Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Элия
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди обучающихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т. д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность адаптационного образовательного учебного процесса с обучающимися в начальных классах.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у обучающегося,например у:
сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Учитель начальных классов может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у ребенка.
• У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
• Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
• Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
Из характеристики темпераментов ясно, что необходимо в начале обучения в школе к детям с различным темпераментом относится одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.
«В процессе воспитания, — писал Б. М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы ребенка». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием сангвинического темперамента.
1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
2. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры
3. Упражнение на произвольность поведения.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.
1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
2. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де-тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
3. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода.Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.
1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
3. «Попугай» (произвольность чувств).
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
4. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания.Например такие:
a) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
b) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
в) ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием меланхолического темперамента.
1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).
Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.
2. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
3. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
a) Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения
и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
b) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.
«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.
Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.
Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками. Добрый день Уважаемые коллеги! Я хочу.
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.
План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна» План организации образовательного процесса по теме комплексно- тематического планирования по теме «Моя страна».
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» рассчитана на один год. Составлена.
Реферат «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ» «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ»Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и.
Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.
Источник
Индивидуальные особенности темперамента характера обучающихся
Основные характеристики учащихся с холерическим типом темперамента
Одной из основных характеристик учащихся с холерическим типом темперамента является их несдержанность. Отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Быстрый психический темп.
Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, в то же время испытывает затруднения в переключении внимания. Ученики с холерическим темпераментом, как правило, отличаются повышенной конфликтностью. Именно они чаще всего являются нарушителями дисциплины в классе.
Вместе с тем такой учащийся быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Основные характеристики учащихся с флегматическим типом темперамента
Ученик с таким типом темперамента, как правило, мало эмоционален. Его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, он остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны.
Отличается терпеливостью, работоспособностью, выдержкой, самообладанием.
Для него характерен медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.
Основные характеристики учащихся с меланхолическим типом темперамента
Такой ученик отличается чрезмерной обидчивостью, болезненной чувствительностью, тихим голосом, неуверенностью в себе, робостью. Мимика и движения его невыразительны. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Плачет тихо и редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Встречающиеся трудности заставляют его опускать руки. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен.
Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Такой учащийся обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Он нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Такой ученик нуждается в особом внимании со стороны педагогов.
Педагог должен знать, что учебная деятельность его учеников, ее успешность и продуктивность тесно связана с особенностями их темперамента. В связи с этим он должен учитывать, что особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Поэтому перед учеником с сангвиническим типом темперамента следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.
Педагог должен также знать, что учебную деятельность учащегося с холерическим типом темперамента, необходимо постоянно контролировать, в общении с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию.
В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его учебы.
Учащегося с флегматическим типом темперамента нужно вовлечь в активную учебную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.
В отношении ученика с меланхолическим типом темперамента в общении недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, его следует вовремя хвалить за проявленные успехи в учебе, решительность и волю.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Педагог должен понимать, что ученик, обладающий меланхолическим типом темперамента – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Индивидуально-психологические особенности личности учащихся: способности
Также одной из самых важных характеристик личности учащихся, определяющей их успешность в учебе, в овладении знаниями, умениями и навыками, являютсяспособности.В современной психологии способности определяют как индивидуально-психологическую особенность человека, которая не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Каждый из нас обладает биологически обусловленными способностями, обеспечивающими нам жизнь и развитие в социальной среде.
Однако человек имеет еще ряд способностей. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Специальные способности – это те способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
Творческие способности проявляются в умении создавать предметы материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, т.е. индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и др.
Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.
Российский психолог А.В.Петровский образно сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиться: подобно тому, как брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и др. окажутся благоприятными. Таким образом, он отмечает, что способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.
Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но, то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.
Педагоги, родители должны знать, что только та деятельность, которая носит творческий характер, имеет оптимальный уровень трудности, а также должная мотивация, положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию способностей детей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через мотивацию приводит к превращению цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.
Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
В подтверждение этого, известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер приводит такой пример: «В Москве жил учитель музыки М.Кравец, который любил выбирать себе особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерватории. Его увлекал сам процесс «производства способностей, по его словам неспособных детей вообще не бывает. Уроки его всегда проходили в обстановке высокого эмоционального накала. Ребенок вовлекался в живое и разнообразное общение с учителем. Он пел, отгадывал музыкальные загадки, подбирал к звукам картинки и др. Все это сопровождалось радостным настроем и поощрением учителя. Урок обычно заканчивался хорошо знакомой мелодией, которую издавала музыкальная модель «спутника», а под ней ребенок находил открытку с большой красной пятеркой». Как отмечает Ю.Б.Гиппенрейтер, – следующий урок, конечно же, ожидался с большим нетерпением.
Таким образом, знание педагогом в рамках психологического просвещения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, особенностей их формирования, основных типов, способствует развитию личности учащихся, их способностей, а значит у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ученика.
2.2. Возрастные особенности учащихся
Рассматривая психологическое просвещение как одно из важных направлений психологического сопровождения предмета «Самопознание», в качестве одной из основных задач мы выделили задачу информационного обеспечения, предполагающего изучение возрастных особенностей личности учащихся.
Известные российские психологии С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин отмечали, что возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.
Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития.
Младший школьный возраст психологи называют «вершиной детства». Ребенок сохраняет еще много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В этот период происходит развитие познавательной активности. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие усложняется и углубляется, принимает организованный характер. Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
В этот период происходит развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов способствуют становление личности учащегося. В этот период педагог имеет большое влияние на формирование личности учащегося. Его основная цель – создать безопасную, доброжелательную атмосферу для каждого ученика, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. Каждый учащийся должен ощущать, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности – это его уникальность и неповторимость.
В такой атмосфере учащиеся приобретают важные жизненные навыки:
§ умение слушать другого человека;
§ умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
§ умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
§ умение присоединиться к группе, познакомиться;
Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) психологи называют переходным от детства к юности. Этот период относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма, в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Половое созревание организма вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизирован-ным, последовательным, зрелым.
Характерными для подросткового возраста новообразованиями являются «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Происходит формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
При отсутствии условий для позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к отклоняющемуся или невротичному поведению. При благоприятной социальной ситуации развития подростковый возраст может протекать без каких-либо кризисных явлений. И подросток, закономерно выполнив задачи данного возрастного этапа, вступит в следующий – этап юности.
В этом периоде для старшеклассников характерно избирательное отношение к предметам, что определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, формирования активной жизненной позиции, процесса самопознания, самоутверждения. Еще одно новообразование, возникающее в этот период, Л.И.Божович называет «самоопределением», т.е. осознанием себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции
Стремление познания своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется обобщенная самооценка личности. К этому времени у учащихся складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин
Юность – это один из самых напряженных периодов формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов,устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности, складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.
Нравственное развитие, формирование системы взглядов и иерархии ценностей, мировоззрения, убеждений являются важнейшими новообразованиями юношеского возраста. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений учащегося. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.
Юношеской период также характеризуется появлением интереса к этическим проблемам. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед учащимся в этом возрасте, могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности.
Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно сможет выполнить задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, в том случае, если его деятельность будет основана на знании и понимании особенностей возрастных этапов развития учащихся, которые необходимо учитывать для достижения эффективных результатов в этой области. При этом важным условием эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является и индивидуальный подход к каждому ученику как к личности.
Источник