в определенном функционировании.
Сами индивидуальные различия зависят и от сочетания по силе разных эмоциональных конструкций, и от конкретной исторической эпохи, в которую живут творцы и которую они невольно отражают в своих произведениях, и от тех чувств, которые формируются у них в зависимости от жизненного опыта и от интуитивных пониманий тех потребностей зрителей, которые необходимо учитывать в поступательном развитии человечества. Все эти факторы определяют те направления и течения в искусстве разных эпох, которые позволяют нам почувствовать дух конкретного исторического времени в общности и разнообразии эмоционального восприятия его художниками.
Сам художник может переживать разные периоды в творчестве, связанные с теми или иными душевными состояниями (например, автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях и его последний автопортрет передают совершенно разные настроения своего автора). Если эмоции необходимо учитывать в спонтанном проявлении их в творчестве как по форме, так и по содержанию, то чувства являются главным объектом воспитания средствами искусства. Поэтому каждому художнику необходимо знать и законы воспитания чувств.
Источник