- Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру
- Индивидуальная психология Адлера. Основные положения
- Чувство неполноценности по А.Адлеру
- Чувство неполноценности & стремление к превосходству
- Комплекс неполноценности & комплекс превосходства
- Подведение итогов
- А.Адлер о комплексе неполноценности
- Биография Альфреда Адлера
- Понятие комплекса неполноценности
- Истоки комплекса неполноценности
- Влияние комплекса неполноценности на личность человека, его характер и поведение
- Образ жизни, как компенсация за комплекс неполноценности
- Вывод:
Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру
Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.
Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.
В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.
После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.
В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.
Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.
К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.
Индивидуальная психология Адлера. Основные положения
Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.
Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.
Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.
Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:
- Фиктивный финализм. В его основе лежат фикции, которые руководят нашим поведением, ориентируют его. Мы, попадая в определенные обстоятельства, знаем алгоритм, когда необходимо остановиться в выбранном действии, перейти к следующему или выдержать паузу. Фикции могут оказаться ожидаемым результатом, достижимым или нет, в зависимости от обстоятельств. Во втором случае, они становятся причиной неудовлетворенности. По утверждению Адлера, можно избежать влияния фикций, но это доступно только тем, у кого развита взаимосвязь с социумом. Она в значительной степени формируется в первые дни жизни, в общении с матерью. Если такого окружения нет, ситуация приводит к неврозам, попыткам замещения близких взаимосвязей связями с чужими людьми и возможным конфликтам. Происходит как бы навязывание интересов. В целом, ситуация общности имеет два варианта отклонений. В первом случае, когда общности нет, например, при холодном отношении матери к ребенку, нет и опыта сближения с людьми, что становится причиной проблем в установлении контактов с внешним миром. Во втором случае, когда, например, формируется крепкий тандем «мать – избалованный ребенок», наблюдается зацикленность на важной для индивида личности. В данном случае матери, что в будущем приводит к недооценке других людей, следовательно, и к высокомерию.
- Творческое «Я». Индивидуальная психология усматривает в человеке наличие особых свойств, способных преобразовывать реальность, наполнять смыслом любое действие человека, определяет его развитие и жизненный путь.
- Стремление к превосходству и чувство неполноценности и компенсации индивидуальная психология А. Адлера рассматривает, как бессознательные явления, данные человеку при рождении. Ощущая свою неполноценность, человек оказывается в ситуации, вынуждающей его к исправлению своих не самых лучших сторон. Испытывая чувство превосходства над другими, ему доступен дух соревнований, порождающий желание к победам, успехам и лидерству. Этот механизм, также, прогрессивно влияет на общество: стремления людей делают общество более развитым. По мнению Адлера, этот процесс можно регулировать и компенсировать за счет чувства общности с другими людьми и преодоления своих слабых сторон. В противоположность этому — чрезмерная болезненность и физическая слабость или, при отсутствии общности, компенсация через агрессию.
- Стиль жизни. Это способность индивида к адаптации. Она проходит через процесс компенсации слабых качеств индивида, например, слабая физическая форма компенсируется спортом. Поддавшись тенденциям науки все систематизировать и классифицировать, Адлер, хоть и неохотно, но создал типологию личностей по стилям жизни. Управляющий тип нацелен на доминирование. Для берущего типа характерно стремление к потребительству без нанесения урона окружающим. Избегающий тип стремится отклониться от неудач, не проявляет инициативу для личного успеха. Социально-полезный тип зрелый, как личность, активный, нацеленный на взаимодействия с людьми. Большую роль в определении стилей жизни играет порядок рождения ребенка. У первенцев наблюдаются повышенная потребность к моральным основам, обусловленная потерей лидирующих позиций при появлении в семье младших детей. Единственному ребенку достается центральное положение в семье, где главным конкурентом за внимание матери является отец. Такие дети, выходя во взрослую жизнь, удерживают обособленные позиции, тяжело налаживают контакты. Дети второго порядка находятся в атмосфере постоянной конкуренции и ориентируются на получение результатов. И только у самых младших могут встретиться любые сочетания.
- Общественный интерес. Это положение выражено, в первую очередь, в принадлежности человека к обществу, из которого он черпает социальные и культурные ценности, правила и убеждения. Так формируется интеллект социального содержания, мотивирующий индивида к свершениям.
Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.
В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология – это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.
Техники индивидуальной психологии Адлера:
- Моделирование. Техника полезна, когда клиент враждебно воспринимает мир. В процессе работы терапевт адаптирует клиента к общению в атмосфере уважения и эмпатии. Таким образом, у клиента формируется ответное дружественное восприятие людей, что смягчает проблемы в общении.
- Поймать себя за руку. Техника нацелена на избавление клиента от нежелательных проявлений, например грубости в общении. Клиент должен контролировать себя всякий раз, когда ведет себя недолжным образом. Со временем контроль становится автоматизированной привычкой, контролирующей действия человека.
- Поступать «как если бы». Техника подходит в тем, кто не обладает решимостью к определенным действиям. Есть люди, для которых трудно обратиться к малознакомому человеку, познакомиться с кем-то. В процессе проработки проблемы клиент представляет ситуации, в которых он может это сделать. Это формирует в нем стойкую уверенность в собственных силах и возможность переноса воображаемых образов в реальность, тем самым, преодоления барьеров.
- Поощрение. В этой технике ведется работа с эмоциональными проявлениями человека. На первом этапе поощряется личность, как таковая, со всеми ее слабостями и недостатками. На втором этапом происходит поощрение осознания человеком необходимости изменений. Заключительным шагом становится поощрение самого процесса изменений.
Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.
Источник
Чувство неполноценности по А.Адлеру
Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.
А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].
Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.
Чувство неполноценности & стремление к превосходству
Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.
Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.
Комплекс неполноценности & комплекс превосходства
Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.
По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].
В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.
Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.
Подведение итогов
Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.
Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.
Литература:
- 1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
- 2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- 3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Автор: Закирова Ляйсан, студентка
Редактор: Бибикова Анна Александровна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Источник
А.Адлер о комплексе неполноценности
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 01.05.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Альфред Адлер — австрийский ученый — подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практикующим в качестве психиатров, он посвятил свои первые теоретические разработки проблемам человеческого поведения. Он сформулировал основные принципы теории невроза, и только в 20-х годах он настолько развил свою теорию, что она также охватила проблемы здорового человека. Теория личности, разработанная Адлером, основана на нескольких основных понятиях.
По этой причине позицию Адлера можно обобщить по нескольким общим заголовкам:
- Фиктивный финализм;
- Стремление к совершенству;
- Чувство неполноценности и компенсации;
- Социальный интерес;
- Образ жизни;
- Творческий «Я».
В своем реферате я хочу рассмотреть такую проблему человеческой психологии как комплекс неполноценности, поскольку она довольно распространена в современном обществе. Я постараюсь рассмотреть его происхождение и влияние на человека на протяжении всей его жизни. Является ли этот комплекс врожденным или развивается со временем, в связи со специфическим поведением людей, окружающих человека, и с событиями, которые произошли с ним.
Биография Альфреда Адлера
Альфред Адлер родился на окраине Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского торговца из среднего класса. Хотя в детстве он страдал от многих серьезных заболеваний, включая рахит, Адлер боролся со своими физическими недостатками. По-видимому, аспекты его теории связаны с этим детским опытом, например подчеркивают важность общественных интересов и идею компенсации органической неполноценности.
В детстве Адлер несколько раз приближался к смерти. Его младший брат умер в общей постели, когда ему было три года. Позже он сам дважды был на грани смерти во время уличных происшествий. В возрасте пяти лет он заболел тяжелой пневмонией, поэтому семейный врач посчитал этот случай безнадежным; он был спасен другим доктором. Выздоровев, Адлер решил стать врачом.
В восемнадцать лет он поступил в Венский университет для изучения медицины. Он был глубоко заинтересован в социализме и участвовал во многих политических митингах. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, студентку из России, которая приехала в тот же университет.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, а затем в общей медицине. В связи с растущим интересом к нервной системе, ее функционированию и адаптации его сфера деятельности перешла к неврологии и психиатрии.
В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего круга, образованного вокруг Зигмунда Фрейда. Он был самым активным членом группы и пользовался большим уважением. Еще до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; ко времени этой встречи он уже публиковался в области социальной медицины и образования. Однако, хотя Адлер никогда не принимал концепцию либидо Эдипова комплекса, он был глубоко под влиянием психоаналитической теории; в частности, это касается представлений о важности взаимоотношений ребенка с матерью, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов и анализе снов. Хотя его взгляды на невроз уже начали сильно отличаться от фрейдистских, в 1910 году Фрейд предложил его в качестве первого президента Венского психоаналитического общества. К 1911 году теоретические различия стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества. Адлер отказался от президентства и покинул компанию вместе с еще девятью из ее 23 членов. Он основал собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в сфере подготовки учителей, поскольку он считал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры молодежи. Адлер и его помощники также организовали консультационные центры для детей в государственных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров. Он опубликовал много статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам в Европу и США. В 1928 году он читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и вернулся через год с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. В 1932 году он переехал в Соединенные Штаты и возглавил медицинскую психологию в Медицинском колледже Лонг-Айл. Адлер умер в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного турне по Европе.
Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова стала центром внимания психологов в 50-х годах, оказав значительное влияние на формирование гуманистической психологии и новый подход к проблеме личности.
Понятие комплекса неполноценности
Комплекс неполноценности — это термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, который вышел из чисто терминологического использования и стал повседневным понятием в речи современных граждан. Комплекс неполноценности является теоретическим понятием в индивидуальной психологии А. Адлера, означающим «. энергетический потенциал умственной деятельности, вызванный каждым человеком, испытывающим в раннем детстве чувство собственной недостаточности». «Это чувство заменяется бессознательным, и это делает его постоянно ненасыщенным, а стремление к положительному переживанию чувства компетентности стимулирует различные действия — в которых возможен реальный или воображаемый успех». В своих работах Адлер объясняет: Необходимо понимать, что слово « комплекс », которое мы используем в отношении неполноценности и превосходства, отражает, прежде всего, преувеличенное чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это устранит очевидный парадокс двух противоположных тенденций, которые существуют в одном и том же человеке, поскольку очевидно, что нормальное стремление к совершенству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, не должно быть места стремлению преуспеть и добиться успеха в нас. Поэтому ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства. Там же. То есть эти два свойства дополняют и взаимно опровергают друг друга: если вы стремитесь к совершенству, то вполне возможно, что это связано только с вашим комплексом неполноценности.
Истоки комплекса неполноценности
В самом начале своей карьеры, когда Адлер все еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию под названием «Исследование неполноценности органа и его психической компенсации». В этой работе он разработал теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему некоторые части тела подвержены большему риску поражения, чем другие. Он предположил, что у каждого человека одни органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям этих конкретных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека есть заболевание этого конкретного органа, которое было менее развито, менее успешно функционировало и, в целом, было «неполноценным» с рождения. Например, некоторые люди рождаются с сильной аллергией, которая может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать от частых бронхитов или инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Впоследствии Адлер заметил, что люди с серьезной органической слабостью или дефектом часто пытаются компенсировать эти недостатки с помощью тренировок и упражнений, что часто приводит к развитию выдающихся навыков или силы: «Почти во всех выдающихся людях мы находим дефект в каком-то органе кажется, что они очень сильно пострадали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности ». На ранних этапах своей карьеры Адлер выдвинул идею о неполноценности органов и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от боли, какая-то часть тела оказывается больной или болезненной? У одного проблемы с сердцем, у другого — легкие, у третьего — артрит.
В своей монографии об органической неполноценности, опубликованной в 1907 году, Адлер предположил, что у каждого человека есть определенные слабости — органы, которые особенно восприимчивы к болезням. Он также отметил, что «. органическая слабость может быть преодолена с помощью тяжелых тренировок и упражнений.» Фактически, слабый орган может быть развит до такой степени, что он станет самой важной силой человека. Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа Адлер расширил свои представления о неполноценности, включив в него любое чувство, возникающее из опыта социальной или психологической неудачи, в дополнение к переживаниям, связанным с физической слабостью и плохим здоровьем. В это время Адлер идентифицировал неполноценность с нем мужественностью или женственностью и назвал компенсацию «мужским протестом». Однако позже он подчинил эту точку зрения более общей, заключающейся в том, что чувство неполноценности возникает из-за чувства неполноценности или несовершенства в любой сфере жизни. Например, чувство неполноценности мотивирует ребенка стремиться к более высокому уровню развития. Достигнув этого уровня, ребенок снова испытывает чувство неполноценности, и движение вверх получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; это причина улучшения человека. Конечно, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, баловством или отказом ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные ненормальные явления, такие как комплекс неполноценности или компенсаторный комплекс превосходства. Но при нормальных обстоятельствах чувство неполноценности или неудачи является большой движущей силой. Другими словами, людей подталкивает желание преодолеть свою неполноценность и привести к стремлению к совершенству. «История и литература дают много примеров необычайных достижений, возникающих в результате усилий по преодолению недостаточности органов. Демосфен, заикающийся с детства, стал одним из самых выдающихся ораторов в мире. Вильма Рудольф, которая в детстве страдала физическим недугом, трижды завоевала золотую олимпийскую медаль по легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого в целом, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может привести к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но это также может привести к чрезмерно выраженному чувству неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приведут к желаемому результату. Конечно, идея о том, что тело пытается компенсировать свою слабость, не была чем-то новым. Врачи давно знают, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер отметил, что этот процесс компенсации происходит в ментальной сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органов, но и имеют «. субъективное чувство неполноценности, которое развивается из чувства собственного психологического или социальная импотенция ». То есть, изначально приписывая это чувство неполноценности телесному, Адлер выдвинул целую концепцию комплекса неполноценности, говоря не только о телесной неполноценности, но и о неполноценности, связанной с психикой человека. Адлер также пытался выяснить, когда именно у человека начинает развиваться тот или иной комплекс. Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Он объяснил это следующим образом: ребенок испытывает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен полагаться на своих родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокое чувство неполноценности по сравнению с другими людьми в семейной среде, более мощными и мощными. Появление этого раннего чувства неполноценности знаменует собой начало долгой борьбы за достижение превосходства над окружающей средой, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к совершенству является главной мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом, по словам Адлера, практически все, что делают люди, направлено на преодоление чувства неполноценности и усиление чувства превосходства.
Однако у некоторых людей чувство неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В результате возникает комплекс неполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости и неудачи. Адлер различает три типа страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отторжение родителями. Во-первых, у детей с какими-то врожденными физическими недостатками может развиться чувство психологической инвалидности. С другой стороны, дети, чьи родители чрезмерно их балуют, балуют их во всем, растут недостаточно уверенными в своих силах, потому что другие всегда все для них делают. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, поскольку они убеждены, что сами не способны преодолеть жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отторжение могут вызвать у них комплекс неполноценности по той причине, что отвергнутые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными другими людьми. Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждый из этих трех типов страдания в детстве может играть решающую роль в возникновении невроза во взрослом возрасте. Однако, независимо от обстоятельств, которые играют роль почвы для возникновения чувства неполноценности, индивид может получить гиперкомпенсацию в ответ на них и, таким образом, развить то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может быть убежден, что он умнее других, но в то же время он не считает необходимым демонстрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что он знает о кинозвездах. Другой считает, что он должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делает это при каждой возможности, раскрывая свою информацию всем, кто его слушает. Он может даже отклонить все другие темы, просто чтобы доказать, что он знает о кинозвездах больше, чем кто-либо другой. В любом случае принятие гиперкомпенсации — это преувеличение здорового желания преодолеть постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек с комплексом превосходства обычно выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Кажется, что этот человек не способен принять себя (то есть он имеет низкое мнение о себе); что он может почувствовать свою значимость только тогда, когда он «вкладывает в галошу» других.
Влияние комплекса неполноценности на личность человека, его характер и поведение
Как уже отмечалось, Адлер считал, что чувство неполноценности является источником всех человеческих стремлений к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова конечная цель, за которую мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Нужно ли просто избавляться от неполноценности? Или мы мотивированы желанием безжалостно доминировать над другими? А может нам нужен высокий статус? Находя ответы на эти вопросы, взгляды Адлера со временем заметно изменились. В своих ранних мыслях он выразил убеждение, что великая движущая сила, которая движет поведением человека, — не более чем агрессивность. Позже он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу «стремления к власти». Вместо этого он выдвинул более широкую позицию, согласно которой люди стремятся к совершенству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его беседе о конечной цели человеческой жизни было три разных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недостижимым.
Комплекс неполноценности — это глубокое глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными взглядами и поведением.
То есть этот комплекс действует на протяжении всей жизни и влияет на поведение человека в обществе, его характер. Часто люди с таким комплексом становятся замкнутыми или просто чувствуют себя некомфортно в обществе. Скорее всего, человек с таким косплексом напряжен на работе и вообще среди людей. Часто такие люди боятся высказывать свое мнение.
Адлер: «Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими чаяниями и целями, а прошлое указывает на природу неполноценности или неадекватности, которую мы пытаемся преодолеть.» Вот почему комплекс неполноценности интересует нас вначале больше, а комплекс превосходства интересует нас в его динамике и развитии. Более того, эти два комплекса естественно связаны между собой. Мы не должны удивляться, если в случае, когда мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытый комплекс превосходства. С другой стороны, если мы исследуем комплекс превосходства в динамике, каждый раз мы обнаруживаем более или менее скрытый комплекс неполноценности ».
Невроз, согласно концепции Адлера, основан на комплексе неполноценности — болезненном чувстве бесполезности, присущем в раннем детстве, которое невротик стремится победить посредством гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному доминированию над любимыми и в идеале над всеми людьми.
«Любой невроз, — пишет Адлер, — можно понимать как культурно ошибочную попытку избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».
Адлер писал: «Самая распространенная форма, в которой детское чувство неполноценности пытается избежать воздействия, — это создание компенсирующей надстройки, чтобы помочь восстановить стабильность и достичь совершенства в жизни. Человек борется здесь за свое признание, пытается завоевать его — человек, который постоянно стремится вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и достичь богоподобного господства над своим окружением или стремится уклониться от решения своих жизненных задач». То есть такой человек стремится быть лучшим всю свою жизнь, полагая, что таким образом он сможет скрыть свои недостатки. Но в принципе он не делает ничего особенно полезного.
Адлер: «Стремление к совершенству никогда не исчезает, и фактически оно формирует разум и психику человека. Как мы уже говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к совершенству — движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, переносящий весь материал, который он может найти.» Возьмем, к примеру, ленивых детей. Отсутствие активности, отсутствие интереса к чему-либо может создать у нас впечатление полного отсутствия движения. Но даже с ними мы обнаружим желание превзойти других, желание, которое заставит их сказать: «Если бы я не был таким ленивым, я мог бы стать президентом».
Их развитие и стремление, так сказать, относительны. Они имеют высокое мнение о себе и придерживаются идеи, что они могли бы многого добиться и принести большую пользу. Конечно, это ложь, выдумка, ясно, что человечество очень часто удовлетворяется изобретением. И это особенно актуально для людей, которым не хватает смелости: они довольно довольны фантазиями. Не чувствуя в себе особой силы, они всегда ходят вокруг, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу из битвы, у них возникает ощущение, что они сильнее и умнее, чем на самом деле.
Основываясь на реальных впечатлениях, в результате тенденциозно закрепленное и углубленное чувство неполноценности уже в детстве постоянно побуждает пациента направить свое стремление к цели, которая значительно превосходит любые человеческие измерения.
Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применяя механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и генералами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он постоянно пытается найти идеальный способ реализовать свою жизненную линию, в то время как он вначале находится вне негатива, а затем в собственной свободе. не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям.»
Адлер считал, что «. мы знаем детей, которые начали воровать из чувства превосходства. Они считают, что, обманывая, обманывая других и оставаясь незамеченными, они, таким образом, становятся богаче без особых проблем. Это же чувство очень ярко выражено среди преступников. которые считают себя героями.»
Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой, когда убийца считает себя героем — это его субъективная идея. Ему не хватает смелости, и он хочет все уладить так, чтобы избежать необходимости по-настоящему решать жизненные проблемы. Следовательно, преступление является результатом комплекса превосходства, а не проявлением фундаментальной и начальной порочности.
Мы наблюдаем подобные симптомы у невротических людей. Например, они страдают от бессонницы, и на следующий день им не хватает сил, чтобы справиться с требованиями бизнеса, которым они занимаются. Им кажется, что из-за бессонницы от них нельзя требовать безупречной работы, поскольку они не способны справиться с тем, что могли бы сделать. Они жалуются: «Ну, если бы я выспался, я бы тебе показал!»
Нечто подобное происходит с депрессивными людьми, которых мучает чувство тревоги. Беспокойство делает их тиранами. На самом деле они используют свое беспокойство, чтобы контролировать других: они всегда должны быть с ними, их должны сопровождать куда угодно, и так далее. Родственники вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.
Подавленные и больные люди всегда находятся в центре внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они постоянно жалуются, что чувствуют себя слабыми, худеют и так далее, но, несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей — факт, который не должен удивлять нас, поскольку в нашей культуре болезнь может дать определенную силу и силу. И если бы мы задавались вопросом, кто самые сильные люди в нашей культуре, было бы логично ответить — дети. Младенцы правят, оставаясь вне их контроля ».
Стиль жизни основан на наших усилиях по преодолению чувства неполноценности.
«Дети с физическими или умственными недостатками несут тяжелое бремя, и, скорее всего, они будут чувствовать себя неадекватно при встрече с жизнью. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Однако, если родители понимают и поддерживают их, они могут компенсировать неполноценность и превратить слабость в силу. Снова и снова Адлер говорил о порче порчи, которую он считал величайшим проклятием, доминирующим над ребенком. Испорченные дети не развивают социального чувства; они становятся деспотами, ожидая, пока общество адаптируется к их эгоцентрическим желаниям. Адлер считал таких людей потенциально наиболее опасными для общества. Отказ от ребенка также приводит к печальным последствиям. Чувствуя себя плохо в детстве, эти люди в зрелом возрасте становятся врагами общества. Их образ жизни определяется необходимостью мести. Эти три условия — органическая слабость, порча и отвержение — порождают ошибочное представление о мире и находят свое воплощение в патологическом образе жизни.
Адлер считал, что все дети испытывают чувство неполноценности из-за их физического размера и недостатка сил и способностей. Сильное чувство неполноценности может препятствовать позитивному росту и развитию. Но умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям.
«Он (ребенок) в раннем возрасте обнаружил, что есть еще один человек, существа, которые способны более полно удовлетворить свои потребности, лучше подготовлены к жизни . Он начинает переоценивать важность размера и роста, что делает его Можно открыть дверь, переместить тяжелую вещь или правильно отдать приказ и потребовать подчинения им. В душе есть желание расти, становиться таким же сильным или даже сильнее других.
Образ жизни, как компенсация за комплекс неполноценности
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация за чувства неполноценности, неуверенности, беспокойства и беспомощности во взрослом мире. Жизненные цели — в основном для защиты от чувства бессилия. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротическими преувеличениями, если чувство неполноценности слишком сильное.
Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет агрессивные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбиции, зависть, недоверие и т. д. Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они воспринимаются человеком как грани его целевой ориентации.
В зависимости от того, есть у человека этот комплекс или нет, у человека складывается определенный образ жизни, в котором ему наиболее удобно сосуществовать с другими людьми.
По словам Адлера, «люди пытаются компенсировать свою нехватку себя, развивая свой уникальный образ жизни, в котором они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или превосходство». Стиль жизни — это уникальный путь, выбранный каждым человеком для достижения своей жизненной цели. Это сочетание черт, поведения и привычек, которые вместе определяют уникальную картину существования человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, которые составляют структуру «Я». Чувство общности или общественного интереса — это своего рода стержень, который удерживает всю конструкцию образа жизни, определяет его содержание и направление.
Если чувства общности определяют направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценность и стремление к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства положительные, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.
Препятствия для индивидуального роста:
- органическая неполноценность;
- избалованность;
- отверженность.
Дети с болезнями или слабостями могут стать очень сосредоточенными на себе. Они отказываются взаимодействовать с другими из-за чувства неполноценности и успешно конкурировать с другими детьми.
Но те дети, которые преодолевают свои трудности, могут «компенсировать» свои первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени.
Испорченные («избалованные» дети) испытывают трудности в развитии чувства социальной заинтересованности и сотрудничества. Отсутствие уверенности в себе, их социальные интересы, как правило, очень слабы.
Отверженный (неполноценный) ребенок, никогда не знавший любви и сотрудничества в доме. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь других. Они развивают жестокость характера, зависть и враждебность.
Когда преобладает чувство неполноценности или когда социальный интерес недостаточно развит, люди начинают стремиться к личному превосходству. Накопление успеха, престижа становится важнее конкретного достижения.
Вывод:
Можно сделать вывод, что термин Адлер — «комплекс неполноценности» — приобрел особую популярность. Он является движущей силой в развитии личности. Адлер связал преодоление этого чувства с тенденцией к «стремлению к власти» (сродни ницшеанскому «стремлению к власти») и (намного позже) с установлением «стремления к общности». Неадекватная или извращенная компенсация неполноценности, по словам Адлера, приводит к неврозу. В будущем Адлер исправляет некоторые прежние установки, отказываясь от компенсации и ощущая неполноценность в статусе универсальных механизмов и источников развития личности. В заключение своей презентации общей идеи комплексов неполноценности и превосходства не могу не сказать несколько слов о них по отношению к нормальным людям. Как я уже сказал, у каждого человека есть чувство неполноценности. Это не психическое расстройство, а, напротив, стимулирует нормальные устремления и здоровое развитие. Но это чувство становится патологическим только тогда, когда у человека преобладает чувство неадекватности, а это тормозит его полезную деятельность, делает его подавленным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из способов избежать трудностей. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучше, чем он есть на самом деле, и этот ложный успех компенсирует чувство неполноценности, которое стало для него невыносимым.
У нормального человека нет тени комплекса превосходства. Конечно, он стремится превзойти других в том смысле, что мы не чужды амбиций и стремления к успеху, но пока это желание выражается в работе, оно не приводит к ложным оценкам, лежащим в основе психических расстройств.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник