Индивидуальные особенности эмоциональной сферы дошкольника

Эмоциональные особенности дошкольников

Лена Москаль
Эмоциональные особенности дошкольников

Эмоциональные особенности дошкольников.

К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует, на хорошие и грустные события, гораздо проще ощущает настроение окружающих людей. Проявление эмоций несут в себе непринужденный характер. Ярко проявляются в словах, движения, мимике.

Как писал А. Н.Леонтьев: «Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей».[12]

После рождения ребенок испытывает первые свои эмоции – отрицательные. Это связано с тем, что у ребенка резко меняется окружающая среда. Так же проявляются чувства страха. С помощью взаимодействий с взрослыми, которые не только обеспечивают уход, но и стараются наполнить жизнь ребенка разными впечатлениями, проявляют заботливое отношение и свою любовь, в этот момент у младенца развивается положительные эмоции. Во вторую половину своей жизни ребенок начинает различать эмоциональное состояние взрослого, впечатлительно реагировать на их мимику, интонацию голоса, на действия взрослого. В этот момент у ребенка начинается формироваться любовь т симпатия к близким, как ответная реакция на заботу взрослого.

Эмоции ребенка раннего возраста кратковременны, бурно выражаются и неустойчивы. Урунтаева Г. А. [22] отмечала, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведения ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.

В 1,5 – 2 года у ребенка начинает закладываться простейшие нравственные эмоции. Фактор развития – похвала или отрицательная оценка взрослого.

В 3 года начинают выражаться эстетические чувства: радость вызвана красивым костюмом на праздник, цветочком; современен различая, находят и в музыки ее «настроение». Часто у ребенка в этом возрасте появляется желание выразить себе и свои чувства через пение, движение, рисунок. Так же начинают развиваться интеллектуальные чувства. Ребенок в меру своих речевых возможностей задавать познавательные вопросы взрослым. Так же начинается эмоциональное отношение к сверстникам, проявляется ревность взрослого к другому ребенку. В потребности похвалы у ребенка раннего возраста начинает развиваться чувства самолюбия, гордости, а так же чувства стыда. Основные мамонты эмоционального развития ребенка: эмоции такие же как и в младенческом возрасте изменчивы и неустойчивы, эмоции импульсивны, активно развиваются интеллектуальные эстетические, нравственные эмоции, главное значение приобретает слово, которое оценивает те или иные поступки или качества.

У детей в дошкольном возрасте основные изменения в эмоциональной сфере вызванный установлением иерархии мотивов, появление новых потребностей и интересов, так считал Леонтьев А. Н. [24]

Чувства ребенка в дошкольном возрасте со временем становятся глубокими по смысловому содержанию, а так же постепенно теряет порывистость. Но остаются эмоции, которые трудно контролируются, это связанно с органическими потребностями, такие как желание голода, жажды, отдыха и другие. Меняется и значимость эмоций в деятельности дошкольника. На прошлых этапах развития основной ориентир для ребенка была оценка взрослого, теперь в момент положительного результата своих действий и положительных эмоций от окружающий, он испытывает чувство радости. Дошкольник постепенно со временем осваивает экспрессивные формы выражения эмоций – мимика, пантомимика, интонация. С помощью этих выразительных средств, он больше осознает переживания другого человека. Главными моментами у ребенка в дошкольном возрасте в эмоциональном развитии является:

• Усвоение социальных форм проявления эмоций – происходит усовершенствование эстетический, моральных и интеллектуальных чувств, развивается чувство долга.

• Вследствие речевого развития эмоции становятся осмысленными.

Эмоции становятся показателем состояния ребенка, физического и психического самочувствия.

Читайте также:  Стучат зубы при стрессе

По мере развития ребенка эмоциональные проявления становятся сложнее и содержательней. Со временем у детей появляются элементарные моральные переживания. При выполнении запросов окружающих, появляется простодушное удовлетворение. В итоге эмоциональное переживание начинает пробуждаться не только тем, что приятно или нет, но и тем что хорошо или плохо, что согласованно или не согласованно с окружающими людьми. Главная задача для маленького ребенка, это формирование ласковых, теплых, добрых отношений с воспитателем. Признание воспитателя за хорошие поступки ребенка оказывает несравненное влияние на его эмоциональное состояние.

Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда как негативные оценки, которые повторяются, влекут за собой негатив, подавленное настроение, тяготят и угнетают физическую и умственную активность.

Когда человек достигает момента зрелости, его эмоциональная жизнь недостаточна стабильна. Наблюдается снижение эмоциональности в разных жизненных ситуациях, при выполнении любых видах деятельности. У людей зрелого возраста успехи детей или внуком вызывают положительные эмоции, а неудачи – отрицательные. В этом возрасте развитие эмоциональнойсферы происходят неравномерно: эмоции становятся устойчивыми, отрицательные эмоции постепенно начинают преобладать положительные, происходит снижение эмоционального реагирование, переживание становятся менее регулированными.

С помощью художественно-творческой деятельности у взрослого и ребенка развивается эстетическое, познавательные и нравственные чувства.

Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно.

Особенности развития представления дошкольников о величине предмета В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения приложения или наложения.

«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.

Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.

Эмоциональные этюды Приложение 1. Игнатенко Лидия Викторовна, музыкальный руководитель Эмоциональные этюды Цель: Формирование у детей дома и в детском саду.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности формирования нравственных установок дошкольников Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности.

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.

Возрастные особенности дошкольников Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными.

Источник

Особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста

Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним. О важности и особенностях эмоциональной сферы дошкольника вы узнаете в нашей статье.

Содержание Свернуть

Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста

Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.

Читайте также:  Чувство стыда это хорошо или плохо

Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.

Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:

  • отсутствием эмпатии
  • характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями
  • неумением выбирать и принимать решения
  • эгоцентризмом
  • зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
  • завышенной самооценки (Я — хороший)
  • не умением видеть последствия действий
  • важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.

В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:

  • более спокойным эмоциональным фоном восприятия
  • проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
  • более управляемыми эмоциональными процессами
  • развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
  • появлением аффективных реакций
  • появлением новых мотивов для деятельности
  • способностью оценивать своё поведение.

Ребёнок 4-5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, по большей мере, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, а также потребностей и мотивов. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

  • они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
  • они осваивают социальные формы проявления чувств
  • чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
  • у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Смотрите видео о важности эмоционально-чувственного воспитания человека

Если пожелаете узнать, в какой степени у вашего ребёнка развиты те или иные эмоции и чувства, рекомендуем прибегнуть к методам диагностики эмоциональной сферы ребёнка.

Диагностика

Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:

  • тестирование
  • наблюдение
  • опрос
  • беседа
  • анкетирование
  • анализ образцов детского творчества (рисунков).

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Читайте также:  С полипами нос не чувствует запах

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры
  • психогимнастические игры
  • подвижные игры
  • коммуникативные игры
  • игры и задания на развитие произвольности
  • игры для развития воображения
  • игровые упражнения
  • мимические этюды
  • прослушивание музыки и обсуждение её
  • чтение сказок и рассказов
  • знакомство с живописью.

В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.

Формирование эмоциональной сферы

Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:

  1. Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
  2. Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
  3. Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
  4. Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.

«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

  1. Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
  2. Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
  3. Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
  4. Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
  5. Чтение и обсуждение сказок.
  6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
  7. Организация совместной деятельности детей.
  8. Задания с использованием наглядных пособий.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.

Источник

Оцените статью