Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и
Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество — эмоциональность. Эмоциональность — это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.
Слайд 3 из презентации «Психологическая уравновешенность»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Психологическая уравновешенность.ppt» можно в zip-архиве размером 2561 КБ.
Похожие презентации
«Имена людей» — Маша, машенька. Имя и характер Взрослея, Дима становится самостоятельным, сдержанным и спокойным. По одной версии — горькая, по другой — любимая, по третьей — упрямая. Популярность имени Дарья. Дима. Сил на всё тебе хватает, Видно имя помогает! Камилла. Григорий. У Элины хорошая интуиция. Имена — часть истории и культуры народа.
«Человек и культура» — Экспериментатор: Не можете ответить? «Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности. Паук ест. Ля Барр о «кризисных культах»: Испытуемый: Да, да, черный олень ест. Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации: Как я могу ответить на такой вопрос? Психологическое изучение культур (II): 1. Направление «Культура-и-личность» 2. Когнитивная антропология 3. Психоантропология.
«Смысл жизни человека» — «Существовать ради самого себя значит быть ничем» Б. Скиннер. 6.Смысл жизни – работа, творчество. Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек. Смысл жизни каждого человека совершенно уникален. 4.Смысл жизни – достижение власти.
«Эмоциональное выгорание педагогов» — Памятка педагогу. Используйте возможность выступить с речью. Содержание. Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Стремитесь побороть страх. Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы): Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. НЕ скрывайте свои чувства.
«Предки человека» — Следы австралопитека и рамапитека в полосе тропических лесов 1,5-1,0 млн лет назад. Именно там было найдено большинство свидетельств эволюции человека. Прежние механизмы антропогенеза перестали действовать. Австралопитек. Места основных неандертальских находок. 0,7-0,3 млн лет назад. Учёный также работал в области геологии, ботаники и зоологии, написал автобиографию.
«Человек герой» — Работа со словарями. План проекта. Ни взрослые, ни пожарные вытащить кроху уже не смогли. — высшее звание в Российской Федерации. Герой Российской Федерации . Туркин Андрей Алексеевич 21. 10. 1975 — 3. 9. 2004 Герой России. Можно было одной на улицу побежать — за помощью. Оформление презентации. Деревянный барак вспыхнул.
Источник
Тест по обществознанию Человек — личность 6 класс
Тест по обществознанию Человек — личность 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания.
1 вариант
A1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) инстинкт
А2. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
1) деятельность
3) сознание
2) поведение
4) индивидуальность
А3. Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно осуществлять деятельность:
1) эмоции
3) способности
2) чувства
4) мораль
А4. Верно ли, что индивидуальность: а) присуща каждому человеку; б) проявляется в эмоциях и чувствах?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Верно ли, что: а) индивидуальные черты человек может получить по наследству; б) личностью человек становится сразу после рождения?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Заполните схему.
В2. Заполните пропуск в предложении.
Все прекрасное на Земле — от солнца, и все хорошее — от …
2 вариант
A1. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
1) деятельность
2) сознание
3) личность
4) инстинкт
А2. Вершиной человеческих качеств психологи называют:
1) деятельность
2) индивидуальность
3) общение
4) личность
А3. Положительные качества личности:
1) мужество
2) честность
3) малодушие
4) трудолюбие
А4. Верны ли суждения об индивидуальности: а) у одаренных людей индивидуальность приобретает особые формы; б) черты индивидуальности проявляются в деятельности, поведении, эмоциях?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A5. Верны ли суждения о человеке: а) человек — существо биосоциальное; б) в своем развитии человек может обойтись без общения?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Заполните схему.
В2. Заполните пропуск в предложении.
Быть человеком — это чувствовать свою …
Ответы на тест по обществознанию Человек — личность 6 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-3
А5-1
В1. игра
В2. человека
2 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-3
А5-1
В1. труд
В2. ответственность
Источник
Индивидуальные особенности личности: характер, темперамент и способности (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия. Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением? Установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание — насколько эти возможности будут практически реализованы. На многих вопросах, посвященных этому вопросу, в научных спорах точка не поставлена В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие, и как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания.
Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся. Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле- это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная и педагогом и ребенком, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам — особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике. Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности. Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей. Способность к обобщению математического материала, способность к математическому рассуждению и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
К свойства темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. К ним относятся –
1) сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2) реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон)
3) пластичность и ригидность – насколько гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).
4) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума)
5) эмоциональная возбудимость – характеризуется насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью оно возникает.
6) экстраверсия-интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения.
Характер и личность — это не одно и то же. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
Различие между патологическими и нормальными характерами очень важно. Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни. Это первый признак. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, т. е. в любых обстоятельствах. Третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.
Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется? По существу словосочетание нормальный характер означает неотличающуюся индивидуальность или нехарактерную характерность. Ведь характер — это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность. В обычном понятии характер — это если можно так выразиться, острые углы, которые проступают в поведении человека. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему естественно хочется или не хочется. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее всего тем, что должно, что следует, как полагается.
Под чертой характера понимают те или особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Б.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся – принципиальность, Целеустремленность, честность, мужество. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные качества – беспринципность, лживость, пассивность.
Вторую группу составляют черты характера. В которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, и противоположная черта – замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой сосредоточенности. Откровенность – скрытность. Чуткость, тактичность – грубость и т.д.
Третья группа черт характера выражает отношение человека к себе. Таковы чувство собственного достоинства. Правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность –тщеславие, заносчивость.
Четвертая групп черт характера выражает отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входит инициативность, настойчивость, трудолюбие – лень, стремление к преодолению трудностей – боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность. По отношению к труду характеры делятся на две группы – деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для второй пассивность, созерцательность. Чем ярче и сильнее у человека характер. Тем более определено его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность.
Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы. Образующие четыре основные стороны личности:
1. Биологические обусловленные потребности (задатки, темперамент. Простейшие потребности).
2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, простейшие потребности).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).
Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Не все черты характера понятно, являются особенностями личности. Характер – это лишь одна из подструктур личности. причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера. Когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психопатов.
Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и соответственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе. Проявляется во всех ситуациях.
За последние годы в практической психологии сформировались представления о наиболее ярких, так называемых акцентуированных характерах, которые интересны и полезны для практики.
Гипертимный (или гиперактивный) характер. Оптимистичный, но иногда переоценивает события, людей. Стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Не склонен к кропотливой, дотошной, педантичной работе.
Лабильный характер – характеризуется инертностью эмоциональных переживаний. Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не поволяет людям среднего типа (более инертным) отслеживать их внутреннее состояние, сопреживать им вполне.
Демонстративный характер – основная черта такого характера большая способность вытеснять рациональный критический взгляд на себя и, как следствие, демонстратичное, немного актерское поведение.
Психастенический характер – человек с таким характером рационален, склонен к аналитической, пошаговой обработке информации, осмыслению фактов путем дробления, выделения отдельных признаков.
Застревающий характер – противоположен лабильному. Малоподвижность проявляется на уровне мышления. На уровне физическом. Инертность и застревание на чувстве, мысли, деле ведут к тому, что в трудовой деятельности часто проявляется чрезмерная детализация, повышенная аккуратность.
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент. Также половые и возрастные свойства психики.
Множество самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Индивидуальность, способность, темперамент, характер, эмоции, одарённость, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
ГЛОССАРИЙ
Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи.
Холерик — тип, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, сило движений, их быстрым темпом, порывистостью.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенной личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Способности, задатки, талант, одарённость личности.
2. Условия развития способностей человека.
3. Темперамент и его типы.
4. Вопросы эффективной деятельности и темперамента.
5. Темперамент и личность: врождённые и приобретённые особенности.
6. Характер и личность.
7. Психологическая структура характера.
8. Типология характера.
9. Способность, одарённость, талант: взаимосвязи и различия.
10. Индивидуальные различия и проблема способности
11. Отличие таланта от гения.
12. Влияние темперамента на профессиональную деятельность человека — как определяющий фактор успеха.
13. Роль специальных методик в развитии способностей.
Источник