Виды стресса: эустресс и дистресс — стадии и причины
Стресс хороший и плохой: разбираемся в видах и стадиях развития
На самом деле стресс помогает нашему организму, это природный механизм, запускающий процесс приспособления к любым внутренним и внешним изменениям.
Например: Вы порезали палец — вы испытываете стресс, который дает понять вашему организму, что пора бросать спасательный отряд на заживление раны. или вы прилетели в тропическую страну — стресс говорит телу, что и как нужно изменить, чтобы легче перенести жару и влажность.
Однако, стресс может перерасти в постоянное состояние и тогда он становится опасен для всего вашего здоровья и нормальной жизни.
Стресс может быть двух видов: положительный и отрицательный.
Эустресс и Дистресс
Эустресс
Первая форма — эустресс, может быть вызвана и положительными эмоциями (позитивный) и негативными событиями (мобилизующий).
В этом состоянии человек осознает свои проблемы, свое состояние. Организм мобилизуется и концентрируется на выполнение задач. Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов.
У человека повышается активность. Он успешно справляется с поставленными задачами на работе и дома. Но ресурс организма человека исчерпаем. Длительный негатив приводит к деструктивной форме.
Дистресс
Истощает нервную систему и разрушает организм. Страдает умственная активность, наша работоспособность падает. Стресс выбирает мишенью иммунную систему и бьет по ней. Организм становится уязвим к различным заболеваниям.
Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение.
Дистресс делится на несколько подтипов
Физиологический тип возникает как ответ на неблагоприятные внутренние факторы, неудовлетворенные физиологические потребности. Ими могут быть боль, голод, жажда, воздержание. Негативные условия внешней среды тоже вносят свою лепту. Стрессом для нас становится холод, постоянный шум, загазованность воздуха.
Наши эмоции тоже могут стать причиной стресса. Эмоциональный тип один из самых распространённых видов стресса. Даже радостные события вызывают дистресс. Все дело в длительном эмоциональном перенапряжении. Оно приводит в конечном итоге к психологическому и моральному истощению.
Кратковременный тип возникает как ответ на внезапное сильное воздействие. Проявляется как испуг и другие реакции. Обычно проходит быстро и не несет последствий, но может быть глубоким и травмирующим.
Наиболее тяжелый и опасный вид это хронический тип. Негативные факторы на нас воздействуют постоянно. Человек их не замечает, они становятся «фоном». Однако в конечном итоге этот «фон» приводит не только к нервному истощению, но и заболеваниям, депрессиям, общему снижению качества жизни.
Стадии
Изучением стресса занимались многие ученые и специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса. В классическом представлении выделяется три стадии.
3 стадии развития
В этой стадии организм мобилизует все силы для ответа и выхода из негативной ситуации. Длительность зависит от таких факторов, как особенность психики человека и сила раздражителя. Она может длиться от нескольких минут до недели. На этом этапе изменяется поведение человека: появляется суетливость, раздражительность.
На этой стадии человек эффективно справляется с перенапряжением. Человек способен анализировать и искать оптимальные пути выхода из ситуации.
Когда внутренние ресурсы человека исчерпаны и нет резерва для восстановления наступает третья стадия стресса. Человек при этом ощущает усталость, апатию. Он теряет интерес к жизни, сдается и не сопротивляется раздражителям. Внутренняя опустошенность может перерасти в соматические заболевания и психические проблемы.
По данным международной организации здоровья, в России каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно
Причины
Главная причина – это ситуации, которые его провоцируют, они называются стресс-факторами. С учетом того, что жизнь современного человека динамична и непредсказуема, причин великое множество. Постоянные неурядицы недопонимание близких, поджимающие стрессы на работе, поломка бытовой техники или автомобиля и просто ежедневные заботы. Всё это провоцирует раздражение и тревогу.
Иногда и отсутствие изменений, рутина и «день сурка» может стать главной причиной. У каждого человека свои индивидуальные особенности психики, что для одного досадная неприятность, для другого причины стресса.
Причины возникновения
- конфликты с близкими и друзьями;
- безработица и долги;
- переутомление, отсутствие отпуска;
- хронические заболевания и лишний вес
- недовольство собой и своим лишним видом
Стресс развивается на трех уровнях: биохимическом, психологическом и физиологическом.
Когда человек оказывается в стрессовой ситуации, у него повышается уровень глюкозы в крови, повышается артериальное давление, сердцебиение становится более частым, повышается отложение жировой ткани в подкожной клетчатке, задерживается натрий, а с ним и вода в тканях, а калий, нужный для работы сердца и нервов, выводится быстрее необходимого.
Влияние на организм и здоровье человека
В любом случае, влияние стресса на организм значительно и чем оно сильнее и длительнее, тем больше вызывает последствий. От легкой раздражительности и неуверенности в себе до снижения сил и мотивации действовать, серьезного недомогания и депрессии. Именно поэтому так важно понимать свое состояние и уметь распознавать симптомы стресса, и, соответственно, вовремя направить силы на его преодоление.
Источник
Индивидуальные особенности переживания стресса
Медицинский психолог БУЗ ВО «Воронежский областной клинический наркологический диспансер» Россия г. Воронеж
Заведующий кафедры психиатрии и неврологии ИДПО, д.м .н , профессор
ФГБОУ ВО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.
к .п сих.н , доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО
ФГБОУ ВО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения реагирования личности в стрессовой ситуации в зависимости от типа темперамента. Проведён теоретический анализ по данной теме, разработаны виды психологической защиты и упражнения, направленные на сохранение физического и психического здоровья. Даны рекомендации педагогам, социальным работникам, руководителям, персоналу, а также тем, кому не безразлично его психическое и физическое здоровье.
Ключевые слова: стресс, психологические защиты, перенапряжение организма, типы темперамента, стрессоры, техники саморегуляции .
Актуальнос ть проблемы. Стремительный ритм современной жизни делает стресс неизбежным. Однако он не должен преследовать человека на каждом шагу и тем более портить ему здоровье. В медицине о стрессе говорят в тех случаях, когда события в жизни человека подавляют его способность справляться с данной ситуацией. Стрессовым событием можетбыть как нечто хорошее – радость, так и плохое, например, горе. В любом случае возникает психическая реакция, которая выводит человека из равновесия.
По данным Всемирной организации здрав оохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом. Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента — воздействие социальных факторов, остальные – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress — давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима. Не разрешенной является на данный момент такая задача, как прогнозирование по ведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы, направленные на повышение адаптационных возможностей личности.
Осн овные аспекты стрессовых р еакций. Теория Селье . Неспециалисты отождествляют стресс просто с нервным напряжением. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция надостаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы, фазы, виды Те рмин «стресс» (с англ. «давление») первым ввёл американский учёный Уолтер Кэннон .В своей первой работе в 1936 г. Ганс Селье описал теорию общего адаптационного синдрома, который обозначал нервно-психическое напряжение. И только в 1946 году Селье в своих т рудах ввёл термин «стресс», обозначив тем самым открытое им общее адаптационное напряжение. Эта небольшая публикация явилась началом всемирной известности теории с тресса. [7]
Согласно его теории, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, но и процесс адаптации, тренировки защитных механизмов как физических, так и психических. Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.
Согласно Селье , выделяют 3 стадии общего адаптационного синдрома:
1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы; 2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма всоответствии с новыми условиями; 3)стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации. Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс.
Виды стресса . Как отмечает русский и европейский психолог Леонова А. Б., в настоящее время наряду с понятиями «психологический (психический) стресс» и «эмоциональный стресс» при изучении механизмов и последствий стресса все чаще используется дифференцировка стресса в понятиях «информационный», « операциональный », «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», «организационный стресс» и др.[4]
Доктор психологических наук Столяренко А.М. выделяет четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на человека:
1) оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психической деятельности — психологический эустресс ;
2) интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях — психологический экстресс ;
3) предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей — психологический дистресс ;
4) сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение — психологический гиперстресс [8]
Обзор научной литературы по изучению стресса позволяет сказать, что на сегодняшний день существует большое количество трудов, в которых авторы по-разному трактуют понятие стресса. М. Тишкова считает стресс как особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и привлечение в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации . О сновоположником субъективистского подхода считается Р.Лазарус , который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;2) представлением о своих способностях влиять на последствия [2]Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана , который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [6]
В современной трактовке выделяют 4 вида стресса:
3) Эмоциональный стресс;
4) Психологический стресс.
Но, сам по себе стресс не может возникнуть без условий для него созданных. Итак, причинами являются:
1) социально –э кономическая и политическая ситуация;
2) жизненные события;
3) межличностные конфликты;
4) отсутствие групповой сплочённости и поддержки;
5) экстремальные условия труда;
6) темперамент и характер;
7) социальная роль;
8) монотонность в работе, однообразность;
9) отсутствие востребованности.
Таким образом, причиной развития стрессового состояния может стать абсолютно любая ситуация, которая может оказать сильное воздействие на человека. Очень большое влияние на эмоциональный фон человекаоказывают и такие внешние раздражители, как смерть близкого человека, постоянные скандалы на работе. Если говорить о внутренних раздражителях, то речь идет о пересмотре каких-то жизненных позиций, убеждений, самооценке человека. Стрессам подвергаются и мужчины, и женщины разного возраста, независимо от их социального положения и финансового благополучия. И если в небольшом количестве стрессы даже полезны организму, то постоянное пребывание в таком состоянии приведет к серьезным патологическим изменениям.
Симптомы при таком состоянии нарастают постепенно и исследователи объединили их в две группы: когнитивные и эмоциональные.
К когнитивным относятся:
проблемы с памятью;
видение только отрицательных моментов;
постоянное присутствие волнения;
необоснованные тревожные мысли.
Эмоциональными симптомами будут:
резкие перемены настроения без причины, внезапные вспышки гнева;
депрессия или волнение;
чувство одиночества и изоляции.
В стрессе человек отмечает нарушения аппетита – он может вовсе пропасть или же, наоборот, стать чрезмерным. Кроме этого, при прогрессировании стресса появляются нервные тики, характерные однотипные движения – например, человек может постоянно покусывать губы, грызть ногти. Также развивается недоверие к окружающим. Вышеперечисленные симптомы рассматриваемого состояния позволят сразу определить, что человек находится в стрессе, а психологические тесты помогают это выявить. Соответственно, если угроза исчезает, то физиологические проявления возвращаются в норму. Наоборот, при длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические и развиваются болезни.
Отсутствие или нехватка стрессоров может привести к снижению адаптивности организма – врождённая и приобретённая способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Как отмечают психологи, недостаток впечатлений может вызвать апатию и потерю интереса к жизни. Поэтому, скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.
Итак, феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений.
Понятие темперамента . О собенности проявления реакций.
Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее
индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая
немецким психологом Эрнстом Кречмером . По мнению Э. Кречмера , существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях. [1] По мнению исследователей в области психологии (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын , В.С. Мерлин), опыт жизни большинства людей показывает, что реакция организма на травмирующую ситуацию индивидуальна . Существует ряд исследований, в которых показана зависимость между темпераментом и реакцией на стресс. [2,6,8]
В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица. [5]
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека. Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной пауки на природу индивидуально-психологических различий. Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. И.П.Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный – в основе флегматического; возбудимый, безудержный – в основе холерического; слабый – в основе меланхолического [6]. С точки зрения Юнга, нельзя говорить о том, какой тип лучше. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Так как же влияет травмирующая ситуация на тип темперамента? Рассмотрим, что происходит с каждым в отдельности в момент стресса.
Меланхолик – «стресс кролика» — испытывает тревогу, сильный испуг. Склонны к самообвинению, нет сил для противостояния. Часто у них в таком состоянии развивается бессонница.
Холерик – «стресс льва» — вспыльчив, неуравновешен. Отсюда реакция может быть в виде агрессии, протеста, гнева.
Флегматик – «стресс вола — в критических ситуациях способен сохранять выдержку, контроль за эмоциями. Он заедает проблему, что может привести к очень быстрому набору веса, а это в свою очередь – к нарушению здоровья (ожирению, гипертонии, сахарному диабету). У них замедляется мыслительная деятельность, присутствует вялость, апатия, постоянная сонливость. Может долго жить и работать в травмирующей ситуации.
Сангвиник – обладает сильной нервной системой, что помогает ему справляться с негативными эмоциями. У людей такого типа присутствует уверенность в собственные силы и оптимизм.
Тип темперамента зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Виды психологических защит в зависимости от типа темперамента. Психологическая защита – это перестройка системы ценностей, направленная на снижение значимости в данный момент времени и тем самым минимизацию травмирующей ситуации. Чтобы оптимально справляться с неблагоприятными факторами внешней среды, необходимо каждому типу владеть защитными механизмами. Рассмотрим самые значимые.
У сангвиника защита отличается преобладанием отрицания и рационализации. Отрицание позволяет ему переориентировать внимание и не допустить того, что могло бы ухудшить его представление о себе. Рационализация используется для толкования всех сомнительных ситуаций в свою пользу с целью сохранения самооценки.
Холерик в защите использует вытеснение и замещение. Вытеснение обеспечивает ему скоростное исключение из сознания всего, что его не устраивает. Замещение создает оптимальные условия переключения кипучего темперамента с объекта, не подходящего для разрядки агрессивных импульсов, на безопасную мишень, допускающую активную мышечную разрядку. У флегматика выделяются подавление и сублимация. Только долгое суммирование позволяет флегматику либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально неодобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).
У меланхолика отмечается доминирование избегания, проекции и идентификации. Избегание включается, когда в связи с его обостренной чуткостью ситуация оценивается как неконтролируемая. Проекция позволяет переложить ответственность за свои неудачи на других людей и тем самым поддержать неустойчивое внутреннее равновесие, а идентификация обеспечивает эмпатию , такт и чувствительность к новым веяниям.
Трудно точно ответить, какой тип темперамента преобладает у того или иного человека. Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает 4 уровня: 1) – уровень отдельных реакций; 2) – уровень привычных реакций; 3) – уровень отдельных черт личности; 4) – уровень типичных черт: интро-экстраверсия , эмоциональная нестабильность ( нейротизм ), психопатические черты, интеллект. [8]Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформированы ценные качества личности.
Рекомендации по профилактике стрессоустойчивости. Все более востребованными становятся сегодня тренинги по стрессоустойчивости, помогающие руководителям, персоналу, студентам, да практически каждому, решать главные для них вопросы: «Как выжить в современном мире и сохранить себя? Как укрепить здоровье? Как сделать жизнь полноценной, а личность — гармоничной?». С этой целью можно предложить несколько упражнений.
Техники саморегуляции . Инструкция: закрыть глаза .С делать глубокий вдох, выдох. Окинуть себя «внутренним взором», отметить места мышечных зажимов, напрячь их ещё сильнее на вдохе, на выдохе сбросить напряжение. Повторить упражнение несколько раз.
Не переживать раньше времени . Очень часто мы начинаем волноваться ещё до того, как появляется реальная угроза. Если мы научимся не делать этого, то сохраним много энергии.
Упражнение «Зато». Инструкция : на листе бумаге с одной стороны указываются слабые стороны самим участником, а с другой пишется ЗАТО.
Направлено на выявление слабы х сторон и поиск путей компенсации и ресурсных зон.
Все перечисленные техники могут занять не так много времени, тем самым помогая вам защитить своё психологическое и физическое здоровье от вредного влияния стресса.
Вывод. Таким образом , проанализирова в источники , необходимо рассматривать человека как целостную и устойчивую структуру, для которой естественна защитная реакция на неблагоприятное , наносящее ей вред воздействие. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяю тся направленностью его личности. На то, к ак человек будет реагировать в то или иной ситуации влияет не только его темперамент, но также и реакция организма на травмирующую ситуацию. Она индивидуальна и зависит от особенностей личности, характера, состояни я психики, темперамента, самооценки, а также родительских установ ок.
1. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С. 343-351.
2. Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Ульянова О.В. Организация процедуры исследования медико-социально-психологических и неврологических характеристик больных с аффективными расстройствами // «Системный анализ и управление в биомедицинских системах». 2015. Том 14, №3. С. 588-592.
3. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 2010. 135 с .
4. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. – СПб.: Питер,2011. 256 с .
5. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. — 2004. — №2. — С. 75-85.
6. Мильман , В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман – М., 1983.
7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том III, «Физиологическое
учение о типах нервной системы, темпераментах тож ». М.: Л.: Издательство
Академии Наук, 1951, стр 88
8. Селье Г. Стресс без дистресса . — М.: Прогресс, 1982. — 124 с .
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н\Д. Издательство «Феникс»,1997г. – 736с.
Investigation of the peculiarities of stress experiences in dependence
Medical psychologist of the BES VO «Voronezh Regional Clinical Narcological Dispensary» Russia Voronezh
Head of the Department of Psychiatry and Neuroscience of IDEP, MD, professor
FGBOU in VSMU them. NN. Burdenko RF Ministry of Health.
MD, the senior lecturer of chair of psychiatry and neurology IDPO
FGBOU in VSMU them. NN. Burdenko RF Ministry of Health.
The article deals with the problem of studying the response of the person in a stressful situation, depending on the type of temperament. Conducted a theoretical analysis on the subject, developed types of psychological defense and exercises aimed at maintaining physical and mental health. Recommendations are given to teachers, social workers, managers, staff, as well as those who are not indifferent to his mental and physical health.
Keywords: stress, psychological protection, overvoltage organism, types of temperament, stressors, self -control techniques.
References:
1. Kretschmer E. The theory of temperaments. // Psychology of individual differences. Reader. M., 2000. S. 343-351.
2. Kutashov VA, Khabarova T.Yu ., Ulyanova O.V. Organization of the procedure for the study of medico-socio-psychological and neurological characteristics of patients with affective disorders // «System analysis and management in biomedical systems.» 2015. Volume 14, №3. Pp. 588-592.
3. Lazarus RS Theory of stress and psychophysiological studies // Emotional stress / Ed. L.Levi . — L . : Medicine, 2010. 135 pp.
4. Levitov N.D. The problem of mental states / / Questions of psychology. — St. Petersburg: Peter, 2011. 256 sec.
5. Leonova A.B. Comprehensive strategy for analyzing occupational stress: from diagnosis to prevention and correction / / Psychological Journal. — 2004. — №2. — P. 75-85.
6. Milman , V.M. Stress and personal factors of activity regulation / V.M. Milman — M., 1983.
7. Pavlov I.P. Complete Works, Volume III, «Physiological the doctrine of the types of the nervous system, temperament identity . » М . : Л .: Publishing house Academy of Sciences, 1951, page 88
8. Selye G. Stress without distress. — Moscow: Progress, 1982. — 124 p.
Источник