Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
Есть люди, чье поведение злит или удивляет окружающих. Зачастую причиной такого явления считается не отсутствие хороших манер, а эмоциональные проблемы. Расстройства у взрослых людей требуют корректной диагностики и лечения. Чем раньше будет оказана помощь человеку, тем быстрее удастся избавиться от эмоциональных расстройств.
Что это такое?
Эмоциональные проблемы – это комплекс симптомов, к которым относят повышенную возбудимость, резкие смены настроения, отсутствие самоконтроля, раздражительность и беспричинную агрессию по отношению к окружающим. К эмоциональным проблемам также относят девиантное поведение, проявляющееся стремлением к аморальному образу жизни (проституция, воровство, злоупотребление алкоголем, наркотиками и прочее). Если человек не получает своевременную профессиональную помощь, личностные расстройства приводят к плачевным последствиям, объясняемым потерей самообладания.
Причины и провоцирующие факторы
Главной причиной эмоциональных проблем считается органическое поражение структур головного мозга.
А также:
- наследственность – если кто-то из близких кровных родственников человека страдал от поведенческих расстройств, риск возникновения аналогичных проблем повышается на 50%;
- инфекционное поражение головного мозга в анамнезе (энцефалит, менингит);
- перенесенные травмы головы;
- вредные привычки;
- эндокринные заболевания, к примеру, сахарный диабет;
- сложное детство, причиной которого стали психотравмирующие ситуации, спровоцированные родственниками;
- затяжной стресс;
- пережитое насилие.
Если есть влияние нескольких факторов одновременно, это значительно повышает вероятность развития эмоциональных проблем.
Характеристика
У эмоциональных проблем есть несколько ключевых характеристик. Каждый человек, имеющий подобные нарушения психики, испытывает негативные эмоции, проявляющиеся апатией, депрессией, беспричинной нервной возбудимостью и даже суицидальными мыслями. Враждебное отношение к окружающим людям – еще одна основная характеристика эмоциональных проблем. Человек неадекватно оценивает риски, и это объясняется его импульсивностью и неспособностью объективно оценивать окружающий мир. При затяжном расстройстве возникают суицидальные мысли и аутоагрессия – нанесение увечий самому себе.
К признакам относят:
- развитие во взрослом возрасте;
- человек не может контролировать свое поведение ни наедине с собой, ни в обществе;
- неадекватное поведение приводит к серьезным проблемам в отношениях с родственниками, коллегами, начальством и другими людьми из окружения.
Что относят к эмоциональным нарушениям
Эмоциональные проблемы с точки зрения психиатрии – это неадекватное восприятие человеком окружающих и ситуаций, происходящих в его жизни. Больной не может контролировать интенсивность выражения эмоций, из-за чего поведение оценивается окружающими как неадекватное и странное.
Нарушения эмоционального фона условно делят на 2 группы:
- Расстройства эмоций.
- Проблемы с адекватностью возникающих эмоций.
К расстройствам эмоционального восприятия относят:
- аффект – неконтролируемые эмоции, мешающие трезво оценивать окружающую обстановку;
- гипертимия – беспричинная радость, сопровождающаяся слишком выраженной мимикой;
- эйфория – возникает на фоне употребления алкоголя, наркотических веществ и проявляется нервной возбужденностью;
- гипотомия – проявляется упадком сил, депрессией, негативной оценкой окружающей обстановки;
- апатия – отсутствие интереса к чему-либо, игнорирование проблем;
- гнев – нервное возбуждение, перерастающее в неконтролируемую агрессию;
- отсутствие эмоций – эмоциональная холодность и отчужденность, провоцирующая сильным стрессом;
- фобии – навязчивый страх перед чем-либо;
- навязчивая идея – стремление любой ценой совершить какой-либо поступок;
- амбивалентность – одновременное переживание противоположных состояний (апатия+навязчивая идея, гипертимия+гипотомия).
- Нарушения адекватности эмоций проявляются следующими расстройствами:
- дисфория – сильный гнев, возникающий в ответ на незначительный раздражитель;
- амимия – отсутствие мимики («каменное» лицо);
- парамимия – мимика, несоответствующая переживаемым чувствами;
- гипермимия – быстро меняющаяся мимика.
Симптомы
Эмоциональные проблемы разнообразны. Но есть типичные для них симптомы, которые создают клиническую картину, необходимую для постановки пациенту диагноза. Так, поведением человека управляют только эмоции, на фоне чего теряется способность объективно оценивать жизненные ситуации. Все действия предпринимаются под влиянием сиюминутных желаний. Переменчивое настроение делает невозможным построение планов и выполнение обещаний, данных окружающим. Минимального раздражителя достаточно для того, чтобы спровоцировать у пациента бесконтрольную агрессию, нервное возбуждение и другие поведенческие расстройства. Человека часто посещают суицидальные и депрессивные мысли, что свидетельствует о затяжных эмоциональных проблемах.
На фоне симптоматики эмоциональных расстройств портится качество жизни. Это проявляется конфликтами с окружающими, невозможностью добросовестное выполнять служебные обязанности.
Диагностика
Диагностикой эмоциональных проблем занимается психиатр. Для постановки диагноза берется во внимание перечень типичных проявлений патологии:
- Неадекватность эмоций.
- Отсутствие самоконтроля.
- Поведенческие расстройства влияют на все сферы жизни.
- Возникли проблемы с социальной адаптацией.
- У пациента ранее были диагностированы органические поражения головного мозга.
- Человек пережил психологическую травму.
Если расстройства соответствуют минимум трем пунктам приведенного выше списка, психиатр диагностирует эмоциональные расстройства и разрабатывает индивидуальную схему терапии.
Лечение
Лечение эмоциональных расстройств включает:
- Прием медикаментов – назначается только врачом при органических поражениях мозга и выраженных психоэмоциональных отклонениях. Выбор медикаментов зависит от специфики расстройств. При апатии, депрессии и суицидальных наклонностях прописываются антидепрессанты. Прием транквилизаторов целесообразный при панических атаках, приступах неконтролируемой агрессии, навязчивых идеях. При повышенной возбудимости назначаются нейролептики.
- Психотерапия – базовый метод лечения. Программа коррекции психоэмоциональных проблем разрабатывается индивидуально с учетом причин поведенческих отклонений, состояния и анамнеза пациента.
Возможна госпитализация больного в стационар. К причинам такого решения относят заявление родственников пациента о необходимости его госпитализации в психиатрическую клинику. Подобная мера предусмотрена, если поведение больного угрожает здоровью и жизни окружающих.
Источник
Программа по коррекции эмоционального состояния подростков «Мой мир»
Осознание своих целей и желаний, затем — анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем — свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей — такая жизнь приносит радость, чувство осмысленности бытия. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. И основана эта ответственность на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.
Источник создания собственного образа мира — чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. Вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. [6]
В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним «Я» на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться. [6]
Осознание себя открывает перед ним возможности:
- узнать себя;
- оценить себя;
- изменить себя;
- принять себя.
Актуальность и главная цель программы — помочь раскрыть собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать методами арт-терапии. В чем может состоять их помощь? Открытие внутреннего мира, его уникальных свойств — это личная работа каждого. Только сам человек может до конца понять свое Я. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным «Я».
Основные арт-терапевтические методы, применяемые в программе: фототерапия и музыкотерапия.
Фототерапия связана с лечебно-коррекционным применением фотографии, опирающимся на психотерапевтические отношения. Рассматривание и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления. При этом, однако, фотография служит лишь инструментом психологического исследования, а контакт со специалистом и использование им различных приемов консультирования выступают необходимым условием и важным фактором психологических изменений.[8]
Фотография стимулирует различные воспоминания, задействует «визуальную память», которая преобладает в раннем детстве. Если в распоряжении подростка имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что способствует осознанию им своего поведения и источников своих проблем. [3]
Специалисты выделяют одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом [8]:
Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Эта функция становится особенно важной при депрессии, суицидальных настроениях подростка.
Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.
Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений».
Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной или иной группе, и это является основой для самоидентификации.
Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.
Смыслообразующая функция дает возможность подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.
Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных, «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.
Функция рефрейминга поможет не только реабилитировать свое Я, но и обогатить жизненный опыт. Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото, подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по-новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.
Удерживающая функция фотографии помогает отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.
Экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Рассматривая изображения, относящиеся к тематике своей проблемы, молодые люди освобождаются от тягостных переживаний.
Защитная функция фотографии — обеспечивает возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, столь важной при психологической работе с подростком.
Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния; оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. [4]
Музыкотерапия, как направление, решает задачи нормализации психоэмоционального состояния в регулятивном направлении (снятие нервно-психического напряжения, релаксация). Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения eго положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы. [4]
В качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:
- регуляция психоэмоционального состояния;
- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
- активизация творческих проявлений. [4]
В данной программе музыкотерапия применяется как интегративное средство, создающее общее терапевтическое пространство совместно с фототерапевтическими техниками.
Основной целью фототерапии и интегративной музыкотерапии в представленной программе, является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.
Принципы психолого-педагогического воздействия
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициронной. Напротив, через оптимизацию условий развития и доставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития подростка и утверждения его «самости». В программе учитывается принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей участника, через создание условий для проецирования личных глубинных образов и отражения истинных чувств и переживаний.
Принцип комплексности методов психологического воздействия программы заключается в использовании наиболее близких и подходящих друг другу арт-терапевтических техник, которые дополняют друг друга, и помогают участнику глубже прочувствовать, заглянуть в свой внутренний мир. [2]
Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. В процессе занятий участник учится входить в свой внутренний мир и общаться с ним через зрительные образы, закрепляя это состояние с помощью визуализации. Психологом дается установка сохранить образы, вызвавшие наибольшие положительные эмоции, и использовать их для коррекции своего эмоционального состояния в дальнейшем.[2]
Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые задания и упражнения, предъявляемый материал подобраны таким образом, чтобы создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.
Программа выстраивает индивидуальную модель коррекции, которая включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития подростка, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека. [2]
Ожидаемый эффект от использования программы
Коррекционная работа по программе направлена на качественное преобразование устойчивости эмоционального состояния, а также на развитие коммуникативных и адаптивных способностей подростка.
Диагностический инструмент для определения эффективности работы по программе: проективные цвето-диагностики эмоционального состояния Люшера и эмоционального статуса личности Дорофеева.
Цель программы: стабилизация психо-эмоционального состояния подростка.
Задачи:
- Регуляция психоэмоционального состояния;
- Снятие эмоционального напряжения.
- Улучшение самочувствия.
Оборудование, материалы: электронная рамка с набором фотографий и специально подобранным музыкальным рядом.
Курс рассчитан на 12 индивидуальных занятий с подростком. Время занятия 20-30 минут. Во время занятия для просмотра на электронной фото-рамке предлагается набор фотографий, соответствующий теме занятия (фотографии природы, пейзажей, природных явлений). Время смены кадра — 5 секунд, достаточное для того, чтобы рассмотреть изображение и не снизить интереса к видеоряду. Во время просмотра звучит спокойная, приятная музыка (классическая, инструментальная, звуки природы).
Часть 1. Беседа с подростком о релаксации. Релаксация — как способ снятия напряжения, улучшения настроения.
Часть 2. Просмотр подростком под музыку видеоряда, без разговоров и комментариев. Время просмотра 10-15 минут.
Часть 3. Выбор фотографии, которая наиболее понравилась и запомнилась. Рефлексивная беседа с подростком об этом месте, о его ощущениях чувствах, о его желаниях, о возможности мысленно возвращаться в это место, когда захочется расслабиться и отдохнуть.
После занятия педагог сохраняет копию выбранной фотографии в отдельной папке в компьютере для заключительного занятия, а также для диагностики и наблюдения за эмоциональным состоянием воспитанника.
На заключительном занятии, на фото-рамке просматриваются только выбранные подростком во время предыдущих занятий фотографии. Проводится беседа о мире вокруг нас, который мы выбираем сами; насколько этот образ мира зависит от наших чувств и переживаний, и наоборот. Подростку предлагается изменить этот «мир», если что-то в нем не устраивает (заменить фотографии). Если этот «мир» принимается полностью, то запомнить его, унести с собой в своих мыслях, чтобы возвращаться в него, когда в этом есть необходимость.
Источник