- Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Проявление индивидуально-психологических особенностей
- Какой бывает темперамент
- Характер и его классификация
- Понятие способностей
- Общие и специальные способности
- Чувства и эмоции
- Моральные, интеллектуальные и эстетические
- Воля чем характеризуется
- Видео
Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности
В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые:
1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. Имеют устойчивый и постоянный характер;
4. Находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;
5. Обусловлены общим типом нервной системы.
Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности.
Темперамент — это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У — IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат «сангве»), лимфы (по гречески «флегма»), желчи (по гречески «холе») и черной желчи (по гречески «мелана холе»).
Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.
Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:
— сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);
— уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;
— подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.
Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:
— флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
— сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
— холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
— меланхолик — слабый тип нервной системы.
К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:
— сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;
— реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);
— активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;
— соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности — от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;
— темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;
— пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;
— ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.
Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.
В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.
Характер — это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам.
Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях.
В зарубежной характерологии можно выделить три направления:
— конституционно-биологическое (Э. Кречмер — характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
— психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;
— идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..
В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:
— богатство, содержательность – бедность;
Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
— в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);
— в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);
— в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);
— в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);
— в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.
3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности.
Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.
Источник
Индивидуально-психологические особенности личности
Все люди разные. Индивидуально-психологические особенности личности определяют уникальность каждого человека. Изучению уникальности людей посвящены исследования в области дифференциальной психологии. Достижения этой науки объясняют, почему одни стремятся быть руководителями, другие комфортнее чувствуют себя в роли исполнителей; почему один тяготится шумными компаниями, а для другого одиночество кажется невыносимым.
Все люди разные
Несмотря на то, что люди имеют одинаковое строение мозга, их нервная система способна к торможению и возбуждению, все же не существует двух совершенно одинаковых мужчин или женщин. Их отличают индивидуально-психологические свойства личности.
Проявление индивидуально-психологических особенностей
Уникальные психологические особенности личности проявляются в поведении и деятельности человека. Они выражаются:
- В скорости выполнения работы;
- В умении контролировать свои эмоциональные реакции;
- В общительности или замкнутости;
- В склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу;
- В степени выраженности тревожности.
Внимание! Главными компонентами, определяющими уникальность человека, являются темперамент, характер и способности.
Какой бывает темперамент
Темперамент – это врожденный компонент структуры личности. Принято различать 4 типа темперамента:
- Холерик – человек порывистый, эмоциональный. Его чувства быстро вспыхивают, затем также быстро угасают. Импульсивность холеричных особ проявляется в речи, живой мимике, размашистых жестах. Такие люди часто конфликтны, не умеют идти на компромисс и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
- Меланхолик – особа крайне чувствительная, которую очень легко расстроить. Такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, болезненно и долго переживают неудачи.
- Сангвиник – жизнерадостный весельчак, который легко относится к жизненным неурядицам, не переживает из-за пустяков. Для него крайне важно получать различные впечатления, иначе он заскучает. Чувства таких людей поверхностны, а контакты многочисленны.
- Флегматик – медлительный, задумчивый человек. Он обладает уравновешенным характером, разозлить его практически невозможно. Его мимика скудна, а переживаемые эмоции внешне никак не проявляются.
Свойства темперамента определяют такие черты индивидуальности и характеристики человека, как:
- Чувствительность (одни люди устойчивые к давлению со стороны, а другие – ранимы);
- Восприимчивость к критике, деструктивному поведению окружающих;
- Познавательную активность, энергичность, работоспособность (на пути к достижению успеха встречается много препятствий, кто-то легко справляется с трудностями, а кто-то впадает в отчаяние и отказывается от выполнения задуманного);
- Умение сосредоточиться в любых условиях;
- Относительный баланс в процессах нервной системы, который обеспечивает успешность взаимодействия с людьми;
- Скорость психических процессов (она выражается в сообразительности, скорости успешного запоминания информации, темпе речи, скорости письма, ходьбы);
- Экстравертированность (для таких людей общение и многочисленные контакты с разными людьми являются необходимым условием хорошего самочувствия);
- Интровертированность (направленность человека на собственный внутренний мир обеспечивает ему комфортное пребывание в одиночестве);
- Способность быстро адаптироваться к новой обстановке, меняющимся условиям (данное качество является профессионально важным для таких профессий, как следователь, психолог, врач);
- Личностная гибкость в общении с людьми, умение найти общий язык практически с любым человеком;
- Ригидность, консерватизм, стремление следовать стереотипам.
Типом темперамента определяется не только уникальный набор личностных качеств, но и характер человека.
Дополнительная информация. До сегодняшнего дня сохранились названия типов темперамента, придуманные Гиппократом. Однако определяют это индивидуальное качество теперь не по пропорциональному распределению жидкостей в теле, а по нейропсихологическим характеристикам.
Характер и его классификация
Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.
Проявление характера в общении
В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:
- Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
- Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
- Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.
Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.
Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.
Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.
Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни.
Понятие способностей
Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.
Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.
Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.
Общие и специальные способности
Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.
Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности.
Чувства и эмоции
Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.
Моральные, интеллектуальные и эстетические
Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.
Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.
Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.
Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.
Воля чем характеризуется
Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.
Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.
Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.
Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.
Видео
Источник