Индивидные свойства личности по ананьеву это темперамент

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

9.Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

“Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

«Индивидом рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).

Потребности – если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) – они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол – предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

10. Человек как индивид в системе биогенеза. Темперамент как индивидная характеристика

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в ис­следовании развития человека:

— на уровне индивида: био­генез — эволюционное, природное развитие;

— на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Точки зрения на роль биологических закономерностей в истории человечества

1) естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей си­лой эволюции. — по существу, социал-дарвинизм, «биологизаторство».

2) влияние биологической эволюции с началом развития челове­ческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция логически долж­на привести к отрицанию законов развития природы в естественно-историческом процессе человечества. — обратная т.з., «социологизаторство».

3) историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биоло­гического и социального в развитии личности. В со­ответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологи­ческой эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функ­циональные органы»

ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

Читайте также:  Порча или депрессия как определить

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.

Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно «энергоемкие» характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе,, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

11. Человек как личность в системе социогенеза. Социально-исторический образ жизни.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие человек;

— на уровне личности: социогенез — развитие человека как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория «социально-исторический образ жизни». Категория «социально-исторический образ жизни», как и связанные с этой категорией представления о «социальной ситуации развития», во-первых, дает возможность снять оппозицию «личность-общество» и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат – координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

Читайте также:  Постоянно чувствую кислый запах

1. «Социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия.

Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как «исторических стилей», к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры.

Источник

Вопрос №11. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Три важных вопроса об индивидных свойствах:

1) Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе. Практически не ставится в психологии личности и психологии индивидуальных различий. Идея Алексеева о рассеивающем отборе в условиях жизни человека в обществе, о поддержании вариативности объясняет столь широкий разброс индивидных свойств современного человека, возможность вариативности оби эволюционный смысл различных задатков, темперамента, особенностей телосложения (суть идеи Алексеева – отбор действует многонаправленно, причем не последовательно, как у животных, а одномоментно, в каждую единицу времени; отбор закрепляет каждую отклоняющуюся вариацию, у каких-то из них м.б. преимущество, но все же отбор ослаблен, он не формообразующая сила, а выступает в стабилизирующей, рассеивающей форме).

2) Что представляют собой индивидные свойства человека, на какие классы делятся в современной психологии.

3) Вопрос о месте индивидных свойств человека в организации личности и её развитии.

К вопросу 3: см. вопрос о структуре личности (№9). Стратегии изучения личности. В них всех проявляется общая тенденция размещать «индивидные» свойства человека в основе организации личности, характеризовать их как базовый или базальный уровень организации человека, над которым воздвигается архитектурная постройка личности. Эта иерархическая модель организации личности (например, пирамида Маслоу, уровни «мотивационных факторов» Гилфорда, Обуховский (подсистема программирующих свойств личности и подсистема базальных свойств личности)) привела к разрыву между общей психологией личности и дифференциальной психофизиологией. + она влечет за собой либо абсолютизацию «первичных» базальных свойств в организации и динамике развития личности, либо их игнорирование при исследовании «верхних» социальных уровней организации личности.

Читайте также:  Зашел пожелать хорошего настроения

На самом же деле индивидные свойства располагаются не под социальными качествами личности, на над ними, а в конкретной совместной деятельности, вносят свой вклад в развитие личности в системе общественных отношений, в эволюционно-исторический процесс в целом. Они могут выступать как предпосылки совместной деятельности, как ее психофизиологические реализаторы и как средства (личность выбирает разные по сложности классы задач) (Ломов).

Индивидные свойства изучаются дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психосоматикой, а также, напр., геронтологией (наука о старении).

Индивидные свойства подразделяются на 2 широких класса(см. схему в Асмолове на стр. 194):

Ø Класс возрастно-половых свойств:

o Возрастные стадии онтогенетической эволюции человека;

o Онтогенез полового диморфизма;

Ø Класс индивидуально-типических свойств:

§ Конституционные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида)

§ Нейродинамические свойства человека;

§ Особенности индивида, связаны с функциональной геометрией БПШ.

В школе Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки. Первичные индивидуально-типические свойства характеризуют иногда в широком смысле слова как нейродинамические индивидные свойства (много исследовались Тепловым и Небылициным). Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относят к психодинамическим свойствам человека. С психодинамическими свойствами в более узком значении связывают характеристики только темперамента.

Что касается возрастных изменений, то тут вопросы биологического возраста и процессов созревания (идеи ЛСВ, но пока этому уделяется мало внимания), сензитивные периоды, что можно будет потом связать с периодизациями развития личности.

Особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1. Эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Так, например, как отмечает Мерлин, темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека. Если это не учитывать, то в итоге создаются типологии личности на основе индивидных свойств (Кречмер, Шелдон, Айзенк и т.д.) + могут возникнуть иллюзорные надежды, что можно управлять поведением личности с помощью воздействий биологического характера. Нужно изчать индивидные свойства не сами по себе, ибо они так безличны, а исследовать их преобразования, претерпевание ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

2. Индивидные свойства (тип НС, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения (помешает или нет челу быть оратором дефект речи зависит от его отношения к этому).

3. Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Вследствие этого перехода у чела возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своими собственными телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности. Напр., образ собственной болезни возникает при общении с врачом. Своими индивидными свойствами можно научиться управлять (напр., БОС), но в реальных жизненных ситуациях многие из них выступают как автономно регулирующиеся системы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.

4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств», с помощью которых человек и корректирует свои индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям (Мерлин, Климов).

Источник

Оцените статью