ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА
методическая разработка (1 класс) на тему
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов — психологов. Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_avtosohranennyy.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Алчевская средняя образовательная школа № 7»
Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 7»
_______________ Афанасьева Н. В.
«_____» _____________ 2016 г
ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ
И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР
УЧАЩЕГОСЯ 1- го КЛАССА
Составитель рабочей программы:
Доля Александра Евгеньевна
специалист ІІ категории
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов — психологов.
Программы взяты из:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
- Библиотека материалов для работников школы «Педпортал», интернет-ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka
Индивидуальная программа по коррекции и развитию эмоциональной и поведенческой сфер представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
— содержание тем занятий;
— календарно – тематическое планирование;
— перечень методического обеспечения
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение
Эмоциональные нарушения — устойчивые эмоциональные состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство, раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, М., 1990 )
Из эмоциональных нарушений у детей, в которых наблюдается преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их поведенческих реакций выделяем тревожно — фобические и агрессивные нарушения.
Тревожно — фобические нарушения – устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, связанные с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей конкретной или неопределённой опасности, которое сопровождается чувством неуверенности и беспомощности (слабое «Я»), дезорганизует поведение и деятельности.
Агрессивные нарушения – устойчивый набор антисоциальных действий, отличающийся деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределённой опасности.
Органическое поражение центральной нервной системы означает, что головной мозг человека неполноценен. Врачи утверждают, что первую стадию этого заболевания можно обнаружить у 99% людей. Эта стадия не имеет признаков и не нуждается в лечении.
Диагностика Органическими поражениями центральной нервной системы занимаются психиатры и неврологи. Они назначают детям лекарственные препараты для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений.
Кроме этого детям необходимы: массаж физиотерапевтическое лечение, улучшающее мозговое кровообращение, снижающее мышечный спазм занятия с психологом и дефектологом.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.
В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет 2 функции.
Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.
Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобщении к труду.
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задачи;
3) учебные действия;
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере.
Дети с органическим поражением головного мозга, имея общую симптоматологию, обладают различными чертами психики, которые отличают их друг от друга. Основной дефект, присущий всем им, — недоразвитие сложных форм познавательной деятельности – выступает на фоне всевозможных других отклонений в развитии психики, вызванных неодинаковым характером нервно-мозговых поражений. В связи с этим, из можно разделить на две группы.
К первой группе относятся практически здоровые дети. Однако их психическое развитие проходит на дефектной основе, образовавшейся в результате ранее перенесенного нервно-мозгового заболевания. Ученик, для которого разрабатывалась эта коррекционная программа, относится к этой (первой) группе.
Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий:
В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), можно выделить следующие методические средства для коррекции:
— игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка;
— сказкотерапия . Произведения детских писателей и поэтов, фольклор являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему;
— психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения;
— изотерапия . Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.
Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.
Для достижения целей будут решаться следующие задачи:
— создать положительный эмоциональный фон;
— повысить самооценку и уровень;
— способствовать формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
— способствовать изменению негативных стереотипов поведения;
— формировать доброжелательные межличностные отношения;
— способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений;
— способствовать растормаживанию речевой функции.
Структура коррекционной программы включает в себя:
— первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка;
— направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний;
— рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребенка;
— заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
По окончании занятий ребенок должен:
знать:
— способы саморегуляции, доступные его возрасту;
— регулировать свои поведенческие реакции;
— свободно выражать свои чувства и переживания,
— сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
— владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
— владеть навыками конструктивного общения.
Длительность программы : данная программа состоит из 32 занятий (по 1 ч. 1 раз в неделю).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Источник
Программа коррекции ЭВС
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекции ЭВС | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
на педагогическом совете
протокол от 31.08.18 № 17
приказом директора школы
по развитию эмоционально-волевой сферы
Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна
Рабочая программа развития эмоционально – волевой сферы младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».
Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников.
Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.
Волевое действие школьника развивается в том случае, если :
— цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
— эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
— деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
— ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
— внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения — 1 час в неделю (34 часа).
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Основные задачи программы:
- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
- коррекция настроения и негативных черт характера;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
- формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел — Самопознание «Какой «Я»? . Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Третий раздел — Позитивное общение «Мой язык общения» — одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
При реализации программы используются следующие формы и методы работы:
- беседа,
- психогимнастика,
- упражнения на развитие мелкой моторики,
- ролевая игра,
- арт-терапевтические техники (Мозартика, мандала),
- сказкотерапия,
- дискуссия,
- релаксационные методы,
- когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).
Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.
Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 35 — 40 минут.
1.- Ритуал приветствия и разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. — Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3.- Заключительная часть
Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки:
повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
улучшение социально-психологического климата класса;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);
-рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Источник