Индивидуальные особенности эмоциональной сферы
Каждый из нас характеризуется определенной эмоциональностью, которая определяется как чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Обычно эмоциональность употребляется как синоним гиперэмоциональности, поэтому для характеристики индивидуальных различий в сфере эмоциональных реакций лучше употреблять термин «эмоциональная устойчивость», что означает разную степень чувствительности к эмоциогенным раздражителям и разную степень нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения (возможность адекватного функционирования и контроля над выражением эмоций).
Различия в эмоциональной устойчивости связаны прежде всего с различиями нервной системы в целом либо ее определенных структур. Изучение темперамента в значительной мере способствовало пониманию явления эмоциональной устойчивости. Особое значение имеет реактивность, или сила нервной системы, которая характеризует способность организма к приему раздражителей, а именно величину порога чувствительности и порога работоспособности. У реактивных людей, имеющих большую чувствительность к раздражителям и невысокую работоспособность, действия под влиянием стресса легко поддаются нарушениям.
Устойчивость к стрессовым факторам зависит и от уравновешенности нервных процессов. Источники эмоциональной устойчивости связывают также с особенностями регуляторных структур личности (структурный подход) и с наличием «особого механизма», который обеспечивает надзор над протеканием деятельности и поддерживает эту деятельность, несмотря на влияние нарушающих эмоциональных факторов. Поиски «особого механизма» не увенчались успехом.
В рамках же структурного подхода накоплены значительные экспериментальные факты. Исследования были направлены на изучение особенностей механизмов регуляции (соотношение целей и программ деятельности по достижению целей) и их связи с эмоциональной устойчивостью.
Образцом исследований механизма регуляции служат эксперименты по изучению уровня притязаний. При определенном уровне притязаний испытуемые обнаруживают некоторые устойчивые тенденции:
— переоценивают возможности (рискующие);
— уровень притязаний меньше уровня достижений (перестраховщики);
— цели близки реальным достижениям (адекватные).
Первые два варианта означают проявление неудовлетворительной координации целей и программ действия, следовательно, недостаточной эффективности механизмов саморегуляции. Таким образом, данные испытуемые менее устойчивы к стрессу.
В эксперименте А. Котаньского проверялось, как люди с разным уровнем саморегуляции ведут себя в сложных эмоциогенных ситуациях. Испытуемые с заранее определенным уровнем притязаний выполняли задания в обычных и эмоциогенных условиях. Им необходимо было найти выход из лабиринта в обычных условиях и в условиях с подключением электрического тока, который испытуемые мо1ли отключить с помощью одной из шести кнопок. Нужную кнопку испытуемый должен был найти самостоятельно. В группе перестраховщиков отмечалось значительное ухудшение качества деятельности в эмоциогенных условиях по сравнению с группой адекватных, т.е. они оказались менее эмоционально устойчивыми. Ухудшились результаты и у сильно рискующих. Таким образом, адекватность уровня притязаний — важная особенность человека, связанная с его эмоциональной устойчивостью.
Низкий уровень притязаний — защитная позиция, которая позволяет избежать неудач и характеризуется наличием высокой степени тревоги.
Устойчивость человека к действию эмоциогенных раздражителей определяется также тем, насколько он заинтересован в результатах своей деятельности (т.е. от силы потребностей).
В целом можно сказать, что эмоциональная устойчивость индивида определяется структурными факторами личности (особенностями его мотивации и самооценки) и характеристиками темперамента.
Эмоциональная зрелость
Эмоциональная зрелость характеризуется уменьшением абсолютной частоты эмоций в силу развития самоконтроля и усвоения реакций, адекватных различным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Взрослый человек может предвидеть ситуации и способен адаптировать к ним свои реакции. Даже если он не всегда может избежать возникновения эмоции, то способен затормозить двигательные реакции и крики, что зависит от волевого контроля. Ребенок всему этому должен научиться.
ЛИЧНОСТЬ
Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.
Индивид. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.
Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов.
В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».
Личность одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии.
Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность- это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
— сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
— личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
Источник
Эмоции и индивидуальные различия
Индивидуальные различия являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоциональных переживаний. Наиболее тесно связаны с эмоциями тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила — слабость нервных процессов, экстраверсия – интроверсия.
Наиболее удачная попытка интегрировать данные о влиянии разных свойств индивидуальности на эмоциональную сферу предпринята П.В. Симоновым в концепции четырех мозговых структур. Согласно этой теории, индивидуальные особенности взаимодействия таких структур, как лобная кора, гиппокамп, миндалина и гипоталамус образуют основу для формирования темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.
В данной модели легко описывается и их отношение к экстраверсии – интроверсии. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа – определяет ориентацию субъекта на внешний мир и зависимость его реакций от текущих событий, что характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – создает интроверта с характерной устойчивостью внутренних мотивов и их малой зависимостью от внешних влияний.
Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса определяют направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, что характерно для холерического темперамента – сильного возбудимого типа. Интересы холерика устойчивы, он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины означает готовность реагировать на широкий круг объектов, включая малозначимые. Если доминирующий мотив выделить трудно, то поведение субъекта будет нерешительным, часто направленным на бесконечный анализ маловажных событий. Эти свойства характерны для слабой нервной системы меланхолика.
Преобладание активности системы гипоталамуса и гиппокампа создает условия для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Такая картина активности характерна для сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности сангвиника.
Доминирование системы миндалины и лобной коры определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Субъект игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для сильного уравновешанного и инертного типа нервной деятельности флегматика.
В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функции левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Так, например, временное «выключение» левого полушария вызывает сдвиг эмоциональной сферы в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием и беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое – на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоций.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария и ухудшается при его поражении, также как и нарушается опознание эмоциональной интонации речи. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций, то есть нарушение информационных процессов после отключения одного их полушарий, вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.
Хорошим тестом функциональной асимметрии служит чувство юмора. Исследователи считают, что понимание юмора предполагает выполнение двух операций: выделение неожиданного в повествовании и сопоставление этого неожиданного с содержанием текста. У больных с поражением правого полушария сохранен первый компонент и нарушен второй. Это приводит к тому, что их юмор делается неразборчивым. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. Юмор пациентов с левосторонним поражением более сходен с юмором здоровых людей.
Эмоциональная асимметрия мозга обнаружена и у нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность и нейротизм. Преобладание функций левого полушария сочетается с низкими значениями тревожности.
Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 2323 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник